г. Вологда |
|
09 января 2020 г. |
Дело N А52-4745/2019 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Болдыревой Е.Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Храмцовым А.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Пскове и Псковском районе Псковской области (межрайонного) на определение Арбитражного суда Псковской области от 22 октября 2019 года о возвращении искового заявления по делу N А52-4745/2019,
установил:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Пскове и Псковском районе Псковской области (межрайонного) (ОГРН 1086027002423; ИНН 6027112104; адрес: 180007, Псковская область, город Псков, улица Петровская, дом 53; далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "САНТЕМА" (ОГРН 1026000968840, ИНН 6027073790; адрес: 180004, Псковская область, город Псков, улица Декабристов, дом 56; далее - общество) финансовой санкции в размере 2 000 руб. за непредставление в установленные сроки сведений по форме СЗВ-М, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, за октябрь и ноябрь 2018 года.
Определением Арбитражного суда Псковской области от 22 октября 2019 года заявление управления возвращено на основании пункта 2.1 части 1 статьи 129 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Управление с таким определением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит данное определение суда отменить. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом первой инстанции пункта 5 части 1 статьи 227 АПК РФ. Полагает, что суд не учел правовую позицию, изложенную в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве".
Общество отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, их представители в судебное заседание не явились, в связи с этим апелляционная жалоба рассмотрена без участия сторон в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность определения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из заявления управления, решениями от 07.02.2019 N 070S19190000091 и от 12.02.2019 N 070S19190000114 общество привлечено к ответственности по части третьей статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) в виде штрафов в общем размере 2 000 руб. за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений по форме СЗВ-М, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, за октябрь и ноябрь 2018 года.
Поскольку в добровольном порядке общество штрафы не уплатило, управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с ответчика финансовых санкций в указанном размере.
Суд первой инстанции, возвращая исковое заявление управления на основании пункта 2.1 части 1 статьи 129 АПК РФ, исходил из того, что в соответствии с пунктом 3 статьи 229.2 названного Кодекса требования о взыскании обязательных платежей и санкций, если указанный в заявлении общий размер подлежащей взысканию денежной суммы не превышает 100 000 руб., подлежат рассмотрению в порядке приказного производства, поэтому заявленное исковое требование не подлежит рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Апелляционная инстанция при рассмотрении настоящего дела исходит из следующего.
В силу части 1 статьи 213 АПК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
Согласно части 1 статьи 212 упомянутого Кодекса дела о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей и санкций, предусмотренных законом, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, либо в порядке приказного производства по правилам, предусмотренным главой 29.1 настоящего Кодекса, с особенностями, установленными в главе 26 этого Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 127.1, пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ суд отказывает в принятии заявления, а случае его принятия - прекращает производство по делу, если установит, что исковое заявление, заявление подлежат рассмотрению в порядке конституционного или уголовного судопроизводства либо не подлежат рассмотрению в судах.
Исходя из положений статьи 17 Закона N 27-ФЗ, статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" на правоотношения, связанные с уплатой, в том числе в принудительном порядке (взысканием), финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона N 27-ФЗ, распространяются порядок и сроки взыскания задолженности, установленные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не закреплено законодательством об обязательном пенсионном страховании.
Применительно к требованиям заявителя о взыскании задолженности по штрафам, предусмотренным статьей 17 Закона N 27-ФЗ, действует по аналогии закона порядок, установленный статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и предусматривающий право Пенсионного фонда на обращение в суд с требованием о взыскании штрафа исключительно в следующих случаях: 1) превышения суммы штрафа, начисленного страхователю по одному требованию, 3 000 руб.; 2) превышения суммы штрафов, начисленных страхователю по нескольким требованиям, 3 000 руб. (накопления до суммы, превышающей 3 000 руб.); 3) истечения трехлетнего срока с даты истечения срока исполнения самого раннего требования по штрафу, не превышающему сумму 3 000 руб.
В иных случаях, когда сумма штрафа не превышает 3 000 руб. и в отношении нее не истек трехлетний срок со дня истечения срока исполнения самого раннего требования, заявление Пенсионного фонда в силу статьи 48 НК РФ и статьи 213 АПК РФ не подлежит рассмотрению в суде, в связи с этим производство по принятым к производству заявлениям Пенсионного фонда подлежит прекращению в порядке статьи 150 АПК РФ, а в отношении поступивших в суд и не принятых к производству заявлений должно быть отказано в принятии в порядке статьи 127.1 этого же Кодекса.
