г. Москва |
|
09 апреля 2024 г. |
Дело N А41-81028/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 апреля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 апреля 2024 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Диаковской Н.В.,
судей Марченковой Н.В., Панкратьевой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Красиковой Д.К.,
при участии в заседании:
от АО "Мосагропромснаб-5" - представитель не явился, извещено надлежащим образом;
от Московской таможни - представитель не явился, извещена надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Московской таможни
а решение Арбитражного суда Московской области
от 31 января 2024 года по делу N А41- 81028/22
по заявлению акционерного общества "Мосагропромснаб-5"
к Московской таможне
об оспаривании постановления,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Мосагропромснаб-5" (далее - ОАО "МАПС-5", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Московской таможне (далее - заинтересованное лицо, административный орган, таможенный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 30.09.2022 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10013000-009875/2022, которым ОАО "МАПС-5" привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Московской области от 31 января 2024 года по делу N А41- 81028/22 заявление удовлетворено (т. 1 л. д. 95-100).
Не согласившись с данным судебным актом, Московская таможня обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также нарушены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru).
Изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 26.10.2020 Таможенным представителем АО "МАПС-5" на основании договора об оказании представительских услуг в области таможенного дела от 02.07.2018 N 0179/00-18-06, заключенного с АО "ВИММ-БИЛЛЬ-ДАНН" (далее - АО "ВБД"), в соответствии с таможенной процедурой "выпуск для внутреннего потребления" на Московский областной таможенный пост (ЦЭД) МОТ подана декларация на товары N 10013160/261020/0599462 (далее - ДТ), в которой задекларированы товар: "пачки-высечки многослойные из картона с внутренним слоем из полиэтилена и алюминиевой фольги с продольным швом типа "комбиблок", предназначенные для асептического розлива молочных продуктов и жидкостей, в том числе, продуктов детского питания".
По спорной ДТ заявлен код по ТН ВЭД ЕАЭС 4819 20 000 0, со ставкой ввозной таможенной пошлины 5 %.
В ходе камеральной таможенной проверки установлено, что товар фактически является заготовкой коробки, и должен классифицироваться субпозиции 4819 50 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС, со ставкой ввозной таможенной пошлины 7 %.
По результатам камеральной проверки таможней принято Решение о классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС от 04.03.2022 N РКТ-10013000- 22/000400, согласно которого ввезенный товар отнесен к коду 4819 50 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС (ставка ввозной таможенной пошлины 7 %).
По факту неполного указания сведений о свойствах, характеристиках товара в отношении заявителя составлен протокол об административном правонарушении от 13.09.2022 N 10013000-009875/2022.
30 сентября 2022 года таможенным органом в отношении общества вынесено постановление N 10013000-009875/2022 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 16.2 КоАП РФ (т. 1 л. д. 9-14).
Полагая, что указанное постановление является незаконным и нарушает права и законные интересы ОАО "МАПС-5" в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявления в связи со следующим.
Согласно части 2 статьи 16.2 КоАП РФ заявление декларантом либо таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их классификационном коде по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, сопряженное с заявлением при описании товаров неполных, недостоверных сведений об их количестве, свойствах и характеристиках, влияющих на их классификацию, либо об их наименовании, описании, о стране происхождения, об их таможенной стоимости, либо других сведений, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратной суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ, выражается в заявлении декларантом либо таможенным брокером при декларировании товаров недостоверных сведений о товарах и транспортных средствах, если такие сведения послужили основанием для занижения размера таможенных пошлин, налогов.
При этом ответственность наступает за недостоверное заявление не всех перечисленных в статье 105 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) сведений о декларируемых товаров, а только сведений, необходимых для принятия решения об их выпуске (об условном выпуске), помещении под избранный таможенный режим или влияющих на взимание таможенных платежей.
Согласно статье 104 ТК ЕАЭС товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру.
