г. Чита |
|
10 января 2020 г. |
Дело N А10-3751/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 декабря 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 января 2020 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифорюк Е.О.,
судей Каминского В.Л., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Селивановой Т.Э., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Республиканского агентства лесного хозяйства на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 16 октября 2019 года по делу N А10-3751/2019 по иску Республиканского агентства лесного хозяйства (ОГРН 1070326000513, ИНН 0326041154, адрес: 670013, БУРЯТИЯ РЕСПУБЛИКА, ГОРОД УЛАН-УДЭ, УЛИЦА КЛЮЧЕВСКАЯ, 39А) к индивидуальному предпринимателю Шубину Сергею Александровичу (ОГРНИП 310032734900039, ИНН 031601975122, адрес: Республика Бурятия) об обязании освободить лесной участок в квартале 208, части выдела 16, Кикинского участкового лесничества, Кикинского лесничества от возведенных построек: хозяйственный двор, склад размером 3,0*3,0 м. - 1 шт.; информационные аншлаги - 5 шт.; щит и навес для размещения противопожарного инвентаря 1,5*1,5 м. - 1 шт.; веранда размером 10,0*4,0 м. - 1 шт.; объект попутного обслуживания и питания, двухэтажное здание 10,0*8,0 м. - 1 шт.; наземная туалетная кабинка 1,5*2,0 м. - 1 шт.; малогабаритный контейнер - мусоросборник - 1 шт.; урны металлические - 10 шт.;
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Государственное казенное учреждение "Управление региональных автомобильных дорог Республики Бурятия" (ОГРН: 1080326000743, ИНН: 0326473725, адрес: 670034, БУРЯТИЯ РЕСПУБЛИКА, ГОРОД УЛАН-УДЭ, УЛИЦА РЕВОЛЮЦИИ 1905 ГОДА, ДОМ 11-А), Байкальское управление по надзору в сфере природопользования (ОГРН: 1163850095529, ИНН: 3812012012, адрес: 664074, ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ, ГОРОД ИРКУТСК, УЛИЦА ИГОШИНА, ДОМ 3),
(суд первой инстанции - Л.Ф. Салимзянова),
при участии в судебном заседании с использованием видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Бурятия:
от истца: не явился, извещен;
от ответчика: ИП Шубин С.А., Яковлев А.Н. - представитель по доверенности от 12.07.2019.
от третьих лиц: не явились, извещены;
установил:
Республиканское агентство лесного хозяйства (далее - истец, агентство) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с иском к индивидуальному предпринимателю Шубину Сергею Александровичу (далее - ответчик, предприниматель) об обязании освободить лесной участок в квартале 208, части выдела 16, Кикинского участкового лесничества, Кикинского лесничества от возведенных построек: хозяйственный двор, склад размером 3,0*3,0 м. - 1 шт.; информационные аншлаги - 5 шт.; щит и навес для размещения противопожарного инвентаря 1,5*1,5 м. - 1 шт.; веранда размером 10,0*4,0 м. - 1 шт.; объект попутного обслуживания и питания, двухэтажное здание 10,0*8,0 м. - 1 шт.; наземная туалетная кабинка 1,5*2,0 м. - 1 шт.; малогабаритный контейнер - мусоросборник - 1 шт.; урны металлические - 10 шт.
Определением от 16.09.2019 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Государственное казенное учреждение "Управление региональных автомобильных дорог Республики Бурятия", Байкальское управление по надзору в сфере природопользования.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия в удовлетворении иска отказано.
В обосновании суд первой инстанции указал, что имеющиеся на земельном участке объекты соответствуют назначению земельного участка.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 05.09.2019 по делу А10-3751/2019 и направить дело на новое рассмотрение.
Полагает, что ответчик осуществляет деятельность, запрещенную в Центральной экологической зоне оз.Байкал, объекты, возведенные на переданном в аренду для рекреационной деятельности земельном участке, не соответствуют закону об охране озера Байкал, так как запрет на возведение новых объектов распространяется и на некапитальные объекты. Кроме того, необходимо сохранять незатронутые природные территории.
