г. Владивосток |
|
13 января 2020 г. |
Дело N А24-6565/2019 |
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Е.Л. Сидорович,
рассмотрев апелляционную жалобу общественной организации "Камчатская краевая федерация кикбоксинга",
апелляционное производство N 05АП-9342/2019
на решение от 20.11.2019
судьи С.П. Громова
по делу N А24-6565/2019 Арбитражного суда Камчатского края,
принятое в порядке упрощённого производства,
по иску Управления культуры, спорта и молодежной политики администрации Петропавловск-Камчатского городского округа - муниципального учреждения (ОГРН 1134101001430, ИНН 4101156594)
к ответчику общественной организации "Камчатская краевая федерация кикбоксинга" (ОГРН 1114100000805, ИНН 4101995286)
о взыскании 200 000 руб. долга, составляющего денежные средства, полученные по соглашению от 05.05.2016 N 08/16 "О предоставлении субсидии из бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа",
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
Управление культуры, спорта и молодежной политики администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (далее - управление, истец) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с иском к общественной организации "Камчатская краевая федерация кикбоксинга" (далее - общественная организация, ответчик) о взыскании в доход бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа 200 000 руб. 00 коп., составляющие средства субсидии, полученной по соглашению N 08/16 о предоставлении субсидии из бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа от 05.05.2016.
В соответствии с правилами главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и с учетом разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, изложенных в постановлении от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве", дело рассмотрено в порядке упрощенного судопроизводства.
Решением 20.11.2019 суд первой инстанции удовлетворил заявленное требование в полном объеме, взыскал с общественной организации в пользу управления 200 000 рублей субсидии.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обжаловал его в порядке апелляционного производства.
Возражая против выводов суда о документальном не подтверждении общественной организацией софинансирования согласно смете на реализацию проекта "Спортивно-оздоровительный лагерь на базе отдыха "Огонек" на сумму 600 467 руб. 36 коп., ответчик указывает на то, что соглашение N 08/16 не содержит в себе такое условие для предоставления субсидии как обязательное софинансирование со стороны ответчика. Податель жалобы указывает, что ответчик, получив субсидию в размере 200 000 рублей, использовал ее исключительно по назначению в соответствии с условиями соглашения, в установленный соглашением срок отчитался за полученную субсидию. При этом, принцип адресности и целевого характера использования бюджетных средств установленный статьей 38 БК РФ общественной организаций не нарушен. Между сторонами составлен акт, в соответствии с которым стороны подтвердили исполнение обязательств по соглашению, а также отсутствие претензий по объему, качеству и срокам реализации проекта.
Согласно части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам. С учетом характера и сложности рассматриваемого вопроса, а также доводов апелляционной жалобы и возражений относительно апелляционной жалобы суд может вызвать стороны в судебное заседание.
Учитывая, что суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для вызова сторон в судебное заседание, апелляционная жалоба рассмотрена без вызова сторон по имеющимся в деле письменным доказательствам в порядке части 1 статьи 272.1 АПК РФ.
Приложенные к апелляционной жалобе дополнительные документы судом апелляционной инстанции не принимаются в связи с наличием прямого запрета, установленного частью 2 статьи 272.1 АПК РФ. В связи с чем данные документы подлежат возврату лицу, его представившему.
Из материалов дела арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Общественная организация "Камчатская краевая федерация кикбоксинга" обратилась в Управление культуры, спорта и молодежной политики администрации Петропавловск-Камчатского городского округа с заявлением о предоставлении субсидии на реализацию проекта "Спортивно-оздоровительный лагерь на базе отдыха "Огонек".
Согласно протоколу заседания конкурсной комиссии от 28.04.2016 принято решение предоставить общественной организации "Камчатская краевая федерация кикбоксинга" субсидию из бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа в размере 200 000 руб.
