г. Москва |
|
30 декабря 2019 г. |
Дело N А40-210214/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 декабря 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Н.И. Левченко,
судей Е.Б. Расторгуева, А.И. Трубицына
при ведении протокола судебного заседания секретарем А.М. Кулиш,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы
Публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" и Открытого акционерного общества "Иркутская электросетевая компания"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 23 августа 2019 года
по делу N А40-210214/18, принятое судьей Н.В. Бушмариной,
по иску Публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы"
(ОГРН: 1024701893336; 117630, город Москва, улица Академика Челомея, 5а)
к Открытому акционерному обществу "Иркутская электросетевая компания"
(ОГРН: 1093850013762; 664033, Иркутская область, город Иркутск, улица Лермонтова, 257)
третьи лица: Служба по тарифам Иркутской области, ФАС России
о взыскании 998 210 118 рублей 19 копеек стоимости услуг по передаче электрической энергии
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Несен Е.Н. по доверенности от 26.05.2017
от ответчика: Киселев А.Б. по доверенности от 12.12.2018, Азизова И.Б. по доверенности от 22.10.2019 (до перерыва), Плаксин А.В. по доверенности от 22.01.2019, Абоймов С.И. по доверенности от 12.12.2018
от третьего лица: от ФАС России - Манучарян А.Ю. по доверенности от 19.04.2019, Лапухин Д.В. по доверенности от 20.11.2019 (до перерыва), Аленков А.В. по доверенности от 05.02.2019; от Службы по тарифам Иркутской области - извещено, представитель не явился
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" (далее - ПАО "ФСК ЕЭС", истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковыми требованиями к Открытому акционерному обществу "Иркутская электросетевая компания" (далее - ОАО "ИЭСК", ответчик) о взыскании стоимости услуг по передаче электроэнергии по ЕНЭС за период июль 2017 года - февраль 2018 года в размере 998 210 118 рублей 19 копеек, законной неустойки в размере 97 563 021 рубль 89 копеек, неустойки в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты от долга в размере 998 210 118 рублей 19 копеек за каждый день просрочки, начиная с 17.07.2018 по день фактической оплаты.
Протокольным определением суда от 16.10.2018 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) привлечена Служба по тарифам Иркутской области.
Протокольным определением суда от 15.11.2018 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, в порядке статьи 51 АПК РФ привлечена Федеральная антимонопольная служба (ФАС России).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 23.08.2019 исковые требования удовлетворены частично, взыскана задолженность за январь - февраль 2018 года в размере 28 597 249 рублей 12 копеек, исходя из величины мощности, учтенной в Сводном прогнозном балансе производства и поставок электрической энергии (далее - Сводный прогнозный баланс), неустойка в размере 6 945 601 рубль 26 копеек, неустойка в размере 1/130 ставки рефинансирования ЦБ РФ по день фактической оплаты от суммы долга за каждый день просрочки, а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 6 487 рублей 26 копеек.
В удовлетворении остальной части исковых требований судом отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец и ответчик обратились в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобами.
ПАО "ФСК ЕЭС" полагает, что на стороне ответчика возникло неосновательное обогащение за счет истца, в связи с чем просит удовлетворить иск в заявленном размере.
ОАО "ИЭСК" просило Девятый арбитражный апелляционный суд отменить решение от 23.08.2019, поскольку сторонами согласована величина заявленной мощности в размере 6 МВт, которая подлежит применению в силу условий договора N 197/П, пункта 15(1) Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электроэнергии и оказания этих услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 861 от 27.12.2004 (далее - Правила N 861).
Определением от 15.11.2019 суд апелляционной инстанции отложил судебное разбирательство и истребовал у ФАС России копии тарифных дел по установлению заявленной мощности соответственно 6 МВт и 79,844 МВт в отношении ОАО "ИЭСК" на 2017 г. и 2018 г.
Указанное определение суда не исполнено. Третьим лицом представлены документы, не относящиеся к тарифному делу. Верховный Суд Российской Федерации неоднократно обращал внимание судов на необходимость истребований тарифного дела, как наиболее достоверного источника информации о содержании тарифного решения (определение ВС РФ N 305-ЭС17-22541 от 04.06.2018).
В заседании суда апелляционной инстанции 16.12.2019 представители сторон доводы жалоб поддержали. Представитель истца указал суду на ранее отмененные судебные акты, а также на преюдициальные судебные акты по делу N А40-314190/18.
