город Томск |
|
9 января 2020 г. |
Дело N А67-7387/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 декабря 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 января 2020 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Логачева К.Д., Хайкиной С. Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лачиновой К. А. с использованием средств аудиозаписи рассмотрел апелляционную жалобу заместителя руководителя УФАС России по Томской области Бутенко И.В. (N 07АП-10716/2019) на решение от 03.10.2019 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-7387/2019 (судья С.З. Идрисова) по заявлению прокурора Томской области (634029, г. Томск, ул. Белинского, 14) к заместителю руководителя УФАС России по Томской области Бутенко И.В., УФАС России по Томской области (634069, г. Томск, пр.Ленина, 111) о признании незаконным постановления от 03.06.2019 о прекращении производства по делу об административном правонарушении N 070/04/7.32.4-120/2019.
Третье лицо: УМП "Спецавтохозяйство г. Томска".
В судебном заседании приняли участие:
от заявителя: Гутов С. С. (по удостоверению),
от заинтересованного лица: Константинов В. А. (по дов. от 19.12.2018 - от УФАС России по Томской области, по дов. от 13.08.2019 - от заместителя руководителя УФАС России по Томской области Бутенко И.В.),
от третьего лица: Комогорцев А. В. (по дов. от 14.06.2019),
УСТАНОВИЛ:
прокурор Томской области (далее - заявитель, прокурор) обратился в Арбитражный суд Томской области с заявлением к заместителю руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области Бутенко Игорю Васильевичу (далее - заинтересованное лицо, должностное лицо антимонопольного органа) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Томской области (далее - заинтересованное лицо, Томское УФАС России, антимонопольный орган) о признании незаконным постановления от 03.06.2019 "о прекращении производства по делу об административном правонарушении N 070/04/7.32.4-120/2019".
Определением суда от 01.07.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено унитарное муниципальное предприятие "Спецавтохозяйство г. Томска" (далее - третье лицо, УМП "Спецавтохозяйство г. Томска", предприятие).
Решением от 03.10.2019 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-7387/2019 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционный суд обратился заместитель руководителя Томского УФАС России Бутенко И.В. с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что документацией об электронном аукционе определен срок оказания услуг, что соответствует требованиям подпункта "ж" пункта 12 Правил проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.11.2016 N 1133 (далее - Правила N 1133) и не противоречит положениям статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ); положениями документации об электронном аукционе, в том числе условиями проекта контракта на исполнителя услуг не возложена обязанность по установке собственных дополнительных контейнеров (пункт 5.4.29. проекта контракта), документация об электронном аукционе содержит все существенные условия исполнения обязательства, являющегося объектом закупки (оказание услуг), и позволяющие участникам такой закупки определить маршрут транспортирования твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) а также произвести расчет оказываемых услуг и принять решение по участию в торгах.
УМП "Спецавтохозяйство г. Томска" в отзыве на апелляционную жалобу доводы жалобы антимонопольного органа поддерживает, просит решение суда отменить, в удовлетворении требований отказать.
В судебном разбирательстве был объявлен перерыв на 02.12.2019, судебное разбирательство было отложено на 25.12.2019.
В соответствии со статьей 18 АПК РФ произведена замена в составе суда: судей Скачковой О. А. и Павлюк Т. В. на судей Хайкину С.Н. и Логачева К. Д., рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции произведено с самого начала.
В материалы дела поступили: от прокурора и третьего лица - дополнительные отзывы на апелляционную жалобу.
В порядке статьи 262 АПК РФ к дополнительному отзыву УМП "Спецавтохозяйство г. Томска" от 06.12.2019 приложены дополнительные доказательства в обоснование своей позиции по делу и доводов об отсутствии каких-либо существенных нарушений процедуры (порядка) проведения аукциона, установленных действующим законодательством и влияющих на результаты торгов, которые апелляционный суд посчитал возможным на основании статьи 268 АПК РФ приобщить к материалам дела.
