г.Самара |
|
09 января 2020 г. |
Дело N А55-5084/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 декабря 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 января 2020 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Бажана П.В., Корнилова А.Б.,
при ведении протокола судебного заседания Ахмеджановой Э.М. с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "Мегаполис Комфорт" - представителя Пигаревой К.О. (доверенность от 01.03.2018),
от государственной жилищной инспекции Самарской области - представитель не явился, извещена,
третьего лица: Кузьминой Татьяны Васильевны (паспорт),
рассмотрев в открытом судебном заседании 25 декабря 2019 года апелляционную жалобу Кузьминой Татьяны Васильевны
на решение Арбитражного суда Самарской области от 21 октября 2019 года по делу N А55-5084/2019 (судья Гордеева С.Д.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Мегаполис Комфорт", г.Самара, к государственной жилищной инспекции Самарской области, г.Самара, третье лицо: Кузьмина Татьяна Васильевна, г.Самара,
о признании незаконным предписания N СЖд-68302 от 29.01.2019 в части,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Мегаполис Комфорт" (далее - ООО "Мегаполис Комфорт", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к государственной жилищной инспекции Самарской области (далее - заинтересованное лицо, жилищная инспекция), с учетом уточнения заявленных требований, принятых судом в порядке ст.49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным предписания N Сжд-68302 от 29.01.2019 в части пункта второго, обязывающего в срок до 01.03.2019 устранить неисправность отопительных приборов в жилых комнатах кв. N 18.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Кузьмина Татьяна Васильевна.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 21 октября 2019 года заявленные требования удовлетворены, предписание N СЖд-68302 об устранении выявленных нарушений лицензионных требований от 29.01.2019, вынесенное жилищной инспекцией, в части пункта второго, обязывающего в срок до 01.03.2019 устранить неисправность отопительных приборов в жилых комнатах кв. N18, признано недействительным. На жилищную инспекцию возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. С жилищной инспекции в пользу ООО "Мегаполис Комфорт" взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей.
В апелляционной жалобе Кузьмина Т.В. просит решение суда отменить в части пункта второго, обязывающего в срок до 01.03.2019 устранить неисправность отопительных приборов в жилых комнатах кв. N 18, ссылаясь на законность оспариваемого предписание жилищной инспекции.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Мегаполис Комфорт" просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
На основании ч.5 ст.158 АПК РФ в судебном заседании 27 ноября 2019 года рассмотрение дела было отложено на 11 час 00 мин 25 декабря 2019 года.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 АПК РФ в отсутствие представителя инспекция, надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании Кузьмина Т.В. поддержала доводы апелляционной жалобы, просила решение суда отменить в части пункта второго, обязывающего в срок до 01.03.2019 устранить неисправность отопительных приборов в жилых комнатах кв. N 18.
Представитель ООО "Мегаполис Комфорт" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы и просил оставить решение суда без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения Кузьминой Т.В., представителя ООО "Мегаполис Комфорт", арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт следует отменить в связи с неправильным применением норм материального права.
Как следует из материалов дела, исполняющим обязанности заместителя руководителя инспекции 21.01.2019 издано распоряжение N СЖд-68302 от 21.01.2019 о проведении в отношении заявителя внеплановой выездной проверки в целях проверки соответствия лицензиата установленным лицензионным требованиям на основании обращения (заявления) вх. N 36635-ц от 24.12.2018.
Во исполнение указанного распоряжения должностным лицом инспекции осуществлена указанная проверка, 29.01.2019 составлен акт проверки органом регионального государственного жилищного надзора юридического лица N СЖд-68302 от 21.01.2019 и обществу выдано предписание N СЖд-68302 от 21.01.2019 (предписание).
Установлено, что на ООО "Мегаполис Комфорт" договором от 07.09.2018 возложено обязательство (возмездно) выполнять работы и оказывать услуги по надлежащему содержанию, в том числе по ремонту общего имущества многоквартирного дома N 3 по улице Г.С. Аксакова.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" (далее - Правила N 491) определено, что в состав общего имущества включается также механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры).
Согласно пункту 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) к общему имуществу в многоквартирном доме относятся помещения в многоквартирном доме, принадлежащие собственникам помещений на праве общей долевой собственности, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме, за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Пунктом 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами и внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Заявитель, ссылаясь на незаконность предписания указал, что отопительные приборы (радиаторы отопления) в квартире N 18 многоквартирного дома N 3 по улице Г.С. Аксакова в г.Самара не относятся к общему имуществу многоквартирного дома, поскольку обслуживают только одну конкретную квартиру.