Представители возражали против удовлетворения жалобы другой стороны.
Представитель ФАС пояснил, что копии тарифных дел службой представляться не будут, в связи с чем суд лишен возможности определить в каком порядке устанавливалась заявленная мощность - 79,844 МВт. Несмотря на то, что деятельность в энергетике является регулируемой, порядок (метод расчета) должен быть "прозрачным" для сторон и суда.
Согласно отзыву, Служба по тарифам Иркутской области поддерживает позицию ответчика.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 АПК РФ, изучив доводы жалобы, заслушав объяснения представителей истца и ответчика, третьего лица, исследовав и оценив представленные доказательства, Девятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 23.08.2015 на основании следующего.
Как установлено судом апелляционной инстанции, 22.03.2007 между истцом и ответчиком заключен договор N 197/П по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети (ЕНЭС), по условиям которого исполнитель обязуется оказывать услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети путем осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих исполнителю на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании, а заказчик обязуется оплачивать эти услуги.
Согласно условиям договора N 197/П, а также пунктам 15 (1), 38 Правил N 861 стоимость услуг по передаче электрической энергии на содержание объектов электросетевого хозяйства определяется как произведение ставки тарифа на услуги по передаче электрической энергии на содержание объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС, утвержденной федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, на величину заявленной мощности, согласованной сторонами.
За период с июля 2017 г. по февраль 2018 г. истец оказал услуги по передаче электрической энергии, которые ответчик оплатил исходя из величины заявленной мощности - 6 МВт.
Истец заявил об оплате стоимости услуг, исходя из величины - 79,844 МВт.
Служба по тарифам Иркутской области при установлении тарифа на услугу по передаче электрической энергии на 2018 год для ОАО "ИЭСК" руководствовалась величиной заявленной мощности в размере 6 МВт.
Согласно подпункту б(1) пункта 38 Правил N 861 договор между смежными сетевыми организациями должен содержать в числе прочих величину заявленной мощности, определяемой по соглашению сторон.
Таким образом, нормами действующего законодательства при расчетах между сетевыми организациями по ставке, отражающей удельную величину расходов на содержание электрических сетей, предписано применение величины, согласованной сторонами в договоре и являющейся его существенным условием.
В деле N А40-314190/18 суд апелляционной инстанции исходил из факта, что заявленная мощность на 2018 г. сторонами не согласована, в связи с чем подлежит применению мощность, утвержденная в тарифном решении.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2019 оставлено без изменения судом кассационной инстанции.
Однако по делам N N А40-237786/17, А40-80943/18 суды пришли к иным выводам о согласовании заявленной мощности. При этом действия сторон, в частности ответчика были аналогичными.
Кроме того, закон предусматривает порядок урегулирования спора по договору в случае возникновения разногласий по его условиям.
В настоящем случае ПАО "ФСК ЕЭС" не воспользовалось данным законным правом, а обратилось с заявкой в регулирующий орган об установлении размера заявленной мощности - 79,844 МВт.
Согласно пункту 4 статьи 23.1. Закона об электроэнергетике государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках подлежат: цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети; цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов).
Исходя из пунктов 2, 17, 18 Основ ценообразования N 1178 "регулируемая деятельность" - деятельность в сфере электроэнергетики, в рамках которой расчеты за поставляемую продукцию (услуги) осуществляются по ценам (тарифам), которые в соответствии с Законом об электроэнергетике подлежат государственному регулированию; "необходимая валовая выручка" - экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования.
В необходимую валовую выручку включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения).
Расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включают в себя: расходы на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, а также иных услуг, предусмотренных Правилами оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 N 1172, договором о присоединении к торговой системе оптового рынка, основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530.
Расчеты по заключаемому территориальными сетевыми организациями в соответствии с настоящим разделом договора осуществляются по тарифу на услуги по передаче электрической энергии, который определяется в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в отношении каждой из сторон такого договора, и носит индивидуальный характер (пункт 42 Правил N 861).
Расходы территориальной сетевой организации на оплату предоставляемых в соответствии с указанным договором услуг включаются в экономически обоснованные расходы, учитываемые при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии для иных потребителей ее услуг, а доходы другой стороны указанного договора от предоставляемых ею по этому договору услуг и доходы от услуг по передаче электрической энергии, предоставляемых иным потребителям, должны в сумме обеспечивать необходимую валовую выручку данной организации.
