г. Тула |
|
13 января 2020 г. |
Дело N А09-9934/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.01.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 13.01.2020.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Тучковой О.Г., судей Афанасьевой Е.И., Волошиной Н.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Прониной О.М., при участии от Федеральной налоговой службы в лице Управления Федеральной налоговой службы по Брянской области представителя Щелоковой Н.В. (доверенность от 19.07.2019 N 35, диплом), от Брянского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - представителя Захаровой Т.В. (доверенность от 19.12.2019 N 59, диплом), в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования средств видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Брянской области апелляционную жалобу акционерного общества Банка "Северный морской путь" на определение Арбитражного суда Брянской области от 18.10.2019 по делу N А09-9934/2018 (судья Назаров А.В.),
УСТАНОВИЛ:
Федеральная налоговая служба в лице Управления Федеральной налоговой службы по Брянской области (далее - УФНС России по Брянской области, уполномоченный орган) 13.09.2018 обратилась в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании общества с ограниченной ответственностью "Основа" (ИНН 3207012657, ОГРН 1023202135770) несостоятельным должником (банкротом).
Определением арбитражного суда от 27.02.2019 заявление Федеральной налоговой службы в лице Управления Федеральной налоговой службы по Брянской области о признании ООО "Основа" несостоятельным должником (банкротом) признано обоснованным, в отношении должника введена процедура наблюдения, временным управляющим утвержден Щербаков Дмитрий Александрович.
Решением суда от 02.07.2019 (резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 01.07.2019) суд прекратил процедуру наблюдения в отношении ООО "Основа", признал должника несостоятельным должником (банкротом), открыл конкурсное производство сроком шесть месяцев, то есть до 01.01.2020, исполнение обязанностей конкурсного управляющего возложил на Щербакова Дмитрия Александровича.
Определением от 06.08.2019 конкурсным управляющим ООО "Основа" утвержден Черный Михаил Васильевич, член Ассоциации "Межрегиональная саморегулируемая организация арбитражных управляющих".
УФНС России по Брянской области обратилось в Арбитражный суд Брянской области с требованием включить в реестр требований кредиторов ООО "Основа" задолженность по уплате капитализируемых платежей для обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 9 519 048 руб. 75 коп.
Определением суда от 25.09.2019 к участию в обособленном споре в качестве третьего лица привлечено государственное учреждение - Брянское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.
Определением суда от 18.10.2019 требование УФНС России по Брянской области удовлетворено.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, акционерное общество Банк "Северный морской путь" обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит определение суда отменить в части включения в реестр требований кредиторов должника капитализированных платежей на медицинскую реабилитацию пострадавших, социальную реабилитацию пострадавших и профессиональную реабилитацию пострадавших в размере 4 632 942 руб. 89 коп.
Согласно части 5 статьи 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Поскольку апеллянт обжалует определение в части, а другие лица, участвующие в деле, возражений не заявили, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность определения только в обжалуемой части.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав пояснения лиц, участвовавших в деле, явившихся в судебное заседание, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что жалоба в обжалуемой части не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), статьей 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о банкротстве юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными Федеральным законом.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства" и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе" Федеральная налоговая служба (ФНС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам (в том числе по выплате капитализированных платежей).
В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 4 Закона о банкротстве состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и заявленных после принятия арбитражным судом такого заявления, определяются на дату введения первой процедуры, применяемой в деле о банкротстве.
Требование УФНС России по Брянской области мотивировано наличием у ООО "Основа" обязанности по внесению капитализируемых платежей в сумме 9 519 048 руб. 75 коп.
Установление размера требований кредиторов осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 100 Закона о банкротстве (абзац 2 пункта 1 статьи 142 Закона о банкротстве).
Согласно пункту 1 статьи 126 Закона о банкротстве с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением текущих платежей, указанных в пункте 1 статьи 134 названного Федерального закона, и требований о признании права собственности, о взыскании морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.
Пунктом 1 статьи 142 Закона о банкротстве установлено, что реестр требований кредиторов подлежит закрытию по истечении двух месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
Сообщение о признании ООО "Основа" банкротом и об открытии конкурсного производства в отношении должника опубликовано в газете "Коммерсантъ" от 13.07.2019 N 122.