Заинтересованное лицо в обоснование возражений ссылается на то, что на заявителя как на управляющую организацию возложена обязанность обеспечивать надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями жилищного законодательства, следовательно, по утверждению инспекции, заявитель в силу закона и договора управления многоквартирным домом обязан исполнить выданное предписание в части пункта второго, обязывающего в срок до 01.03.2019 устранить неисправность отопительных приборов в жилых комнатах кв. N 18, поскольку указанное предписание выдано обществу на основании обращения Кузьминой Т.В., проживающей в квартире N 18 указанного дома.
Доводы заинтересованного лица отклонены судом первой инстанции по следующим основаниям.
Исходя из пунктов 1, 2.2 статьи 161 раздела VIII ЖК РФ, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме. При управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья указанные товарищество несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме. Указанные товарищество могут оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности.
В силу пункта 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в данном случае - собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
В соответствии со статьей 39 ЖК РФ, правила содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110, лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", являются: соблюдение требований, предусмотренных ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ; исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных ч. 2 ст. 162 ЖК РФ; соблюдение требований, предусмотренных ч. 1 ст. 193 ЖК РФ.
Согласно ч.2.3 ст.161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством РФ правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством РФ правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Пунктом 10 Правил N 491 установлено, что общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Пунктом 11 Правил N 491 установлено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: осмотр общего имущества, осуществляемый ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства РФ, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Между тем в соответствии с пунктом 1 статьи 290 ГК РФ собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры. Аналогичным образом часть 1 статьи 36 ЖК РФ включает в состав общего имущества механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Из содержания приведенных норм следует, что оборудование, находящееся в многоквартирном доме, может быть отнесено к общему имуществу только в случае, если оно обслуживает более одного жилого или нежилого помещения.
В подпункте "д" пункта 2 Правил N 491 воспроизведена норма о включении в состав общего имущества механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающего более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры).
Кроме того, пункт 5 Правил N 491 закрепляет, что в состав общего имущества входят внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
Следовательно, по смыслу пункта 6 Правил N 491 во взаимосвязи с подпунктом "д" пункта 2 и пунктом 5 Правил в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются лишь те обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), которые обслуживают более одной квартиры (находятся за пределами квартир на лестничных клетках, в подвалах и т.п.).
В оспариваемом заявителем предписании указано на неисправность отопительных приборов в жилых комнатах кв. N 18.
Между тем находящиеся в квартирах обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), имеющие отключающие устройства, расположенные на ответвлениях от стояков внутридомовой системы отопления, обслуживают только одну квартиру и могут быть демонтированы собственником после получения разрешения на переустройство жилого помещения (статья 26 ЖК РФ).
С учетом изложенного суд первой инстанции сделал вывод о том, что системное толкование пункта 6 Правил не дает оснований для вывода о том, что обогревающие элементы внутридомовой системы отопления, обслуживающие только одну квартиру, включаются в состав общего имущества собственников многоквартирного дома.
При этом суд первой инстанции сослался на сложившуюся правоприменительную практику (определение Верховного Суда РФ от 31.03.2015 N 304-КГ15-1984 по делу N А46-4461/2014, определение Верховного Суда РФ от 24.11.2009 N КАС09-547, решение Верховного Суда РФ от 22.09.2009 N ГКПИ09-725).
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции посчитал, что оспариваемое заявителем предписание выдано обществу незаконно, препятствует осуществлению предпринимательской деятельности юридического лица и незаконно возлагает на заявителя обязанности по устранению нарушений.
Между тем судом первой инстанции не было учтено следующее.
В соответствии с ч. 2.1 ст. 161 ЖК РФ при осуществлении непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме лица, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, обеспечивающие холодное и горячее водоснабжение и осуществляющие водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), несут ответственность перед собственниками помещений в данном доме за выполнение своих обязательств в соответствии с заключенными договорами, а также в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно п. 5 Правил N 491 в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
Управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (п. 42 Правил N 491).
Как следует из п. 10 Правил N 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества и др.
Как видно из материалов дела, радиаторы отопления в квартире Кузьминой Т.В. отключающих устройств не имеют, что подтверждается актами осмотров центральной отопительной системы в жилых комнатах квартиры от 07 и 08.02.2019 и фотоматериалами. Следовательно, данные радиаторы являются частью общей системы отопления, так как предназначены для транспортировки тепла по всему дому или отдельному стояку (подъезду). В этой связи суд апелляционной инстанции полагает, что радиаторы отопления квартиры без отключающего устройства являются частью неделимой вещи, то есть отопительной системы многоквартирного жилого дома. В доме, в котором находится спорная квартира, однотрубная система отопления и радиаторы составляют неотъемлемую часть отопительной системы, по которой постоянно циркулирует вода.