В судебных заседаниях представитель апеллянта поддержал доводы апелляционной жалобы; представитель третьего лица согласился с доводами апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу и дополнениях к отзыву; представитель заявителя возражал против доводов апелляционной жалобы, считая решение суда законным и обоснованным.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзывов, заслушав представителей участвующих в деле лиц, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает решение жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что по результатам проведенной проверки исполнения УМП "Спецавтохозяйство г. Томска" законодательства при проведении торгов в форме электронного аукциона на оказание услуг по осуществлению транспортирования ТКО, заместителем Томского межрайонного природоохранного прокурора Томской области в отношении предприятия 13.03.2019 вынесено постановление в возбуждении дела по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 7.32.4 КоАП РФ.
Основанием для возбуждения дела об административном правонарушении по части 10 статьи 7.32.4 КоАП РФ послужил установленный прокурором в ходе проверки факт нарушения УМП "Спецавтохозяйство г. Томска" законодательства о контрактной системе при проведении торгов в форме электронного аукциона на оказание услуг по осуществлению транспортирования ТКО (извещение о закупке htt://www.rts-tender.ru от 31.01.2019) на территории седьмой зоны деятельности регионального оператора в пределах границ территории Кировского района г. Томска, ограниченной с севера железнодорожными путями Западно-Сибирской железной дороги, поселков Богашево, Овражное, Сухарево, Петухово, Белоусово, Аксеново, Некрасово, Ж.д.Каштак, Ягодное, Лучаново, Плотниково, Аэропорт, Б.Протопопово, М.Протопопово, Трубачево, Мирный, Ж.д. 41 км, Заречный, Басандайка, Смена, Межениновка, Зональная станция, Поздеево, Магадаево, Просекино, Писарево, Госсортучасток, Ключи Томского района Томской области (извещение N 0565300000219000004).
В частности, установлено нарушение статьи 64 Федерального закона N 44-ФЗ, пункта 12 Правил N 1133, выразившиеся в выявленных фактах отсутствия в аукционной документации полной информации обо всех условиях и требованиях исполнения услуг по транспортированию ТКО, о порядке и условиях начала оказания услуг, о точном количестве мест накопления ТКО, о точном количестве приобретаемых исполнителем контейнеров, местах передачи коммунальных отходов (полигонов).
В порядке части 1 статьи 23.48 КоАП РФ прокурор направил материалы дела об административном правонарушении на рассмотрение в Томское УФАС России.
Постановлением заместителя руководителя - начальника отдела контроля монополистической деятельности Томского УФАС России Бутенко И.В. от 03.06.2019 производство по делу N 070/04/7.32.4-120/2019 об административном правонарушении прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 7.32.4 КоАП РФ.
Не согласившись с постановлением Томского УФАС России, прокурор обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, руководствуясь статьями 33, 42, 64 Федерального закона N 44-ФЗ, пунктом 12 Правил N 1133, пунктом 8 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), статьями 1, 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ), статьей 30.1 КоАП РФ, и оценив представленные в материалы дела доказательства, пришел к выводу о том, что в документации об электронном аукционе, проекте контракта отсутствует полная информация об условиях и требованиях исполнения услуг по транспортированию ТКО (о порядке и условиях начала оказания услуги, о точном количестве мест накопления ТКО и дополнительно приобретаемых исполнителем контейнеров, об условиях обеспечения оснащения мест сбора и накопления ТКО, о местах передачи ТКО (полигонов)), не определен срок, являющийся существенным условием исполнения контракта, объект закупки должным образом не описан, поскольку описание объекта закупки не позволяет точным образом определить маршрут транспортирования отходов, установить сведения о предмете аукциона (лота), определить стоимость выполняемых работ и обосновать начальную (максимальную) цену контракта, следовательно, рассчитать целесообразность заключения контракта лицом, претендующим на его заключение, в связи с чем пришел к выводу об отсутствии оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении, возбужденного в отношении третьего лица, отсутствия антимонопольным органом оценки установленным прокурором признаков объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена часть 10 статьи 7.32.4 КоАП РФ, и удовлетворил заявление прокурора.
