г. Челябинск |
|
13 января 2020 г. |
Дело N А34-5389/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 января 2020 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бояршиновой Е.В.,
судей Киреева П.Н., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Е.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Престиж" на решение Арбитражного суда Курганской области от 17.10.2019 по делу N А34-5389/2019.
В судебном заседании принял участие представитель:
общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Престиж" - Строганов С.Н. (директор, паспорт).
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Престиж" (далее - заявитель, общество, ООО "УК "Престиж") обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Курганской области (далее - заинтересованное лицо, инспекция, ГЖИ Курганской области) от 28.03.2019 N 01020 об устранении выявленных нарушений лицензионных требований.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на то обстоятельство, что с 01.06.2017 по октябрь 2018 года ООО "УК "Престиж" производило начисление размера платы по горячему водоснабжению в целях содержания общего имущества исходя из норматива. Обжалуемое предписание незаконно, так как возлагает на заявителя обязанности по перерасчету, который не предусмотрен действующим законодательством, органы жилищного надзора не вправе требовать от управляющих компаний перерасчета платы.
В представленном отзыве инспекция ссылалась на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Законность и обоснованность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, видом деятельности ООО "УК "Престиж" является управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе, 31.03.2015 обществу выдана бессрочная лицензия N 004 на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Курганской области (т. 1 л.д. 10-13, т. 2 л.д. 83).
07.03.2019 в Инспекцию поступило обращение собственника помещений в жилом доме N 2, в 1А микрорайоне в г. Кургане, по вопросу начислении размера платы за содержание жилого помещения, в том числе коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (т. 1 л.д. 69, 71).
С целью рассмотрения указанного обращения Инспекцией на основании приказа от 13.03.2019 N 01020 в период с 13.03.2019 по 28.03.2019 проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО "УК "Престиж", предметом которой являлось соблюдение лицензионных требований к исполнению обязанностей по выполнению работ и (или) оказанию услуг по управлению многоквартирным домом в части организации и осуществления расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме (т. 1 л.д. 63).
На основании запроса о предоставлении информации от 13.03.2019 N 1727-М Инспекцией у Общества были истребованы необходимые для проведения проверки документы (т. 1 л.д. 78).
В ходе проверки правомерности определения размера платы за коммунальные ресурсы в целях содержания общего имущества за период с 01.06.2017 по 30.11.2018 Инспекцией с учетом информации, предоставленной акционерным обществом "Энергосбытовая компания "Восток" исх. N И-В-КГН-2019-149535 от 20.03.2019 (т. 1 л.д. 83-85) установлено, что коммунальная услуга "горячее водоснабжение" в многоквартирный дом по адресу: г. Курган, 1А микрорайон, д. 2 с 19.05.2017 по настоящее время не предоставляется.
Актами отключения (включения) теплопотребляющих установок Абонента зафиксирован факт непредставления услуги горячего водоснабжения в отношении многоквартирного N 2 в 1А микрорайоне г. Кургана с 19.05.2017 (т. 1 л.д. 87).
Актом периодической проверки коллективного (общедомового) прибора учета горячей воды от 27.11.2017 зафиксировано отсутствие горячего водоснабжения по указанному адресу (т. 1 л.д. 88-89).
Актами отключения (включения) теплопотребляющих установок Абонента от 20.07.2018 N 198 ПЗ и от 23.01.2019 N 2 ПЗ зафиксирован факт не включения горячего водоснабжения по указанному адресу (т. 1 л.д. 91, 96).
В ходе проведения внеплановой документарной проверки установлено, что в период отсутствия горячего водоснабжения с июня 2017 по ноябрь 2018 включительно собственникам жилых помещений по вышеуказанному адресу ООО "УК "Престиж" производило начисление платы по горячему водоснабжению в целях содержания общего имущества (т. 1 л.д. 115-126, 145-146).
Исходя из того, что в дом не подавалась услуга ГВС и начисления со стороны ресурсоснабжающей организации ПАО "Курганская генерирующая компания" в связи с этим не производились, Инспекция пришла к выводу о неправомерном начислении Обществом платы по горячему водоснабжению в целях содержания общего имущества за период с 01.06.2017 по 30.11.2018. В действиях общества Инспекция установила нарушение п. 4 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354); часть 9.1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Указанные обстоятельства Инспекцией отражены в материалах проверки и акте проверки от 28.03.2019 N 01020 (т. 1 л.д. 61-62).