На апелляционную жалобу истца поступил отзыв ответчика, в котором он просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 22.11.2019.
Предприниматель и его представитель дали пояснения согласно отзыву на апелляционную жалобу. Просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Истец и третьи лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом.
Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, согласно договору аренды лесного участка N 108-16 от 25.10.2016 Республиканское агентство лесного хозяйства (далее - арендодатель, Агентство) на основании Протокола о результатах аукциона по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков для осуществления рекреационной деятельности N 656562/2 от 12.10.2016 обязуется предоставить, а индивидуальный предприниматель Шубин Сергей Александрович (далее - арендатор) обязуется принять во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, площадью 0,32 га (3200 кв.м.), расположенный Республика Бурятия, муниципальное образование "Прибайкальский район", Кикинское лесничество, Кикинское участковое лесничество, квартал 208, часть выдела 16. Земельный (лесной) участок, являющийся частью земельного участка с кадастровым номером 03:16:000000:206, поставлен на государственный кадастровый учет с кадастровым номером земельного участка 03:16:000000:206/17. (пункты 1, 2 договора).
Границы лесного участка определены в кадастровой выписке о земельном участке, а также указаны в схеме расположения лесного участка, предусмотренной приложением N 1 к договору. Характеристики лесного участка в соответствии с данными государственного лесного реестра приводятся в приложении N 2 (п.3).
Согласно пункту 4 договора, арендатору передается лесной участок в целях осуществления рекреационной деятельности.
Пунктом 5 договора установлено, что размер арендной платы составляет 8 041 руб. 15 коп в год, в том числе вносимая в федеральной бюджет - 8 041 руб. 15 коп в год.
Согласно пункту 24 договора, срок действия договора установлен с даты государственной регистрации права аренды лесного участка на 49 лет.
Существенные условия об объекте аренды, арендной плате сторонами согласованы.
Договор аренды зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия 09.11.2016.
Передача имущества ответчику подтверждена актом приема-передачи от 09.11.2016.
В силу статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Проект освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду для осуществления рекреационной деятельности индивидуальным предпринимателем Шубиным С.А. на 2016-2018 гг, а также Проект освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду для осуществления рекреационной деятельности индивидуальным предпринимателем Шубиным С.А. на 2018-2027 гг разработаны АУ Республики Бурятия "Лесресурс".
Согласно пункту 1.4. Проекта освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду для осуществления рекреационной деятельности индивидуальным предпринимателем Шубиным С.А. на 2016-2018 гг, существующих объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, нет Характеристика проектируемых объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры на лесном участке, при осуществлении рекреационной деятельности представлена на таблице 6 и на тематической карте. Как следует из таблицы 6 "Характеристика существующих и проектируемых объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры на лесном участке" предусмотрено строительство и эксплуатация в 2016-2018 гг 16 объектов, в том числе временных сооружений: гостевой дом, гараж, веранда, объект попутного обслуживания и питания, баня,, беседка, некапитальное нестационарное сооружение для размещения скважины для забора воды, наземная туалетная кабина, малогабаритный контейнер-мусоросборник, площадка для игр (детская).
Согласно разделу 1.4.1. Проекта освоения лесов на 2018-2027 гг, утв. Приказом Республиканского агентства лесного хозяйства от 16.01.2018 N 12 "Об утверждении положительного Заключения государственной экспертизы Проекта освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду в целях осуществления рекреационной деятельности", на лесном участке расположены существующие объекты, не связанные с созданием лесной инфраструктуры, характеристика которых представлена в таблице 6 и на тематической карте.