Апелляционный суд, полагая, что решение суда подлежит отмене, исходит из следующего.
Требования к организации и проведению торгов в форме электронного аукциона установлены Федеральным законом N 44-ФЗ, из положений которого следует, что заказчик обладает правом и обязан определить предмет контракта, установить параметры и характеристики закупаемых товаров (работ, услуг), осуществить выбор способа закупки, определить место и сроки поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг), начальную (максимальную) цену контракта исходя из конкретных обстоятельств закупки.
Согласно части 1 статьи 59 Федерального закона N 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Федерального закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Федерального закона N 44-ФЗ, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ предусмотрено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер и включать в себя функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования, которые влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В части 2 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать краткое изложение условий контракта, информацию о количестве товара, являющегося предметом контракта, месте его доставки, месте и сроках выполнения работы или оказания услуги, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
В соответствии с пунктом 1 части 13 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ, в контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количеству, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Пунктом 12 Правил проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию ТКО для регионального оператора, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.11.2016 N 1133, установлено, что документация об аукционе наряду с информацией, указанной в статье 64 Федерального закона N 44-ФЗ, должна содержать следующую информацию:
а) сведения о предмете аукциона (лота), в том числе описание границы территории в пределах зоны деятельности регионального оператора, на которой оказываются услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов;
б) сведения о количестве (объеме или массе) твердых коммунальных отходов в зоне деятельности регионального оператора с разбивкой по видам и классам опасности отходов и с учетом сезонной составляющей;
в) сведения об источниках образования твердых коммунальных отходов и местах накопления твердых коммунальных отходов, в том числе о контейнерных площадках (при их наличии);
г) применяемый способ коммерческого учета объема или массы отходов при их транспортировании;
д) сроки и порядок оплаты услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов;
е) порядок контроля качества услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов, осуществляемого региональным оператором;
ж) срок, на который заключается договор. При этом указанный срок не может превышать срок, на который организатору аукциона присвоен статус регионального оператора.
Из буквального толкования названных положений следует, что при описании объекта закупки заказчик должен таким образом определить требования к закупаемым товарам (работам, услугам), чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара (работ, услуг) именно с теми характеристиками, которые ему необходимы, соответствуют его потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
В соответствии с частью 4 статьи 64 Федерального закона N 44-ФЗ к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Из материалов дела следует, 31.01.2019 УМП "Спецавтохозяйство г. Томска" разместило на официальном сайте htt://www.rts-tender.ru извещение о закупке N 0565300000219000004, документацию об электронном аукционе на право заключения контракта на оказание услуг по осуществлению транспортирования твердых коммунальных отходов на территории 7 зоны деятельности регионального оператора.
Заказчик - УМП "Спецавтохозяйство г. Томска"
Оператор электронной площадки - ЭТП РТС-тендер
Начальная (максимальная) цена контракта - 50 950 417,50 руб. с учетом НДС 20 %.
В извещении о проведении электронного аукциона для закупки N 0565300000219000004, а также в пункте 8 информационной карты документации об аукционе и пункте 1.4 проекта контракта срок оказания услуг сформулирован следующим образом - исполнитель приступает к оказанию услуг не ранее чем через 25 дней с момента утверждения региональному оператору единого тарифа и оказывает услуги в течении года, а в пунктом 11.1 проекта контракта определено, что контакт вступает в силу с момента его подписания и действует до исполнения сторонами своих обязательств, но не позднее 31.05.2020.
Частью 1 статьи 94 Федерального закона N 44-ФЗ предусмотрено, что исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе: 1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта; 2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта; 3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
В силу части 1 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.
Согласно пункту 3 статьи 425 ГК РФ законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.
Данная норма устанавливает соотношение сроков действия договора и существования возникшего из договора обязательства, действие которого презюмируется до предусмотренного договором момента исполнения обязательства.
Из системного толкования статьи 314 и статьи 425 ГК РФ следует, что срок действия договора и срок исполнения обязательств не являются тождественными понятиями и могут не совпадать.