05.05.2016 между Управлением культуры, спорта и молодежной политики администрации Петропавловск-Камчатского городского округа и общественной организацией "Камчатская краевая федерация кикбоксинга" заключено соглашение N 08/16 о предоставлении субсидии из бюджета ПетропавловскКамчатского городского округа, по условиям которого общественной организации предоставляется субсидия из бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа в сумме 200 000 рублей на реализацию проекта "Спортивно-оздоровительный лагерь на базе отдыха "Огонек" на сумму 980 000 рублей в соответствии со сметой расходов согласно приложению N1 к соглашению.
Во исполнение своих обязательств по соглашению управление перечислило на расчетный счет общественной организации обусловленную соглашением денежную сумму в размере 200 000 руб. 00 коп., что подтверждается платежным поручением N 253879 от 20.05.2016.
Общественная организация предоставила управлению отчет о реализации проекта (программы) Спортивно-оздоровительного лагеря на базе отдыха "Огонек", согласно которому затраты на продукты питания составили 179 532 руб. 64 коп., на аренду помещения 200 000 руб. Также предоставлены платежные документы на сумму 179 532 руб. 64 коп. (платежное поручение от 10.08.2016 N 53 оплата продуктов питания) и на сумму 200 000 руб. (платежное поручение от 10.08.2016 N 52 оплата услуг по временному размещению тренеров, спортсменов на базе отдыха "Огонек").
Посчитав, что ответчиком не соблюдены условия соглашения управление направило общественной организации обращение о необходимости предоставления документов, подтверждающих размер софинансирования (привлеченные и собственные средства) в сумме 600 467 руб. 36 коп.
Письмом от 19.07.2019 N 01-14-01/1254/19 управление уведомило общественную организацию о необходимости предоставления документов, подтверждающих размер привлеченных и собственных средства в сумме 600 467 руб. 36 коп. в течение 10 дней со дня получения уведомления либо вернуть средства субсидии в размере 200 000 руб. в бюджет.
Данное уведомление получено общественной организацией 31.07.2019, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении N 80083737563419.
Неисполнение ответчиком указанного требования послужило причиной для обращения истца с настоящим иском в арбитражный в суд.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 268, 272.1 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, между сторонами сложились договорные отношения, связанные с государственной поддержкой в виде субсидии, которые подлежат регулированию положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).
Согласно статье 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
В статье 34 БК РФ закреплен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках предоставленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
В соответствии со статьей 38 БК РФ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Пунктом 1 статьи 78 БК РФ определено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Таким образом, субсидии предоставляются безвозвратно, то есть без установления обязательства по их возврату.
Но в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 настоящей статьи, (пункт 3.1 статьи 78 БК РФ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять, в частности, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В силу абзаца 2 пункта 2 статьи 78.1 БК РФ в законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, в решении представительного органа муниципального образования о местном бюджете могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями.
Согласно абзацу 3 пункта 2 статьи 78.1 БК РФ порядок определения объема и предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации или нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами) уполномоченных ими соответственно федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов), органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Указанные нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и содержать положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидию, и органами государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий иными некоммерческими организациями, не являющимися государственными (муниципальными) учреждениями.
На основании пункта 3.1 статьи 78 БК РФ в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 и абзацем четвертым пункта 8 статьи 78 БК РФ, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Порядок определения объема и предоставления субсидий некоммерческим организациям (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), за счет средств бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа на реализацию мероприятий, направленных на поддержку общественных инициатив по направлениям молодежной политики, утвержден постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа N 1067 от 15.04.2013.
Названным Порядком установлено, что субсидии носят целевой характер и не могут быть израсходованы на цели, не предусмотренные данным порядком.
Получатель субсидии обеспечивает расходование средств субсидии исключительно на цели в соответствии с условиями соглашения; в сроки, установленные соглашением; предоставляет отчет об использовании средств субсидии, информацию с пояснительной запиской и копии документов, подтверждающих целевое использование средств субсидии (пункт 29 Порядка).