Указанный подход соответствует правовой позиции, изложенной в ответе на вопрос N 1 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.07.2019.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 руб., налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (пункт 2 статьи 48 НК РФ).
Основываясь на принципе равенства всех перед законом и судом, а также универсальности воли законодателя, выраженной в пунктах 1-3 статьи 48 НК РФ в отношении взыскания в исковом порядке сумм задолженности, следует признать допустимым применение данных положений по аналогии закона к отношениям, связанным с взысканием финансовых санкций с организаций и индивидуальных предпринимателей.
Управлением к исковому заявлению приложены требования об уплате финансовой санкции в Пенсионный фонд Российской Федерации за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 12.03.2019 N 070S01190000350 и от 19.03.2019 N 070S01190000378 со сроками для добровольного исполнения до 01.04.2019 и до 08.04.2019 соответственно.
Учитывая, что в данном случае управление обратилось с заявлением о взыскании штрафов в размере, составляющем менее 3 000 руб., до истечения трехлетнего срока с даты истечения срока исполнения требований о их уплате, то в силу положений статьи 48 НК РФ, статьи 213 АПК РФ и названного Обзора судебной практики его требование не подлежит рассмотрению в суде.
На данный момент суд не вправе принимать к производству заявление о взыскании с ответчика задолженности по штрафам в спорной сумме за непредставление в срок сведений индивидуального (персонифицированного) учета, поскольку оно не подлежит рассмотрению в суде на этом этапе.
При этом заявленная к взысканию со страхователя сумма задолженности (менее 3 000 руб.) не свидетельствует о наличии у Пенсионного фонда оснований для обращения в арбитражный суд в том числе и с заявлением о выдаче судебного приказа, что установлено вступившими в законную силу судебными актами по делу N А52-3058/2019.
Ссылка управления на пункт 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве", согласно которому при применении пункта 5 части 1 статьи 227 АПК РФ необходимо учитывать, что в порядке упрощенного производства арбитражными судами подлежат рассмотрению дела о взыскании обязательных платежей и санкций, если указанный в заявлении общий размер подлежащей взысканию денежной суммы не превышает ста тысяч рублей, в случае, если в принятии заявления о выдаче судебного приказа по данным требованиям арбитражным судом было отказано или судебный приказ был отменен (часть 3 статьи 229.4, часть 4 статьи 229.5 АПК РФ), не принимается апелляционным судом во внимание, поскольку данные разъяснения не подлежат применению в рассматриваемом случае, поскольку заявленные требования с учетом положений статьи 48 НК РФ вообще не подлежат рассмотрению в суде.
В силу пункта 1 части 1 статьи 127.1 АПК РФ судья отказывает в принятии заявления, если оно не подлежит рассмотрению и разрешению в суде.
В рассматриваемой ситуации судом вынесено определение от 22 октября 2019 года о возвращении искового заявления управления на основании пункта 2.1 части 1 статьи 129 АПК РФ.
Вместе тем, поскольку, как отражено выше в настоящем постановлении, у суда отсутствует право принимать к производству заявление о взыскании задолженности по штрафам за непредставление в срок сведений индивидуального (персонифицированного) учета, так как оно не подлежит рассмотрению в суде на данном этапе, апелляционная инстанция считает возможным оставить обжалуемое определение суда без изменения ввиду того, что вынесение в рассматриваемом случае определения об отказе в принятии заявления на основании пункта 1 части 1 статьи 127.1 АПК РФ по делу не восстановит процессуальные права управления как заявителя, предусмотренные АПК РФ, а также вышеуказанными положениями законодательства.
Руководствуясь статьями 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
определение Арбитражного суда Псковской области от 22 октября 2019 года о возвращении искового заявления по делу N А52-4745/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Пскове и Псковском районе Псковской области (межрайонного) - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Судья |
Е.Н. Болдырева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А52-4745/2019
Истец: ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Пскове и Псковском районе Псковской области межрайонное
Ответчик: ООО "Сантема"