г. Санкт-Петербург |
|
09 января 2020 г. |
Дело N А21-8486/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 января 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 января 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Семеновой А.Б., Сомовой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Коршачек Е.О.
при участии:
от заявителя: не явился (извещен)
от заинтересованного лица: не явился (извещен)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-33507/2019) АО "Янтарьэнерго" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 19.09.2019 по делу N А21-8486/2019, принятое
по заявлению АО "Янтарьэнерго"
к УФАС по Калининградской области
о признании незаконными решения и предписания
установил:
АО "Янтарьэнерго" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области (далее - УФАС по Калининградской области, заинтересованное лицо) о признании незаконными решения N АМЗ-039/10-80/2019, предписания N 30-АМЗ/2019 от 19.04.19г. по делу о нарушении антимонопольного законодательства.
Решением суда от 19.09.2019 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с указанным решением суда, заявитель обжаловал его в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд.
Лица, участвующие в деле, уведомлены о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) не является процессуальным препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы по существу.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 18.12.2018 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области поступило обращение ООО "РОА" на действия (бездействие) акционерного общества "Янтарьэнерго", выразившиеся в неисполнении обязательств по договору от 07.06.2018 N 3985/05/18 об осуществлении технологического присоединения жилого дома по адресу: г.Калининград, ул.Ключевая,29 "А.
На день проверки факт выполнения обязательств по договору от 07.06.2018 N 3985/05/18 АО "Янтарьэнерго" подтвержден не был.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Закона о защите конкуренции в отношении АО "Янтарьэнерго" Калининградским УФАС России возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства N 039/01/10-80/2019 (приказ Управления от 01.03.2019 N 19) по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Решением N АМЗ-039/10-80/2019 от 19.04.19г. действия АО "Янтарьэнерго" признаны нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Обществу выдано предписание, обязывающее в срок до 01.07.19г. осуществить технологическое присоединение к электрическим сетям индивидуального жилого дома по адресу: г.Калининград, ул.Ключевая,29 "А в соответствии с заключенным договором.
Посчитав решение и предписание ущемляющим права АО "Янтарьэнерго", как позволяющим привлечь юридическое лицо к административной ответственности за совершение нарушения антимонопольного законодательства, Общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, требование о признании недействительным ненормативного правового акта может быть удовлетворено при наличии совокупности обстоятельств: несоответствия ненормативного правового акта закону и нарушения этим актом прав и законных интересов.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершении оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Вместе с тем, заявитель в силу статьи 65 АПК РФ обязан доказать те обстоятельства, на которые ссылается в обоснование своих доводов.
Суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Апелляционная инстанция не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
В силу статьи 4 Федерального закона РФ от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям. Мероприятия по технологическому присоединению к электрической сети осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии). Следовательно, технологическое присоединение не образует отдельного вида экономической деятельности, является нераздельной частью рынка передачи электрической энергии, в связи с чем не составляет самостоятельного товарного рынка (данная правовая позиция отражена в постановлении Президиума ВАС РФ от 08 сентября 2009 года N 6057/09).
В соответствии с Приложением N 1 к постановлению Федеральной энергетической комиссии от 19.12.1997 N 127/8 "Об утверждении перечня субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, включаемых в Реестр по разделу I "Услуги по передаче электрической и тепловой энергии" АО "Янтарьэнерго" включено в Реестр субъектов естественных монополий по разделу I "Услуги по передаче электрической и тепловой энергии".
Решением Правления энергетической комиссии Калининградской области от 24.02.2000 N 11-1/00 АО "Янтарьэнерго" включено в реестр энергоснабжающих организаций Калининградской области, осуществляющих услуги по передаче и распределению электрической энергии (регистрационный номер 3.1).
Также в соответствии с п. 3.2 устава АО "Янтарьэнерго" к основным видам деятельности Общества относится оказание услуг по передаче электрической энергии, технологическому присоединению энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям и прочие виды деятельности.
Согласно приказу Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 25.12,2017 N 116-11 э/17 АО "Янтарьэнерго" является территориальной сетевой организацией.
Как следует из части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Вышеперечисленное является критериями, в соответствии с которыми АО "Янтарьэнерго" рассматривается как хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии, и, следовательно, на него распространяются запреты и ограничения, предусмотренные частью 1 статьи 10 Законом о защите конкуренции.
Согласно пункту 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между Обществом и обратившимся к нему лицом. Указанный договор является публичным.
В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам к электрическим сетям (далее - Правила).
Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 16 Правил договор об осуществлении технологического присоединения должен содержать срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать 6 (шесть) месяцев - для заявителей, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
По смыслу вышеприведенных положений срок для осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя к электросетевому хозяйству Общества является пресекательным, обязательным для соблюдения АО "Янтарьэнерго" и не может превышать шести месяцев.
Как, следует из материалов дела, в силу пункту 5 заключенного между ООО "РОА" и АО "Янтарьэнерго" договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от N 3985/05/18 от 07.06.2018 года срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 (шесть) месяцев со дня заключения договора.
Таким образом, срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению объекта истек 07.12.2018 г.
На момент поступления в антимонопольный орган жалобы ООО "РОА", т.е. на 18.12.2018 года технологическое присоединение не было осуществлено.
Согласно условий договора (пункт 8) ООО "РОА" обязуется надлежащим образом исполнить обязательства по договору, в том числе по выполнению возложенных на него мероприятий по технологическому присоединению в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя, указанные в технических условиях.