В случае нарушения получателем субсидии условий предоставления субсидии, установленных Порядком, либо нецелевого использования субсидии Управление культуры направляет получателю субсидии в течение 5 календарных дней со дня установления факта нарушения условий предоставления субсидии или со дня установления факта использования субсидии не по целевому назначению, уведомление о возврате средств субсидии в бюджет городского округа (пункты 31, 32 Порядка).
По смыслу статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Последствием подобного использования средств является их изъятие у неисправного получателя.
Как следует из материалов дела, в раках реализации подпрограммы "Молодежь Петропавловск-Камчатского городского округа" муниципальной программы "Создание условий для развития культуры, спорта и молодежной политики в Петропавловск-Камчатском городском округе" между управлением и общественной организацией заключено соглашение N 08/16 от 05.05.2016 на предоставление субсидии в размере 200 000 рублей на реализацию проекта "Спортивно-оздоровительный лагерь" на базе отдыха "Огонек"
В соответствии с пунктом 2.2 соглашения общественная организация использует предоставленные целевые бюджетные средства в соответствии со сметой расходов.
По условиям пунктов 3.5.2, 3.5.3, 3.4 соглашения общественная организация обязана использовать целевые бюджетные средства в соответствии с предметом и условиями соглашения в срок до 20.09.2016, предоставить отчетность, предусмотренную разделом 4 соглашения с приложением пояснительной записки и копий документов, подтверждающих целевое использование средств субсидий, перечислить на лицевой счет Управления неиспользованные и (или) использованные не в соответствии с предметом и (или) условиями соглашения целевые бюджетные средства в течение 10 рабочих дней с момента принятия управлением отчета, предусмотренного пунктом 4.1 соглашения.
Как указывалось выше, общественная организация предоставила управлению отчет о реализации проекта (программы) Спортивно-оздоровительного лагеря на базе отдыха "Огонек", согласно которому затраты на продукты питания составили 179 532 руб. 64 коп., на аренду помещения 200 000 руб. Также предоставлены платежные документы на сумму 179 532 руб. 64 коп. (платежное поручение от 10.08.2016 N 53 оплата продуктов питания) и на сумму 200 000 руб. (платежное поручение от 10.08.2016 N 52 оплата услуг по временному размещению тренеров, спортсменов на базе отдыха "Огонек").
Таким образом, суд апелляционной инстанции соглашается с доводами жалобы об использовании субсидии в размере 200 000 рублей в соответствии с условиями соглашения по целевому назначению, указанному в пункте 1.1 соглашения, а также документальном подтверждении расходования данных средств. При этом, соглашение не содержит условий о предоставлении документального подтверждения использования иных средств (привлеченных и собственных).
С учетом соблюдения получателем субсидии условий ее предоставления и использования, основания для её возврата отсутствовали, в связи с чем, апелляционная жалоба ответчика подлежит удовлетворению, а решение арбитражного суда первой инстанции - отмене как принятое с ошибочным применением норм материального права.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ, постановлением Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" государственная пошлина, уплаченная общественной организацией за подачу апелляционной жалобы в размере 3 000 рублей возлагается на истца.
Руководствуясь статьями 258, 266-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 20.11.2019 по делу N А24-6565/2019 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Взыскать с Управления культуры, спорта и молодежной политики администрации Петропавловск-Камчатского городского округа в пользу общественной организации "Камчатская краевая федерация кикбоксинга" судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 3 000 (три тысячи) рублей.
Арбитражному суду Камчатского края выдать исполнительный лист.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Судья |
Е.Л. Сидорович |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-6565/2019
Истец: Управление культуры, спорта и молодежной политики Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа
Ответчик: "Камчатская краевая федерация кикбоксинга"
Хронология рассмотрения дела:
29.04.2020 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-1307/20
28.04.2020 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-1307/20
13.01.2020 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-9342/19
20.11.2019 Решение Арбитражного суда Камчатского края N А24-6565/19