09 января 2020 г. |
Дело N А84-3442/2019 |
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Градовой О.Г., рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу Жилищно-строительного кооператива "Романсеро"
на решение Арбитражного суда города Севастополя от 07 октября 2019 года по делу N А84-3442/2019
по заявлению жилищно-строительного кооператива "Романсеро" (ул. Ленина, д. 14, офис 2, Севастополь, 299011)
к Департаменту капитального строительства города Севастополя (проспект Героев Сталинграда, д. 64, Севастополь, 299059)
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,
установил:
Жилищно-строительный кооператив "Романсеро" (ОГРН 1149204027257 - л.д. 20-25, далее - ЖСК "Романсеро" или заявитель) подало в Арбитражный суд города Севастополя заявление об отмене принятого 02.07.2019 Департаментом капитального строительства города Севастополя (ОГРН 1149204006434 - л.д. 26-33, далее - ДКС Севастополя или административный орган) постановления N 102/04-00-14 о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.28 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 50.000 рублей (л.д. 4-7).
Требования мотивированы тем, что заявитель не является субъектом ответственности по части 3 статьи 14.28 КоАП РФ, так как является некоммерческой организацией; получает денежные средства от своих членов - пайщиков; нормы законодательства о долевом строительстве многоквартирных домов на правоотношения заявителя и его членов не распространяются.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказано по тем мотивам, что заявителем нарушен срок предоставления отчётности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств граждан для строительства капитального объекта: "Многоквартирные жилые дома со встроенно-пристроенными помещениями по ул. Горпищенко, 1047-В"; оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным судом не установлено; ЖСК "Романсеро" ранее привлекалось к административной ответственности за совершение аналогичного правонарушения (л.д. 71-77).
ЖСК "Романсеро" подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить судебный акт и удовлетворить заявленные требования по тем основаниям, что решение суда принято с нарушением материального права и при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значения для дела, так как жилищно-строительные кооперативы не являются субъектами административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.28 КоАП (л.д. 84-91).
Отзыва на апелляционную жалобу не поступило.
30.10.2019 информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда, о чем к делу приобщены доказательства (л.д. 83).
На основании статей 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) Двадцать первый арбитражный апелляционный суд (далее - суд апелляционной инстанции) установил следующие обстоятельства, подтвержденные совокупностью доказательств.
ЖСК "Романсеро" является некоммерческой корпоративной организацией, потребительским кооперативом; предметом его уставной деятельности является участие в строительстве и инвестирование строительства (включая долевое участие в строительстве), участие в жилищно-строительных (жилищных) кооперативах, а также иные способы создания и приобретения недвижимого имущества в собственность членами ЖСК (л.д. 8-14).
ЖСК "Романсеро" было создано 31.10.2007 по законодательству Украины, с 23.10.2014 сведения о нем включены в ЕГРЮЛ РФ (л.д. 15, 20-25).
ЖСК "Романсеро" является застройщиком объекта капитального строительства: "Многоквартирные жилые дома со встроенно-пристроенными помещениями по ул. Горпищенко, 1047-В", о начале выполнения строительных работ по этому объекту заявитель подал соответствующую декларацию, которая 11.10.2013 была зарегистрирована по законодательству Украины Инспекцией государственного архитектурно-строительного контроля города Севастополя за N СТ 083132840187, чего участники не оспаривают.
02.07.2019 заместитель директора Департамента капитального строительства города Севастополя Кирилкин Д.Ю., рассмотрев при участии представителя по доверенности ЖСК "Романсеро" Бурмистровой С.В. (л.д. 112) дело об административном правонарушении, зафиксированном в протоколе об административном правонарушении N 27/04-00-13 от 02.07.2018, вынес постановление N 102/04-00-14, которым ЖСК "Романсеро" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.28 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50.000 рублей (л.д. 34-37).
Протокол об административном правонарушении N 27/04-00-13 от 02.07.2018 составлен заместителем начальника Управления - начальником отдела контроля за долевым строительством Управления контроля и развития долевого строительства Департамента капитального строительства города Севастополя Воробейчик И.Ю. также при участии представителя заявителя по доверенности Бурмистровой С.В. (48-49).
