г. Саратов |
|
10 января 2020 г. |
Дело N А57-328/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 января 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 января 2020 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,
судей Смирникова А.В., Степуры С.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Козинской А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Товарищества собственников жилья "Меркурий"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 07 августа 2019 года по делу N А57-328/2019 (судья Мамяшева Д.Р.)
по заявлению Товарищества собственников жилья "Меркурий" (ИНН: 6451415714, ОГРН: 1066451016070, 410000, г. Саратов ул. Барнаульская, д. 32)
заинтересованные лица:
Нижне-Волжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ИНН: 3444046034, ОГРН: 1023403462488, 400074, г. Волгоград, ул. им Огарева, д. 15)
Общество с ограниченной ответственностью "СаратовЛифтРемонт" (ИНН: 6451408851, ОГРН: 1056405114094,410039, г. Саратов, пр. Энтузиастов, д. 43, 509),
Средне-Поволжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ИНН: 6316007846, ОГРН: 1026301180982, 443035, г. Cамара, ул. Нагорная, 136а)
о признании недействительным предписания,
при участии в судебном заседании:
представителя Товарищества собственников жилья "Меркурий" - Демидова И.И., действующего на основании доверенности от 07.11.2019,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилось Товарищество собственников жилья "Меркурий" (далее - ТСЖ "Меркурий", заявитель, Товарищество) с заявлением о признании недействительным предписания Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Нижне-Волжского управления Ростехнадзора) от 29.10.2018 N П-4154-26/2018.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Средне-Поволжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Решением от 07 августа 2019 года Арбитражный суд Саратовской области заявление Товарищества собственников жилья "Меркурий" удовлетворил частично.
Суд признал недействительными пункты 4, 5, 6 предписания Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29.10.2018 N П-4154-26/2018.
В удовлетворении остальной части заявленных требований суд отказал.
Кроме того, суд взыскал с Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в пользу Товарищества собственников жилья "Меркурий" 3 000 руб. в возмещение расходов по оплате государственной пошлины.
ТСЖ "Меркурий" не согласилось с принятым решением в части и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части отказа в удовлетворении требований, принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
Средне-Поволжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору считает решение суда в обжалованной части законным и обоснованным, просит оставить его без изменения.
Участники процесса, не явившиеся в судебное заседание, извещены о времени и месте его проведения надлежащим образом, явку представителей не обеспечили.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 13.12.2019, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 АПК РФ в случае неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в его отсутствие.
В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Поскольку по данному делу решение суда первой инстанции обжалуется в части, и лица, участвующие в деле, не заявили возражений, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участников процесса, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения заместителя руководителя Нижне-Волжского управления Ростехнадзора от 08.10.2018 N 4154-РП/СО в период с 24.10.2018 по 29.10.2018 уполномоченным органом была проведена проверка в отношении ТСЖ "Меркурий".
Результаты проверки отражены в акте проверки от 29.10.2018 N А-4154-26/2018.
В ходе проведенной проверки был установлен ряд нарушения обязательных норм и правил в области промышленной безопасности, а именно:
- Отсутствуют правила пользования лифтом рег. N 166201;
- В лифте рег. N 166198 нарушено напольное покрытие кабины;
- В лифте рег. N 166201 нарушено напольное покрытие кабины;
- Отсутствуют средства и меры, снижающие риск падения персонала с рабочей площадки, находящейся в шахте и (или) с крыш кабин лифта рег. N 166198;
-Отсутствуют средства и меры, снижающие риск падения персонала с рабочей площадки, находящейся в шахте и (или) с крыш кабин лифта рег. N 166199;
- Отсутствуют средства и меры, снижающие риск падения персонала с рабочей площадки, находящейся в шахте и (или) с крыш кабин лифта рег. N 166201;
- Не убран мусор в приямке шахты лифта 1-го подъезда (лифт рег. N 166199) от мусора;
- Не убран мусор в приямке шахты лифта 2-го подъезда (лифт рег. N 166201) от мусора;
- Не убран мусор в приямке шахты лифта 3-го подъезда (лифт рег. N 166198) от мусора;
- Поврежден плафон освещения кабины лифта рег N 166201
- На штурвале пассажирского лифта рег. N 166198 и рег. N 166201 не указаны направления движения кабины при вращении штурвала;
- Установить противошумные вставки (пассажирский лифт рег. 166201, 166198);
- Смазать тяговые канаты пассажирского лифта (рег. N 166198, рег. N 166201);
- Не обеспечено наличие аварийного освещения при перебоях в электроснабжении в кабинах лифта (166198, 166199, 166201).
