г. Киров |
|
10 января 2020 г. |
Дело N А31-5332/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 января 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 января 2020 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ившиной Г.Г.,
судей Кононова П.И., Щелокаевой Т.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шашиной И.А.,
без участия представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Монолит"
на решение Арбитражного суда Костромской области от 21.10.2019 по делу N А31-5332/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Монолит" (ОГРН 1124401008577, ИНН 4401138187)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области"
(ОГРН 1044408640561, ИНН 4401050246),
о признании незаконным решения,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Монолит" (далее - заявитель, ООО "Монолит", Общество) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области (далее - ответчик, Управление, регистрирующий орган) от 09.01.2019 N КУВД-001/2018-3861185/2 об отказе в снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимости с кадастровым номером 44:27:070104:3982, нежилое строение, площадь застройки 451,5 кв. м, адрес: Костромская область, г. Кострома, Кинешемское шоссе, д. 6а, лит. Ж, об обязании ответчика устранить допущенные нарушения прав заявителя путем снятия с государственного кадастрового учета объекта незавершенного строительства с кадастровым номером 44:27:070104:3982, нежилое строение, площадь застройки 451,5 кв. м, адрес: Костромская область, г.Кострома, Кинешемское шоссе, д. 6а, лит. Ж, и постановки на государственный кадастровый учет объекта завершенного строительства.
Решением суда от 21.10.2019 в удовлетворении требований заявителя отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Монолит" обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В жалобе Общество настаивает на незаконности оспариваемого решения регистрирующего органа, указывает, что требование о предоставлении разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не основано на нормах действующего законодательства. Первоначально, до приобретения Обществом прав на спорный объект его строительство было начато без разрешительной документации. Так, 26.09.2017 гражданину Груздеву И.В. на праве аренды был предоставлен земельный участок для завершения строительства нежилого объекта, который предполагалось использовать как гараж. В силу пункта 1 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Объект незавершенного строительства приобретен ООО "Монолит" у Груздева И.В. 25.12.2017, после он был достроен. В связи с этим Общество считает, что, поскольку для строительства объекта не требовалось выдачи разрешения на строительство, то и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию также не требуется. Подробно позиция заявителя со ссылками на нормы права и фактические обстоятельства дела изложена в апелляционной жалобе.
Регистрирующий орган письменный отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Заявитель ходатайствует о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассматривается в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 28.08.2018 ООО "Монолит" обратилось в регистрирующий орган с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета и государственной регистрации прекращения права собственности Общества на объект незавершенного строительства с кадастровым номером 44:27:070104:3982, расположенный по адресу: Костромская обл., г. Кострома, Кинешемское шоссе, д. 6а, лит. Ж (л.д.47-49). Вместе с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета и прекращении права собственности на объект незавершенного строительства (mfc-0071/2018-63785-2) Обществом представлено также заявление о государственном кадастровом учете и регистрации права собственности на нежилое здание, площадью 436,6 кв. м, расположенное по адресу: г. Кострома, ш. Кинешемское, д. 6а (mfc-0071/2018-63785-1). В качестве документа-основания для постановки на государственный кадастровый учет нежилого здания ООО "Монолит" представило технический план здания от 24.08.2018, подготовленный на основании декларации об объекте недвижимого имущества от 23.08.2018 б/н (л.д.50-60).
В ходе проведения правовой экспертизы государственный регистратор установил, что 25.12.2017 осуществлена государственная регистрация права собственности Общества на объект незавершенного строительства с кадастровым номером 44:27:070104:3982, площадью 451.5 кв. м, степень готовности 98%, расположенный по адресу: Костромская область, г. Кострома, ш. Кинешемское, д. 6а; земельный участок с кадастровым номером 44:27:070104:3976 предоставлен ООО "Монолит" на праве аренды по договору аренды земельного участка от 26.09.2017 N Д.14/0 и дополнительному соглашению от 16.01.2018 к договору аренды. Сведения о документах, разрешающих ввод объекта в эксплуатацию, в техническом плане отсутствуют.
Уведомлением от 04.10.2018 регистрирующий орган сообщил заявителю о приостановлении постановки на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав в связи с созданием, образованием объекта недвижимости до 04.01.2019 на основании пункта 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) (л.д.80-81). Управление указало, что форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (в техническом плане отсутствуют сведения о документах, разрешающих ввод объекта в эксплуатацию).
В связи с непринятием мер к устранению обстоятельств, послуживших основанием для приостановления регистрационных действий, уведомлением от 09.01.2019 N КУВД-001/2018-3861185/2 Управление отказало Обществу в снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимости (объекта незавершенного строительства с кадастровым номером 44:27:070104:3982), права на который зарегистрированы в ЕГРН (л.д.8-9).
Не согласившись с данным отказом регистрирующего органа, ООО "Монолит" обратилось в Арбитражный суд Костромской области с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия (бездействия), решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, урегулированы Законом N 218-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке.
Технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера (часть 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ).
Согласно части 11 статьи 24 Закона N 218-ФЗ если законодательством Российской Федерации в отношении объектов недвижимости (за исключением единого недвижимого комплекса) не предусмотрены подготовка и (или) выдача указанных в частях 8 - 10 настоящей статьи разрешений и проектной документации, соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости. В отношении созданного объекта недвижимости декларация составляется и заверяется правообладателем земельного участка, на котором находится такой объект недвижимости, а в отношении бесхозяйного объекта недвижимости - органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится такой объект недвижимости. Указанная декларация прилагается к техническому плану и является его неотъемлемой частью.
Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 утверждены форма технического плана и требования к его подготовке, составу содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требования к ее подготовке, составу содержащихся в ней сведений (далее - Требования).
Согласно пункту 4 приложения N 4 к названным Требованиям декларация заполняется в случае, если законодательством Российской Федерации в отношении соответствующего объекта недвижимости не предусмотрены подготовка и (или) выдача разрешения на ввод здания, сооружения в эксплуатацию, проектной документации здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, разрешения на строительство объекта незавершенного строительства, технического паспорта помещения, изготовленного до 01.01.2013, или изготовленного до 01.03.2013 технического паспорта здания или сооружения, в котором расположено помещение, а также в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, - проекта перепланировки и акта приемочной комиссии, подтверждающего завершение перепланировки помещения.
В соответствии с частью 8 статьи 40 Закона N 218-ФЗ снятие с государственного кадастрового учета объекта незавершенного строительства и государственная регистрация прекращения прав на этот объект, если государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав в отношении него были осуществлены ранее, осуществляются одновременно с государственным кадастровым учетом созданных в результате завершения строительства этого объекта здания, сооружения или всех помещений либо машино-мест в них и государственной регистрацией прав на них.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 15 Закона N 218-ФЗ при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав одновременно такие государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются по заявлению собственника здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, единого недвижимого комплекса, - при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в связи с прекращением существования таких объектов недвижимости, права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.
Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на объект незавершенного строительства осуществляются на основании разрешения на строительство такого объекта и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута (часть 10 статьи 40 Закона N 218-ФЗ).
К числу случаев, для которых не требуется выдача разрешения на строительство, отнесено строительство, реконструкция гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (пункт 1 части 17 статьи 51 ГрК РФ).
Из материалов дела следует, что 25.12.2017 в связи с заключением ООО "Монолит" с гражданином Груздевым И.В. договора купли-продажи от 28.11.2017 за Обществом было зарегистрировано право собственности на объект незавершенного строительства с кадастровым номером 44:27:070104:3982, площадью 451,5 кв. м, степень готовности 98%, по адресу: Костромская область, г.Кострома, ш. Кинешемское, д. 6а.
При этом до 15.08.2014 объект недвижимости по указанному адресу находился в собственности Костромской области и был закреплен за государственным унитарным предприятием "Костромская областная аптечная база" на праве хозяйственного ведения. По учетным данным названный объект имел складское назначение и был продан Груздеву И.В. по итогам торгов как объект незавершенного строительства (л.д.123-130, 135-145).
В целях завершения строительства спорного нежилого строения гражданину Груздеву И.В. по договору аренды от 26.09.2017, а в последующем ООО "Монолит" на основании дополнительного соглашения к договору аренды от 16.01.2018 был предоставлен земельный участок с кадастровым номером 44:27:070104:3976 по указанному адресу.
Согласно пояснениям заявителя после достройки завершенный строительством объект как Груздев И.В., так и Общество планировали использовать как гараж.
28.08.2018 ООО "Монолит" обратилось в Управление с заявлениями о снятии с государственного кадастрового учета и государственной регистрации прекращения права собственности Общества на объект незавершенного строительства и о государственном кадастровом учете и регистрации права собственности на нежилое здание площадью 436,6 кв. м, расположенное по адресу: г. Кострома, ш. Кинешемское, д. 6а. В качестве документа-основания для совершения регистрационных действий в отношении спорного объекта Общество представило технический план от 24.08.2018, подготовленный на основании декларации об объекте недвижимого имущества от 23.08.2018.
Установив, что арендатором земельного участка, на котором расположен спорный объект, является юридическое лицо, в техническом плане отсутствуют сведения о документах, подтверждающих ввод в эксплуатацию, ответчик с учетом положений части 17 статьи 51 ГрК РФ, части 10 статьи 40 Закона N 218-ФЗ отказал в государственном кадастровом учете объекта и государственной регистрации прав.
Общество, оспаривая законность решения об отказе в снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимости, настаивает, что для совершения испрашиваемых им регистрационных действий по смыслу пункта 1 части 17 статьи 51 ГрК РФ не требуется разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, первоначально строительство спорного здания начато без разрешительной документации.
Между тем совокупность изложенных выше обстоятельств с учетом характера деятельности заявителя не позволяет прийти к иному выводу об отсутствии необходимости представления сведений о документах, подтверждающих ввод объекта в эксплуатацию.
В рассматриваемом случае у ответчика имелись предусмотренные законом основания для принятия решения об отказе в совершении испрашиваемых заявителем регистрационных действий. Оспариваемое решение не противоречит требованиям действующего на момент его принятия законодательства и не нарушает права и законные интересы Общества. Оснований для иных выводов из имеющихся материалов дела не усматривается.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно отказал ООО "Монолит" в удовлетворении заявленных требований.
Ссылка Общества на совместное постановление Пленумов Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 безотносительна к предмету рассматриваемого спора.
Апелляционным судом исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда, изложенных в обжалуемом решении. Нормы материального и процессуального права применены судом первой инстанции правильно.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Костромской области от 21.10.2019 по делу N А31-5332/2019 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Общества - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно положениям подпунктов 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы на решения арбитражного суда по делам о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина уплачивается юридическими лицами в размере 1500 рублей и в соответствии со статьей 110 АПК РФ в случае отказа в удовлетворении апелляционной жалобы относится на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 21.10.2019 по делу N А31-5332/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Монолит" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Костромской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1 - 291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Г.Г. Ившина |
Судьи |
П.И. Кононов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А31-5332/2019
Истец: ООО "МОНОЛИТ"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области
Третье лицо: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