Срок выполнения работы (оказания услуги) может определяться датой (периодом), к которой должно быть закончено выполнение работы (оказание услуги) или (и) датой (периодом), к которой исполнитель должен приступить к выполнению работы (оказанию услуги).
Планируемый срок окончания исполнения контракта - это предполагаемый срок исполнения контракта заказчиком и поставщиком.
С учетом положений статей 190, 191, 314 ГК РФ, из которых следует, что стороны вправе определить срок исполнения обязательств истечением периода времени и установить начало его исчисления указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, рассмотрев положения пункта 1.4 проекта контракта и пункта 8 информационной карты документации об аукционе, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что вышеназванное условие контракта соответствует требованиям Гражданского кодекса Российской Федерации и не противоречит требованиям Федерального закона N 44-ФЗ, а также согласуются с требованиями подпункта "ж" пункта 12 Правил N 1133.
Суд апелляционной инстанции исходит из того, что анализ приведенных положений информационной карты документации об электронном аукционе и проекта контракта свидетельствует том, что при подписании контракта срок начала исполнения обязательств будет исчисляться с 26 дня от даты утверждения региональному оператору единого тарифа на услуги, срок окончания исполнения обязательств будет исчисляться исходя из указанного в документации об электронном аукционе и проекте контракта временного периода (в течении года - 12 месяцев). При этом, в целях конкретизации срока окончания исполнения обязательств в пункте 11.1 проекта контракта заказчиком предусмотрено указание конкретной даты (не позднее 31.05.2020).
Установление срока исполнения обязательств в пункте 11.1 проекта контракта в зависимости от даты заключения контракта не приводит к тому, что срок начала оказания услуг не установлен вовсе, либо к возникновению каких-либо противоречий.
При этом, отсутствие утвержденного единого тарифа на услугу на момент проведения торгов или заключения контракта в совокупности с установлением продолжительности периода и правилами определения начала его исчисления в проекте контракта и извещении о проведении аукциона (пункт 1.4 проекта контракта, пункта 8 информационной карты), не приводит к признанию срока оказания услуг неопределенным и соответствует установленной последовательности проведения аукциона и формирование по его результатам стоимости оказанных услуг, которая необходима для расчета и утверждения тарифа, в соответствии с положениями Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 N 484 и Правил N 1133.
Иное толкование прокуратурой документации об электронном аукционе и условий проекта контракта не свидетельствует о невозможности определить сроки исполнения обязательства по спорному электронному аукциону.
В соответствии с условиями проекта контракта (пункты 1.1, 1.2,1.3.,1.5) объектом закупки является оказание услуг по осуществлению транспортирования ТКО в соответствии с требования действующего законодательства (с учетом требований Федерального закона N 89-ФЗ, Правил N 1156, санитарных правил и норм - СанПин 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест") и территориальной схемой, в услугу входит погрузка ТКО в специализированный транспорт исполнителя на территории зоны деятельности исполнителя, их транспортирование до места передачи ТКО, исполнитель оказывает услугу на всей территории деятельности исполнителя, вне зависимости от наличия либо отсутствия в территориальной схеме мест сбора и накопления ТКО.
Пунктом 1.8 проекта контракта предусмотрено, что в случае наполнения мест сбора и накопления ТКО (в том числе крупногабаритными отходами) таким образом, что применяемая исполнителем периодичность их вывоза не обеспечивает освобождение контейнеров в местах сбора и накопления от ТКО надлежащим образом, исполнитель осуществляет вывоз ТКО чаще по мере необходимости либо в отношении ТКО, не являющихся крупногабаритными отходами, обеспечивает оснащение мест сбора и накопления ТКО дополнительными контейнерами.
Пунктом 2.3.1 проекта контракта на исполнителя возложена обязанность самостоятельно определять планируемые маршруты и предоставлять их заказчику с порядком сбора и транспортирования ТКО, в Техническом задании (приложение N 2 к документации) заказчиком указаны места накопления ТКО, следовательно, из условий аукционной документации и проекта контракта следует, что исполнитель разрабатывает маршруты транспортирования ТКО самостоятельно, с учетом собственных возможностей, а заказчик не обязывает исполнителя разрабатывать такие маршруты в какой-то определенной последовательности.
