г. Челябинск |
|
13 января 2020 г. |
Дело N А34-3010/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 января 2020 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бояршиновой Е.В.,
судей Киреева П.Н., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Е.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области на решение Арбитражного суда Курганской области от 04.10.2019 по делу N А34-3010/2019.
Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области (далее - истец) обратился в Арбитражный суд Курганской области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Мазуровой Олесе Владимировне (далее - ответчик) о взыскании неустойки по государственному контракту N 0843500000218001766-0101681-01 от 25.09.2018 в размере 5 079 руб. 05 копеек.
Определением суда первой инстанции от 27.03.2019 исковое заявление принято к производству, дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением от 30.04.2019 суд первой инстанции перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства, назначил предварительное судебное заседание.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Департамент обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы истец ссылается на то обстоятельство, что поставщик должен был направить акт приема-передачи заказчику не позднее 30.09.2018 с целью своевременной передачи жилья и его принятия. Истец полагает, что 18.10.2018 ответчик не передал квартиру, а только известил заказчика о готовности передать жилье и только с этого момента началась процедура приемка квартиры.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет-сайте. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не явившихся лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) на основании протокола рассмотрения единственной заявки на участие в аукционе в электронной форме (извещение N 0843500000218001766) от 10.09.2018 между истцом (заказчик) и ответчиком (поставщик) заключён государственный контракт 0843500000218001766-0101681-01 от 25.09.2018 (л.д. 6-11, далее - контракт), согласно пунктам 1.1, 5.1, 5.2 которого поставщик принял на себя обязательство передать в государственную собственность Курганской области благоустроенное жилое помещение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в количестве 1 (одной) квартиры, расположенной по адресу: Российская Федерация, Курганская область, Альменевский район, с. Альменево, ул. Лесная, д. 11, кв. 1, площадью 48,5 кв. м. (далее - квартира), соответствующую требованиям к качеству, техническим характеристикам, указанным в приложении N 1 к контракту, в порядке и в сроки, установленные контрактом, по акту приёма-передачи, а заказчик принял на себя обязательство принять квартиру и произвести оплату по контракту.
Цена контракта определена в пункте 3.1 и составляет 736 652 руб.
Согласно пункту 4.3 контракта квартира должна быть передана заказчику не позднее 30.10.2018.
При приёмке квартиры для определения соответствия передаваемой квартиры требованиям, установленным контрактом, заказчик проводит экспертизу. При этом заказчик вправе проводить экспертизу как своими силами, так и привлекать для этого независимых экспертов. Экспертиза осуществляется в течение десяти рабочих дней с даты предоставления акта приёма-передачи квартиры поставщиком. Экспертиза с привлечением независимых экспертов проводится в срок не более тридцати дней с даты предоставления акта приёма-передачи квартиры поставщиком. Результаты экспертизы оформляются заключением о соответствии либо несоответствии квартиры требованиям, установленным контрактом. При соответствии квартиры требованиям, установленным контрактом, заказчик в течение двух рабочих дней со дня подписания документа по результатам проведённой экспертизы подписывает акт приёма-передачи квартиры (пункт 4.4).
В пункте 7.1 контракта стороны предусмотрели ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательств, предусмотренных контрактом. В соответствии с пунктом 7.3.1 контракта в случае просрочки исполнения поставщиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после для истечения установленного контрактом срока исполнения обязательств в размере одной трёхсотой действующей на дату уплаты ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объёму обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подпункт 7.3.3).
Вне зависимости от причины нарушения поставщиком срока сдачи товара (квартиры) по акту приёма-передачи, кроме форс-мажорных обстоятельств, пени за период со дня, установленного пунктом 4.3 контракта, по день подписания акта приёма-передачи квартиры начисляются в соответствии с пунктом 7.3.3 контракта (пункт 4.6).
В силу пункта 8.1 контракт считается заключённым с момента подписания сторонами и действует до 31.12.2018.
Ссылаясь на то, что фактически квартира передана поставщиком 29.11.2018, что подтверждается актом приёма-передачи (л.д. 12), заказчик 29.12.2018 направил в адрес поставщика требование об уплате пеней в размере 5 709 руб. 05 коп. в течение 15 календарных дней с момента направления данной претензии добровольно (л.д. 13).
Требование заказчика об уплате пеней поставщик не удовлетворил, направил ответ, в котором указал, что категорически не согласен с требованием, поскольку со своей стороны обязательства исполнил вовремя, а также указал на то, что заказчик искусственно затянул сроки подписания акта приёма-передачи (л.д. 15).
Указанные обстоятельства послужили поводом для обращения Департамента в суд с настоящим иском о взыскании с ответчика неустойки в размере 5 340 руб. 73 коп. (с учётом принятого судом уточнения иска).
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводам.