Уполномоченный орган обратился в суд с данным требованием 12.08.2019, то есть до закрытия реестра требований кредиторов должника.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1093 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае ликвидации юридического лица, признанного в установленном порядке ответственным за вред, причиненный жизни или здоровью, соответствующие платежи должны быть капитализированы для выплаты их потерпевшему по правилам, установленным законом или иными правовыми актами.
В силу пункта 1 статьи 135 Закона о банкротстве определение размера требований граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, осуществляется путем капитализации соответствующих повременных платежей, установленных на дату принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства и подлежащих выплате гражданам до достижения ими возраста семидесяти лет, но не менее чем за десять лет. Порядок и условия капитализации соответствующих повременных платежей определяются Правительством Российской Федерации.
Порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работников при исполнении ими обязанностей по трудовому договору, определяется Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" при ликвидации юридического лица-страхователя оно обязано внести страховщику капитализированные платежи в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Данный порядок определен постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2000 N 863 "Об утверждении Порядка внесения в Фонд социального страхования Российской Федерации капитализированных платежей при ликвидации юридических лиц - страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Во исполнение пункта 2 названного постановления Фондом социального страхования Российской Федерации постановлением от 30.07.2001 N 72 утверждена "Методика расчета размера капитализируемых платежей для обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при ликвидации (банкротстве) юридических лиц - страхователей" (далее - Методика расчета размера капитализируемых платежей), положения которой учитываются при определении размера капитализированных платежей, вносимых в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Наличие у ООО "Основа" обязательств перед гражданами Кравченко А.П., Моисеевым С.В., Рябогиным А.Н, возникших в связи с причинением вреда здоровью в результате несчастного случая на производстве, подтверждается материалами дела, в частности: актами о несчастном случае на производстве, заявлениями о назначении страховых выплат, приказами ГУ - БРО ФСС РФ о продлении ежемесячных страховых выплат, выписками из приложения к приказу ГУ - БРО ФСС РФ.
Согласно представленному заявителем расчету, произведенному в соответствии с Методикой расчета размера капитализируемых платежей, общая сумма капитализируемых платежей, подлежащих выплате указанным выше гражданам, составляет 9 519 048 руб. 75 коп., из них 4 886 105 руб. 86 коп. - сумма для обеспечения ежемесячными страховыми выплатами, 4 632 942 руб. 89 коп. - сумма для оплаты дополнительных расходов, связанных с повреждением здоровья пострадавших, на их медицинскую и социальную реабилитацию.
Конкурсным управляющим заявлены возражая относительно включения в реестр требований кредиторов должника суммы капитализированных платежей на дополнительные расходы на медицинскую и социальную реабилитацию застрахованных лиц.
Вынося обжалуемый судебный акт, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В силу абзаца седьмого статьи 3 Закона о социальном страховании страхователем признается юридическое лицо любой организационно-правовой формы либо физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Согласно пункту 2 статьи 23 Закона о социальном страховании при ликвидации страхователя - юридического лица он обязан внести страховщику капитализированные платежи в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Пунктом 4 данного Порядка, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2000 N 863, предусмотрено определение размера капитализируемых платежей в соответствии с методикой его расчета, утверждаемой страховщиком по согласованию с Министерством труда и социального развития Российской Федерации, Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Федеральной службой по финансовому оздоровлению и банкротству.
По смыслу раздела I Методики расчета размера капитализируемых платежей для обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при ликвидации (банкротстве) юридических лиц - страхователей (далее - Методика), утвержденной постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 30.07.2001 N 72, она базируется, в том числе на применении социальных норм и экономических нормативов, определяющих размеры ежемесячных страховых выплат и средств на покрытие дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших.
При этом исчисленные в соответствии с Методикой капитализируемые платежи не персонифицируются и не рассматриваются как целевые выплаты, предназначенные конкретным работникам (определение Верховного Суда Российской Федерации от 18.12.2017 N 307-ЭС17-18936).
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.11.2006 N 57 "О некоторых вопросах установления в деле о банкротстве требований о выплате капитализированных платежей", Фонд социального страхования Российской Федерации, предоставляющий обеспечение по обязательному социальному страхованию застрахованным и иным лицам, имеющим право на получение страховых выплат, вправе потребовать от должника-страхователя, признанного банкротом, капитализации платежей указанным лицам и выплаты фонду капитализированной суммы.
При этом соответствующее требование, основанное на пункте 2 статьи 23 Закона о социальном страховании, не является требованием гражданина-кредитора первой очереди, перешедшим к Российской Федерации, и должно квалифицироваться как требование кредитора третьей очереди.