29 октября 2018 года Нижне-Волжским управлением Ростехнадзора вынесено предписание N П-4154-26/2018, которым в срок до 10.01.2019 заявителю предписано устранить указанные выше нарушения.
ТСЖ "Меркурий", полагая, что указанное предписание является незаконными, нарушает его права и охраняемые законом интересы, обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемое предписание в части пунктов 4-6 выдан преждевременно, поскольку нормативный срок службы указанных лифтов на момент его выдачи не истек и до его окончания у заявителя имеется возможность по приведению лифтов в соответствие с ТР ТС 011/2011.
В остальной части заявленных требований суд отказал.
При этом суд отклонил доводы заявителя о процессуальных нарушениях, допущенных уполномоченным органом при проведении проверки.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как указано выше, заявитель оспаривает решение суда в части отказа в удовлетворении заявленных им требований.
Так, предписание Нижне-Волжского управления Ростехнадзора от 29.10.2018 N П-4154-26/2018 оспорено Товариществом в полном объеме.
Данное предписание содержит 19 пунктов.
Суд признал недействительными пункты 4, 5, 6 предписания Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29.10.2018 N П-4154-26/2018.
В удовлетворении остальной части заявленных требований суд отказал.
Однако мотивировочная часть решения суда первой инстанции не содержит доводов, по каким основаниям суд отказал Товариществу в отношении иных пунктов предписания.
Определением от 12.09.2019 суд исправил опечатку и определил: Изложить абзац 9 страницы 6 решения суда в следующей редакции: "Иные доводы заявителя, учитывая то обстоятельство, что по остальным пунктам предписания заявитель не представил возражений и не указал оснований для признания их незаконными в ходе рассмотрения дела, судом отклоняются как основанные на неверном толковании норм права применительно к обстоятельствам настоящего дела".
При этом суд отклонил доводы заявителя о процессуальных нарушениях, допущенных уполномоченным органом при проведении проверки.
Апелляционная жалоба не содержит доводов в отношении выводов суда об отсутствии процессуальных нарушений.
Согласно положениям части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
В отношении пунктов 1, 2, 3, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19 предписания Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29.10.2018 N П-4154-26/2018 судебная коллегия пришла к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон о техническом регулировании) данный закон регулирует отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям, или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
В силу статьи 2 названного закона техническим регламентом является документ, который устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
Решением комиссии таможенного союза от 18.10.2011 N 824 утвержден Технический регламент таможенного союза "Безопасность лифтов" (далее - ТР ТС 011/2011 "Безопасность лифтов"). Данный технический регламент таможенного союза устанавливает требования к лифтам и устройствам безопасности лифтов в целях защиты жизни и здоровья человека, имущества, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей (пользователей) относительно их назначения и безопасности (статья 1).
В соответствии с пунктом 3.1 Решения Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 824 Технический регламент вступил в силу 15.02.2013.
В обоснование неправомерности вынесенного предписания заявитель ссылается на абзац 3 пункта 3.3 Решения комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 824 лифты, согласно которому введенные в эксплуатацию до вступления в силу Технического регламента и не отработавшие назначенный срок службы, должны быть приведены в соответствие требованиям Технического регламента до окончания назначенного срока службы.
По пункту 1 оспариваемого предписания суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Пунктом 1 оспариваемого предписания административный орган выявил нарушение пункта 3 статьи 3 ТР ТС 011/2011 "Безопасность лифтов", а именно отсутствие правил пользования лифтом рег. N 166201.
Судебная коллегия полагает, что административным органом неправомерно указано на нарушение заявителем пункта 3 статьи 3 - ТР ТС 011/2011 "Безопасность лифтов" в силу следующего.