Фактический объем ТКО, в отношении которого будут оказаны услуги по контракту, определяется сторонами в соответствии с пунктом 4.1 проекта контракта, согласно которому объем вывезенных отходов определяется сторонами ежемесячно, на дату последнего дня месяца, исходя из количества и объема контейнеров и фактического количества вывозов отходов в отчетном месяце согласно графику вывоза отходов. Расчет месячной стоимости оказания услуг по транспортированию ТКО производится исходя из массы отходов, с применением коэффициента перевода отходов 1 куб. метра объема в 1 тонну веса равный 0,1308 и стоимости услуг за 1 тонну; полученный тоннаж не может превышать привезенный исполнителем на полигон отходов либо объект обработки и подтвержденный данными весового контроля.
В Техническом задании по оказанию услуг по осуществлению транспортирования ТКО на территории 7 зоны деятельности регионального оператора (приложение N 2 к документации) в границах территории Кировского района г. Томска, ограниченной с с севера железнодорожными путями Западно-Сибирской железной дороги, поселков Богашево, Овражное, Сухарево, Петухово, Белоусово, Аксеново, Некрасово, Ж.д.Каштак, Ягодное, Лучаново, Плотниково, Аэропорт, Б.Протопопово, М.Протопопово, Трубачево, Мирный, Ж.д. 41 км, Заречный, Басандайка, Смена, Межениновка, Зональная станция, Поздеево, Магадаево, Просекино, Писарево, Госсортучасток, Ключи Томского района Томской области Томского района Томской области заказчиком были указаны функциональные, технические и качественные характеристики объекта закупки, а именно: наименование и класс опасности отхода, единица измерения, количество (объем), адрес места накопления отхода (адрес расположения площадки сбора отхода), источник образования отхода, что соответствует требованиям части 2 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ.
Согласно пункту 6.4 СанПиН 42-128-4690-88 маршрутные графики при уборке ТКО составляются организацией, осуществляющей такие услуги.
В силу пункта 5.4.28 проекта контракта, в случае обнаружения места складирования ТКО, объем которых превышает 1 м. куб на земельном участке, не предназначенном для этих целей (место несанкционированного размещения ТКО) в течении одного дня направить региональному оператору информацию с приложением фото и (или) видео съемки.
Пунктом 5.4.29. проекта контракта установлено, что в случае необходимости исполнитель должен установить на контейнерные площадки контейнеры, виды и количество которых указывается в заявке регионального оператора (заказчика) в течении 3 дней с момента получения заявки.
При этом из документации об электронном аукционе и условий проекта контракта не следует, что такие контейнеры должны быть собственностью исполнителя контракта.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечение таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определяются Федеральным законом N 89-ФЗ.
Пунктом 10 статьи 26.4 Федерального закона N 89-ФЗ установлено, что операторы по обращению с ТКО, региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков ТКО, предусмотренную территориальной схемой субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона N 89-ФЗ к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами отнесены разработка и утверждение территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пункту 1 статьи 13.3 Федерального закона N 89-ФЗ в целях организации и осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждается территориальная схема в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами. Требования к составу и содержанию территориальных схем обращения с отходами утверждаются Правительством Российской Федерации (пункт 5 статьи 13.3 Федерального закона N 89-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.2018 1130 утверждены Правила разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также требования к составу и содержанию таких схем (далее - Правила N 1130).
В соответствии с пунктом 5 указанных Правил территориальная схема включает разделы, в том числе: нахождение источников образования отходов; количество образующихся отходов; места накопления отходов; места нахождения объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов; схема потоков отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов; сведения о зонах деятельности региональных операторов; электронная модель территориальной схемы.
Согласно пункту 6 Правил N 1130 в территориальной схеме указывается нахождение источников образования отходов (наименования источников образования отходов на территории субъекта Российской Федерации; сведения о почтовом адресе и (или) географических координатах источников образования отходов на территории субъекта Российской Федерации (с нанесением их на карту субъекта Российской Федерации).
