г. Челябинск |
|
30 декабря 2019 г. |
Дело N А47-11353/2019 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Ивановой Н.А., рассмотрел без вызова сторон в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Российские железные дороги" в лице Южно-Уральской региональной дирекции железнодорожных вокзалов на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 22.12.2019 по делу N А47-11353/2019.
Открытое акционерное общество "РЖД" в лице Южно-Уральской региональной дирекции железнодорожных вокзалов структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО "РЖД" (далее - заявитель, общество, ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - административный орган, Управление) N ОР 40-06/19 от 29.07.2019.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 22.12.2019 (резолютивная часть решения объявлена 09.10.2019) в удовлетворении требований отказано.
ОАО "РЖД" (далее также - податель жалобы) не согласилось с вынесенным решением и обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ОАО "РЖД" указывает, что все возможные меры для обеспечения транспортной безопасности на вокзале г. Оренбурга предприняты.
Кроме того, в данном случае имеются основания для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, поскольку совершенное правонарушение является малозначительным.
К дате судебного заседания в суд апелляционной инстанции заинтересованным лицом представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором он указал, что решение суда является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам. Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о принятии апелляционной жалобы к производству суда апелляционной инстанции.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на неё, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Оренбургской транспортной прокуратурой в период с 04.07.2019 по 10.07.2019 проведена проверка исполнения Обществом требований законодательства о транспортной безопасности на железнодорожном вокзале Оренбург Южно-Уральской региональной дирекции железнодорожных вокзалов - структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО "РЖД" (далее - вокзал Оренбург), в ходе, которой выявлены нарушения требований, установленных федеральным законодательством на объектах транспортной инфраструктуры (далее - ОТИ).
По результатам проверки, составлен акт от 10.07.2019, в котором указано, что общество допущены нарушения Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе, требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2017 N495 (л.д.95-96).
Так в ходе проверки Оренбургской транспортной прокуратурой в деятельности ОАО "РЖД" были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации в сфере транспортной безопасности, а именно:
1. В нарушение подпункта 32 пункта 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе, требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2017 N 495, на ОТИ вокзал Оренбург не организован пропускной и внутриобъектовый режим в соответствии, с организационно-распорядительными документами субъект транспортной инфраструктуры - ОАО "РЖД", направленными на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ;
2. В нарушение подпункта 40 пункта 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе, требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2017 N 495, на контрольно-пропускных пунктах и постах на границах зоны безопасности ОТИ - вокзал Оренбург- не обнаруживаются предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону транспортной безопасности ОТИ;
3. В нарушение подпункта 1 пункта 9 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе, требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2017 N 495, ОТИ - вокзал Оренбург, не оснащен техническими средствами и инженерными сооружениями обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими:
видеоидентификацию объектов видео наблюдения при их перемещении через контрольно-пропускные пункты (посты) на границах зоны транспортной безопасности и ее части, а также на критических элементах ОТИ (на железнодорожном вокзале);
видеораспознавание в перевозочном секторе зоны транспортной безопасности, а также на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры;
видеообнаружение в секторе свободного доступа зоны транспортной безопасности и технологическом секторе зоны транспортной безопасности;
видеомониторинг по периметру зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры;
передачу данных с системы видеонаблюдения в соответствии с порядком передачи данных в режиме реального времени;
хранение в электронном виде данных с технических средств обеспечения транспортной безопасности, обладающих для этого необходимыми конструктивными особенностями, в течение не менее 30 суток;
выявление нарушителя в режиме реального времени на всем периметре внешних границ зоны транспортной безопасности и на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры;
возможность интеграции технических средств обеспечения транспортной безопасности с другими системами безопасности и инженерными сооружениями обеспечения транспортной безопасности;
- документирование с помощью технических средств обеспечения транспортной безопасности перемещения персонала и посетителей через границы перевозочного сектора зоны транспортной безопасности и технологического сектора зоны транспортной безопасности, на критические элементы ОТИ, а также передачу данных о лицах, пропущенных в перевозочный сектор зоны транспортной безопасности и технологический сектор зоны транспортной безопасности или на критические элементы объекта транспортной инфраструктуры, в соответствии с порядком передачи данных в режиме реального времени;
4. В нарушение подпункта 2 пункта 9 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе, требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2017 N 495, на ОТИ - вокзал Оренбург не обеспечено воспрепятствование проникновении в зонутранспортной безопасности ОТИ нарушителя, пытающегося совершить акт незаконного вмешательства;
5. В нарушение подпункта 10 пункта 9 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе, требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2017 N 495, на ОТИ - вокзал Оренбург не обеспечено выявление нарушителей, совершение или подготовка к совершению актов незаконного вмешательства на периметре границ зоны транспортной безопасности ОТИ.