Из пункта 3 статьи 3 указанного Технического регламента следует, что лифты, устройства безопасности лифтов, выпускаемые в обращение, должны комплектоваться сопроводительной документацией на государственном языке государства - члена Таможенного союза и (или) на русском языке.
Сопроводительная документация включает в себя:
- руководство (инструкцию) по эксплуатации;
- паспорт;
- монтажный чертеж;
- принципиальную электрическую схему с перечнем элементов;
- принципиальную гидравлическую схему (для гидравлических лифтов);
- копию сертификата на лифт, устройства безопасности лифта (с учетом пункта 2.7 статьи 6), противопожарные двери (при наличии).
Руководство (инструкция) по эксплуатации включает:
- инструкцию по монтажу, содержащую указания по сборке, наладке, регулировке, порядку проведения испытаний и проверок;
- указания по использованию и меры по обеспечению безопасности лифтов в период эксплуатации, включая ввод в эксплуатацию, применение по назначению, техническое обслуживание, освидетельствование, осмотр, ремонт, испытания;
- перечень быстро изнашиваемых деталей;
- методы безопасной эвакуации людей из кабины;
- указания по выводу из эксплуатации перед утилизацией.
Таким образом, требования данного пункта статьи 3 Технического регламента относимы к лифтам и устройствам безопасности лифтов, выпускаемые в обращение после вступления в силу Технического регламента.
ТР ТС 011/2011 вступил в силу с 15 февраля 2013 года.
Как установлено судами и следует из материалов дела, проверяемые лифты введены в эксплуатацию в 1995 году, о чем свидетельствует акт государственной комиссии по приемке здания в эксплуатацию, представленным в материалы настоящего дела.
Согласно части 5 статьи 4 ТР ТС 011/2011, при отсутствии в паспорте лифта, введенного в эксплуатацию до вступления в силу настоящего технического регламента, сведений о назначенном сроке службы, назначенный срок службы лифта устанавливается равным 25 годам со дня ввода его в эксплуатацию.
Представленные в материалы дела паспорта проверенных лифтов не содержат сведений о назначенном сроке службы, следовательно, срок их службы надлежит считать равным 25 годам, начиная с 1995 года.
Таким образом, до 2020 года у заявителя имеется право на приведение лифтов в соответствие со специальными требованиями ТР ТС 011/2011.
Кроме того, пункт 3 статьи 3 ТР ТС 011/2011 не содержит требования о необходимости наличия правил пользования лифтом.
Однако судебная коллегия полагает, что неверное указание административным органом нормативного акта, требования которого нарушены, не привело к нарушению прав и законных интересов заявителя в силу следующего.
Из пункта 1 статьи 4 Технического регламента следует, что для обеспечения безопасности лифта при проектировании, изготовлении, монтаже и в течение назначенного срока службы предусматриваются средства и (или) меры для выполнения общих требований безопасности и, с учетом назначения и условий эксплуатации лифта, специальных требований безопасности, установленных приложением 1 "Требования безопасности".
Общие требования безопасности лифтов установлены Национальным стандартом РФ ГОСТ Р 55964-2014 "Лифты. Общие требования безопасности при эксплуатации".
В соответствии с подпунктом 5.1 пункта 5 ГОСТ Р 55964-2014 для обеспечения безопасности лифта в период назначенного срока службы должны выполняться следующие условия: наличие "Правил пользования лифтом" в кабине лифта и (или) на основном посадочном этаже.
Подпунктом 10.4 пункта 10 ГОСТ Р 55964-2014 предусмотрено, что специализированная организация должна разместить в кабине лифта или на основном посадочном этаже "Правила пользования лифтом".
В силу пункта 1 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации товариществом собственников жилья признается вид товариществ собственников недвижимости, представляющий собой объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с настоящим Кодексом помещениями в данных многоквартирных домах, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами.
В состав общего имущества многоквартирного дома включаются, в том числе, лифты, лифтовые и иные шахты (подпункт "а" пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N491).
Согласно подпункту "з" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества включает в себя, в том числе, текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 Правил N 491.