Из материалов дела следует и не оспаривается сторонами, что ПАО "ФСК ЕЭС" осуществляет деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии по ЕНЭС и является регулируемой организацией. Цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые истцом, устанавливаются регулирующими органами, а платежи за указанные услуги должны обеспечивать необходимую валовую выручку ПАО "ФСК ЕЭС". Заявленная к взысканию с ОАО "ИЭСК" величина долга должна обеспечить в сумме с платежами, полученными от других потребителей, необходимую валовую выручку истца, следовательно, неполучение денежных средств от ответчика должно было привести к неполному сбору истцом установленного размера необходимой валовой выручки.
ПАО "ФСК ЕЭС" не представлены доказательства, что плата за мощность, взыскания которой истец требует в рассматриваемом иске, была для него предусмотрена к получению в соответствии с принятыми тарифно-балансовыми решениями.
Регулирующим органом, уполномоченным на установление тарифов на услуги по передаче электрической энергии для ответчика, является Служба по тарифам Иркутской области, которая привлечена к участию в настоящем деле в качестве третьего лица.
В соответствии с пунктом 4 Порядка формирования Сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации, утвержденного приказом ФСТ России от 12.04.2012 N 53-э/1 (далее - Порядок), Сводный прогнозный баланс формируется и рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации. Итоговые балансовые решения в части определения в прогнозном балансе объемов поставки (покупки) электрической энергии и мощности принимаются не позднее чем за 2 месяца до начала соответствующего периода регулирования.
В соответствии с пунктом 6 Порядка основой для формирования Сводного прогнозного баланса являются предложения, разрабатываемые сетевыми организациями, в том числе и организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, оказывающими услуги по передаче электрической энергии (мощности), в части объемов электрической энергии (мощности) на компенсацию технологического расхода электрической энергии (мощности) при ее передаче (далее - потерь) с учетом экспортно-импортных операций и объемов межгосударственной передачи электрической энергии и мощности, а также величин присоединенной и заявленной мощности потребителей услуг сетевых организаций.
Приказом ФАС России от 30.06.2017 N 875/17-ДСП (в редакции приказа от 30.11.2017 N 1613/17-ДСП) утвержден Сводный прогнозный баланс на 2018 год. В составе утвержденного Сводного прогнозного баланса на 2018 год объем заявленной мощности потребителей ОАО "ИЭСК" на территории Иркутской области был учтен в размере 79,84 МВт, ниже заявленной ПАО "ФСК ЕЭС" величины, но выше величины, утвержденной на предыдущие периоды.
Доказательств того, что увеличенная величина заявленной мощности услуг ПАО "ФСК" для ОАО "ИЭСК" с 6 МВт до 79,84 МВт была утверждена на основании соответствующих тарифных решений, суду не представлено.
В то же время, соответствии с Письмом ФСТ России от 03.03.2009 N НБ-1181/12, сводный прогнозный баланс служит основой для расчетов тарифов (цен) на электрическую энергию и мощность и размеров платы за указанные в Основах ценообразования услуги, устанавливаемых Федеральной службой по тарифам и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 12.04.2012 N 53 -э/1 был утвержден Порядок формирования сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации (порядок). Согласно п. 9 графика прохождения документов, для утверждения сводного прогнозного баланса (приложение N 1 к Порядку) организация по управлению Единой национальной (общероссийской) электрической сетью (ПАО "ФСК ЕЭС") представляет в ФАС России, в том числе сводные предложения по заявленной (присоединенной) мощности.
В соответствии с вышеуказанными нормативными правовыми актами ФАС России рассмотрела представленные материалы, была учтена заявленная мощность ОАО "ИЭСК" в размере 79,844 МВт, что суд первой инстанции принял к учету при рассмотрении настоящего спора.
Поскольку решение ФАС России не оспорено, суд не усматривает оснований к отмене решения.
С учетом изложенного решение суда является правильным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Оснований для удовлетворения апелляционных жалоб не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.
На основании статьи 110 АПК РФ судебные расходы сторон по уплате государственной пошлины при подаче апелляционных жалоб относятся на заявителей.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 23 августа 2019 года по делу N А40-210214/18 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Н.И. Левченко |
Судьи |
Е.Б. Расторгуев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-210214/2018
Истец: ПАО "ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ ЕДИНОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ"
Ответчик: ОАО "ИРКУТСКАЯ ЭЛЕКТРОСЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ"
Третье лицо: ФАС России, Служба по тарифам Иркутской области