г. Томск |
|
13 января 2020 г. |
Дело N А03-8337/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 января 2020 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
Кайгородовой М. Ю. |
судей: |
Ярцева Д. Г. |
|
Марченко Н.В., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Илларионовой О.М. с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Неверовский щебень" (N 07АП-13106/2019) на решение от 31.10.2019 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-8337/2019 (Винникова А.Н.)
по иску акционерного общества "КТЖ-Грузовые перевозки", г.Астана к обществу с ограниченной ответственностью "Неверовский щебень", г.Горняк (ОГРН 1062256014193, ИНН 2256006485) о взыскании задолженности,
В судебном заседании участвуют представители:
от истца: Кульманова Д.М., по доверенности от 04.09.2018;
от ответчика: Дымов Э.В., по доверенности от 13.11.2019;
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "КТЖ-Грузовые перевозки", г. Астана (далее - АО "КТЖ-Грузовые перевозки") обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Неверовский щебень", г. Горняк (далее - ООО "Неверовский щебень") о взыскании 2 563 082, 72 тенге - 468 347 руб. 29 коп. задолженности по оплате услуг по перевозке груза по договору на перевозку грузов железнодорожным транспортом N 24/045-НОД-15 от 11.12.2017.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 31.10.2019 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда, ООО "Неверовский щебень" просит решение отменить, отказав в удовлетворении исковых требований в полном объеме, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права.
В обоснование к отмене судебного акта указывает, что спорная перевозка является международной, в связи с чем должны быть применены тарифы Республики Казахстан, которые и предусматривались договором перевозки.
АО "КТЖ-Грузовые перевозки" в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором изложило свои возражения по доводам жалобы, просило оставить решение суда первой инстанции без изменения, отказав в удовлетворении жалобы.
В суде апелляционной инстанции стороны настаивали на своих правовых позициях изложенных в письменном виде.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции полагает, что апелляционная жалоба подлежит оставлению без удовлетворения.
Как следует из материалов дела и установлено арбитражным судом, 11.12.2017 между АО "КТЖ-Грузовые перевозки" (исполнитель) и ООО "Неверовский щебень" (заказчик) заключен договор на перевозку грузов железнодорожным транспортом N 24/045-НОД-15, по которому заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательства оказанию транспортных услуг по перевозке грузов железнодорожным транспортом в границах филиала АО "КЖТ-Грузовые перевозки"- "Илецкое отделение ГП".
Пунктом 1.2 договора стороны предусмотрели, что при оформлении железнодорожной накладной для осуществления грузоперевозок с территории Российской Федерации на территорию государства - члена Таможенного союза для подтверждения ставки 0 процентов при реализации услуг по международной перевозки товаров, заказчик обязан предоставить исполнителю на начало оказания услуг по международной перевозке, копию контракта с лицом, с которым осуществляется внешнеэкономическая сделка.
В соответствии с пунктом 2.1 договора заказчик обязуется перечислять 100 % предоплату в российских рублях за перевозку грузов платежным поручением по реквизитам филиала исполнителя.
Согласно пункту 2.2 договора исполнитель рассчитывает провозные платежи по действующим тарифам, ставкам дополнительных сборов с учетом действующих коэффициентов и ценам дополнительных договорных услуг.
В случае изменения железнодорожных тарифов, ставок дополнительных сборов, цены настоящего договора подлежат изменению. При этом соответствующие изменения в настоящий договор считаются внесенными и согласованными обеими сторонами с момента их введения (пункт 2.4 договора).
В период действия договора на станции Неверовская, расположенной на территории Российской Федерации грузоотправителем ООО "Неверовский щебень" осуществлялась перевозка в специализированном подвижном составе (думпкары), груза песок, в адрес казахстанского грузополучателя ТОО "Востокцветмет". Собственником вагонов-думпкар являлся ТОО "Востокцветмет". Погрузка вагонов производилась на подъездном пути ООО "Неверовская ДСФ", примыкающем к станции Неверовская. Подъездной путь ТОО "Востокцветмет" расположен на территории Республики Казахстан, примыкает к станционному пути станции Неверовская.
Согласно технологического процесса работы станции Неверовская подвод порожних вагонов - думкаров под погрузку на станцию производится собственным локомотивом ТОО "Востокцветмет" на 1,2,3 выставочные пути станции Неверовская с остановкой локомотива на оси станции.
Подача и уборка вагонов с выставочных путей на подъездной путь ООО "Неверовская ДСФ" под погрузку на подъездной путь и в груженом состоянии с подъездного пути производилась локомотивом перевозчика на основании договора на подачу и уборку вагонов N 5/46 от 01.11.2015 (т.1, л.д. 15-19).
