г. Самара |
|
09 января 2020 г. |
Дело N А65-19850/2019 |
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Бажана П.В.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан на резолютивную часть решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 07 октября 2019 года (мотивированное решение от 21 октября 2019 года) по делу N А65-19850/2019 (судья Хамидуллина Л.В.), рассмотренному в порядке упрощенного производства,
по заявлению муниципального казенного учреждения "Управление образования Тукаевского муниципального района Республики Татарстан" (ОГРН 1021601371197, ИНН 1639012019), село Новотроицкое Тукаевского района Республики Татарстан,
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан (ОГРН 1051622021978, ИНН 1655065057), город Казань Республики Татарстан,
об отмене постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное казенное учреждение "Управление образования Тукаевского муниципального района Республики Татарстан" (далее - заявитель, Управление образования) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан (Татарстан) (далее - административный орган, управление) об отмене постановления заместителя начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан в г. Набережные Челны, Актанышском, Тукаевском, Муслюмовском, Мензелинском районах Плотниковой Лилии Михайловны N 644 от 27 июня 2019 года о привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.8 КоАП РФ к штрафу в размере 30 000 руб.
Резолютивной частью решения суда от 07.10.2019 г. (мотивированное решение от 21.10.2019 г.) заявленные требования удовлетворены полностью.
Административный орган, не согласившись с решением суда, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, и принять новый судебный акт об отказе заявителю в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с п. 1 ст. 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба на решение арбитражного суда по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, рассматривается в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, административным органом в рамках проведения административного расследования в отношении МКУ "Управление образования Тукаевского муниципального района Республики Татарстан" при рассмотрении обращений и анализе документов, приложенных к обращениям гр. Самойловой Л.И. (вх. N 24/10955 от 29.11.2018 г.; вх. N 24/4953-19 от 24.05.2019 г.; вх. N 24/4395-19 от 13.05.2019 г.) о нарушении ее прав в МБОУ "Князевская СОШ" при взимании платы за питание учащегося, обнаружено неисполнение обязанности по обеспечению возможности оплаты оказываемых услуг питания учащемуся по выбору потребителя путем наличных расчетов, что является нарушением ст. 16.1 Закона РФ от 07.02.1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей", а по результатам проверки составлен протокол об административном правонарушении от 25.06.2019 г. N 821 (л.д. 34 - 36).
Рассмотрев материалы проверки, административный орган вынес постановление по делу об административном правонарушении от 27.06.2019 г. N 644, которым заявитель привлечен к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.8 КоАП РФ к штрафу в размере 30 000 руб. (л.д. 27 - 29).
Управление образования, не согласилось с указанным постановлением, обратилось в суд с настоящим заявлением.
Исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 4 ст. 14.8 КоАП РФ неисполнение обязанности по обеспечению возможности оплаты товаров (работ, услуг) путем наличных расчетов или с использованием национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт по выбору потребителя, если в соответствии с федеральным законом обеспечение такой возможности является обязательным, либо нарушение иных установленных законом прав потребителя, связанных с оплатой товаров (работ, услуг), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 30 000 до 50 000 руб.
Согласно ч. 2 ст. 16.1 Закона РФ от 07.02.1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" оплата товаров (работ, услуг) может производиться потребителем в соответствии с указанием продавца (исполнителя) путем расчетов через субъектов национальной платежной системы, осуществляющих оказание платежных услуг в соответствии с законодательством РФ о национальной платежной системе, если иное не установлено федеральными законами или иными нормативными правовыми актами РФ.
Из материалов дела следует, что в административный орган поступили обращения гр. Самойловой Л.И. (вх. N 24/10955 от 29.11.2018 г.; вх. N 24/4953-19 от 24.05.2019 г.; вх. N 24/4395-19 от 13.05.2019 г.) на нарушение прав потребителей при оказании услуг питания МБОУ "Князевская СОШ" учащемуся Солдатенко Ивану по выбору потребителя путем наличных расчетов. Суть указанного заявления сводится к тому, что при оказании услуг питания в школе, МБОУ "Князевская СОШ" не обеспечена возможность произвести оплату за питание наличными денежными средствами без оплаты комиссии.
