г. Пермь |
|
09 апреля 2024 г. |
Дело N А50-23855/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 апреля 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 апреля 2024 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васильевой Е.В.
судей Герасименко Т.С., Трефиловой Е.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шляковой А.А.
при участии:
от Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края - Аликина Ю.А., служебное удостоверение, доверенность 28.12.2023, диплом,
от Министерства экономического развития и инвестиций Пермского края - Владимирова Е.С., паспорт, доверенность от 18.10.2023, диплом, Ромодина И.В., паспорт, доверенность от 18.10.2023, диплом,
иные лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу истца, акционерного общества "ЭнергоИнвест"
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 16 января 2024 года
по делу N А50-23855/2023
по иску акционерного общества "Энерго Инвест" (ОГРН 1237700497880, ИНН 7720903087)
к Министерству экономического развития и инвестиций Пермского края (ОГРН 1145958021340, ИНН 5902993324),
Министерству жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края (ИНН 5902051147, ОГРН 1185958067426)
и обществу с ограниченной ответственностью "Энвиком-Пермь" (ОГРН 1225900014636, ИНН 5902063738),
третье лицо - Министерство по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края (ИНН 5902293192, ОГРН 1055900361835)
об оспаривании решения и концессионного соглашения,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Энерго Инвест" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с исковым заявлением к Министерству экономического развития и инвестиций Пермского края (далее также - Министерство), Министерству жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края и ООО "Энвиком-Пермь" о признании незаконным решения рабочей группы, указанного в протоколе от 29.08.2023 N 1, в части отклонения заявки АО "Энерго Инвест" о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения в отношении создания и эксплуатации объектов, на которых осуществляется обработка, энергетическая утилизация твердых коммунальных отходов в Пермском крае (извещение N22000192410000000007 на официальном сайте ГИС Торги) и признания АО "Энерго Инвест" не соответствующим требованиям, предусмотренным частью 4.11 статьи 37 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Закон N 115-ФЗ); признании недействительным концессионного соглашения, заключенного между концедентом и концессионером на основании постановления Правительства Пермского края от 13.09.2023 N 692-п "О заключении концессионного соглашения в отношении создания и эксплуатации объектов, на которых осуществляется обработка, энергетическая утилизация твердых коммунальных отходов в Пермском крае", и применении последствий недействительности сделки (с учетом принятого судом изменения предмета исковых требований, л.д.125 том 1).
В качестве способа восстановления полагаемого нарушенным права заявитель просит суд обязать Министерство экономического развития и инвестиций Пермского края повторно рассмотреть заявку АО "Энерго Инвест" от 22.08.2023 о готовности к участию в конкурсе на заключение вышеуказанного концессионного соглашения, принять решение о допуске АО "Энерго Инвест" к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения, а также провести в установленном порядке конкурс на заключение концессионного соглашения в отношении создания и эксплуатации объектов, на которых осуществляется обработка, энергетическая утилизация твердых коммунальных отходов в Пермском крае (извещение N 22000192410000000007 на официальном сайте ГИС Торги).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 16 января 2024 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель жалобы ссылается на отсутствие в информационном сообщении требования о представлении справки территориального органа Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (Социального фонда России). Представленная заявителем справка Инспекции Федеральной налоговой службы N 20 по г. Москве N 136603 об исполнении налогоплательщиком (плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов подтверждает, что заявитель по состоянию на 24.08.2023 не имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством о налогах и сборах, следовательно, подтверждает его соответствие требованиям пункта 3 части 4.11 статьи 37 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", поскольку в настоящее время выдается "единая" справка об отсутствии задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов по состоянию на дату формирования справки на основании данных налогового учета. Также суд не принял во внимание, что заявитель зарегистрирован Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 46 по г. Москве как новое юридическое лицо только лишь 25.07.2023, в связи с чем заявитель не мог иметь задолженности по каким-либо платежам за прошедший календарный год (2022 год). Какие-либо данные (сведения) за прошедший календарный год у заявителя отсутствуют (не имеются). Суд оставил без оценки то обстоятельство, что в действиях Министерства, указавшего в информационном сообщении наименование отсутствующих на момент размещения сообщения фондов, имелись признаки ограничения конкуренции. Кроме того, на момент публикации организатором торгов сообщения, универсальная форма заявки о готовности участия в конкурсе еще не была утверждена, а обязанность по приложению к подаваемой заявке каких-либо подтверждающих документов не установлена.