По состоянию на 09.07.2019 требования пункта 5 и пункта 9 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе, требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2017 N 495, ОАО "РЖД" не исполнены, что подтверждается результатами, проведенного 05.06.2019 оперативными сотрудниками Управления ФСБ России по Оренбургской области, мероприятия по проверке антитеррористической и противодиверсионной защищенности ОТИ -вокзал Оренбург, в ходе которого, в зону транспортной безопасности вокзала была осуществлена закладка сертифицированного муляжа самодельного взрывного устройства ("тест-предмета") на береговой пассажирской платформе у пути N° 1, между торговой палаткой ИП Катасонова Т.Н. и зданием билетных касс АО "Федеральная пассажирская компания". Указанный "тест-предмет" обнаружен не был, работники вокзала Оренбург в течение длительного времени произведенную закладку не обнаружили. В результате мероприятия указанный ОТИ был "условно уничтожен". Складывающееся положение дел свидетельствует о незащищенности ОТИ -вокзал Оренбург- от актов незаконного вмешательства.
Неисполнение требований федерального законодательства о
транспортной безопасности при эксплуатации объекта транспортной инфраструктуры - железнодорожного вокзала Оренбург - создает реальную угрозу безопасной деятельности транспортного комплекса, возможному причинению вреда жизни и здоровью людей и может привести к необратимым последствиям
Оренбургской транспортной прокуратурой в отношении юридического липа - ОАО "РЖД", 12.07.2019 возбуждено дело об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ, заключающееся в неисполнении требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенное по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния (л.д.87-93).
Усмотрев в действиях общества состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ, государственный транспортный инспектор 29.07.2019 вынес постановление по делу об административном правонарушении N ОР 40-06/19 о привлечении общества к административной ответственности и назначении ему административного наказания в виде наложения штрафа в размере 90 000 руб. (л.д.8-14).
О времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении на указанную дату общество извещено определением о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от 19.07.2019 (л.д.123-126).
Не согласившись с принятым постановлением административного органа, ОАО "РЖД" обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении требований ОАО "РЖД", суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях общества состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ, а также вины в совершении указанного правонарушения.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции, сделанные по существу спора, верными, основанными на нормах действующего законодательства и представленных в материалы дела доказательствах.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 11.15.1 КоАП предусмотрена административная ответственность за Неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.
Объектом указанного правонарушения являются общественные отношения в сфере обеспечения и соблюдения транспортной безопасности.
Объективной стороной административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ, является неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Субъектами правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ, являются как должностные, так и юридические лица.
Требования по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств предусмотрены Федеральным законом от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Федеральный закон N 16-ФЗ, Закон о транспортной безопасности).
В силу части 1 статьи 4 Федерального закона N 16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона N 16-ФЗ транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства (пункт 10). Категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств - это отнесение их к определенным категориям с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий (пункт 2).
Под субъектами транспортной инфраструктуры понимаются юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании (пункт 9 статьи 1 Федерального закона N 16-ФЗ).
В соответствии с пунктом 5 части 1 Федерального закона N 16-ФЗ объекты транспортной инфраструктуры - технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты системы связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование.
Согласно пункту 4 статьи 3 Федерального закона N 16-ФЗ, одним из основных принципов обеспечения транспортной безопасности является - непрерывность мер по обеспечению транспортной безопасности.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона N 16-ФЗ, требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 Федерального закона N 16-ФЗ, для различных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политике и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры.
В соответствии с положениями пункта 8 статьи 12.2 Федерального закона N 16-ФЗ, технические средства обеспечения транспортной безопасности (системы и средства сигнализации, контроля доступа, досмотра, видеонаблюдения, аудио- и видеозаписи, связи, оповещения, сбора, обработки, приема и передачи информации, предназначенные для использования на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах в целях обеспечения транспортной безопасности) подлежат обязательной сертификации.