Материалы обращений содержат информацию о том, что в связи с невозможностью оплачивать услуги питания непосредственно в МБОУ "Князевская СОШ" Самойлова Л.И. вносила плату за питание в ФГУП "Почта России" с оплатой комиссии, в связи с чем обратилась с письменной претензией к законному представителю МБОУ "Князевская СОШ" (вх. N 18 от 05.10.2018 г.).
В письменном ответе законного представителя - директора МБОУ "Князевская СОШ" (исх. N 116 от 20.11.2018 г. - л.д. 57) гр. Самойловой Л.И. указано: "оплата за питание учащихся в школьной столовой была переведена на безналичный расчет через Почту России, с которой был заключен договор по оплате питания. При оплате через операторов почтовой связи берется комиссия в размере 25 руб. от любой суммы".
В ходе административного расследования, административным органом установлено и следует из материалов дела, что в МБОУ "Князевская СОШ" введен запрет на сбор наличных денежных средств работниками школы с родителей за питание учащихся.
В соответствии с п. 1.1 договора на оказание услуг по приему платежей N 04/8469-17 от 01.02.2017 г., заключенного между ФГУП "Почта России" (оператор по приему платежей) и МБОУ "Князевская СОШ" (поставщик), поставщик поручает, а оператор по приему платежей принимает на себя обязанности по переводу денежных средств в адрес поставщика по сети почтовой связи Набережно-Челнинского МРП за прием платежей за питание школьников в п. Татарстан Тукаевского района (л.д. 66 - 67).
Порядок организации питания, взимания и расходования родительской платы за питание учащихся определяет Положение (п. 1.1), утв. директором МБОУ "Князевская СОШ" Крупновой Е.И. и введенное в действие приказом N 77 от 31.08.2018 г. (л.д. 61).
Согласно п. 3.1 Положения - "Плата за питание школьников в МБОУ "Князевская СОШ" вносится родителями (законными представителями) учащегося самостоятельно по договору, заключенному общеобразовательной организацией, через кредитные организации (банки) и ФГУП "Почта России" и зачисляется на лицевой счет соответствующего общеобразовательного учреждения не позднее 20 числа каждого месяца на следующий месяц питания".
Постановлением Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района от 26.01.2018 г. N 146 предусмотрено: п. 6 - "Руководителям муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений: Организовать с 2018 г. горячее питание обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях стоимостью 33 руб. 80 коп. (п.6.1)"; п. 1 - "Утвердить с января 2018 г. "Стоимость горячего питания в день для обучающихся с 1 по 11 классы в общеобразовательных учреждениях в размере 33 руб. 80 коп. (п. 1.2)"; "Сумму родительских взносов горячего питания для обучающихся в общеобразовательных учреждениях в размере 26 руб. 70 коп. (п. 1.4)" (л.д. 68 - 69).
В силу Устава МБОУ "Князевская СОШ" является бюджетным учреждением.
Учредителем МБОУ "Князевская СОШ" является муниципальное образование Тукаевский муниципальный район Республики Татарстан (далее - Учредитель) в лице исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан.
Функции и полномочия Учредителя от имени муниципального образования Тукаевского муниципального района в пределах своей компетенции осуществляет Исполнительный комитет Тукаевского муниципального района, Управление образования Тукаевского муниципального района Республики Татарстан (п. 1.6) (л.д.74 - 87).
Координирование и регулирование деятельности Учреждения осуществляет Управление образования (п. 1.7 Устава).
Управление образования является муниципальным органом местного самоуправления Тукаевского муниципального района, осуществляющим деятельность по реализации единой политики в области образования и воспитания учащихся, подготовки педагогических кадров, укрепления материально-технической базы образовательных учреждений на территории района.
В соответствии с п. 2.4 Устава Управления образования, обеспечение на территории муниципального района защиты прав и законных интересов работников образования, детей и подростков, создание условий для организации их обучения, занятости, отдыха, а также формирование здорового образа жизни, является одним их основных задач Управления.
Согласно п. 4.5 Устава Управления образования, к полномочиям Управления отнесена организация питания учащихся и воспитанников организаций образования, осуществление контроля за деятельностью муниципальных организаций образования.