В соответствии с пунктом 5.10.2. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170) эксплуатирующая организация (владелец лифта - собственник здания, в котором находятся лифты, а также предприятия и организации, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся здания, в том числе кондоминиумы, товарищества, объединения собственников жилья и иные организации) обеспечивает содержание лифта в исправном состоянии и его безопасную эксплуатацию путем организации надлежащего обслуживания и ремонта.
При таких обстоятельствах, заявитель обязан обеспечить соблюдение общих требований безопасности пользования лифтом, в том числе разместить в кабине лифта или на основном посадочном этаже "Правила пользования лифтом".
Следовательно, требование административного органа, изложенное в пункте 1 оспариваемого предписания, является правомерным и не нарушает права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По пунктам 2, 3 оспариваемого предписания суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Пунктами 2 и 3 оспариваемого предписания административный орган выявил нарушение пункта 1 статьи 4 ТР ТС 011/2011 "Безопасность лифтов", а именно нарушение напольного покрытия кабины (лифты рег. N 166201, N 166198).
Из пункта 1 статьи 4 Технического регламента следует, что для обеспечения безопасности лифта при проектировании, изготовлении, монтаже и в течение назначенного срока службы предусматриваются средства и (или) меры для выполнения общих требований безопасности и, с учетом назначения и условий эксплуатации лифта, специальных требований безопасности, установленных приложением 1 "Требования безопасности".
Согласно пункту 3.1 статьи 4 ТР ТС 011/2011 для обеспечения безопасности в период назначенного срока службы лифта должны выполняться, в том числе следующие требования: использование лифта по назначению, проведение технического обслуживания, ремонта, осмотра лифта в соответствии с руководством по эксплуатации изготовителя.
В соответствии с подпунктом 5.1 пункта 5 ГОСТ Р 55964-2014 для обеспечения безопасности лифта в период назначенного срока службы должны выполняться, в том числе следующие условия: обеспечение сохранности лифтового оборудования и использование лифта только по назначению в течение всего срока эксплуатации.
Целостность напольного покрытия кабины является общим требованием безопасности лифта, гарантирующая свободный вход и выход при использовании лифта.
Следовательно, требования административного органа, изложенные в пунктах 2 и 3 оспариваемого предписания, является правомерным и не нарушает права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По пунктам 7, 8, 9 оспариваемого предписания суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Пунктами 7, 8 и 9 оспариваемого предписания административный орган выявил нарушение пункта 1 статьи 4 ТР ТС 011/2011 "Безопасность лифтов", а именно не убран мусор в приямке шахты лифта (лифты рег. N 166201, N 166198, N 166199).
Данное требование также является общим требованием безопасности эксплуатации лифта.
Как указано выше, в соответствии с пунктом 5.10.2. Правил N 170 эксплуатирующая организация (владелец лифта - собственник здания, в котором находятся лифты, а также предприятия и организации, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся здания, в том числе кондоминиумы, товарищества, объединения собственников жилья и иные организации) обеспечивает содержание лифта в исправном состоянии и его безопасную эксплуатацию путем организации надлежащего обслуживания и ремонта.
Следовательно, требования административного органа, изложенные в пунктах 7, 8 и 9 оспариваемого предписания, является правомерным и не нарушает права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По пункту 10 оспариваемого предписания суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Пунктом 10 оспариваемого предписания административный орган выявил нарушение пункта 1 статьи 4 ТР ТС 011/2011 "Безопасность лифтов", а именно повреждение плафона освещения кабины лифта (лифт рег. N 166201).
Из пункта 1 статьи 4 Технического регламента следует, что для обеспечения безопасности лифта при проектировании, изготовлении, монтаже и в течение назначенного срока службы предусматриваются средства и (или) меры для выполнения общих требований безопасности и, с учетом назначения и условий эксплуатации лифта, специальных требований безопасности, установленных приложением 1 "Требования безопасности".
В соответствии с подпунктом 4.1 пункта 5 ГОСТ Р 55964-2014 для обеспечения безопасности лифтов в период назначенного срока службы, должны выполняться, в том числе следующие требования: использование лифта по назначению, а также проведение осмотра, технического обслуживания и ремонта лифта в соответствии с технической документацией (руководством по эксплуатации) изготовителя.