Территориальная схема в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами Томской области, утверждена приказом Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области от 29.02.2017 N 33, в том числе содержит информацию: о системе обращения с ТКО по 7 зоне с указанием перечня организаций, осуществляющих сбор и вывоз ТКО, системы удаления отходов, источников образования ТКО; о полигонах (объектах размещения отходов) (в разделе "Общие сведения" указано количество муниципальных полигонов на территории Томской области с указанием местонахождения полигона и расстояния между полигоном и населенным пунктом, местоположения объекта, на который производится вывоз ТКО и расстояния между объектом и населенным пунктом; о местах сбора и накопления ТКО (размещен реестр контейнерных площадок для сбора ТКО с указанием вместимости (объема ТКО), адреса площадок и эксплуатирующих организаций, площадок временного накопления отходов; об объемах ТКО (отражены количественные потоки движения отходов по 7 зоне с указанием количества образуемых, обезвреживаемых и утилизируемых отходов, объема образования отходов в 7 зоне), о маршрутах движения отходов (схема потоков отходов).
Данная информация о местах накопления ТКО, указанная в Техническом задании документации об аукционе совпадает с местами накопления ТКО, которые отражены в территориальной схеме, прокуратурой не представлены доказательства, свидетельствующие о несоответствии места накопления ТКО (откуда следует вывозить ТКО), объемов и других показателей утвержденной и действующей на момент проведения торгов территориальной схеме.
Территориальная схема размещена в свободном доступе в сети "Интернет", аукционная документации содержит все существенные условия контракта оспариваемой закупки, участникам закупки предоставлена возможность ознакомиться с необходимой информацией для формирования своего предложения для участия в торгах.
При этом УМП "Спецавтохозяйство г. Томска" самостоятельно не может вносить какие-либо изменения в утвержденную территориальную схему, такими полномочиями обладает исключительно уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области).
Исходя из требований, определяемых Федеральным законом N 44-ФЗ, проект контракта, размещенный в составе документации об аукционе, должен содержать исчерпывающую информацию об условиях исполнения контракта, относительно сведений, не подлежащих изменению в ходе проведения аукциона.
Ввиду того, что законодательством допускается внесение изменений в территориальную схему уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в любой момент, в абзаце 2 пункта 1.5 проекта контракта конкретизировано, что перечень мест сбора и накопления отходов является предварительным и подлежит корректировке как по инициативе регионального оператора, так и по согласованию сторон договора, что не противоречит действующему законодательству, следовательно, указанные условия являются изменяемыми как на стадии подписания контракта, так и на стадии исполнения контракта, в связи с чем оснований для выводов о несоблюдении заказчиком принципов открытости и прозрачности при проведении торгов не имеется.
Вывод суда о невозможности определить из документации об электронном аукционе точного количества мест накопления ТКО в связи с возможным изменением в последующем условий относительно объектов оказываемых услуг, включением в контракт конкретных мест накопления и сбора ТКО не основан на фактических обстоятельствах дела.
Из материалов дела следует, что начальная максимальная цена контракта сформирована заказчиком в соответствии с требованием статьи 22 Федерального закона N 44-ФЗ путем направления запросов потенциальным участникам (путем изучения рынка таких услуг) и последующем выведением средней арифметической стоимости за такую услугу по транспортированию одной тонны ТКО.
В силу части 1 статьи 22 Федерального закона N 44-ФЗ начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных названным Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов: метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), нормативный метод, тарифный метод, проектно-сметный метод, затратный метод.
В соответствии с частью 2 статьи 22 Федерального закона N 44-ФЗ метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг.
Суд апелляционной инстанции считает избранный заказчиком способ определения начальной (максимальной) цены контракта правильным, поскольку при определении цены заказчик обязан соблюдать требования, установленные в статье 22 Федерального закона N 44-ФЗ, а приоритетным методом является метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).
