город Ростов-на-Дону |
|
08 января 2020 г. |
дело N А32-7564/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 ноября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 января 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Попова А.А.,
судей Абраменко Р.А., Малыхиной М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ткаченко Е.С.,
в отсутствие представителей сторон,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
товарищества собственников жилья "Лукьяненко, 26"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16 июля 2019 года по делу N А32-7564/2019
по иску федерального государственного бюджетного научного учреждения "Национальный центр зерна имени П.П. Лукьяненко"
к товариществу собственников жилья "Лукьяненко, 26"
о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Национальный центр зерна имени П.П. Лукьяненко" (далее - учреждение, истец) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к товариществу собственников жилья "Лукьяненко, 26" (далее - товарищество, ответчик) о взыскании задолженности по договору N 6 от 06.09.2017 за период с 01.06.2017 по 31.08.2017 в размере 37 187 руб. 71 коп.
Исковые требования мотивированы тем, что ответчик в спорный период не в полном объёме исполнил свою обязанность по оплате поставленного коммунального ресурса (холодной и горячей воды) для целей содержания общего имущества МКД, находящегося в управлении ответчика.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 16.07.2019 исковые требования удовлетворены в полном объёме, с ответчика в пользу истца взыскана задолженности по оплате коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме за период с 01.06.2017 по 31.08.2017 в размере 37 187 руб. 71 коп., судебные расходы по уплате государственной пошлины по иску в размере 2 000 руб. Суд отклонил требование ответчика о взыскании с истца судебных расходов на представителя.
Судебный акт мотивирован тем, что представленными в материалы дела доказательствами подтверждается факт наличие на стороне ответчика задолженности перед истцом по оплате поставленных коммунальных ресурсов в заявленном размере. Ввиду того, что иск удовлетворён в полном объёме, судебные расходы ответчика по оплате услуг его представителя отнесены на товарищество.
С принятым судебным актом не согласилось товарищество, в порядке, определённом положениями главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить, по делу принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объёме.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к следующему:
- при вынесении своего решения суд первой инстанции руководствовался расчётом, предоставленным истцом. Вместе с тем, суд не дал оценки доводам ответчика и мотивированно не отклонил контрасчёт ответчика, в том числе суд не учёл, что представитель расчёте стоимости тепловой энергии, затрачиваемой на изготовление горячей воды в отношении ответчика подлежит применению поправочный коэффициент 0,064 (для МКД без наружных сетей). Истец в своём расчёте прямо не указал применяемый им коэффициент, однако арифметическим путём можно установить, что размер такого коэффициента составляет 0,66 (для МКД с наружными сетями);
- при определении суммарного объёма индивидуального водопотребления в отношении отдельных потребителей истец необоснованно применил показания потребления равные "0", в то время как по сведениям, полученным ответчиком, в рассматриваемый период МКД был полностью заселён и собственники помещений потребляли коммунальные ресурсы. При отсутствии у истца сведений ИПУ об объёмах водопотребления данные объёмы подлежали определению расчётным методом. Сведения о водопотреблении представлены только в отношении части квартир, ответчик данными сведениями не располагает, т.к. между истцом и конечными потребителями заключены прямые договоры водопотребления.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции стороны явку своих представителей не обеспечили, будучи надлежащим образом уведомлены о времени и месте рассмотрения дела. В отношении сторон апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на неё, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в управлении товарищества находится МКД, расположенный по адресу: г. Краснодар, ул. Академика Лукьяненко П.П., 26.
Между учреждением (поставщик) и товариществом (покупатель) заключен договор на поставку холодного и горячего водоснабжения N 6 от 06.09.2017, по условиям которого истец обязался в течение срока действия договора осуществлять поставку ответчику холодное и горячее водоснабжение в точках поставки в согласованном договором объеме и надлежащего качества в целях содержания общедомового имущества, а ответчик обязался принимать и оплачивать холодное и горячее водоснабжение в объёме, сроки и на условиях, предусмотренных настоящим договором.
Как указывает истец, за период с 01.06.2017 по 31.08.2017 сумма задолженности по оплате коммунальных ресурсов, используемых в целях СОИД, ответчиком в полном объеме не оплачена, размер задолженности составляет 37 187 руб. 71 коп.
Ненадлежащее исполнение ответчиком обязанности по оплате коммунальных ресурсов, используемых в целях СОИД и оставление досудебной претензии учреждения без финансового удовлетворения, явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд с требованиями о взыскании задолженности в судебном порядке.
В соответствии с пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 Кодекса), если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В соответствии со статьей 539 Кодекса по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Статьей 541 Кодекса предусмотрено, что количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
Согласно статье 544 Кодекса оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Принимая во внимание, что услуги водоснабжения оказывались ответчику для предоставления гражданам-потребителям коммунальных услуг, отношения сторон в спорный период регулировались также положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354), Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124).