Данное требование предъявляется в деле о банкротстве ФНС России (пункт 1 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.04.2010 N 136 "О некоторых вопросах, связанных с капитализацией платежей при банкротстве").
Согласно пункту 1 статьи 135-ФЗ Закона о банкротстве определение размера требований граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, осуществляется путем капитализации соответствующих повременных платежей, установленных на дату принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства и подлежащих выплате гражданам до достижения ими возраста семидесяти лет, но не менее чем за десять лет. Порядок и условия капитализации соответствующих повременных платежей определяются Правительством Российской Федерации. В случае если возраст гражданина превышает семьдесят лет, период капитализации соответствующих повременных платежей составляет десять лет.
В силу пункта 1 статьи 1085 ГК РФ при причинении гражданину увечья или ином повреждении его здоровья возмещению подлежит утраченный потерпевшим заработок (доход), который он имел либо определенно мог иметь, а также дополнительно понесенные расходы, вызванные повреждением здоровья, в том числе расходы на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, подготовку к другой профессии, если установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 1 Закона о социальном страховании возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных названным Законом случаях, путем предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплату расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию, осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации в порядке, предусмотренном названным Законом.
В соответствии с разделом 2 Методики расчета размера капитализируемых платежей капитализированные платежи включают в себя не только ежемесячные страховые платежи, но и оплату дополнительных расходов, связанных с повреждением здоровья пострадавших на их медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию. Их размер определяется на день принятия арбитражным судом решения о признании страхователя банкротом и об открытии конкурсного производства, что соответствует смыслу пункта 1 статьи 126 Закона о банкротстве, пункта 2 статьи 23 Закона о социальном страховании. Капитализация платежей производится с целью резервирования средств на будущее и направлена на обеспечение прав и законных интересов граждан, перед которыми должник несет ответственность за возмещение вреда их здоровью в объеме, установленном Законом о страховании, путем ежемесячных страховых выплат и оплаты дополнительных расходов, связанных с их медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией.
Законом о страховании не предусмотрено уменьшение размера обязательств ликвидируемого через процедуру конкурсного производства должника, возникших вследствие причинения вреда здоровью его работников, по сравнению с объемом аналогичных обязательств организации, ликвидируемой согласно общим положениям статьи 61 ГК РФ.
Иное нарушало бы права Фонда как страховщика, поскольку объем его требований к ликвидируемой организации был бы различен в зависимости от оснований ликвидации причинителя вреда при неизменном объеме обязательств отделения Фонда перед работниками должника.
Приведенные нормы не определяют оснований ограничения сумм возмещения на обеспечение выплат застрахованным лицам в полном объеме, как это определено статьей 1 Закона об обязательном страховании, которым предусмотрены гарантии предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплату расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию.
Указанная правовая позиция согласуется с позицией Верховного Суда РФ, изложенной в определении от 17.08.2016 N 307-ЭС16-9486, от 17.10.2016 N 306-ЭС16-13004 по делу N А12-34248/2014, от 18.04.2019 N 304-ЭС19-3820 по делу А46-5085/2017.
С учетом изложенного, суд области пришел к обоснованному выводу о том, что требование УФНС России по Брянской области о включении в реестр требований кредиторов должника капитализируемых платежей в сумме 9 519 048 руб. 75 коп., из которых 4 886 105 руб. 86 коп. - сумма для обеспечения ежемесячными страховыми выплатами, 4 632 942 руб. 89 коп. - сумма для оплаты дополнительных расходов, связанных с повреждением здоровья пострадавших, на их медицинскую и социальную реабилитацию, подтверждается материалами дела и является обоснованным.
При таких обстоятельствах апелляционная коллегия приходит к выводу, что суд области правомерно удовлетворил требования УФНС России по Брянской области о включении в реестр требований кредиторов ООО "Основа" с очередностью удовлетворения в третью очередь в заявленном объеме.
Апелляционная жалоба мотивирована несогласием заявителя с выводами суда первой инстанции. По мнению апеллянта, суд первой инстанции неправильно применил нормы материального и процессуального права. Полагает, что Закон о банкротстве предусматривает капитализацию только повременных платежей, в состав которых дополнительные расходы не входят. Считает, что включение суммы капитализируемых платежей для оплаты расходов, связанных с повреждением здоровья пострадавших на их медицинскую и социальную реабилитацию, приведет к нарушению имущественных прав кредиторов ООО "Основа".