Согласно таблице N 6 Проекта освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду для осуществления рекреационной деятельности индивидуальным предпринимателем Шубиным С.А. на 2018-2027 гг, имеются следующие объекты:
- баня размером 6,0*8,0 м. - 1 шт.;
- хозяйственный двор размером 3,0*3,0 м. - 1 шт.;
- гостевой дом, одноэтажный размером 4,0*5,0 - 1 шт.;
- гараж 10,0*2,0 м. - 1 шт.;
- некапитальное нестационарное сооружение, 6,0*8,0 м. - 1 шт.;
- беседка круглая диаметром 4,0 м. - 1 шт.;
- некапитальное нестационарное сооружение, для размещения скважины для забора воды размером 10,0*1,0 м. - 1 шт.;
- объект мелкорозничной торговли размером 8,0*6,0 м. - 1 шт.;
- веранда размером 10,0*4,0 - 1 шт.;
- объект попутного обслуживания и питания, двухэтажное размером 10,0*8,0 м. - 1 шт.;
- наземная туалетная кабина, с асептической герметичной емкостью размером 1,5*2,0 м. - 1 шт.;
- малогабаритный контейнер-мусоросборник, металлический - 1 шт.;
- урны металлические - 10 шт.;
- песочница, качели, горки, игровые приспособления размером 3,0*3,0 м. - 1 шт.
Согласно Акту от 04.06.2019 N 19-1 осмотра лесного участка на предмет соблюдения условий договора, на лесном участке имеются следующие строения:
- хозяйственный двор, склад размером 3,0*3,0 м. - 1 шт.;
- информационные аншлаги - 5 шт.;
- щит и навес для размещения противопожарного инвентаря 1,5*1,5 м. - 1шт.;
- веранда размером 10,0*4,0 м. - 1 шт.;
- объект попутного обслуживания и питания, двухэтажное здание 10,0*8,0 м. - 1 шт.;
- наземная туалетная кабинка 1,5*2,0 м. - 1шт.;
- малогабаритный контейнер-мусоросборник - 1 шт.;
- урны металлические - 10 шт.
Из ответа на радиограмму N 27 от 27.08.2018 г истцом было установлено, что объекты баня 6х8м, гостевой дом 4х5 м, гараж, беседка круглая находятся на стадии строительства.
Посчитав, что арендатором ведется деятельность, запрещенная в центральной экологической зоне, связанная со строительством зданий и сооружений, функционирование которых не связано с созданием и развитием особо охраняемых природных территорий федерального значения и особо экономических зон туристско-рекреационного типа, с системами жизнеобеспечения и обеспечения экологической безопасности, существующих промышленных, жилых и рекреационных объектов, с осуществлением видом деятельности, разрешенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, а также строительство зданий и сооружений на незатронутых природных территориях, включая земли лесного фонда, водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы озера Байкал и впадающих в него рек, истец обратился в арбитражный суд с указанными выше требованиями.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, истец обратился в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва, заслушав пояснения стороны ответчика в судебном заседании, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
Рассматривая дело, суд первой инстанции правильно исходил из следующего.
Между сторонами возникли правоотношения по договору аренды, регулируемые нормами главы 34 Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды.
В соответствии с пунктом 1 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно статье 310 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии с частью 1 статьи 88, частью 1 статьи 89 Лесного кодекса РФ, с пунктом 11.4 договора аренды ответчик разработал и представил арендодателю проект освоения лесов.
В соответствии с преамбулой Закона N 94-ФЗ озеро Байкал является объектом всемирного природного наследия.
В состав Байкальской природной территории в силу статьи 2 Закона N 94-ФЗ входят озеро Байкал, водоохранная зона, прилегающая к озеру Байкал, его водосборная площадь в пределах территории Российской Федерации, особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал, а также прилегающая к озеру Байкал территория шириной до 200 километров на запад и северо-запад от него (пункт 1).
При этом на Байкальской природной территории выделяется ряд экологических зон, в том числе центральная экологическая зона, которая представляет собой территорию, включающую в себя озеро Байкал с островами, прилегающую к озеру Байкал водоохранную зону, а также особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал (пункт 2).
На Байкальской природной территории запрещаются или ограничиваются виды деятельности, при осуществлении которых оказывается негативное воздействие на уникальную экологическую систему озера Байкал (пункт 1 статьи 6 Закона N 94-ФЗ).
