г. Чита |
|
09 января 2020 г. |
дело N А58-6671/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 декабря 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 января 2020 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Каминского В.Л., Никифорюк Е.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сахаровой Б.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Амгинский" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 27 сентября 2019 года по делу N А58-6671/2019 по заявлению акционерного общества "Амгинский" (ОГРН 1171447002099, ИНН 1404005670) к Министерству сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) (ОГРН 1021401068105, ИНН 1435003143) о признании незаконным требования о возврате суммы выделенной денежной субсидии,
в отсутствие в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц,
установил:
акционерное общество "Амгинский" (далее - АО "Амгинский" или общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) к Министерству сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) (далее - Министерство) с заявлением о признании незаконным требования о возврате суммы выделенной денежной субсидии в размере 4 274 000 рублей, выраженного в направлении уведомления от 19.03.2019 N 13/4-АН-1863/08.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 27 сентября 2019года в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд первой инстанции пришёл к вывод, что субсидия была выдана Министерством неправомерно, поскольку оснований для предоставления обществу спорной субсидии не имелось, в связи с чем требование Минсельхоза о возврате суммы выделенной денежной субсидии в размере 4 274 000 рублей, выраженное в направлении уведомления от 19.03.2019 N 13/4-АН-1863/08, соответствует действующему законодательству, прав и законных интересов общества не нарушает.
Не согласившись с указанным решением, общество обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене обжалуемого решения, как незаконного и необоснованного, по доводам, изложенным в жалобе и пояснениях.
Общество указывает, что Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) не принял во внимание фактически подтвержденный статус сельскохозяйственного товаропроизводителя. По мнению заявителя апелляционной жалобы, статус сельскохозяйственного товаропроизводителя не требует какого-то особого подтверждения на определённый момент времени.
Определением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 20 ноября 2019 года рассмотрение апелляционной жалобы АО "Амгинский" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 27 сентября 2019 года отложено до 10 часов 30 минут 25 декабря 2019 года.
В связи с нахождением судей Желтоухова Е.В. и Басаева Д.В. в отпуске определением заместителя председателя Четвертого арбитражного апелляционного суда от 24 декабря 2019 года судья Желтоухов Е.В. заменен на судью Каминского В.Л., судья Басаев Д.В. заменен на судью Никифорюк Е.О,. в связи с чем рассмотрение апелляционной жалобы проведено с самого начала.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается отчётами о публикации на официальном сайте Арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству и определения об отложении судебного разбирательства, однако лица, участвующие в деле явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. АО "Амгинский" представило ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителей.
В соответствии с частями 3 и 5 статьи 156 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
От Сельскохозяйственного производственного кооператива "Амгинский" (далее - СХПК "Амгинский") (ОГРН 1021400565340, ИНН 1404002735) поступило ходатайство о вступлении в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, мотивированное тем, что финансовое состояние созданного предприятия непосредственно влияет на стоимость активов должника СХПК "Амгинский" и затрагиваем имущественные интересы СХПК "Амгинский" и его кредиторов.
Общество в письменном мнении от 13 декабря 2019 года не возражало о включении в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований СХПК "Амгинский".
Суд апелляционной инстанции на основании части 3 статьи 266 АПК РФ не находит оснований для удовлетворения заявленного ходатайства, поскольку в арбитражном суде апелляционной инстанции не применяются правила о привлечении к участию в деле третьих лиц, а также иные правила, установленные настоящим Кодексом только для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы и пояснений к ней, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 28.12.2016 на совещании у первого заместителя председателя Правительства Республики Саха (Якутия) - министра сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия) одобрено решение собрания кредиторов должника - СХПК "Амгинский" о замещении активов должника путем создания, в том числе АО "Амгинский" (зерновое хозяйство) в с. Покровка; поручено внести изменения в Порядок предоставления субсидий в 2017 году из государственного бюджета, предусматривающие возможность получения субсидий в текущем году вновь созданными сельхозорганизациями; рассмотреть предоставление государственной поддержки в рамках предусмотренных финансовых средств и согласно Порядку предоставления субсидий в 2017 году АО "Амгинский" по строительству изгороди пашен, восстановления пашен, обновления парка сельскохозяйственной техники, в том числе приобретение зерноуборочного комбайна в 2017 году и посевного комплекса с трактором в 2018 году.
Приказом Министерства от 07.02.2017 N 67 утвержден Порядок предоставления субсидий на поддержку сельскохозяйственного производства из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) по подпрограмме "Развитие растениеводства".
14.02.2017 создано акционерное общество "Амгинский".
Приказом Министерства от 27.02.2017 N 119 утверждены Положение о специализированных зерновых хозяйствах, Порядок отбора специализированных зерновых хозяйств, состав Комиссии по отбору специализированных зерновых хозяйств, Положение Комиссии по отбору специализированных зерновых хозяйств.
Протоколом заседания Комиссии по отбору специализированных зерновых хозяйств от 14.03.2017 N 48 17 хозяйствам, в том числе АО "Амгинский", присвоен статус зерновых хозяйств.
