г. Тула |
|
14 января 2020 г. |
Дело N А62-7976/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.01.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 14.01.2020.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тимашковой Е.Н., судей Мордасова Е.В. и Стахановой В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Овчинниковой И.В., при участии представителя истца - департамента экономического развития Смоленской области (г. Смоленск, ОГРН 1046758309410, ИНН 6730052443) - Сергеева И.О. (доверенность от 05.04.2017 N 505), в отсутствие представителя ответчика - индивидуального предпринимателя Бобылевой Веры Васильевны (г. Смоленск, ОГРНИП 317673300027407, ИНН 673102369450), извещенного о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Бобылевой Веры Васильевны на решение Арбитражного суда Смоленской области от 09.10.2019 по делу N А62-7976/2019 (судья Еремеева В.И.),
УСТАНОВИЛ:
департамент экономического развития Смоленской области (далее - истец) обратился в Арбитражный суд Смоленской области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Бобылевой Вере Васильевне (далее - ответчик) о взыскании субсидии в размере 300 000 рублей, предоставленной по договору от 04.12.2012 N 737/2 (далее - договор).
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 09.10.2019 требование удовлетворено.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новое решение. В обоснование своих доводов указывает на то, что возврат субсидии в рассматриваемом случае возможен лишь при нарушении условий ее предоставления. Обращает внимание на то, что истец в ответе департаменту инвестиционного развития Смоленской области ссылается на письма от 25.07.2019 N 2665 и N 2669, в то время как запрос от департамента инвестиционного развития Смоленской области от 24.07.2019, подписанный электронной подписью Сырченковой Е.А., имеет исходящий N 2228. Ссылается на то, что он неоднократно представлял все необходимые документы истцу нарочно.
От истца в суд апелляционной инстанции поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором он, считая принятое решение законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
До начала судебного разбирательства от истца в адрес апелляционного суда поступили возражения на отзыв, содержащие в себе ходатайство о приобщении к материалам дела копий анкет получателя субсидии за вх. N 05963, поступившие в адрес истца 10.10.2019.
Рассмотрев указанное ходатайство, апелляционная коллегия отмечает следующее.
Согласно части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, в том числе в случае, если судом первой инстанции было отклонено ходатайство об истребовании доказательств, и суд признает эти причины уважительными.
Пунктом 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении АПК РФ и при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" разъяснено, что поскольку суд апелляционной инстанции на основании статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в материалах дела и дополнительно представленным доказательствам, то при решении вопроса о возможности принятия новых доказательств, в том числе приложенных к апелляционной жалобе или отзыву на апелляционную жалобу, он определяет, была ли у лица, представившего доказательства, возможность их представления в суд первой инстанции или заявитель не представил их по не зависящим от него уважительным причинам.
К числу уважительных причин, в частности, относятся: необоснованное отклонение судом первой инстанции ходатайств лиц, участвующих в деле, об истребовании дополнительных доказательств, о назначении экспертизы; принятие судом решения об отказе в удовлетворении иска (заявления) ввиду отсутствия права на иск, пропуска срока исковой давности или срока, установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ, без рассмотрения по существу заявленных требований; наличие в материалах дела протокола судебного заседания, оспариваемого лицом, участвующим в деле, в части отсутствия в нем сведений о ходатайствах или иных заявлениях, касающихся оценки доказательств.
Вместе с тем в материалах дела отсутствуют доказательства представления указанных документов в суд первой инстанции, а при представлении этих документов в суд апелляционной инстанции ответчиком не представлены доказательства, подтверждающие наличие уважительных причин непредставления документов в суд первой инстанции.
В связи с этим апелляционная коллегия отказывает в приобщении к материалам дела названных документов.
Более того, согласно дате (10.10.2019), указанной на спорном документе, он получен за пределами состоявшегося судебного акта (09.10.2019).