Требования к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и порядок их сертификации определяются Правительством Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 26.09.2016 N 969 "Об утверждении требований к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и Правил обязательной сертификации технических средств ОТБ").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2017 N 495 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта (далее - Требования N 495).
Требования N 495 применяются в отношении объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, эксплуатируемых на территории РФ и отнесенных в соответствии с Законом N 16-ФЗ к объектам транспортной инфраструктуры и транспортным средствам, подлежащим категорированию.
В соответствии с пунктом 4 Требований N 495 настоящий документ является обязательным для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона N 16-ФЗ и подпункта 6 пункта 5 Требований N 495, субъекты транспортной инфраструктуры, в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры (далее - ОТИ), к которым также относится вокзал Оренбург, обязаны разработать и представить на утверждение в ФАЖТ план обеспечения транспортной безопасности ОТИ.
Такой План обеспечения транспортной безопасности ОТИ разработан и утвержден в ФАЖТ - уполномоченным органом в сфере транспортной безопасности -14.11.2014.
Указанный План обеспечения транспортной безопасности является для ОАО "РЖД" и его структурных подразделений основным руководящим документом и руководством к исполнению предусмотренных федеральным законодательством Требований.
Реализация Планов обеспечения транспортной безопасности ОТИ осуществляется субъектами транспортной инфраструктуры или перевозчиками (часть 4 статьи 9 Федерального закона N 16-ФЗ).
В соответствии с подпунктом 18 пункта 5 Требований N 495, субъект транспортной инфраструктуры (ОАО "РЖД") обязан обеспечивать внесение изменений в Планы обеспечения транспортной безопасности ОСИ, в том числе, по результатам проведенной дополнительной оценки уязвимости ОТИ и их представление на утверждение в ФАЖТ в течение 3 месяцев со дня утверждения результатов проведенной дополнительной оценки уязвимости ОТИ".
Дополнительная оценка уязвимости ОТИ вокзал Оренбург проведена, и ее результаты утверждены в ФАЖТ - 29.08.2018.
До настоящего времени, сведения о предоставлении ОАО "РЖД" на утверждение в ФАЖТ изменений в План обеспечения транспортной безопасности ОТИ вокзал Оренбург, не поступили.
В соответствии с подпунктом 32 пункта 5 Требований N 495, субъекты транспортной инфраструктуры обязаны организовать пропускной и внутриобъектовый режимы на ОТИ в соответствии с организационно-распорядительными документами ОАО "РЖД", направленными на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности.
Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона N 16-ФЗ, "Зона транспортной безопасности" - объект транспортной инфраструктуры, его часть (наземная, подземная, воздушная, надводная), транспортное средство, его часть, для которых в соответствии с требованиями по обеспечению транспортной безопасности устанавливается особый режим прохода (проезда) физических лиц..(транспортных средств) и проноса (провоза) грузов, багажа, ручной клади, личных вещей либо перемещения животных.
Для осуществления указанного положения на ОТИ - вокзал Оренбург и контроля за исполнением гражданами установленного порядка пропуска, начальником ЮУрРДЖВ утверждено в мае 2018 года "Положение об организации пропускного и внутриобъектового режима на ОТИ ЮУрРДЖВ - структурного подразделения Дирекций ЖДВ - филиала ОАО "РЖД", то есть порядок допуска физических лиц и транспортных средств в зону транспортной безопасности в целях обеспечения транспортной безопасности ОТИ и ТС.
В соответствии с положениями федерального законодательства и утвержденными 29.08.2018 результатами ДОУ, для осуществления указанного пропускного режима на ОТИ вокзал Оренбург должны быть установлены Контрольно-пропускные пункты (далее - КПП), оборудованные соответствующими техническими средствами обеспечения транспортной безопасности и укомплектованные персоналом подразделения сил обеспечения транспортной безопасности, обученным и аттестованным для работы на установленных технических средствах, исполняющим свои обязанности согласно положений приказа Минтранса от 23.07.2015 N 227.
Неконтролируемый проход и проезд на территорию ОТИ - вокзал Оренбург помимо установленных КПП, или с несоблюдением установленных правил прохода (проезда) законодательством запрещен.
Как установлено в ходе проверки на территорию ОТИ вокзал Оренбург вход свободный, указанные КПП на вокзале Оренбург отсутствуют, соответственно, пропускной режим не организован и ОАО "РЖД" не осуществляется.