В соответствии с соглашением от 22.03.2017 N С-78/04, заключенным между Министерством и АО "Амгинский", обществом получена субсидия на проведение комплекса агротехнологических работ в размере 4 274 000 рублей.
07.03.2019 приказом Министерства N 152 утвержден план мероприятий по устранению нарушений и недостатков по результатам рассмотрения итогов проверки Прокуратурой Республики Саха (Якутия) соблюдения бюджетного законодательства в части целевого и эффективного использования средств субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на обеспечение качества и безопасности зерна, муки, макаронных и хлебобулочных изделий, крупы, комбикормов и компонентов для их производства, других продуктов переработки зерна, в соответствии с которым, в том числе указано о направлении претензионного письма на возврат средств субсидии в доход госбюджета Республики Саха (Якутия) АО "Амгинский" на сумму 4 274 000 рублей и подготовки пакета необходимых документов для обращения в суд по вопросу возврата средств субсидии в доход госбюджета Республики Саха (Якутия) в срок до 01.04.2019.
19.03.2019 Министерство направило обществу уведомление о возврате субсидии в размере 4 274 000 рублей, предоставленной в соответствии с соглашением от 22.03.2017 N С-78/04, на финансовое обеспечение части затрат на проведение комплекса агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, а также на повышение плодородия и качества почв в течение 30 календарных дней с момента получения данного требования в доход госбюджета Республики Саха (Якутия).
Общество платежными поручениями от 01.04.2019 N 21 и от 02.04.2019 N 923 произвело возврат субсидии соответственно в размере 4 230 000 рублей и 44 000 рублей.
Общество, не согласившись с требованием о возврате суммы выделенной денежной субсидии в размере 4 274 000 рублей, выраженным в уведомлении от 19.03.2019 N 13/4-АН-1863/08, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции правильными, исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ и пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Основаниями для признания действий (бездействия) и (или) решения незаконными является несоответствие их закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) определено, что субсидии юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (часть 1 статьи 78 БК РФ). Субсидии юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 2 части 2 статьи 78 БК РФ).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, приказом Министерства от 07.02.2017 N 67 утвержден Порядок предоставления субсидий на поддержку сельскохозяйственного производства из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) по подпрограмме "Развитие растениеводства".
Пунктом 1.5 Порядка установлено, что получателями субсидии являются юридические лица (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальные предприниматели, а также физические лица-производители товаров, работ, услуг, признаваемые сельскохозяйственными товаропроизводителями в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства".
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц акционерное общество "Амгинский" было зарегистрировано в качестве юридического лица 14.02.2017, субсидия получена обществом в марте 2017 года.
Суд первой инстанции правильно исходит из того, что понятие "календарный год" определено как императивное и в Федеральном законе от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" дополнительно не раскрывается.
Пунктом 5 статьи 2 Федерального закона от 03.06.2011 N 107-ФЗ "Об исчислении времени" предусмотрено, что календарным годом является период времени с 1 января по 31 декабря продолжительностью триста шестьдесят пять либо триста шестьдесят шесть (високосный год) календарных дней.
В соответствии со статьей 12 БК РФ финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.
В силу пунктов 1, 2, 3 статьи 15 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" отчетным периодом для годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (отчетным годом) является календарный год - с 1 января по 31 декабря включительно, за исключением случаев создания, реорганизации и ликвидации юридического лица. Первым отчетным годом является период с даты государственной регистрации экономического субъекта по 31 декабря того же календарного года включительно, если иное не предусмотрено названным Федеральным законом и (или) федеральными стандартами. В случае, если государственная регистрация экономического субъекта, за исключением кредитной организации, произведена после 30 сентября, первым отчетным годом является, если иное не установлено экономическим субъектом, период с даты государственной регистрации по 31 декабря календарного года, следующего за годом его государственной регистрации, включительно.
В силу указанного является правомерным вывод суда первой инстанции, что право на субсидию имеется у сельскохозяйственного производителя при условии, что в его доходе от реализации сельскохозяйственных товаров (работ, услуг), доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год, то есть за период с 01 января по 31 декабря.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что субсидия была выдана Министерством неправомерно, поскольку оснований для предоставления обществу спорной субсидии не имелось, в связи с чем требование Министерства о возврате суммы выделенной денежной субсидии в размере 4 274 000 рублей, выраженное в уведомления от 19.03.2019 N 13/4-АН-1863/08, соответствует действующему законодательству и прав и законных интересов общества не нарушает.
Судом первой инстанции правильно установлено, что наличие документов, подтверждающих получение дохода от реализации сельскохозяйственной продукции за период с даты создания до даты получения субсидии не наделяет общество правом на получение субсидии, поскольку доля дохода от реализации сельскохозяйственной продукции получена обществом менее, чем за один календарный год, что является необходимым условием для получения субсидии.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований Общества.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо влияли на обоснованность и законность оспариваемого решения суда, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 27 сентября 2019 года по делу N А58-6671/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путём подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Каминский В.Л. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-6671/2019
Истец: АО "Амгинский"
Ответчик: Министерство сельского хозяйства Республики Саха (Якутия)