Поскольку правоотношения сторон возникли на основании контракта, заключенного по результатам аукциона, к правоотношениям сторон подлежат применению нормы параграфа 4 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Закона N 44-ФЗ.
В силу статьи 526 ГК РФ по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.
В случаях, когда в соответствии с условиями государственного или муниципального контракта поставка товаров осуществляется непосредственно государственному или муниципальному заказчику или по его указанию (отгрузочной разнарядке) другому лицу (получателю), отношения сторон по исполнению государственного или муниципального контракта регулируются правилами, предусмотренными статьями 506 - 522 ГК РФ (пункт 1 статьи 531 ГК РФ).
По общим правилам к данным правоотношениям в части, не урегулированной нормами параграфа 3 главы 30 ГК РФ, подлежат применению нормы о договоре купли-продажи.
В силу статьи 470 ГК РФ товар, который продавец обязан передать покупателю, должен соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 469 ГК РФ, в момент передачи покупателю, если иной момент определения соответствия товара этим требованиям не предусмотрен договором купли-продажи, и в пределах разумного срока должен быть пригодным для целей, для которых товары такого рода обычно используются.
В рассматриваемом споре истец указывает, что на стороне поставщика возникла просрочка передачи квартиры, так как ИП Мазурова О.В. должна была знать о необходимости проведения экспертизы квартиры в течение 30 дней с даты предоставления акта приема-передачи квартиры и направить акт приема-передачи не позднее 30.09.2018.
В соответствии с требованиями статьи 474 ГК РФ проверка качества товара может быть предусмотрена законом, иными правовыми актами, обязательными требованиями, установленными в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, или договором купли-продажи. Порядок проверки качества товара устанавливается законом, иными правовыми актами, обязательными требованиями, установленными в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, или договором.
В соответствии с частью 3 статьи 94 Закона N 44-ФЗ для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с Законом N 44-ФЗ. Исходя из вышеизложенной статьи законодателем предусмотрены два вида проверки, при этом проведение экспертизы с привлечением экспертных организаций является отдельным видом проверки, не имеющим отношение к экспертизе заказчика, проведенной своим силами.
Согласно части 4 статьи 94 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан привлекать экспертов, экспертные организации к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в случае, если закупка осуществляется у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 - 9, 14, 15, 17 - 23, пунктом 24 (только при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд), пунктами 25, 26, 28 - 30, 32, 33, 36 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ.
Таким образом, статья 94 Закона N 44-ФЗ предусмотрены случаи обязательного привлечения экспертов, экспертных организаций к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, во всех остальных случаях в соответствии с частью 3 статьи 94 Закона N 44-ФЗ экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, проводится заказчиком своими силами.
Таким образом, с учетом заключения контракта с единственным поставщиком, проведение экспертизы с привлечением независимого эксперта было обязательно для Департамента.
В соответствии со статьей 431 ГК РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом. Если правила, содержащиеся в части первой настоящей статьи, не позволяют определить содержание договора, должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учетом цели договора. При этом принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи, последующее поведение сторон.
Согласно условиям государственного контракта, как верно указано судом первой инстанции, следует, что квартира должна быть передана заказчику не позднее 30.10.2018. Однако из буквального толкования договора следует, что проведение экспертизы (как силами заказчика, так и силами привлеченных экспертов), обуславливающее принятие заказчиком переданного продавцом, находится за датой сдачи продавцом квартиры. Следовательно, 30.10.2018 не является датой приемки квартиры, нарушение которой повлекло бы ответственность продавца, а исключительно датой передачи квартиры. С учетом направления 18.10.2018 приглашение на принятие квартиры и подписание акта приема-передачи направлено ею в адрес Департамента ИП Мазуровой О.В., то поставщиком не просрочена передача квартиры.
Коллегия судей отмечает, что условия договора не должны допускать двоякого толкования с целью недопущения необоснованного применения мер имущественной ответственности. При этом, с учетом установленных Законом N 44-ФЗ ограничений для внесения изменений в условия договора, подготовкой договора стороной заказчика, указанная неясность и ее последствия в виде возможных применений финансовых санкций должна толковаться в пользу поставщика, который не обладает правомочием вносить изменения в существенные условия контракта в соответствии с пунктом 1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ.
Загруженность межведомственной комиссии и наличие соответствующего транспорта, как действия третьих лиц и самого заказчика не могут ставиться в вину продавца и влечь для него негативные последствия, в то время как сам продавец надлежащим образом исполнял свои обязанности.
Поскольку доводы апелляционной жалобы выражают несогласие с судебным актом, но не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 04.10.2019 по делу N А34-3010/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Бояршинова |
Судьи |
П.Н. Киреев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А34-3010/2019
Истец: Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области
Ответчик: Мазурова Олеся Владимировна
Третье лицо: Отдел адресно-справочной работы УВМ УМВД по Курганской области