По результатам проверки Инспекцией Обществу выдано предписание от 28.03.2019 N 01020, согласно которому Обществу предписано в срок до 30.04.2019 произвести перерасчет размера платы по горячему водоснабжению в целях содержания общего имущества предъявленный за период с 01 июня 2017 по 30 ноября 2018 включительно, в полном объеме собственникам жилых помещений в многоквартирном доме N 2 в 1А микрорайоне. Представить в Инспекцию копии документов, подтверждающие факт устранения нарушения (копию лицевого счета, оборотную ведомость по жилому дому N 2 по всем жилым помещениям по вышеуказанному адресу) (т. 1 л.д. 60).
Заявитель, не согласившись с указанным предписанием, обратился в арбитражный суд с указанным заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для начисления платы за горячее водоснабжение в целях содержания общего имущества.
Заслушав объяснения представителя заявителя, исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 20 ЖК РФ, должностные лица на основании части 7 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии, осуществляется лицензионный контроль, порядок организации и проведения которого установлен ст. 19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - Положение N 1110), пунктом 2 которого установлено, что лицензирование предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами осуществляют органы государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 13 Положения N 1110 при проведении лицензионного контроля должностные лица лицензирующего органа имеют право, в том числе выдавать лицензиатам предписания об устранении нарушений лицензионных требований к осуществлению предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Таким образом, оспариваемое предписание было выдано Инспекцией в пределах предоставленных ей полномочий.
Согласно статьям 39 и 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан участвовать в расходах на содержание общего имущества в таком доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения.
В соответствии с частью 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
В силу части 1 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, отведение сточных вод, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующей коммунальной услуги при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 9.1 статьи 156 ЖК РФ).
В соответствии с частью 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Согласно части 1 статьи 157 указанного Кодекса размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из утверждаемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, нормативов потребления коммунальных услуг.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, жилых домов утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В соответствии с пунктом 40 Правил N 354 потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (включая горячее водоснабжение) предоставленные потребителю в жилом (нежилом) помещении, а также плату за коммунальные услуги потребленные при содержании общего имущества.
Указанным пунктом также установлено, что собственники жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах отдельно оплачивают коммунальные услуги, предоставляемые непосредственно в жилом (нежилом) помещении, и отдельно - коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 4 Правил N 354 горячее водоснабжение это снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме.
По результатам проверки предоставленных документов установлено, что многоквартирный дом по вышеуказанному адресу оборудован общедомовыми проборами учета на горячую, холодную воду и электрическую энергию, позволяющими определить фактическое количество коммунального ресурса, использованного для общедомовых нужд.
Согласно п. 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 размер расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирной доме, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлениями Департамента регулирования цен и тарифов Курганской области установлены нормативы на коммунальные ресурсы в целях содержания общего имуществе (электроэнергия - N 19-2 от 24.06.2017, холодная (Горячая) вода - 18-6 от 23.05.2017) (т. 1 л.д. 127-138).
Таким образом, с 01.06.2017 по октябрь 2018 г. ООО "УК "Престиж" производило начисление размера платы по электрической энергии, холодному и горячему водоснабжению в целях содержания общего имущества собственникам исходя из норматива.
Согласно ч. 9.2 ст. 156 ЖК РФ с декабря 2018 г. начисления размера платы по электрической энергии, холодному и горячему водоснабжению в целях содержания общего имущества производятся по фактическому потреблению данных коммунальных ресурсов, то есть по показаниям приборов учета, согласно протокола N 4 от 14.11.2018 общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по адресу, г. Курган, 1 А микрорайон д. 2 и предъявленных счетов в адрес ООО "УК "Престиж" месяцем позже, то есть в декабре 2018 г. за ноябрь 2018 г., в январе 2019 г. за декабрь 2018 г. и т.д. (т. 1 л.д. 26-27).
Судом установлено, и материалами дела подтверждено, что согласно информации, предоставленной АО "ЭК Восток" исх. N И-В-КГН-2019-149535 от 20.03.2019 (т. 1 л.д. 83-85), коммунальная услуга "горячее водоснабжение" в многоквартирный дом по адресу: г. Курган, 1А микрорайон, д. 2 с 19.05.2017 по настоящее время не предоставляется.
Актами отключения (включения) теплопотребляющих установок Абонента зафиксирован факт непредставления услуги горячего водоснабжения в отношении многоквартирного N 2 в 1А микрорайоне г. Кургана с 19.05.2017 (т. 1 л.д. 87).