В связи с вступлением в силу постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме", начиная с 01.01.2017 коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирных жилых домах, оплачиваются в составе платы за содержание жилого помещения. Плата за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества, включается в плату за содержание жилого помещения, когда в многоквартирном доме выбран и реализован способ управления, в данном случае товариществом.
Статьей 154 ЖК РФ определена структура платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 4 Правил N 354 потребителю могут быть предоставлены коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения при условии наличия в многоквартирном доме соответствующих внутридомовых инженерных систем, по которым холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, тепловая энергия, используемая в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, подаваемые в жилые и нежилые помещения, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а коммунальные услуги водоотведения предоставляются при наличии в многоквартирном доме внутридомовых инженерных систем, по которым сточные воды отводятся от жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.
Согласно пункту 13 Правил N 354 условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом названных Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Указанной нормой также предусмотрено, что Правительство Российской Федерации устанавливает правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями.
Как указано выше в соответствии с пунктом 13 Правил N 354 определяются условия о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям с учетом названных Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В силу подпункта "а" пункта 21 Правил N 124 объем коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) за вычетом объемов поставки коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в этом многоквартирном доме по договорам ресурсоснабжения, заключенным ими непосредственно с ресурсоснабжающими организациями (в случае, если объемы поставок таким собственникам фиксируются коллективным (общедомовым) прибором учета).
Согласно части 9 статьи 32 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) тарифы в сфере горячего водоснабжения могут быть установлены в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 87 Основ ценообразования двухкомпонентный тариф на горячую воду в системе горячего водоснабжения устанавливается для теплоснабжающих организаций, поставляющих горячую воду с использованием системы горячего водоснабжения, и состоит из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
Разделом VII Приложения N 2 к Правилам N 354 установлен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении (жилом доме, квартире) или нежилом помещении и на общедомовые нужды (ОДН), в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду.
В соответствии с пунктом 26 названного Приложения размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (ГВС) в i-м жилом или нежилом помещении определяются по формуле 23, которая содержит величину Qiп - объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по ГВС за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении. Указанная величина рассчитывается как произведение объема потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении, и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по ГВС. Аналогичным образом определяется объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по ГВС за расчетный период на ОДН, приходящийся на i-е жилое или нежилое помещение (Qiодн) в формуле 24 Приложения N 2 к Правилам N 354.
Таким образом, в силу Правил N 354 количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей ГВС независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения МКД.
С учетом этих положений учреждение рассчитало задолженность исходя из объема тепловой энергии, подлежащий оплате за спорный период по МКД, на основании утвержденных в установленном порядке нормативов на подогрев воды; а объем воды по МКД, оборудованному общедомовым прибором учета, определен исходя из показаний такого прибора за минусом объемов, выставленных собственникам помещений, с которыми заключены отдельные договоры на поставку коммунальных ресурсов, - за фактический объем потребления.
В обоснование заявленных требований истец предоставил помесячные расчеты объема потребленного коммунального ресурса на содержание общего имущества (СОИ) (горячая и холодная вода) (состоящего из объема потребленной холодной воды (м3), объёма потреблённой холодной воды (м3) для приготовления горячей воды и затрат тепловой энергии на ее подогрев (Гкал/м3) за период с 01.06.2017 по 31.08.2017 с указанием объёмов потребления коммунальных ресурсов по ИПУ и ОДПУ.
Довод ответчика о том, что в своих расчётах истец необоснованно принимает в отношении отдельных потребителей нулевые показатели потребления коммунальных ресурсов, подлежит отклонению, т.к. в нарушение положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации товарищество не представило иных документально обоснованных сведений об объёмах индивидуального потребления коммунальных ресурсов в рассматриваемый период.
Из содержания возложенных законом на управляющую компанию (ТСЖ) обязанностей следует, что последняя обязана регулярно снимать показания как общедомовых приборов учета (в частности, в связи с тем, что управляющая компания производит ресурсоснабжающей организации оплату объема коммунальных услуг на ОДН, как в настоящем споре, либо всего объема коммунальных услуг, если является исполнителем коммунальной услуги в полном объеме), так и аккумулировать сведения о показаниях индивидуальных приборов учета. Такая обязанность на управляющие компании возложена, в частности, пунктом 18 Правил N 354.
Таким образом, отсутствие у ТСЖ сведений о показаниях приборов учета коммунального ресурса является исключительно риском ненадлежащего осуществления деятельности последней и ни в коей мере не освобождает товарищество от бремени опровержения представленных истцом доказательств.