Из названных постановления и протокола следует, что субъектом правонарушения является застройщик многоквартирных домов ЖСК "Романсеро"; объективная сторона правонарушения выразилась в непредставлении за I квартал 2019 года в контролирующий орган отчетности, обязанность предоставления которой предусмотрена пунктом 3.3 части 2 статьи 123.2 Жилищного кодекса Российской Федерации и приказом Минстроя РФ от 03.07.2017 N 955/пр.
Ранее 30.04.2019 ЖСК "Романсеро" было привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.28 КоАП РФ за неподачу в установленный срок аналогичной отчетности за 2018 год, применено административное наказание - предупреждение, что следует из постановления ДКС Севастополя N 100/04-00-14 от 30.04.2019 (л.д. 54-56).
Заявитель не оспаривает того факта, что в срок до 01.05.2019 не подал в ДКС Севастополя отчетность по форме, утвержденной приказом Минстроя РФ N 955/пр от 03.07.2017.
Факт подачи такой отчетности 28.06.2019 подтверждается препроводительным письмом ЖСК "Романсеро" N 37 в адрес ДКС Севастополя (л.д. 45, 62).
Частью 3 статьи 14.28 КоАП РФ предусмотрено, что непредставление в установленный срок в орган, осуществляющий контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, отчетности в случаях, предусмотренных законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а равно представление отчетности, содержащей недостоверные сведения, или представление отчетности не в полном объеме, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Пунктом 6 части 6 статьи 23 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (ред. от 25.12.2018, действовавшей на 01.05.2019 - срок подачи отчетности, далее - Закон N 214-ФЗ) предусмотрено, что контролирующий орган ежеквартально получает от застройщика отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении застройщиком примерных графиков реализации проектов строительства, своих обязательств по договорам, сводной накопительной ведомости проекта строительства, а также промежуточную и годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, составленную в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 2 и 5 Порядка предоставления застройщиком отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении примерных графиков реализации проектов строительства и своих обязательств по договорам, сводной накопительной ведомости проекта строительства в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, утвержденного Приказом Минстроя России от 12.10.2018 N 656/пр (далее - Порядок N 656/пр):
- отчетность составляется застройщиком по форме, утвержденной настоящим приказом; к отчетности должна прилагаться бухгалтерская (финансовая) отчетность (промежуточная по итогам I-III кварталов и годовая по итогам IV квартала), составленная в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете;
- отчетность предоставляется застройщиком в контролирующий орган не позднее 30 календарных дней после окончания отчетного периода, за исключением отчетности за IV квартал, которая предоставляется застройщиком в контролирующий орган не позднее 90 календарных дней после окончания IV квартала.
Согласно пункта 1 статьи 2 Закона N 214-ФЗ для целей настоящего Федерального закона используются основные понятия, в том числе под застройщиком понимается:
1) хозяйственное общество:
которое или основное общество которого либо любое из дочерних хозяйственных обществ основного общества имеет опыт (не менее трех лет) участия в строительстве (создании) многоквартирных домов общей площадью не менее пяти тысяч квадратных метров в совокупности, при наличии полученных в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, разрешений на ввод в эксплуатацию таких многоквартирных домов в качестве застройщика, и (или) технического заказчика, и (или) генерального подрядчика в соответствии с договором строительного подряда;
которое имеет в собственности или на праве аренды, на праве субаренды либо в предусмотренных Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства" (далее - Федеральный закон "О содействии развитию жилищного строительства"), подпунктом 15 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации случаях на праве безвозмездного пользования земельный участок и привлекает денежные средства участников долевого строительства в соответствии с настоящим Федеральным законом для строительства (создания) на этом земельном участке многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, за исключением объектов производственного назначения, на основании полученного разрешения на строительство;
наименование которого содержит слова "специализированный застройщик";
- под застройщиком также понимается некоммерческая организация, созданная в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 апреля 1993 года N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации", или унитарная некоммерческая организация в организационно-правовой форме фонда, созданная в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 218-ФЗ "О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также указанный в пункте 3 части 4 статьи 1 настоящего Федерального закона Фонд субъекта Российской Федерации.