Перечень видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне, утверждается Правительством Российской Федерации (пункт 3 статьи 6 Закона N 94-ФЗ).
Перечень видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2001 N 643.
Согласно перечню в центральной экологической зоне Байкальской природной территории запрещается строительство зданий и сооружений (или их частей), функционирование которых не связано с созданием и развитием особо охраняемых природных территорий федерального значения и особых экономических зон туристско-рекреационного типа, с системами жизнеобеспечения и обеспечения экологической безопасности существующих промышленных, жилых и рекреационных объектов, с осуществлением видов деятельности, разрешенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, а также строительство зданий и сооружений (или их частей) на незатронутых природных территориях, включая земли лесного фонда, водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы озера Байкал и впадающих в него рек.
Доводы истца, приведенные и апелляционному суду, об осуществлении ответчиком деятельности, запрещенной в центральной экологической зоне, суд первой инстанции правильно отклонил с учетом следующего.
Пунктом 1 статьи 41 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что леса могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.
При осуществлении рекреационной деятельности в лесах допускается возведение некапитальных строений, сооружений на лесных участках и осуществление их благоустройства. Если в плане освоения лесов на территории субъекта Российской Федерации (лесном плане субъекта Российской Федерации) определены зоны планируемого освоения лесов, в границах которых предусматриваются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов для осуществления рекреационной деятельности, на соответствующих лесных участках допускается возведение физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений. Рекреационная деятельность в лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях. (п.2 ст. 41 Лесного кодекса РФ).
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 21.02.2012 N 62 утверждены Правила использования лесов для осуществления рекреационной деятельности.
Согласно пункту 7 Правил лица, использующие леса для осуществления рекреационной деятельности, имеют право:
осуществлять использование лесов в соответствии с документами о предоставлении лесного участка, в том числе договором аренды лесного участка, решением о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование;
создавать согласно части 1 статьи 13 Лесного кодекса Российской Федерации лесную инфраструктуру (лесные дороги, лесные склады и другое);
возводить согласно части 2 статьи 41 и части 7 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации временные постройки на лесных участках и осуществлять их благоустройство.
В соответствии с частью 7 статьи 21 Лесного Кодекса РФ перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, утверждается Правительством Российской Федерации для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов.
Распоряжением Правительства РФ от 27.05.2013 N 849-р утвержден Перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов.
Согласно пункту 6 Перечня объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов, для осуществления рекреационной деятельности в защитных лесах, эксплуатационных и резервных лесах, за исключением особо защитных участков лесов допускается возведение форм малой архитектуры (некапитальные нестационарные сооружения, включая беседки, веранды, дровницы, навесы, объекты мелкорозничной торговли, попутного бытового обслуживания и питания, остановочные павильоны), площадки для игр (детские); элементов благоустройства лесного участка (пешеходная дорожка с мягким покрытием, георешетка, устройство для оформления озеленения, фонарь, скамейка, мостик, настил, малогабаритный (малый) контейнер-мусоросборник, урна, физкультурный снаряд (тренажер), наземная туалетная кабина); линии электропередачи воздушной, кабельной всех классов напряжения; подъездного пути.
Как правильно установлено судом первой инстанции, объекты, возведение и эксплуатация которых предусмотрено Проектом освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду для осуществления рекреационной деятельности ИП Шубиным С.А., соответствуют перечню, утв. Распоряжением Правительства РФ от 27.05.2013 N 849-р. При этом согласно заключению специалиста N 98/2018, составленному ООО "Регион-Эксперт", строение общей площадью 165,24 кв.м., расположенное по адресу: Республика Бурятия, "Прибайкальский район", Кикинское лесничество, Кикинское участковое лесничество, квартал 208, часть выдела 16, не имеет прочную связь с землей. Перемещение строения без несоразмерного ущерба его назначению, возможно. Обследуемое строение является некапитальным.