Отсутствие на ОТИ пропускного и внутриобъектового режима существенно влияет на уровень и состояние защищенности объекта транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства.
В соответствии с подпунктом 40 пункта 5 Требований N 495, субъект транспортной инфраструктуры обязан, обнаруживать на КПП и постах на границах зоны транспортной безопасности ОТИ и (или) ее части предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения, не допускать их перевозки, а также перемещения в зону транспортной безопасности ОТИ, за исключением случаев, предусмотренных Требованиями и правилами проведения досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра.
Как усматривается из материалов дела, ввиду отсутствия КПП и постов, а также персонала подразделений транспортной безопасности для осуществления функций но контролируемому пропуску физических лиц на территорию ОТИ, данный пункт Требований, не исполняется, что подтверждается результатами проведенного 05.06.2019 оперативными сотрудниками Управления ФСБ России по Оренбургской области, мероприятия по проверке антитеррористической и противодиверсионной защищенности ОТИ - вокзал Оренбург
В соответствии с подпунктом 1 пункта 9 Требований N 495, субъект транспортной инфраструктуры обязан; оснастить объект транспортной инфраструктуры техническими средствами и инженерными сооружениями обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими:
видеоидентификацию объектов видеонаблюдения при их перемещении через контрольно-пропускные пункты (посты) на границах зоны транспортной безопасности и ее части, а также на критических элементах ОТИ (на железнодорожном вокзале);
видеораспознавание в перевозочном секторе зоны транспортной безопасности, а также на критических элементах ОТИ;
видеообнаружение в секторе свободного доступа зоны транспортной безопасности и технологическом секторе зоны транспорт ной безопасности;
видеомониторинг по периметру зоны транспортной безопасности ОТИ;
передачу данных с системы видеонаблюдения в соответствии с порядком передачи данных в режиме реального времени;
хранение в электронном виде данных с технических средств обеспечения ТБ, и течение не менее 30 суток;
выявление нарушителя в режиме реального времени на всем периметре внешних границ зоны транспортной безопасности и на критических элементах ОТИ;
возможность интеграции технических средств обеспечения ТБ с другими системами безопасности и инженерными сооружениями обеспечения транспортной безопасности;
документирование с помощью технических средств обеспечения ТБ перемещения персонала и посетителей через границы перевозочного сектора зоны ТБ и технологического сектора зоны ТБ, на критические элементы ОТИ, а также передачу данных о лицах, пропущенных в перевозочный сектор зоны ТБ и технологический сектор зоны ТБ или на критические элементы ОТИ, а соответствии с порядком передачи данных в режиме реального времени;
определение соответствия постоянного пропуска предъявителя с применением биометрических устройств на КПП. постах на границах, перевозочного сектора зоны ТБ, технологического сектора зоны ТБ и критических элементов ОТИ в соответствии с порядком допуска физических лиц, находящихся при них вещей, автотранспортных средств, самоходных машин, механизмов и перемещаемых грузов в зону транспортной безопасности и ее части.
В методических рекомендациях к утвержденным 29.08.2018 результатами дополнительной оценки уязвимости ОТИ - вокзал Оренбург, количество и места расположения КПП установлены, а также определен перечень технических средств и инженерных сооружений обеспечения транспортной безопасности для обеспечения деятельности данных КПП.
В ходе проверки установлено, что ОТИ - вокзал Оренбург техническими средствами и инженерными сооружениями обеспечения транспортной безопасности, указанными в подпункте 1 пункта 9 Требований не оснащен. Документы о наличии указанных технических средств и факта ввода их в эксплуатацию не представлены.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 9 Требований N 495, субъект транспортной инфраструктуры, в целях обеспечения транспортной безопасности ОТИ, обязан воспрепятствовать проникновению в зону транспортной безопасности и на критические элементы объекта транспортной инфраструктуры нарушителя, пытающегося совершить акт незаконного вмешательства.
В связи с отсутствием на ОТИ внутриобъектового и пропускного режима данное требование федерального законодательства не исполняется. Объект от вероятного совершения Актов незаконною вмешательства не защищен.
В целях обеспечения минимизации вероятности совершения АНВ и наступления возможных тяжких последствии от совершения актов незаконного вмешательства федеральным законодательством предусмотрено организация выявления силами обеспечения транспортной безопасности ОТИ нарушителей, совершение или подготовку к совершению актов незаконного вмешательства на периметре границ зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (подпункт 10 пункта 9 Требований N 495).