Также в соответствии с пунктом 3.3 части 2 статьи 123.2 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 15.04.2019, далее - ЖК РФ) контролирующий орган при осуществлении контроля вправе ежеквартально получать от жилищно-строительного кооператива отчетность об осуществлении деятельности жилищно-строительного кооператива, связанной с привлечением денежных средств граждан для строительства жилищно-строительным кооперативом многоквартирного дома, в том числе об исполнении таким кооперативом своих обязательств перед членами кооператива и иными лицами, по формам и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а также промежуточную и годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, составленную в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Форма и порядок предоставления такой отчетности утверждена Приказом Минстроя России от 12.10.2018 N 656/пр, согласно пункта 2 которого отчетность об осуществлении деятельности жилищно-строительного кооператива, связанной с привлечением денежных средств граждан для строительства жилищно-строительным кооперативом многоквартирного дома, в том числе об исполнении таким кооперативом своих обязательств перед членами кооператива и иными лицами представляется жилищно-строительным кооперативом в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в Порядке, утвержденном настоящим приказом, начиная с итогов деятельности за третий квартал 2017 г.
Из пунктов 2 и 3 утвержденного приказом Минстроя России от 12.10.2018 N 656/пр Порядка следует, что отчетность представляется каждый квартал, начиная с квартала, в течение которого заключен первый договор в составе строящегося (создаваемого) многоквартирного дома, и по квартал, в течение которого получено разрешение на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию; такая отчетность представляется жилищно-строительным кооперативом в уполномоченный орган не позднее 30 дней после окончания отчетного квартала, за исключением отчетности за IV квартал, которая представляется жилищно-строительным кооперативом в уполномоченный орган не позднее 60 дней после окончания IV квартала.
Таким образом, субъектами, обязанными ежеквартально подавать соответствующую отчетность являются застройщики вне зависимости от коммерческой (некоммерческой) цели их деятельности, в том числе жилищно-строительные кооперативы.
А потому доводы заявителя о том, что ЖСК "Романсеро", как некоммерческая организация, не должна подавать названную отчетность, противоречат приведённым нормам законодательства.
Частью 2 статьи 23 Закона N 214-ФЗ установлено, что контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство.
Часть 1 статьи 123.2 ЖК РФ устанавливает, что контроль за деятельностью жилищно-строительного кооператива, связанной с привлечением средств членов кооператива для строительства многоквартирного дома, а также за соблюдением жилищно-строительным кооперативом требований части 3 статьи 110 настоящего Кодекса, за исключением последующего содержания многоквартирного дома, и статьи 123.1 настоящего Кодекса осуществляется контролирующим органом; по окончании строительства многоквартирного дома и получения разрешения на его ввод в эксплуатацию в отношении жилищно-строительных кооперативов осуществляется государственный жилищный надзор в порядке, предусмотренном статьей 20 настоящего Кодекса.
Согласно пункта 1.1 Положения о Департаменте капитального строительства города Севастополя, утвержденного Постановлением Правительства Севастополя от 08.09.2016 N 840-ПП (ред. от 22.11.2018), ДКС Севастополя является исполнительным органом государственной власти города Севастополя, осуществляющим функции по реализации государственных полномочий города Севастополя в сфере строительства, контроля и надзора в области долевого строительства, жилищной политики.
Таким образом, по делу установлено, что оспариваемое постановление принято уполномоченным должностным лицом полномочного контролирующего органа; основания для привлечения заявителя к административной ответственности установлены и доказаны в предусмотренном законом порядке; сомнений в совершении правонарушения заявителем нет; примененная мера ответственности соответствует минимальному размеру санкции; оснований для освобождения заявителя от наказания или замены наказания менее суровым не установлено; годичный срок давности привлечения к административной ответственности не истек.
На основании изложенного, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что судом первой инстанции решение принято без нарушений норм материального права; при полном выяснении обстоятельств, имеющих значения для дела; иных оснований (в том числе безусловных) для отмены судебного акта не установлено; апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Севастополя от 07 октября 2019 года по делу N А84-3442/2019 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу жилищно-строительного кооператива "Романсеро" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия. Днем принятия постановления считается изготовление постановления в полном объеме. Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня его принятия в полномочный арбитражный суд кассационной инстанции через Арбитражный суд города Севастополя по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
О.Г. Градова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-3442/2019
Истец: Жилищно-строительный кооператив "Романсеро"
Третье лицо: Департамент капитального строительства города Севастополя