город Воронеж |
|
10 апреля 2024 г. |
Дело N А35-4367/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 5 апреля 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 апреля 2024 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи судей |
Донцова П.В., Капишниковой Т.И., Миронцевой Н.Д., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Полянской Е.А.,
при участии:
от индивидуального предпринимателя Главы КФХ Толстова Виктора Алексеевича (ОГРНИП 319463200043772, ИНН 462900731172, далее - ИП глава КФХ Толстов В.А. или заявитель):
от Министерства имущества Курской области (ОГРН 1024600947502, ИНН 4629011325, далее - Министерство):
от третьих лиц: |
Горбунов О.В. - представитель по доверенности от 01.03.2023;
Ильина Н.Ю. - представитель по доверенности от 30.11.2023 N 03.4-01-19/16247;
представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства имущества Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 02.02.2024 по делу N А35-4367/2023, принятое по заявлению ИП Главы КФХ Толстова В.А. к Министерству имущества Курской области о признании незаконным решения по отказу в заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером 46:25:160010:119, об обязании заключить договор аренды земельного участка с кадастровым номером 46:25:160010:119,
третьи лица: Гильфанов Д.И., Стрельникова Е.В., ИП глава КФХ Фатьянов А.В., ИП глава КФХ Макеева Е.В.,
УСТАНОВИЛ:
ИП глава КФХ Толстов В.А. обратился в арбитражный суд с заявлением к Министерству имущества Курской области о признании незаконным решения по отказу в заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером 46:25:160010:119, об обязании заключить договор аренды земельного участка с кадастровым номером 46:25:160010:119.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Гильфанов Д.И., Стрельникова Е.В., ИП глава КФХ Фатьянов А.В., ИП глава КФХ Макеева Е.В.
Решением Арбитражного суда Курской области от 02.02.2024 по делу N А35-4367/2023 заявленные требования удовлетворены.
Признано незаконным решение Министерства имущества Курской области по отказу в заключении с ИП Главой КФХ Толстовым В.А. договора аренды земельного участка с кадастровым номером 46:25:160010:119 площадью 30 617 кв.м., из земель сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: Курская область, Фатежский район, Солдатский сельсовет, изложенного в письме от 25.04.2023 N 01.01-32/807.
На Министерство имущества Курской области возложена обязанность в течение десяти дней с момента вступления в законную силу данного решения заключить с индивидуальным предпринимателем - Главой КФХ Толстовым Виктором Алексеевичем договор аренды земельного участка с кадастровым номером 46:25:160010:119 площадью 30 617 кв.м., из земель сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: Курская область, Фатежский район, Солдатский сельсовет.
С Министерства имущества Курской области в пользу индивидуального предпринимателя Главы КФХ Толстова Виктора Алексеевича взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в котором просило решение суда первой инстанции отменить полностью и принять по делу новый судебный акт.
Податель жалобы ссылается на недопустимость предоставления земельного участка заявителю при наличии иных поступивших заявлений в отношении спорного земельного участка.
В судебном заседании представитель Министерства поддержал доводы апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель заявителя возражал против доводов апелляционной жалобы, признавал решение суда законным и обоснованным.
Представители третьих лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились.
Учитывая, что в материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, на основании статей 123, 156, 266 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие неявившихся лиц.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что 16.09.2019 ИП Толстов В.А. принял решение о создании крестьянского (фермерского) хозяйства (т.1 л.д. 126), о чем в ЕГРИП 07.10.2019 была внесена соответствующая запись (т.1 л.д. 128).
12.04.2023, ссылаясь на подпункт 12 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ, статью 10.1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ, ИП глава КФХ Толстов В.А. обратился в Министерство с заявлением о предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 46:25:160010:119.
19.04.2023 Министерство сообщило заявителю об обеспечении опубликования извещения о предоставлении земельного участка.
Письмом от 25.04.2023 N 01.01-32/807 Министерство отказало заявителю в предоставлении земельного участка, ссылаясь на наличие иных заявлений в отношении указанного участка, что влечет необходимость проведения аукциона на право заключения договора аренды без проведения торгов.
Полагая, что оспариваемый отказ противоречит действующему законодательству, нарушает права и законные интересы индивидуального предпринимателя, Толстов В.А. обратился в арбитражный суд за судебной защитой.