По прибытию на станцию порожних вагонов производилась таксировка, раскредитование перевозочных документов. Начислялся тариф за минимальное расстояние 5 километров, маршрут Неверовская- Неверовская по схеме N 13 Тарифного руководства часть 1. Порожние вагоны зачислялись на ответственный простой по ведомости подачи и уборки вагонов ГУ-46 на ООО "Неверовский Щебень". После предоставления грузоотправителем ООО "Неверовский щебень" уведомления об окончании погрузки, вагоны снимались с ответственного простоя, грузоотправителем оформлялся перевозочный документ на перевозку груженых вагонов. Производился расчет провозной платы за маршрут Неверовская-Неверовская, тарифное расстояние 5 км по схеме N 13 Тарифного руководства часть 1.
Подача с одного подъездного пути на другой как с лркомотивом ветвевладельца ТОО "Востокцветмет, так и с локомотивом перевозчика с пересечением станционных путей не происходила. На выставочных путях по прибытию происходила отцепка вагонов от локомотива ТОО "Востокцветмет", далее прицепка к локомотиву перевозчика и подача/уборка на подъездной путь. ООО "Неверовская ДСФ" и вывод на выставочные пути станции. В процессе перевозки использовались локомотивы ветвевладельца и перевозчика, а также при подаче на подъездной путь ООО "Неверовская ДСФ" заводились ведомость подачи и уборки вагонов ГУ-46, в которой начислялся сбор за подачу и уборку вагонов, согласно параграфа 2 договора N 5/46.
Расстояние для взыскания платы за подачу и уборку вагонов на фронт погрузки с эстакады, принимается 3.5 км в оба конца, в том числе 2,3 км по таблице N 1 и 1,2 км, по таблице N 2 Тарифного руководства (прейскурант) часть 3. До 2014 года подача порожних думпкаров на подъездной путь ООО "Неверовская ДСФ" производилась собственным локомотивом с пересечением станционных путей. После изменения в технической документации подъездных путей и станции Неверовская, подача локомотивом ветвевладельца прекращена.
Товарными кассирами при оформлении вышеуказанной перевозки начислялся сбор за подачу и уборку вагонов и тариф за перевозку по тарифной схеме N 13. Товарные кассиры станции Неверовская производили резервацию денежных средств на лицевых счетах клиентов посредством телеграмм, где осуществляется списание денежных средств.
За период с 01.08.2018 по 31.08.2018 по накладным СМГС N N 0292611, 0292612, 0292613, 0292614, 0292615, 0292616, 0292617, 0292618, 0292619, 0292620, 0292621, 0292622, 0292623 АО "КЖТ-Грузовые перевозки" осуществило перевозку груза (песок) ЕТСНГ 231072.
В связи с изменениями в технологии работы станции Неверовская, в части подачи собственных вагонов-думпкаров на подъездной путь ООО "Неверовская ДСФ" на основании разъяснений АО "КТЖ-Грузовые перевозки" (телеграмма ГПЗФ/9887-И) по применению тарифа за внутристанционную перевозку, истцом в декабре 2018 года произведен перерасчет провозной платы за август 2018 года. По расчету истца задолженность ответчика составила 468 347,29 рублей.
Поскольку письма АО "КЖТ-Грузовые перевозки" о погашении дебиторской задолженности отклонены ответчиком, в целях соблюдения досудебного порядка урегулирования спора АО "КЖТ-Грузовые перевозки" направило в адрес ООО "Неверовский щебень" претензию от 12.03.2019 исх. N 431 с требованием оплатить задолженность в размере 468 347,29 рублей с НДС в течение 10 рабочих дней с момента ее получения.
Отказ в погашении задолженности ответчиком в добровольном порядке явился основанием обращением истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя в полном объеме исковые требования, суд первой инстанции со ссылкой на статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 13, 15, 31 СМГС, исходил из того, что плата за перевозку груза железнодорожным транспортом исчисляется по правилам пункта 2.17 Прейскуранта N 10-01.
Не согласиться с данными выводами у суда апелляционной инстанции оснований не имеется.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что между сторонами сложились отношения, вытекающие из договора N 24/045-НОД-15 регулируемые нормами главы 40 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 785 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
В силу требований статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается (статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела видно, что АО "КТЖ-Грузовые перевозки" в августе 2018 года оказало ООО "Неверовский щебень" перевозку грузов железнодорожным транспортом, что подтверждается транспортными железнодорожными накладными N N 0292611, 0292612, 0292613, 0292614, 0292615, 0292616, 0292617, 0292618, 0292619, 0292620, 0292621, 0292622, 0292623 и ответчиком не оспаривается.
По мнению подателя жалобы, спорная перевозка является международной перевозкой и, следовательно, подлежат применению нормы международного права.
Отклоняя доводы жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии со статьей 784 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если названным Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.
За перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами (пункт 1 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Статьей 30 Федерального закона от 10.01.2013 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (в редакции Федерального закона РФ от 31.12.2014 N 503-ФЗ) предусмотрено, что при выявлении обстоятельств, влекущих за собой необходимость перерасчёта стоимости перевозок и размеров иных причитающихся перевозчику платежей и штрафов, перерасчёт может производиться после выдачи грузов, грузобагажа.
Пунктом 2 статьи 7 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что международные договоры Российской Федерации применяются к отношениям, указанным в пунктах 1 и 2 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта.