Представители Министерства экономического развития и инвестиций Пермского края в судебном заседании выразили несогласие с доводами апелляционной жалобы по основаниям, указанным в отзыве, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края против доводов апелляционной жалобы возражал по мотивам, указанным в письменном отзыве, просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
От ООО "Энвиком-Пермь" поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором общество просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, что в порядке части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела. От заявителя поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Судом первой инстанции установлено и сторонами не оспаривается, что 28.09.2022 в Министерство обратилось ООО "Энвиком-Пермь" с предложением о заключении концессионного соглашения в отношении создания и эксплуатации объектов, на которых осуществляется обработка, обезвреживание твердых коммунальных отходов в Пермском крае. Подача частной инициативы осуществлена в соответствии с частями 4.1-4.3 статьи 37 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Закон N 115, Закон о концессионных соглашениях).
В соответствии с Порядком рассмотрения предложения лица, выступившего с инициативой заключения концессионного соглашения, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 19.09.2017 N 766-п "О реализации отдельных положений законодательства о концессионных соглашения и государственно-частном партнерстве на территории Пермского края" (далее - Постановление N 766-п), Министерством проведена проверка ООО "Энвиком-Пермь" и его предложения на предмет соответствия требованиям законодательства.
На заседании межведомственной комиссии по взаимодействию в сфере государственно-частного партнерства и реализации концессионных соглашений в Пермском крае принято решение о возможности заключения концессионного соглашения с ООО "Энвиком-Пермь" на иных условиях в соответствии с пунктом 2 части 4.4 статьи 37 Закона N 115-ФЗ и необходимости проведения переговоров с ООО "Энвиком-Пермь" в форме совместных совещаний в целях обсуждения иных условий концессионного соглашения и их согласования по результатам переговоров (протокол заседания межведомственной комиссии по взаимодействию в сфере государственно-частного партнерства и реализации концессионных соглашений в Пермском крае от 26.10.2022).
На основании указанного протокола Министерством принят приказ от 26.10.2022 N 18-02-06-72 "О возможности заключения концессионного соглашения на иных условиях".
14.07.2023 предложение ООО "Энвиком-Пермь" о заключении концессионного соглашения, согласованный проект соглашения и соответствующее информационное сообщение размещены в соответствии с частью 4.8 статьи 37 Закона N 115-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.10.2023) на официальном сайте в сети Интернет, предназначенном для размещения информации о проведении торгов в целях принятия заявок о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения https://torgi.gov.ru/new/public/notices/view/22000192410000000007 (извещение N 22000192410000000007).
В сообщении установлен срок приема заявок в соответствии с Законом N 115-ФЗ - 45 календарных дней, дата окончания приема заявок - 28.08.2023.
28.08.2023 в Министерство от АО "Энерго Инвест" поступила на рассмотрение заявка о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения, зарегистрированная за N 18-01-15-493.
Указанная заявка рассмотрена рабочей группой на предмет ее соответствия требованиям, предъявляемым Законом N 115-ФЗ к концессионеру, а также требованиям, предъявляемым частью 4.11 статьи 37 Закона N 115-ФЗ (протокол от 29.08.2023 N 1).
Рабочей группой о установлено, что в целях подтверждения соответствия требованию, установленному пунктом 3 части 4.11 статьи 37 Закона N 115-ФЗ, об отсутствии недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов лица, по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности за последний отчетный период, АО "Энерго Инвест" представлена справка N136603 от 24.08.2023, выданная Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 20 по г. Москва, о том, что заявитель по состоянию на 24.08.2023 не имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
Однако справка территориального органа Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, подтверждающей отсутствие у заявителя недоимки по страховым взносам, пеням, штрафам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, не представлена.
Поскольку из представленной справки N 136603 от 24.08.2023 невозможно с достоверностью установить отсутствие недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации за прошедший календарный год, рабочей группой принято решение отклонить заявку АО "ЭнергоИнвест" как несоответствующую требованиям информационного сообщения, а заявителя -несоответствующим требованиям, предусмотренным частью 4.11 статьи 37 Закона N 115-ФЗ. Решение заседания рабочей группы оформлено протоколом от 29.08.2023 N 1.
Этим же протоколом отклонена заявка ООО "РОСТ-ЭКО", которое, как и истец, признано не соответствующим требованиям, предусмотренным частью 4.11 статьи 37 Закона N 115-ФЗ.