Арбитражный суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, пришел к выводу, что заявителем в Министерство были представлены достаточные документы, обосновывающие, в том числе наличие статуса КФХ, а также иные основания приобретения земельного участка на испрашиваемых основаниях. Кроме того, судом указано на отсутствие оснований для проведения аукциона в рассматриваемом случае.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 5 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ), землепользователи - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного пользования.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном ЗК РФ.
При этом Федеральным законом от 14.07.2022 N 316-ФЗ в Закон N 101-ФЗ была внесена статья 10.1, содержащая специальные правила предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 10.1 Закона N 101-ФЗ гражданин или крестьянское (фермерское) хозяйство наряду со случаями, предусмотренными статьей 10 настоящего Федерального закона и статьей 39.18 ЗК РФ, вправе получить в аренду без проведения торгов земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, находящийся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
На основании пункта 5 статьи 10.1 Закона N 101-ФЗ заявления о предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности рассматриваются в порядке их поступления.
В пункте 7 статьи 10.1 Закона N 101-ФЗ предусмотрено, что помимо оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) площадь земельного участка, указанного в заявлении о предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности (далее - земельный участок, указанный в заявлении), или площадь земельных участков, предоставленных гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, с учетом земельного участка, указанного в заявлении, не соответствует установленным законом субъекта Российской Федерации предельным размерам земельных участков, предоставляемых для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности;
2) земельный участок, указанный в заявлении, был предоставлен по заявлению о предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, поступившему ранее.
Таким образом, в случае предоставления земельного участка в рамках процедуры, предусмотренной статьей 10.1 Закона N 101-ФЗ, уполномоченному органу надлежит проверить отсутствие оснований, установленных статьей 39.16 и пунктом 7 статьи 10.1 Закона N 101-ФЗ.
При этом, вопреки доводам подателя жалобы, по смыслу подпункта 2 пункта 7 статьи 10.1 Закона N 101-ФЗ получение уполномоченным органом иных заявлений о предоставлении указанного земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности не является основанием для принятия решения об отказе в предоставлении участка по первоначальному заявлению и проведения аукциона, но вместе с тем, выступает основанием для отказа в предоставлении земельного участка последующим заявителям.
Материалами дела подтверждается, что на дату обращения с заявлением о предоставлении земельного участка в порядке статьи 10.1 Закона N 101-ФЗ (12.04.2023) иных заявлений в отношении спорного земельного участка уполномоченным органом получено не было, в связи с чем оснований для отказа в предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 2 пункта 7 статьи 10.1 Закона N 101-ФЗ у Министерства не имелось.
Согласно пункту 4 статьи 5 Закона Курской области от 19.12.2011 N 104-ЗКО "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Курской области" предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставляемых для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, составляют: минимальный размер земельного участка - 1 га; максимальный размер земельного участка - 50 тыс. га.
В рассматриваемом случае площадь испрашиваемого земельного участка составляет 30 617 кв.м., что соответствует предельным размерам земельных участков, предоставляемых для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, в связи с чем оснований для отказа в предоставлении земельного участка по подпункту 1 пункта 7 статьи 10.1 Закона N 101-ФЗ у Министерства также не имелось.
Судом первой инстанции также обоснованно установлено отсутствие оснований для предоставления земельного участка, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ.
Принимая во внимание, что в рассматриваемом случае не установлено наличие законодательно установленных препятствий для предоставления заявителю испрашиваемого земельного участка, а также наличие у заявителя статуса главы КФХ (т.1 л.д. 126, 128), судом первой инстанции правомерно признан незаконным отказ Министерства в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 46:25:160010:119.
При таких обстоятельствах требования заявителя правомерно удовлетворены в полном объеме.
Суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, непосредственно исследовал представленные доказательства, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 02.02.2024 по делу N А35-4367/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства имущества Курской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
П.В. Донцов |
Судьи |
Т.И. Капишникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-4367/2023
Истец: ИП Глава КФХ Толстов Виктор Алексеевич
Ответчик: Министерство имущества Курской области
Третье лицо: Гильфанов Дмитрий Игоревич, ИП Глава КФХ Фатьянов Александр Викторович, ИП КФХ Макеева Елена Владимировна, Стрельникова Елена Васильевна, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, ОТДЕЛ АДРЕСНО-СПРАВОЧНОЙ РАБОТЫ УФМС РОССИИ ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