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и изложенные в отзыве возражения, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что между департаментом экономического развития, инвестиций, внешнеэкономической деятельности и предпринимательства Смоленской области (правопредшественник истца, далее - департамент) и ответчиком заключен договор о предоставлении субъекту малого предпринимательства субсидии на создание собственного бизнеса, на основании пункта 3.3 которого ответчик взял на себя обязательства:
- осуществлять реализацию бизнеса-проекта по виду экономической деятельности и в сроки, указанные в бизнес-проекте, обеспечить выполнение экономических показателей реализации бизнес-проекта (приложение N 1 к договору);
- в срок до 20.12.2012 представить документы, подтверждающие целевое использование средств;
- обеспечить в срок с 01.12.2012 по 31.11.2013 выполнение комплекса мероприятий, предусмотренных бизнесом-проектом, а также соблюдение экономических показателей;
- сохранить общее количество рабочих мест на период реализации бизнеса-проекта, в том числе работников, относящихся к социально-незащищенной категории граждан (инвалиды, матери, имеющие детей в возрасте до 3 лет, выпускники детских домов, а также лица, освобожденных в течение двух лет из мест принудительного заключения лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации) (при наличии);
- сохранить неизменным долевое участие учредителей, относящихся к приоритетным целевым группам (граждане, на момент регистрации зарегистрированные в качестве безработных; работники организаций, находящиеся под угрозой массового увольнения; военнослужащие, уволенные в запас; работники градообразующих предприятий монопрофильных городов и субъекты молодежного предпринимательства), на период реализации бизнес-проекта;
- в течение срока реализации бизнес-проекта предоставлять истцу отчетность один раз в год по форме, прилагаемой к договору (приложение N 2), но не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным;
- предоставлять по первому требованию истца или уполномоченного им лица в течение 3-х дней всю запрашиваемую (расчетную, финансовую, бухгалтерскую, налоговую и пр.) документацию для подтверждения показателей, указанных в отчетах ответчика о реализации бизнеса-проекта;
- в случае расторжения договора возвратить в бюджет Смоленской области полную сумму предоставленной субсидии в течение 10 рабочих дней со дня расторжения настоящего договора.
В соответствии с пунктом 7.1 договора он вступает в силу с момента подписания и действует до завершения расчетов и выполнения сторонами своих обязательств.
В пункте 8.2 договора сторонами согласовано, что он может быть расторгнут в одностороннем порядке, по соглашению сторон либо по решению суда в случае неисполнения одной из сторон обязательств по договору.
В силу пункта 8.3 договора департамент в одностороннем порядке расторгает договор, если, в частности, не представлена документация для анализа хозяйственно-финансовой деятельности получателя.
Согласно пункту 8.4 договора он считается расторгнутым по истечении 7 календарных дней с даты получения получателем письменного уведомления департамента о расторжении договора.
Подпунктом 3.3.8 пункта 3.3 договора установлена обязанность ответчика в случае расторжения договора возвратить в бюджет Смоленской области полную сумму предоставленной субсидии в течение 10 рабочих дней со дня расторжения договора.
Во исполнение пункта 3.1.1 договора департаментом 06.12.2012 на расчетный счет ответчика перечислена субсидия в размере 300 000 рублей, что подтверждается платежным поручением N 1026167.
Между тем отчетность ответчика в адрес истца не поступала, о чем свидетельствуют сведения последнего от 31.07.2019 N 2614/01-01, согласно которым в автоматизированной системе электронного документооборота 2012 - 2015 годов отсутствует информация о регистрации входящей корреспонденции в отношении ответчика.
В связи с этим истцом в адрес ответчика 12.05.2017 направлено уведомление о расторжении договора в одностороннем порядке, которое получено последним 22.05.2017, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления (л. д. 22).
Ввиду того, что денежные средства не возвращены, истец обратился в арбитражный суд с исковым заявлением.
Рассматривая спор по существу и удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются:
- из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов);
- из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации;
- из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.
В подпунктах 2 и 3 пункта 3 данной статьи сказано, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в том числе цели, условия и порядок предоставления субсидий, а также порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Следовательно, государственному органу субъекта Российской Федерации предоставлено право самостоятельно устанавливать порядок и условия предоставления субсидий за счет средств областного бюджета, а также средств, поступивших в областной бюджет из федерального бюджета на создание собственного бизнеса.