Доводы апелляционной жалобы судом во внимание не принимаются, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права и противоречат материалам дела.
Капитализация платежей, перечисляемых на счет отделения фонда, производится с целью резервирования средств на будущее и направлена на обеспечение прав и законных интересов граждан, перед которыми должник несет ответственность за возмещение вреда их здоровью в объеме, установленном Законом о социальном страховании, путем ежемесячных страховых выплат и оплаты дополнительных расходов, связанных с их медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией. Кроме того, в момент принятия решения о прекращении правоспособности организации посредством ее ликвидации через процедуру конкурсного производства на стороне этой организации возникает самостоятельная публичная обязанность по внесению предусмотренных в пункте 2 статьи 23 Закона о социальном страховании обязательных капитализированных платежей. Впоследствии (до внесения записи о ликвидации в Единый государственный реестр юридических лиц) размер капитализированных платежей перерасчету не подлежит. Расчет Фонда социального страхования произведен на основании Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", а также Методики, утвержденной постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 30.07.2011 N 72 во исполнение пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 17.11.2000 N 863 "Об утверждении Порядка внесения в Фонд социального страхования Российской Федерации капитализированных платежей при ликвидации юридических лиц страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Приведенные нормы не определяют оснований ограничения сумм возмещения на обеспечение выплат застрахованным лицам в полном объеме, как это определено статьей 1 Закона об обязательном страховании, которым предусмотрены гарантии предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплату расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию.
Таким образом, довод возражений Банка в части касающейся применения коэффициентов капитализации дополнительных расходов, связанных с медицинской и социальной реабилитацией потерпевших, является несостоятельным.
Изложенные в апелляционной жалобе возражения относительно выводов суда первой инстанции апелляционной коллегией во внимание не принимаются как необоснованные, направленные на немотивированное несогласие с выводами суда области, основанными на нормах действующего законодательства и обстоятельствах дела.
Доводы жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, не подтверждают неправильное применение судом норм материального и процессуального права, в связи с этим не могут служить основанием для отмены судебного акта.
Руководствуясь статьями 269, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Брянской области от 18.10.2019 по делу N А09-9934/2018 в обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение одного месяца со дня изготовления постановления в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Г. Тучкова |
Судьи |
Е.И. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-9934/2018
Должник: ООО "Основа"
Кредитор: Федеральная налоговая служба, ФНС России Управление по Брянской области
Третье лицо: в/у Щербаков Дмитрий Александрович, И.О. к/у Щербаков Дмитрий Александрович, к/у Черный Михаил Васильевич, ООО "Биоэнергия", ООО "Газпром энерго сбыт Брянск" в лице ВМРО филиала "Брянскэнергосбыт", Оськин Андрей Васильевич, ПАО "МРСК Центра" - "Брянкс Энерго", ПАО "МРСК Центра-"Брянскэнерго", ПАО "МРСКА Центра-"Брянскэнерго", ----------------Щербаков Дмитрий Александрович, АО Банк "Северный морской путь", Ассоциация "Первая самопегулируемая организация арбитражных упрвляющих", ГУ БРО ФСС РФ, ИП Любкин Ю.Д., Микрокредитная компания Брянский микрофинансовый фонд "Новый мир", ООО " В.В.Н.", ООО "ГАЗПРОМ ЭНЕРГОСБЫТ БРЯНСК", ООО "Смарт-Сервис", ООО "Снакомплектподшипник", ООО "Фарлайн", ООО КУ "Основа" Черный Михаил Васильевич, ООО ЛЕСОПРОМЫШЛЕННАЯ КОМПАНИЯ "НАВЛЯ", РОССЕТИ, Управление по вопросам миграции УМВД Росии по Брянской области
Хронология рассмотрения дела:
03.05.2023 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3573/2022
10.02.2023 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-8281/2022
27.10.2022 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3573/2022
14.06.2022 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-8698/2021
14.10.2020 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-4577/20
04.09.2020 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-4553/19
13.02.2020 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-8838/19
13.01.2020 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-8472/19
31.10.2019 Определение Арбитражного суда Брянской области N А09-9934/18
27.08.2019 Определение Арбитражного суда Брянской области N А09-9934/18
02.07.2019 Решение Арбитражного суда Брянской области N А09-9934/18
27.02.2019 Определение Арбитражного суда Брянской области N А09-9934/18