В соответствии со статьей 128 ТК ЕАЭС помещение товаров под таможенную процедуру начинается с момента подачи таможенному органу таможенной декларации или заявления о выпуске товаров до подачи декларации на товары, если иное не установлено настоящим Кодексом и завершается выпуском товаров, за исключением случая, предусмотренного пунктом 1 статьи 204 настоящего Кодекса.
Статьей 105 ТК ЕАЭС установлен перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только сведениями, которые необходимы для исчисления и уплаты таможенных платежей, применения мер защиты внутреннего рынка, формирования таможенной статистики, контроля соблюдения запретов и ограничений, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, а также для контроля соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств членов.
Пунктом 2 статьи 84 ТК ЕАЭС установлено, что декларант обязан:
1) произвести таможенное декларирование товаров;
2) представить таможенному органу в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации;
3) предъявить декларируемые товары в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, либо по требованию таможенного органа;
4) уплатить таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины и (или) обеспечить исполнение обязанности по их уплате в соответствии с настоящим Кодексом;
5) соблюдать условия использования товаров в соответствии с таможенной процедурой или условия, установленные для использования отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с настоящим Кодексом помещению под таможенные процедуры;
6) выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 8 статьи 111 ТК ЕАЭС с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
В соответствии с пунктом 3 статьи 84 ТК ЕАЭС декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов за неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, за заявление в таможенной декларации недостоверных сведений, а также за представление таможенному представителю недействительных документов, в том числе поддельных и (или) содержащих заведомо недостоверные (ложные) сведения.
В соответствии с подпунктами 4 и 9 пункта 1 статьи 106 ТК ЕАЭС в декларации на товары подлежат указанию, в том числе, сведения о товарах, включающие код товара в соответствии с ТН ВЭД, и о документах, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на товары, указанных в статье 108 Кодекса.
Пунктом 3 статьи 20 ТК ЕАЭС предусмотрено, что декларант и иные лица осуществляют классификацию товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности при таможенном декларировании и в иных случаях, когда в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования таможенному органу заявляется код товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.
Проверка правильности классификации товаров осуществляется таможенными органами.
Таким образом, таможенные органы уполномочены осуществлять ведение Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности и классифицировать товары, то есть относить конкретные товары к позициям, указанным в ТН ВЭД ТС.
В соответствии с Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 "Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза" классификация товаров осуществляется в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС).
Из материалов административного дела следует, что несмотря на указание наименования товара в соответствии с сопроводительной документацией, данное описание не отражало "отличительные особенности" ввозимого товара, что и послужило основанием для выбора неверного классификационного кода.
Согласно коду ТН ВЭД 4819 20 000 0 к нему относятся "Картонки, ящики, коробки, мешки, пакеты и другая упаковочная тара, из бумаги, картона, целлюлозной ваты или полотна из целлюлозных волокон; коробки для картотек, лотки для писем и аналогичные изделия, из бумаги или картона, используемые в учреждениях, магазинах или в аналогичных целях: картонки, ящики и коробки, складывающиеся, из негофрированной бумаги или негофрированного картона".
В то же время к коду ТН ВЭД 4819 50 000 0, который выбран таможенным органом, отнесены товары "Картонки, ящики, коробки, мешки, пакеты и другая упаковочная тара, из бумаги, картона, целлюлозной ваты или полотна из целлюлозных волокон; коробки для картотек, лотки для писем и аналогичные изделия, из бумаги или картона, используемые в учреждениях, магазинах или в аналогичных целях: прочие упаковки, включая конверты для грампластинок".
Согласно представленной в ходе административного дела АО "ВБД" информации каждая заготовка складывающейся коробки формируется (складывается по имеющимся сгибам), в наполнительной машине запечатывается дно, после фасовки формируется и закрепляется верх упаковки на ультразвуковой станции посредством ультразвуковой сварки верха, после запечатывания верха наклеивается крышка на аппликаторе.
Соотношение материалов, из которых изготовлена продукция, составляет: картон - 75%, полимер - 21%, алюминиевая фольга - 4 %.
Таким образом, согласно описанию товара и его состава, спорные упаковки не полностью состоят из картона, формовка производства не посредством ручного сложения, а с помощью накопительного устройства, которое заготовку подает, открывает, складывает и спаивает верх.