13.09.2023 в отсутствие заявок о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения от иных лиц, соответствующих требованиям законодательства, согласно части 4.10 статьи 37 Закона N 115-ФЗ Правительством Пермского края принято постановление N 692-п "О заключении концессионного соглашения в отношении создания и эксплуатации объектов, на которых осуществляется обработка, энергетическая утилизация твердых коммунальных отходов в Пермском крае", которым постановлено заключить концессионное соглашение без проведения конкурса с ООО "Энвиком-Пермь".
29.09.2023 между Пермским краем, от имени которого выступает Министерство жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края, (концедент) и ООО "Энвиком-Пермь" (концессионер) подписано концессионного соглашения в отношении создания и эксплуатации объектов, на которых осуществляется обработка, энергетическая утилизация твердых коммунальных отходов в Пермском крае.
Не согласившись с принятым Министерством решением от отклонении заявки, полагая, что заключенное с ООО "Энвиком-Пермь" концессионное соглашение является недействительным, АО "Энерго Инвест" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции согласился с тем, что обществом с заявкой на заключение концессионного соглашения не были представлены все предусмотренные законом документы.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Согласно частям 1 и 2 статьи 3 Закона N 115-ФЗ по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности. К отношениям сторон концессионного соглашения применяются в соответствующих частях правила гражданского законодательства о договорах, элементы которых содержатся в концессионном соглашении, если иное не вытекает из Закона о концессионных соглашениях или существа концессионного соглашения.
Частью 1 статьи 13 Закона N 115-ФЗ установлено, что концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 Закона о концессионных соглашениях.
Процедура заключения концессионного соглашения без проведения конкурса предусмотрена статьей 37 Закона N 115-ФЗ.
В соответствии с частью 4.1 статьи 37 Закона N 115-ФЗ концессионное соглашение может быть заключено по инициативе лиц, указанных в пункте 2 части 1 статьи 5 Закона о концессионных соглашениях и отвечающих требованиям, предусмотренным частью 4.11 статьи 37 Закона N 115-ФЗ, в порядке, установленном частями 4.2-4.10 и 4.12 статьи 37.
В соответствии с частью 4.8 статьи 37 Закона N 115-ФЗ (здесь и далее - в редакции, действовавшей до 01.10.2023) в случае принятия решения о возможности заключения концессионного соглашения на иных условиях, чем предложено инициатором заключения соглашения, уполномоченный орган проводит переговоры в форме совместных совещаний с инициатором заключения концессионного соглашения в целях обсуждения условий концессионного соглашения и их согласования по результатам переговоров.
По результатам переговоров лицо, выступающее с инициативой заключения концессионного соглашения, представляет в орган, уполномоченный Правительством Российской Федерации, либо субъектом Российской Федерации, либо муниципальным образованием на рассмотрение предложения о заключении концессионного соглашения, проект концессионного соглашения с внесенными изменениями, который подлежит рассмотрению уполномоченным органом в трехдневный срок.
В случае согласования проекта концессионного соглашения с внесенными изменениями органом, уполномоченным Правительством Российской Федерации, либо субъектом Российской Федерации, либо муниципальным образованием на рассмотрение предложения о заключении концессионного соглашения, и лицом, выступающим с инициативой заключения концессионного соглашения, предложение о заключении концессионного соглашения размещается уполномоченным органом в десятидневный срок со дня принятия такого предложения на официальном сайте в сети Интернет для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, в целях принятия заявок о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения на условиях, предусмотренных в таком проекте концессионного соглашения, в отношении объекта концессионного соглашения, предусмотренного в предложении о заключении концессионного соглашения, от иных лиц, отвечающих требованиям, предъявляемым частью 4.1 настоящей статьи к лицу, выступающему с инициативой заключения концессионного соглашения.