Согласно пункту 7.2.2 ГОСТ Р 55964-2014 в ходе осмотра осуществляются проверка функционирования лифта, а также проверка исправности оборудования (если эти проверки не включены в перечень работ организации по техническому обслуживанию): оборудования освещения кабины.
Пунктом 6 ГОСТ Р 53783-2010 "Национальный стандарт Российской Федерации. Лифты. Правила и методы оценки соответствия лифтов в период эксплуатации", утвержденного приказом Ростехрегулирования от 31.03.2010 N 44-ст (далее - ГОСТ Р 53783-2010), определено, что для оценки соответствия лифтов применяют методы в соответствии с Приложением В.
В соответствии с Приложением В ГОСТ Р 53783-2010 при техническом контроле оценки соответствия лифтов в период эксплуатации должен проводиться, в том числе контроль за наличием рабочего и аварийного освещения кабины лифта.
Целостность плафона освещения кабины лифта, наличие надлежащего освещения кабины лифта является важным требованием безопасности эксплуатации лифта.
Следовательно, требование административного органа, изложенное в пункте 10 оспариваемого предписания, является правомерным и не нарушает права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По пунктам 11, 12 оспариваемого предписания суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Пунктами 11 и 12 оспариваемого предписания административный орган выявил нарушение пункта 1 статьи 4 ТР ТС 011/2011 "Безопасность лифтов", а именно на штурвале пассажирского лифта не указано направление движения кабины при вращении штурвала (лифты рег. N 166201, N 166198).
В соответствии с подпунктом 4.1 пункта 5 ГОСТ Р 55964-2014 для обеспечения безопасности лифтов в период назначенного срока службы, должны выполняться, в том числе следующие требования: использование лифта по назначению, а также проведение осмотра, технического обслуживания и ремонта лифта в соответствии с технической документацией (руководством по эксплуатации) изготовителя.
В соответствии с подпунктом 5.4.3.10 ГОСТ Р 53780-2010 "Национальный стандарт Российской Федерации. Лифты. Общие требования безопасности к устройству и установке", утвержденному Приказом Ростехрегулирования от 31.03.2010 N 41-ст, направление движения кабины при вращении штурвала должно быть указано на лебедке или непосредственно на штурвале.
Следовательно, требование административного органа, изложенное в пунктах 11 и 12 оспариваемого предписания, является правомерным и не нарушает права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По пунктам 13, 14 оспариваемого предписания суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Пунктами 13 и 14 оспариваемого предписания административный орган выявил нарушение пункта 1 статьи 4 ТР ТС 011/2011 "Безопасность лифтов", а именно не установлены противошумные вставки (лифты рег. N 166201, N 166198).
В соответствии с подпунктом 5.1 пункта 5 ГОСТ Р 55964-2014 для обеспечения безопасности лифта в период назначенного срока службы должны выполняться, в том числе следующие условия: обеспечение сохранности лифтового оборудования и использование лифта только по назначению в течение всего срока эксплуатации.
В соответствии с Инструкцией по эксплуатации 0411.00 00 000ИЭ спорных лифтов ежемесячно должны проводиться проверки технического состояния лифта; неисправности, выявленные при проведении осмотра, должны быть устранены.
Следовательно, требование административного органа, изложенное в пунктах 13 и 14 оспариваемого предписания, является правомерным и не нарушает права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По пунктам 15, 16 оспариваемого предписания суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Пунктами 15 и 16 оспариваемого предписания административный орган выявил нарушение пункта 1 статьи 4 ТР ТС 011/2011 "Безопасность лифтов", а именно не смазаны тяговые канаты (лифты рег. N 166201, N 166198).
В соответствии с пунктом 3.7 Инструкцией по эксплуатации 0411.00 00 000ИЭ спорных лифтов при техническом обслуживании тяговых канатов надлежит производить смазку согласно таблице смазки (т. 3, л.д. 83).
