г. Пермь |
|
10 января 2020 г. |
Дело N А71-14823/2019 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Гуляковой Г.Н.
рассмотрел без вызова сторон и проведения судебного заседания апелляционную жалобу ФКУ "Военный комиссариат Удмуртской Республики"
На мотивированное решение Арбитражного суда Удмуртской Республики.
от 13 ноября 2019 года по делу N А71-14823/2019,
принятое судьей Костиной Е.Г. в порядке упрощенного производства,
по иску ООО "Обелиск" (ОГРН 1091831002988, ИНН 1831135672)
к ФКУ "Военный комиссариат Удмуртской Республики" (ОГРН 1021801511720, ИНН 1833004594),
третьи лица: Министерство обороны Российской Федерации, Жданов Михаил Алексеевич
о взыскании 131 206 руб. в возмещение расходов на изготовление и установку памятников,
установил:
ООО "Обелиск" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики к ФКУ "Военный комиссариат Удмуртской Республики" (далее - ответчик) о взыскании 131 206 руб. расходов на изготовление и установку надгробных памятников участникам ВОВ.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 13.11.2019, принятым в порядке упрощенного производства, (резолютивная часть от 05.11.2019), иск удовлетворен. С ответчика в пользу истца взыскано 131 206 руб. в возмещение расходов на изготовление и установку памятников, 4 936 руб. в возмещение расходов по оплате госпошлины.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит названное решение отменить, в иске отказать. Заявитель жалобы настаивает на том, что решение принято с нарушениями норм материального права, выводы суда не соответствуют материалам дела.
Истец представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которым просит решение суда оставить без изменения, жалобу ответчика - без удовлетворения.
Третье лицо Министерство обороны Российской Федерации представило письменный отзыв, в соответствии с которым поддерживает позицию ответчика, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении иска.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и с учетом пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве".
Апелляционная жалоба рассмотрена без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, после срока, установленного определением суда о принятии апелляционной жалобы к производству для представления отзывов на апелляционную жалобу.
Как следует из материалов дела, в 2018 году между истцом и гражданами, имеющими в силу закона право на возмещение расходов на изготовление и установку надгробия их погибшим (умершим) родственникам за счет средств, выделяемых из федерального бюджета, заключены договоры подряда, по условиям которых истец изготовил, доставил и установил надгробные памятники, в том числе: участникам Великой отечественной войны Проскурякову И.Г., Гордееву П.М., Емельянову Н.С., Ложкину И.Г.
Невозмещенные в добровольном порядке расходы по изготовлению и установке надгробных памятников участникам Великой Отечественной войны в общей сумме 131 206 руб. послужили истцу основанием для обращения в арбитражный суд с требованием о принудительном взыскании долга.
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции, пришел к выводу о том, что требования истца о взыскании с ответчика расходов по изготовлению и установке памятников участникам ВОВ в указанной денежной сумме законны, обоснованы и подтверждены надлежащими доказательствами.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзывов на апелляционную жалобу, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 24 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" погребение погибших (умерших) участников Великой Отечественной Войны, ветеранов боевых действий, инвалидов войны, ветеранов военной службы производится в местах захоронения с учетом пожеланий их родственников (военнослужащих - с отданием воинских почестей). Для указанных категорий ветеранов расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела, перевозкой тела к месту захоронения, кремированием, погребением, изготовлением и установкой надгробного памятника, возмещаются за счет средств федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, других федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба. Погребение ветеранов других категорий осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон N 8-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 11 Закона N 8-ФЗ предусмотрено, что погребение военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно статьей 5 данного Закона умерший, а также его родственники, законный представитель, а при их отсутствии и иные лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение умершего, могут доверить исполнить свое волеизъявление другому лицу.
В случае отсутствия волеизъявления умершего либо мотивированного отказа родственников или законных представителей от исполнения этого волеизъявления оно может быть исполнено иным лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего (статья 6).
Следовательно, законодательными и нормативными правовыми актами установлен круг лиц, которые при определенных условиях и в определенной очередности могут организовать и (или) осуществить погребение погибшего (умершего), включая установку памятника на могиле.
Федеральные законы от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" и от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" не связывают право на возмещение расходов по изготовлению и установке памятников с обязательным наличием у обратившихся за их возмещением лиц родственных отношений с погибшим (умершим) или статуса заказчика по гражданско-правовому договору подряда на установку памятника. Реализация закрепленной в законах социальной гарантии государства по увековечению памяти погибших (умерших) не ставится и не может быть поставлена законодателем в зависимость от того, есть ли у их родственников денежные средства на оплату памятников и какой коммерческой структуре они заказали их изготовление.