Как следует из материалов дела, 24.10.2018 г. ООО "РОА" направило Обществу уведомление (вх. N ВТУ/4382/18 от 24.10.2018 г.) о выполнении в полном объеме мероприятий, предусмотренных техническими условиями от 07.06.2018 г. N Г- 3985/18.
23.11.2018 г. АО "Янтарьэнерго" письмом (исх. N ЯЭ/19/8465 от 23.11.2018 г.) сообщило заявителю о проведении конкурентных процедур по выбору подрядной организации на разработку рабочей документации и выполнению строительно-монтажных работ. Планируемый срок завершения мероприятий по договору об осуществлении технологического присоединения -1 квартал 2019 г.
Вместе с тем, законодательно утвержденной датой начала исполнения обязательств со стороны АО "Янтарьэнерго" по договору от 07.06.2018 N 3985/05/18 является 08.06.2018, датой окончания - 07.12.2018. В настоящий момент срок неисполнения мероприятий по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств ООО "РОА" к электрическим сетям АО "Янтарьэнерго" составляет более восьми месяцев.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, действия и меры, предпринятые АО "Янтарьэнерго", не могут свидетельствовать о его добросовестном поведении.
Информации о наличии обстоятельств, объективно препятствовавших Обществу своевременно осуществить технологическое присоединение, и доказательств, подтверждающих, что им предпринимались все возможные и необходимые меры для исполнения требований и условий Договора в установленные Правилами сроки, в материалах дела не имеется.
В силу части 1 статьи 10 Федерального закона от 06.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
Следовательно, действиями АО "Янтарьэнерго", выразившимися в нарушении срока осуществления технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств ООО "РОА" для электроснабжения объекта расположенного по адресу: г. Калининград, ул. Ключевая, д. 29 "А, установленного подпунктом "б" пункта 16 Правил технологического присоединения и повлекшего ущемление интересов заявителя, нарушена часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу о доказанности факта нарушения АО "Янтарьэнерго" части 1 статьи 10 Федерального закона от 06.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившимся в нарушении срока, установленного пунктом 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N861.
Доводы Общества о том, что отношения между ООО "РОА" и АО "Янтарьэнерго" не подпадают под антимонопольное регулирование в силу их гражданско-правового характера, вытекающего из исполнения договора от 07.06.2018 N 3985/05/18, а выданное Управлением предписание N 30-АМЗ/2019 не может быть исполнено в силу того, что антимонопольный орган не вправе понуждать стороны к исполнению договора, исполнение обязательств по которому зависит от воли сторон и действий третьих лиц правомерно отклонены судом как несостоятельные.
При рассмотрении Управлением дела N 039/01/10-80/2019 о нарушении антимонопольного законодательства Общество признано хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Объектом подключения является индивидуальный жилой дом, следовательно, в указанном договоре ООО "РОА" выступает как потребитель, нуждающийся в получении услуги, получить которую от иной организации, кроме как АО "Янтарьэнерго" он не может.
Согласно пункту 1 статьи 4 Закона о естественных монополиях услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
АО "Янтарьэнерго" включено в реестр энергоснабжающих организаций Калининградской области, осуществляющих услуги по передаче и распределению электрической энергии.
С учетом положений статьи 3, 4 Закона о естественных монополиях и части 5 статьи 5 Закона "О защите конкуренции" Общество занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии в географических границах протяженности принадлежащих ему электрических сетей и на него распространяются запреты, установленные статьей 10 Закона о защите конкуренции.
Деятельность сетевых организаций по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителей к электрическим сетям регулируется Законом об электроэнергетике.
Согласно части 2 статьи 21 Закона об электроэнергетике в электроэнергетике применяется государственное антимонопольное регулирование и контроль, в том числе установление единых на территории Российской Федерации правил доступа к электрическим сетям и услугам но передаче электрической энергии.
Во исполнение статьи 21, 26 Закона об электроэнергетике постановлением Правительства РФ N 861 от 27.12.2004 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам к электрическим сетям.
Согласно пункту 2 постановления Правительства РФ N 861 от 27.12.2004 Федеральная антимонопольная служба в рамках своих полномочий является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по обеспечению государственного контроля за соблюдением правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.
Антимонопольный орган в соответствии с полномочиями, перечисленными в пункте 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, вправе включить в предписание указание на совершение конкретных действий, выполнение которых лицом, нарушившим антимонопольное законодательство, позволит восстановить права других лиц, нарушенные вследствие злоупотребления доминирующим положением, ограничения конкуренции или недобросовестной конкуренции, в необходимом для этого объеме (пункт 14 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 N 30).
Таким образом, Управление по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства N 039/01/10-80/2019 приняло Решение и выдало Предписание N ЗО-АМЗ/2019 в полном соответствии со статьями 5, 10, 23, 41 и 50 Закона о защите конкуренции и не вышло за пределы своих полномочий.
На основании изложенного, оценив представленные по делу доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии правовых оснований для признания оспариваемых решения и предписания УФАС по Калининградской области незаконными.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах суд правомерно и обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, положенные в основу апелляционной жалобы, проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
По мнению апелляционной инстанции, все представленные в материалах дела доказательства оценены судом первой инстанции с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности, а также достаточности и взаимной связи надлежащим образом, результаты этой оценки отражены в судебном акте.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у апелляционного суда отсутствуют основания для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 19.09.2019 по делу N А21-8486/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
А.Б. Семенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-8486/2019
Истец: АО "Янтарьэнерго"
Ответчик: УФАС по Калининградской области
Третье лицо: ООО "РОА"