В соответствии с параграфом 4 статьи 31 СМГС, в случае неправильного исчисления провозных платежей недобор подлежит уплате, а перебор - возврату.
Согласно п. 2.2. договора на перевозку грузов железнодорожным транспортом N 24/045-НОД-15 от 11 декабря 2017 года, заключенного между АО "КТЖ-Грузовые перевозки" в лице директора филиала "Илецкое отделение ГП" и ООО "Неверовский щебень" "Исполнитель рассчитывает провозные платежи по действующим железнодорожным тарифам, ставкам дополнительных сборов с учетом действующих коэффициентов и ценам дополнительных договорных услуг.
Вместе с тем, в соответствии с имеющимися в деле первичными документами (накладные СМГС, ведомости вагонов, перечни выполненных работ (оказанных услуг)) установлен вид перевозки внутристанционная перевозка.
При этом, просим вид перевозки, род подвижного состава и род груза определяется клиентом при подаче плана (заявки) ГУ-12.
Таким образом, ответчиком указан факт именно внутристанционной перевозки.
Ссылка апеллянта на Приложение N 2 к Соглашению в части перевозки грузов из Республики Казахстан назначением на станции казахстанских железных дорог, находящихся на территории РФ, и в обратном направлении, применяются тарифы, действующие на железных дорогах РК, признается судом апелляционной инстанции ошибочными, поскольку перевозка груза "песок" была осуществлена со станции Неверовская, о чем свидетельствуют накладные СМГС.
Станция Неверовская расположена на территории России, следовательно, в настоящем случае должны применяться тарифы Российской Федерации.
Вместе с тем, в соответствии с Приложением N 2 Соглашения "При перевозке пассажиров и грузов в пределах участков железных дорог, указанных в Приложении N 1, а именно станция Локоть-станция Третьяково, применяются внутренние тарифы того государства, на территории которого расположены эти участки. Платежи за перевозку в этом случае взимаются в валюте государства, на территории которого выполняется перевозка".
При этом, в силу статьи 19 указанного соглашения "перевозки грузов в пределах участков железных дорог, указанных в Приложении N 1 к Соглашению от 18.10.1996 года, осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством Республики Казахстан соответственно и оформляются перевозочными документами внутреннего сообщения Российской Федерации или перевозочными документами внутреннего сообщения Республики Казахстан соответственно. При этом уплата провозных платежей осуществляется по тарифам, применяемым при перевозках грузов железнодорожным транспортом того государства, на территории которого расположены эти участки".
Таким образом, на станции Неверовская, расположенной на территории Российской Федерации, при перевозке грузов с подъездного пути ООО "Неверовский щебень" на подъездной путь ТОО "Востокцветмет" локомотивом железной дороги КЗХ и в обратном направлении при перевозке с подъездного пути ТОО "Востокцветмет" порожних собственных (арендованных) специализированных вагонов думпкар с собственным (арендованным) локомотивом ТОО "Востокцветмет" расчет тарифов производится как за виутристанционную перевозку в соответствии с порядком, установленным в Тарифном руководстве (прейскуранте N 10-01) РЖД.
Согласно пункту 2.17 Тарифного руководства (Прейскуранта N 10-01) РЖД (часть 1) в отношении применения тарифа к внутристанционным перевозкам относятся перевозки грузов с одного железнодорожного пути необщего пользования на другой железнодорожный путь необщего пользования с выходом локомотива на пути РЖД в пределах одной железнодорожной станции. При этом плата определяется за фактически пройденное расстояние от (до) стрелки примыкания приемосдаточных путей железнодорожной станции, но не менее чем за 5 км.
В этом случае при пробеге отдельных собственных (арендованных) локомотивов, поездных формирований, состоящих из собственных (арендованных) локомотивов и вагонов как в груженом, так и в порожнем состоянии, плата исчисляется по правилам пункта 2.17 Тарифного руководства (прейскуранта N 10-01) РЖД.
При перевозке грузов с локомотивом железной дороги плата за внутристанционные перевозки определяется по общим правилам Тарифного руководства (прейскуранта N 10-01) РЖД.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о применении к спорным правоотношениям положений пункта 2.17 Прейскуранта N 10-01 при перерасчете размера платы за перевозку груза железнодорожным транспортом.
Доводы подателя жалобы о нарушении арбитражным судом норм материального и процессуального права, не нашли своего подтверждения.
Суд апелляционной инстанции считает, что все обстоятельства дела, собранные по делу доказательства, исследованы судом первой инстанции в соответствии с требованиями статей 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и получили надлежащую правовую оценку в судебном акте.
Учитывая изложенное, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии с частями 1, 5 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на подателя жалобы.
Руководствуясь статьей 110, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 31.10.2019 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-8337/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий |
М.Ю. Кайгородова |
Судьи |
Н.В. Марченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-8337/2019
Истец: АО "КТЖ-Грузовые перевозки"
Ответчик: ООО "Неверовский щебень"