В соответствии с пунктом 35 Приказа Минобороны России от 13.01.2008 N 5 "О погребении погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы" оплата расходов на изготовление и установку надгробных памятников для увековечения памяти лиц, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, производится военными комиссариатами субъектов Российской Федерации по месту погребения или учета. В соответствии с пунктом 2 Порядок погребения и нормы расхода денежных средств за счет средств Министерства обороны на погребение погибших (умерших), изготовление и установку им надгробных памятников распространяются на участников Великой Отечественной Войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной Войны, ветеранов боевых действий независимо от общей продолжительности военной службы.
В силу пункта 36 Приказа Минобороны России от 13.01.2008 N 5 родственники, законные представители или иные лица, взявшие на себя обязанности по увековечению памяти погибшего (умершего), вправе обращаться в любые организации, оказывающие услуги по изготовлению и установке надгробных памятников. В случаях оказания услуг по изготовлению и установке надгробных памятников организациями за счет собственных средств по заявлениям родственников, законных представителей или иных лиц, взявших на себя обязанности по увековечению памяти погибшего (умершего), возмещение расходов производится на основании документов, указанных в пункте 38 настоящего Порядка.
На основании пункта 38 Приказа Минобороны России от 13.01.2008 N 5 для оплаты расходов на изготовление и установку надгробных памятников родственники, законные представители или иные лица, взявшие на себя обязанности по увековечиванию памяти лиц, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, представляют в военный комиссариат по месту захоронения или учета погибшего (умершего) следующие документы: заявление на имя военного комиссара о возмещении понесенных расходов; документы, подтверждающие оплату выполненных работ (оказанных услуг) по изготовлению и установке надгробного памятника (с приложением прейскуранта выполненных работ); свидетельство о смерти погибшего (умершего), выданное органами записи актов гражданского состояния; справку о месте захоронения погибшего (умершего); удостоверение участника или инвалида войны, удостоверение ветерана военной службы, боевых действий или другой документ, подтверждающий право на государственную гарантию по увековечению памяти; фотография или другой документ, подтверждающий установку надгробного памятника на могиле.
Таким образом, истец, взявший на себя обязанность по изготовлению и установке надгробных памятников, в силу закона признается уполномоченным лицом на совершение этих действий и может быть заявителем на возмещение понесенных им расходов, что соответствует правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформированной в Постановлении Президиума от 28.07.2009 N 5622/09.
Поскольку понесенные истцом расходы подтверждены материалами дела (договорами на изготовление и установку памятника, актами выполненных работ, квитанциями по форме БО-13 (01), фотографиями с места захоронения и установки памятников участников ВОВ), однако ответчиком не возмещены, их взыскание с ответчика является законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии оснований для возмещения понесенных истцом затрат отклоняются.
В соответствии со статьей 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
На основании статьи 24 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" расходы, связанные с изготовлением и установкой надгробного памятника погибшим (умершим) участникам Великой Отечественной войны, ветеранам боевых действий, инвалидам войны, ветеранов военной службы возмещаются за счет средств федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, других федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба.
В соответствии с пунктом 39 Приказ Министра обороны РФ от 13.01.2008 N 5 "О погребении погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы" оплата расходов на изготовление надгробных памятников производится после его изготовления. Оплата расходов по установке надгробных памятников производится только после его фактической установки (полного выполнения работ) на могиле погибшего (умершего).
Из системного анализа статьи 4 ГК РФ, статьи 24 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ (ред. от 19.12.2016) "О ветеранах" и пункта 39 Приказа Министра обороны РФ от 13.01.2008 N 5 следует, что правоотношения, связанные с возмещением (оплатой) расходов на изготовление и установку надгробного памятника участнику ВОВ, возникают с момента фактического изготовления и установки памятника на месте захоронения участника ВОВ.
Как установлено судами, факт оказания истцом услуг по изготовлению и установке надгробных памятников подтвержден в отношении Ложкина И.Г. - договором подряда на выполнение работ по изготовлению и установке памятника от 03.05.2018 N 61, актом приемки выполненных работ от 03.05.2018 N 61, договором цессии (уступки права требования) от 03.05.2018 N 56, квитанцией серии КР N 000607. Факт установки памятника участнику Великой Отечественной войны Ложкину И.Г. подтвержден справкой о захоронении Администрации муниципального образования "Сосновоборское" от 23.08.2018 N 175, а также фотографиями места захоронения и установки памятника. Из представленных в материалы дела документов, в том числе, карточки награждения, следует, что Ложкин И.Г. являлся участником Великой Отечественной войны, награжден Орденом Отечественной войны II степени (номер наградного документа 57, дата наградного документа 01.08.1986, N записи 1517341044).
Факт оказания истцом услуг по изготовлению и установке надгробных памятников подтвержден в отношении Емельянова Н.С. - договором подряда на выполнение работ по изготовлению и установке памятника от 27.06.2018 N 92, актом приемки выполненных работ от 27.06.2018 N 92, договором цессии (уступки права требования) от 27.06.2018 N 81, квитанцией серии КР N 000602. Факт установки памятника участнику Великой Отечественной войны Емельянову Н.С. подтвержден справкой о захоронении Администрации муниципального образования "Сосновоборское" от 23.08.2018 N 172, а также фотографиями места захоронения и установки памятника. Из представленных в материалы дела документов, в том числе, карточки награждения, следует, что Емельянов Н.С. являлся участником Великой Отечественной войны, награжден Орденом Отечественной войны II степени (номер наградного документа 89, дата наградного документа 06.04.1985, N записи 1511772119).