Предоставление в материалы дела истцом документы, отражающие объёмы потребления коммунального ресурса, соответствует правилам части 8 статьи 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При рассмотрении дела в суде первой инстанции ответчиком не было заявлено о фальсификации данных документов в установленном порядке и не были приведены доводы, которые требовали бы изучения оригиналов в связи с недостоверностью копий (например, в связи с тем, что ответчик располагает иными копиями).
В дополнительных пояснениях на апелляционную жалобу учреждение указало, что в феврале 2018 года, в соответствии с предписанием жилищной инспекции Краснодарского края N 631 от 07.02.2018, товариществу был произведен перерасчет за коммунальную услугу по горячему водоснабжению на СОИД с учетом пункта 42 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354. Перерасчет начислений за период июнь 2017 - январь 2018 был выполнен с учетом норматива на тепловую энергию на подогрев холодной воды, утвержденного приказом региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 18.05.2017 N 2/2017-нп "О внесении изменений в приказ региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 31 августа 2012 года N 2/2012-нп "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в Краснодарском крае".
При этом учреждение правомерно руководствовалось коэффициентом нормативного нагрева воды, равным 0,066 Гкал/куб.м.
Приказом региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 18.05.2017 N 2/2017-нп "О внесении изменений в приказ региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 31 августа 2012 года N 2/2012-нп "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в Краснодарском крае" утверждены нормативы расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Указанный нормативно-правовой акт принят в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306. В соответствии с которым при определении нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома: а) в отношении холодной и горячей воды - этажность, износ внутридомовых инженерных систем, вид системы теплоснабжения (открытая, закрытая), вид системы горячего водоснабжения, оснащенность в местах общего пользования водоразборными устройствами и санитарно-техническим оборудованием.
Так Приказом утвержден норматив расхода 0,064 Гкал на 1 куб.м. без наружной сети горячего водоснабжения и норматив расхода 0,066 Гкал на 1 куб.м. с наружной сетью горячего водоснабжения.
Истец применил норматив расхода тепловой энергии 0,066 Гкал на 1 куб.м. для многоквартирного дома с наружной сетью горячего водоснабжения основываясь на следующем.
Правилам коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя N 1034 от 18.11.2013 раскрыты понятия:
"закрытая водяная система теплоснабжения" - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для теплоснабжения без отбора горячей воды (теплоносителя) из тепловой сети;
"индивидуальный тепловой пункт" - комплекс устройств для присоединения теплопотребляющей установки к тепловой сети, преобразования параметров теплоносителя и распределения его по видам тепловой нагрузки для одного здания, строения или сооружения;
"центральный тепловой пункт" - комплекс устройств для присоединения теплопотребляющих установок нескольких зданий, строений или сооружений к тепловой сети, а также для преобразования параметров теплоносителя и распределения его по видам тепловой нагрузки.
То есть разграничение органом исполнительной власти нормативов расхода тепловой энергии для системы горячего водоснабжения с наружными (по отношению к зданию) сетями горячего водоснабжения и системы горячего водоснабжения без наружной сети не поставлено в зависимость от балансовой принадлежности тех или иных сетей или сооружений, а определено в зависимости от места приготовления горячей воды - внутри самого здания, то есть система индивидуальных тепловых пунктов, или за его пределами.
Согласно данным, размещенным в телекоммуникационной сети Интернет, на сайте http://reformagkh.ru, который предназначен для раскрытия информации организациями, осуществляемыми деятельность в сфере управления МКД, а также исходя из характеристик объектов, система горячего водоснабжения многоквартирного дома по ул. Академика Лукьяненко П.П. д. 26 имеет централизованный характер. Тип системы горячего водоснабжения - закрытая с приготовлением горячей воды в ЦТП (центральном тепловом пункте).
Централизованная система горячего водоснабжения - это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети (далее - открытая система теплоснабжения (горячего водоснабжения) или из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального теплового пункта (далее - закрытая система горячего водоснабжения) (п. 27 ст. 2 Закона о водоснабжении).
Доказательств наличия в доме индивидуального пункта приготовления горячей воды для отопления, горячего водоснабжения и технологических нужд многоквартирного дома ответчиком не представлено (аналогичный правовой подход изложен в постановлении Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 25.10.2018 по делу N А11-6094/2017.
При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции не находит оснований к отмене либо изменению решения суда первой инстанции. Суд правильно определил спорные правоотношения и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела. Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.
Судебные расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16 июля 2019 года по делу N А32-7564/2019 оставить без изменения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
А.А. Попов |
Судьи |
Р.А. Абраменко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-7564/2019
Истец: ФГБНУ "Национальный центр зерна имени П.П.Лукьяненко", ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ НАУЧНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ЗЕРНА ИМЕНИ П.П. ЛУКЬЯНЕНКО"
Ответчик: ТСЖ "Лукьяненко, 26", ТСЖ "Лукьяненко,26"