В п. 6 Положения к постановлению от 26.01.2018 г. N 146 Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района указано, что "МКУ "Управление образования Тукаевского муниципального района РТ" с выездом в общеобразовательные учреждения курирует вопросы организации питания обучающихся...".
При проведении административного расследования в отношении заявителя обнаружено, что запрет наличных расчетов при оказании услуг общественного питания в МБОУ "Князевская СОШ" установлен во исполнение приказов начальника Управления образования: N 327 от 29.10.2018 г. "О запрете сбора денежных средств и привлечения материальных ресурсов в образовательных учреждениях Тукаевского муниципального района" (л.д. 72); и N 472/1 от 18.12.2018 г. "Об усилении мер по предупреждению коррупционных нарушений в образовательных учреждениях Тукаевского муниципального района" (л.д. 73).
Согласно п. 1 приказа N 327 от 29.10.2018 г. руководителям образовательных учреждений запрещен сбор денежных средств, материальных ценностей на любые нужды.
Пунктом 1 приказа N 472/1 от 18.12.2018 г. руководителям всех образовательных учреждений приказано усилить организационную работу по недопущению сборов наличных денежных средств с родителей обучающихся в образовательных организациях по организацию горячего питания (оплату производить через: интернет, филиалы почты России, филиалы Сбербанка либо другого банка. Сервис Сбербанк Онлайн, Акбарс онлайн) (п. 1.2).
Управление образования не обеспечило возможность оплаты услуг питания путем внесения наличных расчетов в МБОУ "Князевская СОШ" по выбору потребителя ввиду установления в школе запрета на сбор наличных денежных средств, что Управлением образования и не оспаривалось. Гражданке Самойловой были предложены разные варианты оплаты по выбору с использованием национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт.
Управление образования привлечено к административной ответственности за отсутствие возможности в МБОУ "Князевская СОШ" оплачивать услуги питания наличным денежными средствами без комиссии.
Между тем, как следует из материалов дела, комиссия при оплате взималась не МКУ "Управление образования Тукаевского муниципального района Республики Татарстан", а иными лицами (ФГУП "Почта России").
Управление образования действий по взиманию комиссии относительно граждан не допускало.
Согласно ч. 1 ст. 140 ГК РФ платежи на территории РФ осуществляются путем наличных и безналичных расчетов.
В соответствии со ст. 16.1 Федерального закона от 07.02.1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" продавец (исполнитель) обязан обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) путем использования национальных платежных инструментов, а также наличных расчетов по выбору потребителя.
Оплата товаров (работ, услуг) может производиться потребителем в соответствии с указанием продавца (исполнителя) путем расчетов через субъектов национальной платежной системы, осуществляющих оказание платежных услуг в соответствии с законодательством РФ о национальной платежной системе, если иное не установлено федеральными законами или иными нормативными правовыми актами РФ.
В соответствии с ч. 4 ст. 37 Закона о защите прав потребителей при использовании наличной формы расчетов оплата товаров (работ, услуг) потребителем производится в соответствии с указанием продавца (исполнителя) путем внесения наличных денежных средств продавцу (исполнителю), либо в кредитную организацию, либо платежному агенту, осуществляющему деятельность по приему платежей физических лиц, либо банковскому платежному агенту, осуществляющему деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности, если иное не установлено федеральными законами или иными нормативными правовыми актами РФ.
Таким образом, потребителю услуг питания в МБОУ "Князевская СОШ" предоставлено право выбора оплаты оказанных услуг по выбору с использованием национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт.
Между тем, согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 03.06.2009 г. N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее - Закон N103-ФЗ), настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), а также направленных органам государственной власти, органам местного самоуправления и учреждениям, находящимся в их ведении, в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством РФ.
В силу ч. 1 ст. 3 Закона N 103-ФЗ, под деятельностью по приему платежей физических лиц (далее - прием платежей) в целях настоящего Федерального закона признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с ЖК РФ, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.
Частью 2 данной статьи установлено, что платежный агент при приеме платежей вправе взимать с плательщика вознаграждение в размере, определяемом соглашением между платежным агентом и плательщиком (далее - вознаграждение).