Из заключения таможенного эксперта следует, что наличие линий сгибов у образца не позволяет сложить упаковку для обеспечения жесткой конструкции в собранном виде.
Для преобразования заготовки в готовую к применению упаковку требуется соединение элементов заготовки в определенных местах: в верхней и нижней частях для образования дна и верха упаковочной тары продукции.
В рамках товарной позиции 4819 ТН ВЭД ЕАЭС классифицируются также:
- мешки и пакеты с шириной у основания 40 см или более" (4819 30 000 0);
- мешки и пакеты прочие, включая кули" (4819 40 000 0);
- прочие упаковки, включая конверты для грампластинок" (4819 50 000 0).
Так как рассматриваемый товар не является ни мешком, ни пакетом, ни кулем, он обоснованно отнесен таможенным органом в субпозицию 4819 50 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС.
Кроме того, в результате рассмотрения дел N N А32-40522/2020, А45-30852/2020, предметом которых являлся вопрос отнесения аналогичных товаров (пачки-высечки для упаковки соковой и молочной продукции) к категории "складывающихся" с позиции ТН ВЭД ЕАЭС, арбитражными судами признан обоснованным и правомерным применяемый таможенными органами подход при идентификации для целей классификации данной категории товаров и порядок применения ТН ВЭД ЕАЭС, Пояснений к товарной позиции 4819 ТН ВЭД ЕАЭС и терминологии, установленной ГОСТ, согласно которого коробки, не собираемые с помощью сгибов и прорезей, не относятся к категории "складывающихся" с позиции ТН ВЭД ЕАЭС и подлежат классификации в субпозиции 4819 50 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС.
Арбитражные суды по делам N N А32-40522/2020, А45-30852/2020, а равно по делу N А56-74827/2021 однозначно определили, что в субпозицию 4819 20 ТН ВЭД ЕАЭС включаются только два вида товаров: товары, собираемые с помощью сгибов и прорезей без склейки либо товары (контейнеры), собранные или предназначенные к сборке с помощью клея, скобок и только на одной стороне.
В рассматриваемом случае, для сборки изделия в готовую упаковку требуется не просто ручная сборка, но проведение операций по формированию дна и верха с использованием термосваривания и установки укупорочного средства.
Таким образом, спорный товар с учетом правил 1 и 6 Основных правил интерпретации обоснованно отнесен таможенным органом к коду ТН ВЭД ЕАЭС 4819 50 000 0, что в совокупности с заявлением в декларации недостоверных сведений о составе и процессе формования в готовое изделие свидетельствует о наличии в деянии общества объективной стороны вменяемого правонарушения.
Указанная правовая позиция согласуется с правовой позицией, изложенной в Постановлении Северо-Кавказского округа от 05 марта 2022 года по делу N А32-40522/2020, Постановлении Западно-Сибирского округа от 10 марта 2022 года по делу N А45-30852/2020 и Постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05 июля 2022 года по делу N А56- 74827/2021.
В то же время, при применении части 2 статьи 16.2 КоАП РФ необходимо иметь в виду, что под ее действие подпадают и случаи, когда освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов или занижение их размера явилось следствием неполного указания декларантом в таможенной декларации сведений о товаре.
Как разъяснено в пункте 30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2006 года N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" действия декларанта либо таможенного брокера (представителя) по заявлению не соответствующих действительности (недостоверных) сведений о качественных характеристиках товара, необходимых для таможенных целей, при оформлении таможенной декларации образуют состав административного правонарушения, предусмотренный частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ, при условии, что такие сведения послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера.
При этом само по себе заявление недостоверных сведений о классификационном коде товара не образует событие правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ, если оно не сопряжено с заявлением неполных/недостоверных сведений о свойствах и характеристиках товара.
Вместе с тем, таможенным органом при проведении камеральной таможенной проверки проведена экспертиза спорного товара, и лишь по ее результатам установлено, что Обществом неправомерно заявлен код товара 4819 20 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС.