Согласно техническому паспорту от 12.01.2019 г на объект "Придорожный сервис" объект имеет группу капитальности V: здания сборно-щитовые, каркасные, фундаменты на деревянных стульях, срок службы 25-30 лет.
Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что возведенные ответчиком хозяйственный двор, склад, веранда, объект попутного обслуживания и питания, являются объектами, не связанными с созданием лесной инфраструктуры для осуществления рекреационной деятельности, перечень которых предусмотрен распоряжением Правительства РФ от 27.05.2013 N 849-р, и оснований считать, что данные объекты возведены ответчиком неправомерно, не усматривается.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 01.05.1999 N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал" организация туризма и отдыха в центральной экологической зоне осуществляется в соответствии с правилами, обеспечивающими соблюдение предельно допустимых норм нагрузок на окружающую среду в центральной экологической зоне. Правила организации туризма и отдыха в центральной экологической зоне утверждаются органами государственной власти Республики Бурятия, органами государственной власти Иркутской области.
Согласно Правилам организации мест массового отдыха в центральной экологической зоне Байкальской природной территории Республики Бурятия, утвержденным Постановлением Правительства Республики Бурятия от 15.10.2008 N 475 (далее - Правила ), действовавшим в период заключения договора аренды, местом для организации массового отдыха является земельный (лесной) участок, определенный для рекреационных целей и выделенный для организации массового отдыха в центральной экологической зоне Байкальской природной территории в соответствии с земельным, лесным и градостроительным законодательством.
В пункте 3.1 Правил указано, что при обустройстве мест массового отдыха возможно размещение следующих наземных сооружений: павильоны для отдыха и торговли, аттракционы, кабины-раздевалки, навесы, тенты, зонты, скамьи, столы, лежаки, помещения для хранения пляжного инвентаря, помещение для хранения спортивного инвентаря (водных велосипедов и пр.), спортивно-оздоровительные и игровые площадки, детские малогабаритные игровые сооружения (качели, карусели, грибки и пр.), сигнальные и осветительные мачты, контейнеры для сбора мусора, туалеты, автостоянки (на прилегающей территории), пешеходные дорожки и медицинские пункты.
В пункте 3.5 Правил указано, что в зоне обслуживания размещаются павильоны для отдыха и торговли, кабины для переодевания, душевые установки, питьевые фонтанчики, урны для сбора мусора в соответствии с санитарными правилами и нормами.
Согласно пункту 3.8 Правил в местах массового отдыха и на прилегающей территории не допускается скопление загрязняющих веществ и мусора. Для этого необходима установка урн и контейнеров для сбора мусора и своевременная уборка места массового отдыха. Контейнеры для сбора мусора должны располагаться на бетонированных площадках с удобными подъездными путями. Вывоз отходов и мусора осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на основании заключенных договоров со специализированным хозяйствующим субъектом.
Согласно пункту 3.9 Правил места массового отдыха должны быть оборудованы централизованной или локальной системами канализации с очисткой сточных вод до нормативных требований, в исключительных случаях допускается установка биотуалетов.
Как правильно указывает суд первой инстанции, ответчиком в целях вывоза мусора (твердых коммунальных отходов) с участка заключены договоры с ИП Севергиным С.В. от 01.07.2017 г, с ООО "Экоальянс" N 330190000357 от 04.09.2019 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Из дополнительного соглашения от 02.09.2019 г к договору N 44 от 09.07.2018 следует, что между Санаторно-курортным учреждением "Байкалкурорт" филиал Курорт "Горячинск" и ответчиком заключено соглашение, по которому Курорт оказывает услуги ответчику по принятию жидких отходов на очистные сооружения санатория "Байкальский Бор".
Согласно акту обследования выгребной ямы, составленному Администрацией МО "Нестеровское" сельское поселение, выгребная яма на спорном участке состоит из трех бетонных колец диаметром 150 см, общей высотой 300 см. Кольца соединены между собой цементным раствором, основание ямы зацементировано.
Обеспечение водой объекта ИП Шубина С.А. производится в соответствии с лицензией на пользование недрами ИКБ N 00637 ПВЭ от 23.10.2018 г со сроком действия до 06.11.20143г.
Соблюдение ответчиком ветеринарно-санитарных требований к закупу, хранению, переработке и реализации продуктов подтверждается актом ветеринарно-санитарного обследования предприятия от 22.08.2019 г, выполненного Прибайкальским филиалом БУ "Бурятская РСББЖ".
Таким образом, суд первой инстанции правильно посчитал, что возведенные ответчиком наземная туалетная кабинка, малогабаритный контейнер-мусоросборник, урны металлические являются необходимыми мерами по благоустройству зон отдыха граждан при организации туризма и отдыха в центральной экологической зоне.
В соответствии с частью 2 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства РФ от 16.11.2011 N 281 "О мерах противопожарного устройства" к мерам противопожарного обустройства относятся в том числе:
- строительство, реконструкция и эксплуатация пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря,
- благоустройство зон отдыха граждан, пребывающих в лесах в соответствии со статьей 11 Лесного кодекса Российской Федерации,
- установка и размещение стендов и других знаков и указателей, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности в лесах.
В акте осмотра от 04.06.2019 N 19-1 указано, что мероприятия по противопожарному обустройству лесов согласно проекту освоения лесов выполнены ответчиком в полном объеме.
Суд первой инстанции правильно посчитал, что возведенные ответчиком информационные аншлаги, щит и навес для размещения противопожарного инвентаря являются мерами противопожарного обустройства лесного участка. Более того, нарушение мер по противопожарному обустройству лесов влечет ответственность для арендатора лесного участка.
Суд первой инстанции пришел к правильным выводам о том, что объекты, возведенные ответчиком на лесном участке, предоставленном ответчику по договору аренды лесного участка от 25.10.2016 г в целях осуществления рекреационной деятельности, связаны с осуществлением рекреационной деятельности, разрешенной в центральной экологической зоне Байкальской природной территории. В связи с чем, довод истца о возведении данных объектов в нарушение Перечня, утв. постановлением Правительства РФ N 643 от 30.08.2001 г, не обоснован.
Также суд первой инстанции правильно посчитал, что государственная экологическая экспертиза проектной документации, предусмотренная пунктом 2 статьи 6 ФЗ " Об охране озера Байкал", подпунктом 7.1. статьи 11 ФЗ " Об экологической экспертизе" от 23.11.1995 г N 174-ФЗ, необходима для объектов недвижимого имущества, к которым объекты, возведенные на лесном участке, не относятся.
Кроме того, суд первой инстанции правильно отметил, что решение Советского районного суда г.Улан-Удэ от 22.04.2019 г по делу N 2а-1412/2019 по административному иску Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным заключения Ангаро-Байкальского территориального управления Федерального агентства по рыболовству от 13.09.2018 г N ИС-2680 преюдициального значения не имеет.
Апелляционный суд отмечает, что преюдиция - это установленность фактов, а вопросы толкования норм права, правовые позиции судов свойством преюдициальности не наделены.
Доводы апелляционной жалобы со ссылками на понятие "незатронутые природные территории" отклоняются, поскольку, как следует из материалов дела, земельный участок и объекты, возведенные на нем, являются элементами придорожного сервиса, что уже указывает на то, что данная территория не является в чистом виде незатронутой, более того, данные объекты способствуют развитию рекреационной деятельности на Байкальской природной территории, посещение которой законом не запрещено, что требует создания необходимой инфраструктуры для развития туризма.
Доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения со стороны суда первой инстанции и получили надлежащую оценку.
Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что оснований для освобождения спорного лесного участка от возведенных построек не усматривается, заявленные требования удовлетворению не подлежат.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 16 октября 2019 года по делу N А10-3751/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.О.Никифорюк |
Судьи |
В.Л.Каминский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-3751/2019
Истец: Республиканское агенство лесного хозяйства
Ответчик: Шубин Сергей Александрович