Прокуратурой и судом в решении не дана оценка избранному заказчиком способу определения начальной (максимальной) цены контракта применительно к фактическим обстоятельствам дела.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, документацию об электронном аукционе, проект контракта, в том числе приложение N 2 к документации - Техническое задание, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в документации об электронном аукционе заказчиком в полной мере установлены все существенные условия исполнения услуг, являющихся объектом закупки, позволяющие участникам такой закупки установить сведения о предмете аукциона, определить места оказания услуг, маршрут транспортирования отходов, определить объем ТКО и стоимость выполняемых оказываемых услуг и обосновать начальную (максимальную) цену контракта.
Представленные третьим лицом в апелляционный суд дополнительные доказательства свидетельствуют о заключении третьим лицом с ООО "АБФ Логистик" 02.04.2019 контрактов на оказание услуг по транспортированию ТКО, дополнительных соглашений (при этом соответствующие требования Федерального закона N 44-ФЗ соблюдены), о том, что ООО "АБФ Логистик" приступило к оказанию услуг с 01.07.2019.
Обстоятельства того, что Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области в письме от 01.03.2019 N 0976 подтвердил отсутствие у регионального оператора УМП "Спецавтохозяйство г. Томска" единого тарифа на оказание услуг по обращению с ТКО, который может быть утвержден Департаментом тарифного регулирования Томской области лишь после представления заявки от регионального оператора в соответствии с нормативными правовыми актами по результатам экспертизы предложения в части обоснованности расходов, пояснил, что электронная модель территориальной схемы разработана в конце декабря 2018 года, возможная корректировка и утверждение актуальной редакции территориальной схемы планировалась на август 2019 года, организация деятельности по обращению ТКО на территории 7 зоны деятельности регионального оператора будет завершена в 2019 году, в связи с чем по его мнению, приведенная УМП "Спецавтохозяйство г. Томска" величина в статье 1700-2000 руб. за тонну является необоснованной в связи с отсутствием установленного тарифа на услуги для регионального оператора, не влияют на выводы апелляционного суда об отсутствии со стороны заказчика нарушений Федерального закона N 44-ФЗ, Правил N 1133.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии в действиях заказчика нарушений статей 33, 42, 64 Федерального закона N 44-ФЗ, пункта 12 Правил N 1133.
При таких обстоятельствах, у суда первой инстанции не имелось оснований для вывода об отсутствии у антимонопольного органа оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении, возбужденному в отношении УМП "Спецавтохозяйство г.Томска" по части 10 статьи 7.32.4 КоАП РФ.
Кроме этого, постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 13.03.2019 не содержит указание какое конкретно положение статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ нарушено УМП "Спецавтохозяйство г.Томска", что свидетельствует о недоказанности объективной части состава правонарушения.
Доказательств того, что установление заказчиком в аукционной документации данных требований привело к необоснованному ограничению количества участников аукциона, материалы дела не содержат.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании пунктов 1, 2, 3 части 1 статьи 270 АПК РФ (неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права) с принятием по делу в порядке пункта 2 статьи 269 АПК РФ нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявления.
Вопрос о распределении судебных расходов судом не разрешается, поскольку исходя из смысла статьи 208 АПК РФ, подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации по данной категории дел апелляционные жалобы не облагаются государственной пошлиной.
Руководствуясь статьей 268, пунктом 2 статьи 269, пунктами 1, 3, 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 03.10.2019 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-7387/2019 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении заявления прокурора Томской области к заместителю руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области Бутенко Игорю Васильевичу, Управлению Федеральной антимонопольной службы по Томской области о признании незаконным и отмене постановления от 03.06.2019 "о прекращении производства по делу об административном правонарушении N 070/04/7.32.4-120/2019", отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Томской области.
Председательствующий |
С. В. Кривошеина |
Судьи |
К.Д. Логачев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-7387/2019
Истец: Прокуратура Томской области
Ответчик: Заместитель руководителя УФАС по Томской области Бутенко И.В.
Третье лицо: Унитарное муниципальное предприятие "Спецавтохозяйство г. Томска"