Актом периодической проверки коллективного (общедомового) прибора учета горячей воды от 27.11.2017 зафиксировано отсутствие горячего водоснабжения по указанному адресу (т. 1 л.д. 88-89).
Актами отключения (включения) теплопотребляющих установок Абонента от 20.07.2018 N 198 ПЗ и от 23.01.2019 N 2 ПЗ зафиксирован факт не включения горячего водоснабжения по указанному адресу (т. 1 л.д. 91, 96).
Судом установлено, что период произведения перерасчета, указанный в обжалуемом предписании, а именно с 01.06.2017 по 30.11.2018 обусловлен тем, что услуга ГВС отключена с 19.05.2017, согласно актам периодической проверки от 20.07.2018, 23.01.2019 данная услуга не возобновлена.
Вместе с тем, согласно представленным листам начислений потребителю, в период отсутствия горячего водоснабжения с июня 2017 по ноябрь 2018 включительно собственникам жилых помещений по вышеуказанному адресу ООО "УК "Престиж" производило начисление платы по горячему водоснабжению в целях содержания общего имущества (т. 1 л.д. 115-126, 145-146).
Ресурсоснабжающей организацией ПАО "Курганская генерирующая компания" в адрес ООО "УК "Престиж" с 01.06.2017 по настоящее время не предъявляются счета на оплату горячего водоснабжения в целях содержания общего имущества.
При этом Общество не опровергает факт того обстоятельства, что в дом действительно не подавалось ГВС и ресурсоснабжающая организация не предъявляла счета ООО "УК "Престиж" к оплате за данную услугу.
Таким образом, как установлено в ходе проведения проверки и рассмотрения дела судом первой инстанции в рассматриваемые период отсутствовала услуга по горячему водоснабжению, что подтверждено надлежащими доказательствами и в нарушение положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявителем обратного не доказано.
Следовательно, так как услуга по горячему водоснабжению в целях содержания общего имущества по смыслу пункта 4 Правил N 354 не предоставлялась, то у потребителей - жильцов многоквартирного дома отсутствовала обязанность по оплате непредоставленного коммунального ресурса.
Ссылка подателя апелляционной жалобы на утвержденные Департаментом регулирования цен и тарифов Курганской области на коммунальные ресурсы в целях содержания общего имуществе нормативы не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку оплате подлежит услуга, которая фактически предоставлялась.
Относительно довода подателя апелляционной жалобы о невозможности выдачи предписания с указанием на необходимость провести перерасчет суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Пунктом 1 части 1 статьи 17 Закона N 294-ФЗ установлена обязанность органа государственного контроля выдать предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований.
В соответствии с частью 1 статьи 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее также - лицензия), выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее - лицензионная комиссия).
Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами включает в себя деятельность органов государственного жилищного надзора по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами, осуществление лицензионного контроля (часть 3 статьи 192 ЖК РФ).
Следовательно, инспекция, являясь лицензирующим органом, вправе проводить проверки и в случае выявления нарушений лицензионных требований обязана выдавать предписания об устранении нарушений законодательства управляющим организациям, осуществляющим предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии на ее осуществление.
Таким образом, выявив нарушение жилищного законодательства, выразившегося в начисление платы за коммунальную услугу в отсутствие на то оснований, инспекция правомерно возложила обязанность на общество произвести перерасчет.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, инспекция не вмешивалась в договорные отношения между управляющей компанией и собственниками помещений многоквартирного дома, а обязала устранить допущенные нарушения.
Поскольку доводы апелляционной жалобы выражают несогласие с судебным актом, но не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В соответствии с подпунктами 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче юридическим лицом апелляционной жалобы на судебные акты, вынесенные по делам, в рамках которых рассмотрены заявления о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, незаконными, государственная пошлина составляет 1500 рублей.
Поскольку заявителем при подаче апелляционной жалобы платежным поручением от 15.11.2019 N 635 уплачена в федеральный бюджет государственная пошлина в размере 3 000 руб., то излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1 500 рублей подлежит возврату заявителю.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 17.10.2019 по делу N А34-5389/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Престиж" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Престиж" из федерального бюджета излишне уплаченную платежным поручением от 15.11.2019 N 635 государственную пошлину в размере 1 500 рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Бояршинова |
Судьи |
П.Н. Киреев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А34-5389/2019
Истец: ООО "Управляющая компания "Престиж"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Курганской области