Следовательно, требование административного органа, изложенное в пунктах 15 и 16 оспариваемого предписания, является правомерным и не нарушает права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По пунктам 17, 18, 19 оспариваемого предписания суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Пунктами 17, 18 и 19 оспариваемого предписания административный орган выявил нарушение пункта 1.6 приложения 1 и пункта 1 статьи 4 ТР ТС 011/2011 "Безопасность лифтов", а именно не обеспечено наличие аварийного освещения при перебоях в электроснабжении в кабине лифта (лифты рег. N 166201, N 166198, N 166199).
Из пункта 1 статьи 4 ТР ТС 011/2011 следует, что для обеспечения безопасности лифта при проектировании, изготовлении, монтаже и в течение назначенного срока службы предусматриваются средства и (или) меры для выполнения общих требований безопасности и, с учетом назначения и условий эксплуатации лифта, специальных требований безопасности, установленных приложением 1 "Требования безопасности".
Согласно приложению 1 "Требования безопасности" к ТР ТС 011/2011 для обеспечения безопасности лифта должны выполняться, в частности, такие общие требования как: наличие средств для освещения кабины, предназначенной для перевозки людей, в том числе при перебое в электроснабжении (пункт 1.6).
Таким образом, требование - обеспечить наличие аварийного освещения при перебоях в электроснабжении в кабине лифта является специальным требованием, установленным ТР ТС 011/2011.
Следовательно, в силу абзаца 3 пункта 3.3 Решения комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 824 у заявителя до 2020 года имеется право на приведение лифтов в соответствие со специальными требованиями ТР ТС 011/2011.
В данной части предписание является преждевременным и подлежит признанию недействительным.
На основании изложенного, решение суда подлежит отмене в части отказа в удовлетворении заявленных требований о признании недействительными пунктов 17, 18, 19 предписания Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29.10.2018 N П-4154-26/2018, вынесенного в отношении ТСЖ "Меркурий".
В данной части следует принять новый судебный акт, которым удовлетворить требования ТСЖ "Меркурий".
В остальной обжалованной части решение суда отмене, либо изменению не подлежит.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" по смыслу норм статьи 110 АПК РФ вопрос о распределении судебных расходов по уплате государственной пошлины разрешается арбитражным судом по итогам рассмотрения дела, независимо от того, заявлено ли перед судом ходатайство о его разрешении.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ в связи с частичным признанием судом апелляционной инстанции ненормативного правового акта административного органа недействительным расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1500 руб. по апелляционной жалобе относятся на Нижне-Волжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Согласно пункту 3 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, уплачивается физическими лицами в размере 300 руб., организациями - 3 000 руб.
В соответствии с разъяснениями, изложенными пункте 34 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" при обжаловании судебных актов по делам о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов от указанных в подпункте 3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ размеров и составляет 150 рублей для физических лиц и 1500 рублей для юридических лиц.
При таких обстоятельствах при подаче апелляционной жалобы ТСЖ "Меркурий" подлежала уплате государственная пошлина в сумме 1500 руб.
Платежным поручением от 13.10.2019 N 241 ТСЖ "Меркурий" за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции уплачена государственная пошлина в сумме 3000 руб.
Следовательно, ТСЖ "Меркурий" следует возвратить излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 1500 руб.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 07 августа 2019 года по делу N А57-328/2019 отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований о признании недействительными пунктов 17, 18, 19 предписания Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29.10.2018 N П-4154-26/2018, вынесенного в отношении ТСЖ "Меркурий".
Принять в отмененной части новый судебный акт.
Признать недействительными пункты 17, 18, 19 предписания Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29.10.2018 N П-4154-26/2018, вынесенного в отношении ТСЖ "Меркурий".
В остальной обжалованной части решение суда оставить без изменения.
Взыскать с Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в пользу товарищества собственников жилья "Меркурий" судебные расходы по уплате государственной пошлины 1 500 руб. за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции.
Возвратить Товариществу собственников жилья "Меркурий" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 рублей, излишне уплаченную платежным поручением от 13.10.2019 N 241. Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий |
Ю.А. Комнатная |
Судьи |
А.В. Смирников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-328/2019
Истец: ТСЖ "Меркурий"
Ответчик: Нижне-Волжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по СО
Третье лицо: Нижне-Волжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, ООО "СаратовЛифтРемонт", Средне-Поволжское Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору