город Воронеж |
|
10 января 2020 г. |
Дело N А36-3025/2019 |
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Протасова А.И.,
без вызова сторон, в порядке ст. 272.1 АПК РФ (в редакции Федерального закона от 02.03.2016 N 45-ФЗ), п.п. 47, 49 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации N 10 от 18.04.2017 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве",
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке Липецкой области на решение Арбитражного суда Липецкой области от 09.10.2019 по делу N А36-3025/2019, рассмотренному в порядке упрощенного производства, по заявлению Государственного учреждения -Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке Липецкой области (ОГРН 1074823008501 ИНН 4822001396, г.Липецк, ул. Интернациональная, д. 6) к федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Липецкой области" (ОГРН 1024840841904, ИНН 4825001637, г. Липецк, ул. Ковалева, владение 130В) о взыскании финансовой санкции в сумме 3000 руб. за непредставление в установленный срок сведений,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Липецке Липецкой области (далее - ГУ- УПРФ в г. Липецке) обратилось в арбитражный суд с заявлением к федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 6 Управления федеральной службы исполнения наказаний по Липецкой области" (далее - ФКУ ИК-6 УФСИН России по Липецкой области) о взыскании 3000 руб. финансовой санкции за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за отчетный период (июнь 2016 года).
Заявление было рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением от 09.10.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с обжалуемым судебным актом, ГУ- УПРФ в г.Липецке обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель считает, что вывод суда о том, что ФКУ ИК-6 УФСИН России по Липецкой области самостоятельно выявило ошибку и представило уточненные (исправленные) индивидуальные сведения до дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, не соответствует действительности, так как в материалах дела отсутствует документальное подтверждение факта представления в ПФР сведений по форме СЗВ-М на 6 застрахованных лиц (Борщ В.И. СНИЛС 016-883-235 66; Дзгоев А.В. СНИЛС 068-947-155 22; Шейда Л.А. СНИЛС 133-630-720 29; Макарова Л.А. СНИЛС 153-025-109 11; Тоноян М.С. СНИЛС 156-836-519 02; Алексеев А.В. СНИЛС 193-851-576 12) за июнь 2016 года на дату принятия решения о привлечении к ответственности. Следовательно, отсутствуют законные основания не применять к ответчику финансовые санкции, предусмотренные ст. 17 Закона N 27-ФЗ.
ФКУ ИК-6 УФСИН России по Липецкой области возражало на доводы апелляционной жалобы, по основаниям, изложенным в отзыве апелляционную жалобу, приобщенном к материалам дела.
Согласно части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба на решение арбитражного суда по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, рассматривается в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда ( 19aas.info@ARBITR.RU) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, ФКУ ИК-6 УФСИН России по Липецкой области по телекоммуникационным каналам связи с электронно-цифровой подписью в адрес ГУ- УПРФ в г. Липецке представлены сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за июнь 2016 года: тип формы "исх" на 680 застрахованных лиц - 07.07.2016, тип формы "доп" на 38 застрахованных лиц - 07.07.2016; тип формы "доп" на 03 застрахованных лица - 10.08.2016; тип формы "доп" на 68 застрахованных лиц - 07.10.2016; тип формы "доп" на 40 застрахованных лиц - 7 октября 2016 года ( л.д. 34-40).
05.04.2018 должностным лицом Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Липецке Липецкой области составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном учете) в системе обязательного пенсионного страхования которым установлено непредставление ответчиком в установленный срок сведений по форме СЗВ-М за июнь 2016 в отношении 6 застрахованных лиц: Борщ В.И., Дзгоева А.В., Шейды Л.А., Макаровой Л.А., Тоноян М.С., Алексенева А.В. (л.д.72).
По результатам рассмотрения указанного акта вынесено решение заместителя начальника управления от 28.05.2018 N 058S19180003316 о привлечении ответчика к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании в виде штрафа в размере 3000 руб. на основании санкции предусмотренной, частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ). При этом, страховщик исходил из следующего расчета: 6 застрахованных лиц х 500 руб. = 3 000 руб. (л.д. 79-82).
В связи с этим, федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 6 Управления федеральной службы исполнения наказаний по Липецкой области" было направлено требование от 06.07.2018 N 058S01180011372 об уплате финансовой санкции в срок до 24.07.2018 (л.д.88).
В связи с неисполнением указанного требования Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Липецке Липецкой области 22.11.2018 обратилось в арбитражный суд с заявлением о выдаче судебного приказа по спорному периоду.
Определением Арбитражного суда Липецкой области от 12.12.2018 по делу N А36-12991/2018 судебный приказ о взыскании финансовой санкции с Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Липецкой области" был отменен (л.д.7).
17.01.2019 Управлением было подано заявление о взыскании финансовой санкции с Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Липецкой области" в размере 3000 рублей.
Определением Арбитражного суда Липецкой области от 22.02.2019 по делу N А36-491/2019 судебный приказ о взыскании финансовой санкции с Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Липецкой области" был отменен (л.д. 6).
18.03.2019 Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Липецке Липецкой области обратилось с заявлением о взыскании 3000 руб. финансовой санкции за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за отчетный период июнь 2016 года.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N167-ФЗ) страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации, индивидуальные предприниматели, физические лица, а также индивидуальные предприниматели, адвокаты, арбитражные управляющие, нотариусы, занимающиеся частной практикой.
В соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 14 Федерального закона N167-ФЗ страхователи обязаны своевременно представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 01.04.1996 N27-ФЗ установлено, что страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Для представления указанной ежемесячной отчетности Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п утверждена форма СЗВ-М "Сведения о застрахованных лицах".
Согласно части 4 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
При этом статья 15 Закона N 27-ФЗ предоставляет право страхователю дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Статьей 19 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ предусмотрено, что Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В частности, в период представления заявителем дополняющей формы сведений СЗВ-М действовала Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденная Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N766н (далее - Инструкция N 766н), определяющая порядок ведения Пенсионным фондом Российской Федерации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о каждом застрахованном лице, на которое распространяется обязательное пенсионное страхование, порядок представления страхователями в Пенсионный фонд Российской Федерации сведений о застрахованных лицах, использования указанных индивидуальных сведений для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
В соответствии с пунктом 39 Инструкции N766н за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений о каждом застрахованном лице либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ.
В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений о застрахованных лицах, в отношении которых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Согласно пункту 37 Инструкции N766н при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
Датой получения страхователем уведомления, направленного в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, является дата, указанная в подтверждении о получении информационной системы страхователя.
В силу статьи 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.
Согласно абзацу 3 пункта 39 Инструкции N766 страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
При этом Законом не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в Пенсионный фонд сведениях до их обнаружения пенсионным фондом и представить в Пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).
Таким образом, в соответствии с положениями Федерального закона N27-ФЗ и Инструкции N 766н, страхователь имеет право дополнять и уточнять (исправлять) ранее представленные в пенсионный фонд сведения в отношении застрахованных лиц.
Как следует из материалов дела, страхователем была представлена исходная форма СЗВ-М за июнь 2016 года в отношении застрахованных лиц, 07.07.2016 (то есть до составления акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования). Дополняющие формы за июнь 2016 года представлены ФКУ ИК-6 УФСИН России по Липецкой области - 07.07.2016, 10.08.2016, 07.10.2016.
При этом, суд апелляционной инстанции исходит из того, что в приложении N 1 к требовании о представлении пояснений не поименованы фамилии конкретных лиц, сведения в отношении которых не были представлены по форме СЗВ-М, а указан только номер СНИЛС. Между тем в форме СЗВ-М отражен страховой номер и фамилия работников, что не позволяет с достоверностью определить факт отсутствия данных сведений в отношении именно тех лиц, которые отражены в акте и решении.
Доказательства, подтверждающие, что Борщ В.И., Дзгоева А.В., Шейды Л.А., Макаровой Л.А., Тоноян М.С., Алексенева А.В. являлись застрахованными лицами в спорный отчетный период (июнь 2016 года), а также доказательства того, что именно сведения расчета по форме РСВ-1 за полугодие 2016 года (а не отчетов по форме СЗВ-М) отражают достоверные и актуальные сведения о застрахованных лицах, пенсионным фондом не представлены.
Из решения от 28.05.2018 усматривается, что данные соотносились с отчетностью по форме СЗВ-М на 680 застрахованных лица. Между тем. страхователем 07.07.2016, 10.08.2016, 07.10.2016, представлялись дополняющие сведения.
Состав нарушения фонду надлежало установить применительно к нормативным требованиям в отношении реквизитов отчетности на момент представления отчетности формы СЗВ-М с кодом "исходная", "дополняющая", "отменяющая".
Суд апелляционной инстанции отмечает, констатация в решении пенсионного фонда от 28.05.2018 N 058S19180003316 нарушений страхователя без описания надлежащей объективной стороны правонарушения, установления виновных действий либо бездействия общества, без установления причинно-следственной связи между такими действиями (бездействиями) и совершенным правонарушением, а также без установления наличия у общества реальной возможности для соблюдения указанных норм, в данном случае не является достаточным основанием для привлечения его к публичной ответственности.
Вместе с тем, наличие состава правонарушения является необходимым основанием для всех видов юридической ответственности (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27 апреля 2001 года N 7-П).
Апелляционный суд отмечает, что привлекая ФКУ ИК-6 УФСИН России по Липецкой области к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ, ГУ - УПРФ в г. Липецке должно не только констатировать факт непредоставления конкретных сведений, но был обязан определить все элементы состава данного правонарушения.
Объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, составляет нарушение срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо предоставление неполных и (или) недостоверных сведений.
Поскольку состав нарушений надлежащим образом не установлен, не доказан, не зафиксирован в решении управления, отсутствуют основания для удовлетворения требования заявителя.
При таких обстоятельствах, в удовлетворении требований Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке Липецкой области о взыскании с ФКУ ИК-6 УФСИН России по Липецкой области в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации сумму финансовой санкции в размере 3000 руб. за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования следует отказать.
Таким образом, Арбитражный суд Липецкой области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 09.10.2019 по делу N А36-3025/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Центрального округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев со дня его принятия в соответствии с абзацем вторым части 4 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 названного Кодекса.
Судья |
А.И. Протасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А36-3025/2019
Истец: ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке Липецкой области
Ответчик: Федеральное казенное учреждение "Исправительная Колония N6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Липецкой области"