Факт оказания истцом услуг по изготовлению и установке надгробных памятников подтвержден в отношении Гордеева П.М. - договором подряда на выполнение работ по изготовлению и установке памятника от 20.06.2018 N 67, актом приемки выполненных работ от 20.06.2018 N 67, договором цессии (уступки права требования) от 20.06.2018 N 62, квитанцией серии КР N 000605. Факт установки памятника участнику Великой Отечественной войны Гордееву П.М подтвержден справкой Администрации муниципального образования "Балезинское" от 06.08.2018, а также фотографиями места захоронения и установки памятника. Из представленной в материалы дела карточки награждения, следует, что Гордеев П.М. являлся участником Великой Отечественной войны, награжден Орденом Отечественной войны II степени (номер наградного документа 89, дата наградного документа 06.04.1985, N записи 1511481477).
Факт оказания истцом услуг по изготовлению и установке надгробных памятников подтвержден в отношении Проскурякова И.Г. - договором подряда на выполнение работ по изготовлению и установке памятника от 04.06.2018 N 41, актом приемки выполненных работ от 04.06.2018 N 41, договором цессии (уступки права требования) от 04.06.2018 N 34, квитанцией серии КР N 000617. Факт установки памятника участнику Великой Отечественной войны Проскурякову И.Г. подтвержден справкой от 14.09.2018 Муниципального учреждения "Управление благоустройства" г. Сарапула, а также фотографиями места захоронения и установки памятника. Из представленных в материалы дела документов, в том числе, карточки награждения, следует, что Проскуряков И.Г. являлся участником Великой Отечественной войны, награжден Орденом Славы III степени (дата подвига 28.04.1945, N записи 42514808).
Таким образом, имеющиеся в материалах дела документы подтверждают участие в Великой Отечественной войне лиц, которым истец изготовил и установил надгробные памятники с целью увековечивания памяти.
Каких-либо доказательств оплаты расходов за изготовление и установку памятника ответчик в нарушение статьи 65 АПК РФ не представил.
Довод ответчика и третьего лица о том, что истцом не представлены документы, подтверждающие юридический факт смерти Проскурякова И.Г., Гордеева П.М., Емельянова Н.С., Ложкина И.Г. также отклоняется судом, поскольку факт смерти указанных лиц, являющихся участниками ВОВ подтверждается представленными в материалы дела органами ЗАГСа справками о смерти.
Довод о том, что представленные органами ЗАГСа справки о смерти участников ВОВ не могут являться доказательствами по настоящему делу, также подлежит отклонению, поскольку Приказ Минобороны России от 13.10.2008 N 5, определяющий перечень документов, представляемый для возмещения расходов на изготовление и установку надгробного памятника участнику ВОВ, не является законом, в связи с чем, в рассматриваемом случае Справка ЗАГСа о смерти участника ВОВ в силу статьи 68 АПК РФ является доказательством по настоящему делу, т.к. подтверждает факт смерти соответствующего лица.
Довод о том что, у Жданова М.А. нет правовых оснований на компенсацию расходов на ритуальные услуги в связи с увековечиванием памяти погибших военнослужащих, отклоняется, поскольку действующее законодательство не ограничивает право на увековечивание памяти участников Великой Отечественной войны лишь кругом их родственников, следовательно, правом на возмещение понесенных в связи с этим расходов может обладать любое фактически понесшее их лицо.
Апелляционная инстанция считает решение суда законным и обоснованным и не находит оснований для его отмены.
Выводы суда являются верными, сделаны на основании анализа фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, установленных судом при полном, всестороннем и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, дублируют доводы, приведенные ответчиком в суде первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, с которой суд апелляционной инстанции согласился.
Несогласие стороны с выводами суда, основанными на установленных фактических обстоятельствах дела и оценке доказательств, иное толкование участником спора норм действующего законодательства не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального и процессуального права, повлиявшем на исход дела.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального и материального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на заявителя апелляционной жалобы.
Взыскание с ФКУ "Военный комиссариат Удмуртской Республики" госпошлины по апелляционной жалобе не производится ввиду освобождения его от уплаты госпошлины при обращении в арбитражные суды (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ).
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 13 ноября 2019 года по делу N А71-14823/2019, принятое в порядке упрощенного производства, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Судья |
Г.Н. Гулякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-14823/2019
Истец: ООО "Обелиск"
Ответчик: Федеральное казенное учреждение "Военный комиссариат Удмуртской Республики"
Третье лицо: Жданов М А, Министерство обороны Российской Федерации