Таким образом, учитывая отсутствие на радиаторах отопления в квартире Кузьминой Т.В. запорно-регулировочных кранов и отключающих устройств, позволяющих отключить чугунные радиаторы в жилых комнатах без ущерба для системы центрального отопления, суд апелляционной инстанции полагает, что данные радиаторы относятся общему имуществу в силу норм ст.36 ЖК РФ, согласно п.3 ч.1 которой собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
При таких обстоятельствах ответственность за их состояние ложится на управляющую организацию и все необходимые работы в связи с аварийным состоянием центральной отопительной системы уплачиваются из средств, перечисляемых собственниками по статье " Содержание здания и ремонт". Указанная позиция подтверждается и решением Верховного суда РФ от 22.09.2009.
Жилищной инспекцией в ходе проверки установлено, что в трех жилых комнатах квартиры Кузьминой Т.В. на трубопроводах и радиаторах системы центрального отопления за период эксплуатации их (с 01.01.1970, то есть в течение более 49 лет) образовалось множество свищей, что помимо пояснений и заявлений Кузьминой Т.В., также подтверждается актом осмотра N 3772 от 08.02.2019, составленного государственным жилищным инспектором, актом ЖЭУ-2 от 07.02.2019, а также фотоматериалами. На заявление Кузьминой Т.В. от 11.10.2018 о замене трубопроводов и радиаторов ответа от ООО "Мегаполис-Комфорт" не последовало.
Как указано в определении Верховного Суда РФ от 24.11.2009 N КАС09-547, находящиеся в квартирах обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), имеющие отключающие устройства, расположенные на ответвлениях от стояков внутридомовой системы отопления, обслуживают только одну квартиру и могут быть демонтированы собственником после получения разрешения на переустройство жилого помещения (статья 26 ЖК РФ). С учетом изложенного системное толкование пункта 6 Правил N 491 не дает оснований для вывода о том, что обогревающие элементы внутридомовой системы отопления, обслуживающие только одну квартиру, включаются в состав общего имущества собственников многоквартирного дома.
Вместе с тем, учитывая, что в данном случае радиаторы в квартире Кузьминой Т.В. не имеют отключающих устройств, они не могут быть ею демонтированы самостоятельно без повреждения всей отопительной системы, соответственно они представляют собой неотъемлемую её часть, то есть входят в состав общего имущества многоквартирного дома.
Кроме того, судом апелляционной инстанции принимается во внимание, что поданный Кузьминой Т.В. в Железнодорожный районный суд города Самара иск о некачественном предоставлении коммунальных услуг, гарантируемых гражданам Законом о защите прав потребителей к ООО "Мегаполис-Комфорт" решением суда от 05.09.2019 был удовлетворен, в том числе в части замены в стояков, трубопроводов и радиаторов отопления в связи с их аварийным состоянием. Данное решение суда первой инстанции оставлено Самарским областным судом без изменения 16.12.2019.
Приведенные судом первой инстанции судебные акты были основаны на иных обстоятельствах, отличных от настоящего дела.
При таких обстоятельствах предписание жилищной инспекции в оспоренной части является законным и обоснованным, в связи с чем оснований для удовлетворения заявленных обществом требований не имеется.
На основании п.1 ч.2 ст.270 АПК РФ решение суда от 21 октября 2019 года следует отменить; принять новый судебный акт, которым в удовлетворении заявления ООО "Мегаполис Комфорт" отказать.
Согласно статье 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на заявителя. В этой связи надлежит взыскать с ООО "Мегаполис Комфорт" в пользу Кузьминой Т.В. судебные расходы по уплате госпошлины за подачу апелляционной жалобы в размере 150 рублей.
Кроме того, следует возвратить Кузьминой Т.В. из федерального бюджета излишне уплаченную по чеку-ордеру от 28 октября 2019 года государственную пошлину в размере 2850 рублей.
Руководствуясь статьями 110, 112, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 21 октября 2019 года по делу N А55-5084/2019 отменить. Принять новый судебный акт.
В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Мегаполис Комфорт" отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Мегаполис Комфорт" в пользу Кузьминой Татьяны Васильевны судебные расходы по уплате госпошлины за подачу апелляционной жалобы в размере 150 (Сто пятьдесят) рублей.
Возвратить Кузьминой Татьяне Васильевне из федерального бюджета излишне уплаченную по чеку-ордеру от 28 октября 2019 года государственную пошлину в размере 2850 (Две тысячи восемьсот пятьдесят) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Филиппова |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-5084/2019
Истец: ООО "Мегаполис Комфорт"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Самарской области
Третье лицо: Кузьмина Татьяна Васильевна