Согласно части 4.9 статьи 37 Закона N 115-ФЗ в случае, если в сорокапятидневный срок с момента размещения в сети Интернет предложения о заключении концессионного соглашения поступили заявки о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения в отношении объекта концессионного соглашения, предусмотренного в предложении о заключении концессионного соглашения, от иных лиц, отвечающих требованиям, предъявляемым Законом о концессионных соглашениях к концессионеру, а также требованиям, предъявляемым частью 4.1 настоящей статьи, орган, уполномоченный Правительством Российской Федерации, либо субъектом Российской Федерации, либо муниципальным образованием на рассмотрение предложения о заключении концессионного соглашения, обязан разместить данную информацию на официальном сайте. В этом случае заключение концессионного соглашения осуществляется на конкурсной основе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 4.10 статьи 37 Закона N 115-ФЗ в случае, если в вышеуказанный 45-дневный срок не поступило заявок о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения на условиях, предусмотренных в предложении о заключении концессионного соглашения, от иных лиц, отвечающих требованиям, предъявляемым настоящим Федеральным законом к концессионеру, а также требованиям, предъявляемым частью 4.1 настоящей статьи, концессионное соглашение заключается на условиях, предусмотренных в предложении о заключении концессионного соглашения и проекте концессионного соглашения (проекте концессионного соглашения с внесенными изменениями), без проведения конкурса в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, с учетом особенностей, установленных данных статьей.
Согласно части 4.11 статьи 37 Закона N 115-ФЗ лицо, выступающее с инициативой заключения концессионного соглашения, а также иные лица, подающие заявки на заключение концессионного соглашения, должны отвечать следующим требованиям:
1) отсутствие решения о ликвидации юридического лица - заявителя (лица, подающего заявку на заключение концессионного соглашения);
2) отсутствие определения суда о возбуждении производства по делу о банкротстве в отношении лица, выступающего с инициативой заключения концессионного соглашения;
3) отсутствие недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности лица по уплате этих сумм исполненной) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов лица, по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности за последний отчетный период;
4) наличие средств или возможности их получения в размере не менее пяти процентов от объема заявленных в проекте концессионного соглашения инвестиций (предельного размера расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, которые предполагается осуществить концессионером, на каждый год срока действия концессионного соглашения).
В соответствии с частью 4.3 статьи 37 Закона N 115-ФЗ в предложении о заключении концессионного соглашения лицо указывает сведения о соответствии этого лица установленным требованиям, а также сведения, подтверждающие соответствие его инициативы программам комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, государственным программам Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальным программам, за исключением случаев, если объектом концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем. Форма предложения о заключении концессионного соглашения утверждается Правительством Российской Федерации.
Форма предложения о заключении концессионного соглашения с лицом, выступающим с инициативой заключения концессионного соглашения (далее - Форма), установлена постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2015 N 300 (далее - Постановление N 300). При этом указанным постановлением предусмотрен перечень документов, представляемых в подтверждение соответствия инициатора установленным требованиям. В их числе - справка налогового органа, территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и территориального органа Фонда социального страхования Российской Федерации о состоянии расчетов принципала (плательщика сбора, налогового агента) по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, подтверждающие исполнение принципалом обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов, отсутствие задолженности по уплате обязательных платежей, а также задолженности по уплате процентов за пользование бюджетными средствами, соответствующих пеней, штрафов и иных финансовых санкций (примечание <4> в редакции, действовавшей до 01.10.2023).
Именно с такой формулировкой и было изложено требование к документам, представляемым с заявкой, в информационном сообщении N 22000192410000000007, несмотря на то, что с 01.01.2023 территориального органа Фонда социального страхования Российской Федерации не существовало, поскольку данный фонд был реорганизован в форме присоединения к Пенсионному фонду Российской Федерации, о чем 01.01.2023 внесена соответствующая запись в Единый государственный реестр юридических лиц. В этот же день в ЕГРЮЛ внесена запись о переименовании последнего в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации (сокращенные наименования - Социальный фонд России, СФР).
Однако, поскольку информация о реорганизации фондов являлась общедоступной, а заявитель является субъектом предпринимательской деятельности, он мог и должен был знать об уполномоченном территориальном органе, который выдает справки об отсутствии задолженности по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
Равным образом, заявитель должен был знать о том, что налоговые органы не являются администраторами платежей, поступающих в счет уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Это следует как из Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 3 статьи 2), так и Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ).
Подпунктом 18 части 2 статьи 18 Закона N 125-ФЗ установлена обязанность страховщика - Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации выдавать страхователю по его запросу справки о состоянии его расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам на основании данных страховщика. Запрашиваемая справка выдается в течение пяти рабочих дней со дня поступления в территориальный орган страховщика соответствующего письменного запроса страхователя.
В соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" начиная с 1 января 2017 года на налоговые органы возложены функции по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование, за исключением страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Таким образом, как правильно отмечено судом первой инстанции, сведения об отсутствии задолженности по страховому взносу по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, являющемуся в силу законодательства Российской Федерации платежом в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, подтверждается справкой из Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
Указанная позиция подтверждается письмом Управления Федеральной налоговой службы по Пермскому краю от 21.09.2023 N 11-19/14439@ (имеется в материалах дела), в котором отмечается, что в справке об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов (по форме КНД 1120101), предоставляемой налоговыми органами, не содержатся сведения о задолженности по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Следовательно, в подтверждение отсутствия недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, заявитель обязан был представить как справку из налогового органа, так как справку территориального органа Социального фонда России.
Заявитель представил вместе с заявкой на заключение концессионного соглашения справку только из налогового органа, которой не могло быть подтверждено отсутствие задолженности по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Реорганизация Фонда социального страхования Российской Федерации и его территориальных органов, произошедшая 01.01.2023, не может означать отсутствие необходимости в представлении справок этих органов.
Как уже указано в постановлении, информация о реорганизации является общедоступной, следовательно, заявитель мог и должен был знать, что требуется справка территориального органа Социального фонда России. При этом, по мнению апелляционного суда, к лицам, подающим заявки на заключение концессионного соглашения, разумно предъявление повышенных требований по сравнению с иными субъектами предпринимательской деятельности, не претендующими на участие в конкурсах.
Поскольку общество не подтвердило соответствие требованиям части 4.11 статьи 37 Закона N 115-ФЗ, необходимость подтверждения которым прямо вытекает из положений части 4.3 статьи 37 настоящего закона, заявка АО "Энерго Инвест" о готовности к участию в конкурсе отклонена Министерством правомерно.
Доводы заявителя о неисполнимости и некорректности предъявляемого к нему требования о предоставлении соответствующих подтверждающих документов за прошедший календарный год, учитывая, что он создан как новое юридическое лицо 25.07.2023, судом первой инстанции обоснованно отклонены, поскольку действующее законодательство не содержит каких-либо исключений для лиц, созданных (образованных) в течение календарного года, в котором подается соответствующая заявка на участие в конкурсе на заключение концессионного соглашения. Доказательств обращения истца за разъяснением Информационного сообщения суду не представлено.
Судом также не установлено оснований для удовлетворения требования заявителя о признании недействительным концессионного соглашения, поскольку концессионное соглашение заключено без проведения конкурса по основанию, предусмотренному частью 4.10 статьи 37 Закона N 115-ФЗ, и условий для перехода к процедуре конкурса не возникло с учетом установленных по делу обстоятельств.
В соответствии со статьей 166 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе.
Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия.
В силу статьи 168 ГК РФ за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Как разъяснено в пункте 75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", применительно к статьям 166 и 168 ГК РФ под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы, например, сделки о залоге или уступке требований, неразрывно связанных с личностью кредитора (пункт 1 статьи 336, статья 383 ГК РФ), сделки о страховании противоправных интересов (статья 928 ГК РФ). Само по себе несоответствие сделки законодательству или нарушение ею прав публично-правового образования не свидетельствует о том, что имеет место нарушение публичных интересов.
Заявляя о признании концессионного соглашения недействительным, истец не обосновал, какие его права и законные интересы либо публичные интересы нарушаются заключенным концессионным соглашением.
Таким образом, всем доводам заявителя суд первой инстанции дал надлежащую оценку, верно установил фактические обстоятельства дела на основании совокупности доказательств, представленных в материалы дела лицами, участвующими в деле. Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции у суда апелляционной инстанции не имеется.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения судебного акта у суда апелляционной инстанции не имеется.
В силу статьи 110 АПК РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на их заявителя. Поскольку заявителем при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина уплачена вопреки требованиям ст. 333.21 НК РФ в размере 3000 руб., излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1500 руб. подлежит возврату из федерального бюджета в силу статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 104, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 16 января 2024 года по делу N А50-23855/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить акционерному обществу "ЭнергоИнвест" (ОГРН 1237700497880, ИНН 7720903087) из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную платежным поручением от 30.01.2024 N 9.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Е.В. Васильева |
Судьи |
Т.С. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-23855/2023
Истец: АО "ЭНЕРГО ИНВЕСТ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПЕРМСКОГО КРАЯ
Третье лицо: Министерство ЖКХ и благоустройства Пермского края, МИНИСТЕРСТВО ПО УПРАВЛЕНИЮ ИМУЩЕСТВОМ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРМСКОГО КРАЯ, ООО "Энвиком-Пермь"