Как установлено материалами дела, по состоянию на 09.07.2019 границы зоны транспортной безопасности ОТИ - вокзал Оренбург на местности не обозначены, КПП не созданы, силы обеспечения транспортной безопасности в виде подразделений ТБ, способные выявлять нарушителей, совершение или подготовку к совершению АНВ на периметре границ зоны ТБ ОТИ не сформированы (не привлечены), что также подтверждается результатами проведенного 05.06.2019 сотрудниками УФСБ по Оренбургской области оперативного эксперимента по проверке антитеррористической защищенности объекта. Требования федерального законодательства ОАО "РЖД" не исполняются.
В соответствие с подпунктом 7 пункта 5 Требований N 495, субъекты транспортной инфраструктуры, в целях обеспечения транспортной безопасности ОТИ, обязаны реализовать план ОТБ ОТИ поэтапно, в предусмотренные этим планом сроки для ОТИ 2 категории - в течение 2 лет со дня включения в Реестр ОТИ. Дата внесения ОТИ - вокзал Оренбург в Реестр категорированных объектов - 20.04.2011.
Установленные законодательством сроки исполнения истекли. Требования не исполнены. Документов подтверждающих исполнение законодательства в прокуратуру и административный орган не представлено.
Все перечисленные нарушения являются неисполнением Требований N 495, установленных федеральным законодательством о транспортной безопасности и допущены при эксплуатации объекта транспортной инфраструктуры -железнодорожного вокзала Оренбург, являющегося ключевым (узловым) объектом на пути следования из Средней Азии, что создает реальную угрозу безопасной деятельности транспортного комплекса, возможному причинению вреда жизни и здоровью людей, привести к необратимым последствиям и не согласуется с принципами противодействия терроризму, поскольку создает такие условия, при которых может быть затруднена минимизация и ликвидация последствий проявления терроризма.
Не исполняя в полном объеме и в установленные законом сроки Требования по обеспечению транспортной безопасности, ОАО "РЖД" способствует созданию условий для совершения актов незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о доказанности в действиях заявителя события административного нарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ.
Согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина общества административным органом исследована, соответствующие выводы отражены в постановлении.
Вина заявителя выразилась в непринятии всех зависящих мер по соблюдению требований законодательства Российской Федерации в сфере транспортной безопасности. Доказательств того, что обществом были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, не представлено. У юридического лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Документов, подтверждающих наличие у общества объективных препятствий для исполнения законодательства о транспортной безопасности, в материалы дела не представлено.
Таким образом, в действиях заявителя доказано наличие состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено. Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, за совершение указанного выше правонарушения на момент вынесения оспариваемого постановления не истек.
Обществу назначено наказание в размере 90 000 руб. ввиду наличия отягчающих обстоятельств, а именно длительное систематическое непрекращающееся неисполнение ОАО "РЖД" требований, установленных федеральным законодательством.
Оснований для переоценки вывода суда первой инстанции о невозможности признания совершенного обществом правонарушения малозначительным у суда апелляционной инстанции не имеется. Обществом в материалы дела не представлены доказательства, свидетельствующие об исключительности рассматриваемого случая и возможности применения статьи 2.9 КоАП РФ. Представление документов не является основанием для применения статьи 2.9 КоАП РФ.
Таким образом, учитывая, что факт нарушения доказан, материалами дела подтвержден, правонарушение квалифицированно правильно, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о законности оспариваемого постановления, в связи с чем, правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Из указанного выше следует, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для полного, всестороннего и своевременного рассмотрения настоящего дела, правильно установлены подлежащие применению нормы материального права, дана надлежащая правовая оценка действий заинтересованного лица, нарушение либо неправильное применение норм материального права не допущено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 22.12.2019 по делу N А47-11353/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Российские железные дороги" в лице Южно-Уральской региональной дирекции железнодорожных вокзалов - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Судья |
Н.А. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-11353/2019
Истец: ОАО "РЖД" в лице Южно-Уральской региональной дирекции железнодорожных вокзалов структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала "РЖД"
Ответчик: Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому федеральному округу
Третье лицо: ОАО "Российские железные дороги", УГАН НОТБ ПФО РОСТРАНСНАДЗОРА