Согласно ч. 1 ст. 4 Закона N 103-ФЗ, оператор по приему платежей для приема платежей должен заключить с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, по условиям которого оператор по приему платежей вправе от своего имени или от имени поставщика и за счет поставщика осуществлять прием денежных средств от плательщиков в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком, а также обязан осуществлять последующие расчеты с поставщиком в установленном указанным договором порядке и в соответствии с законодательством РФ, включая требования о расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя.
Частью 1 ст. 861 ГК РФ установлено, что расчеты с участием граждан, не связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, могут производиться наличными деньгами (ст. 140) без ограничения суммы или в безналичном порядке.
В силу ч. 1 ст. 862 ГК РФ, при осуществлении безналичных расчетов допускаются расчеты платежными поручениями, по аккредитиву, чеками, расчеты по инкассо, а также расчеты в иных формах, предусмотренных законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.
Пунктом 1.3 "Положения о правилах осуществления перевода денежных средств", утв. Банком России 19.06.2012 г. N 383-П, банки осуществляют перевод денежных средств по банковским счетам посредством: списания денежных средств с банковских счетов плательщиков и зачисления денежных средств на банковские счета получателей средств; списания денежных средств с банковских счетов плательщиков и выдачи наличных денежных средств получателям средств - физическим лицам; списания денежных средств с банковских счетов плательщиков и увеличения остатка электронных денежных средств получателей средств.
Таким образом, в данном случае, потребитель имеет возможность оплачивать предоставляемые услуги без открытия банковских счетов, то есть с использованием наличной формы расчетов - через ФГУП "Почта России", а также через Сбербанк РФ.
При этом, со стороны Учреждения отсутствует нарушение прав потребителя, связанных с оплатой таких услуг в части необеспечения возможности оплаты товаров (работ, услуг) в понимании нормы ч. 4 ст. 14.8 КоАП РФ.
Согласно п. 1.4 Положения о правилах осуществления перевода денежных средств кредитные организации осуществляют перевод денежных средств без открытия банковских счетов, в том числе с использованием электронных средств платежа, посредством приема наличных денежных средств, распоряжения плательщика - физического лица и зачисления денежных средств на банковский счет получателя средств.
Аналогичное правило предусмотрено и ст. 37 Закона РФ N 2300-1.
Таким образом, в данном случае потребитель вправе оплатить предоставляемые услуги с использованием наличной формы расчетов путем внесения наличных денежных средств платежному агенту, осуществляющему деятельность по приему платежей физических лиц, либо банковскому платежному агенту, осуществляющему деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.
При изложенных обстоятельствах суд правильно признал, что в заявителем обеспечена возможность внесения потребителем платежей наличными средствами посредством платежных агентов, а также банков, а, Управление образования действий по взиманию комиссии относительно граждан не допускало, комиссия при оплате взималась не Управлением образования (и не МБОУ "Князевская СОШ"), а иными лицами, и, следовательно, в действиях Управления образования отсутствует состав рассматриваемого правонарушения.
В силу ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В рассматриваемом случае, учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд первой инстанции, на основании ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ, согласно которой неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица, пришел к правильному выводу о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления.
Доводы апелляционной жалобы, по существу, сводятся к переоценке установленных судом обстоятельств дела и подтверждающих данные обстоятельства доказательств. При этом фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ.
Вышеизложенное в совокупности и взаимосвязи свидетельствует о том, что суд сделал правильный вывод о полном удовлетворении заявленных требований.
Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст. 270 АПК РФ, из апелляционной жалобы не усматривается.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения ни норм материального права, ни норм процессуального права.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Резолютивную часть решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 07 октября 2019 года (мотивированное решение от 21 октября 2019 года) по делу N А65-19850/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции, по основаниям, предусмотренным ч. 3 ст. 288.2 АПК РФ.
Судья |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-19850/2019
Истец: Муниципальное казенное учреждение "Управление образования Тукаевского муниципального района РТ", Тукаевский район, с.Новотроицкое
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан Территориальный отдел в г.Набережные Челны, Актанышском, Тукаевском, Муслюмовском, Мензелинском районах, г.Набережные Челны
Третье лицо: МКУ "Управление образования Тукаевского муниципального р-на РТ", Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РТ
Хронология рассмотрения дела:
15.04.2020 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-60282/20
09.01.2020 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-18592/19
25.10.2019 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-18592/19
21.10.2019 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-19850/19