Кроме того, информация об этапах укупоривания продукта в пакеты Пюр-пак получена таможенным органом по результатам обзора сведений размещенных в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а именно на сайте upakovka.com.ua. Доказательств того, что данная информация имелась в сопроводительной и/или технической документации, а также в распоряжении Общества на дату подачи спорной ДТ, материалы дела не содержат.
Таким образом, общество, не имея специальных познаний в соответствующей области, не могло на момент декларирования товара отнести товар к иному, нежели указано в товаросопроводительных документах, в том числе в инвойсе и технической документации, что свидетельствует об отсутствии вины Общества во вмененном административном правонарушении.
Кроме того, решение о внесении изменений в ДТ не содержит сведений о внесении изменений в графу 31 указанных ДТ.
В рассматриваемом случае, таможенным органом в оспариваемом постановлении не указано, какие конкретно неполные или недостоверные сведения о характеристиках и свойствах товара заявлены обществом при декларировании спорного товара.
Приведенное обществом в спорных ДТ описание характеристик и свойств товаров соответствует тому, которое указано таможенным органом в решениях о классификации товаров.
Описание товара приведено заявителем в соответствии с технической документацией на товар, представленной декларантом, при ввозе на территорию Российской Федерации (пачки-высечки многослойные из картона с внутренним слоем из полиэтилена и алюминиевой фольги с продольным швом типа "комбиблок"), а установленная таможенным экспертом характеристика "использование термосваривания и установка укупорочного средства" (для сборки изделия в готовую упаковку) относится уже к готовому изделию, которым товар на момент ввоза не является.
Соответственно, таможенным представителем приняты все необходимые и достаточные меры, чтобы не допустить совершение вменяемого правонарушения.
При изложенных обстоятельствах в деянии общества отсутствует состав вменяемого правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ.
В связи с изложенным, суд не может согласиться с доводами таможенного органа о том, что общество (таможенный представитель) не указало в рассматриваемой ДТ о свойствах и характеристиках спорного товара, влияющих на его классификацию.
Суд критически относится к ссылке таможенного органа на неисполнение обществом публично-правовой обязанности по получению предварительного классификационного решения, поскольку получение предварительного классификационного решения является правом, а не обязанностью участника внешнеэкономической деятельности.
Указанная правовая позиция согласуется с правовой позицией, изложенной в Постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 ноября 2022 года по делу N А56-114942/21 и Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 17 марта 2023 года по делу N А40-128738/2022.
По делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение (часть 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 26.1 КоАП РФ к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении, относятся, в том числе, наличие (отсутствие) события и состава административного правонарушения.
Состав административного правонарушения включает в себя как объективную сторону, так и субъективную сторону, отсутствие одной из сторон состава административного правонарушения, является основанием для отказа в привлечении к административной ответственности (ст. 24.5 КоАП РФ).
В соответствии с правовыми позициями, выраженными в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 N 11-П, от 27.04.2001 N 7-П, от 30.07.2011 N 13-П и от 24.06.2009 N 11-П, в качестве необходимого элемента общего понятия состава правонарушения выступает вина, наличие которой является во всех отраслях права предпосылкой возложения юридической ответственности, если иное прямо и недвусмысленно не установлено непосредственно самим законодателем; федеральный законодатель, устанавливая меры взыскания штрафного характера, может предусматривать - с учетом особенностей предмета регулирования - различные формы вины и распределение бремени ее доказывания.
В пункте 16.1 Постановления от 20.11.2008 N 60 Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В данном случае, заинтересованным лицом не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии объективной стороны в совершении вменяемого правонарушения.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что обжалуемое постановление является незаконным и подлежит отмене.
Возражениями, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения.
Заявителем апелляционной жалобы не приведено фактов, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 31 января 2024 года по делу N А41-81028/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Диаковская |
Судьи |
Н.В. Марченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-81028/2022
Истец: ОАО "МОСАГРОПРОМСНАБ-5"
Ответчик: Московская областная таможня
Третье лицо: МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ТАМОЖНЯ