На основании положений БК РФ, в целях реализации долгосрочной областной целевой программы "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Смоленской области" на 2009 - 2012 годы, утвержденной постановлением администрации Смоленской области от 02.10.2008 N 525, постановлением администрации Смоленской области от 24.08.2009 N 496 утверждено Положение о целях и условиях предоставления и расходования субсидий на создание собственного бизнеса, предоставляемых субъектам малого предпринимательства, осуществляющим свою деятельность менее одного года, категориях субъектов малого предпринимательства, имеющих право на получение указанных субсидий (далее - Положение), в пункте 1 которого сказано, что оно определяет цели, условия и порядок предоставления субъектам малого предпринимательства субсидий на создание собственного бизнеса (далее также - субсидии) за счет средств областного бюджета, а также средств, поступивших в областной бюджет из федерального бюджета на указанные цели, категории субъектов малого предпринимательства, имеющих право на получение субсидии, а также порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В силу пункта 3 названного положения целью предоставления субсидии является возмещение субъектам малого предпринимательства расходов по регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также расходов, связанных с созданием и развитием собственного бизнеса, реализацией бизнеса-проекта.
Согласно пункту 4 Положения условиями предоставления субсидий являются: соблюдение субъектом малого предпринимательства бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах; наличие у субъекта малого предпринимательства заключенного с департаментом Смоленской области по развитию потребительского рынка и предпринимательства (уполномоченный орган) договора о предоставлении субъекту малого предпринимательства субсидии; вложение субъектом малого предпринимательства в создание и развитие собственного бизнеса, реализацию бизнеса-проекта собственных средств в размере не менее двадцати процентов от стоимости выполнения бизнеса-проекта, а также прохождение субъектом малого предпринимательства обучения предпринимательской деятельности.
Уполномоченный орган проверяет соблюдение субъектами малого предпринимательства условий предоставления субсидий, указанных в пункте 4 Положения, и составляет на каждый отчетный период сводный реестр субъектов малого предпринимательства - получателей субсидий по форме согласно приложению к настоящему положению (пункт 5.1 Положения).
В соответствии с пунктом 6 рассматриваемого положения субъект малого предпринимательства представляет в уполномоченный орган отчетность о расходовании субсидии. Форма, порядок и сроки представления указанной отчетности, а также формы контроля за целевым использованием субсидии устанавливаются уполномоченным органом.
На основании пункта 7 Положения возврат субсидии в случае нарушения условий, установленных при ее предоставлении, производится субъектами малого предпринимательства добровольно. При отказе от добровольного возврата субсидий их возврат производится в судебном порядке в соответствии с федеральным законодательством.
Сказанное свидетельствует о том, что субсидии предоставляются безвозвратно, однако возврат субсидий возможен в случае нарушения условий их предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.
Как установлено судом первой инстанции, ответчик не выполнил пункт 3.3.6 договора, что подтверждается представленными истцом сведениями от 31.07.2019 N 2614/01-01, согласно которым в автоматизированной системе электронного документооборота 2012 - 2015 годов отсутствует информация о регистрации входящей корреспонденции в отношении ответчика.
При этом ответчик в материалы дела не представил надлежащие доказательства, опровергающие представленные истцом сведения.
Кроме того, ответчик не доказал, что невозможность исполнения его обязательств по договору возникла вследствие непредвиденных обстоятельств непреодолимой силы.
Вследствие этого истец в адрес ответчика направил уведомление о расторжении договора о предоставлении субъекту малого предпринимательства субсидии на создание собственного бизнеса в одностороннем порядке (л. д. 20 - 22) и возврате спорной суммы.
При таких обстоятельствах, с учетом отсутствия в материалах дела надлежащих доказательств, свидетельствующих о добровольном возврате ответчиком в адрес истца денежных средств, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования истца.
Довод апелляционной жалобы о том, что возврат субсидии в рассматриваемом случае возможен лишь при нарушении условий ее предоставления, является несостоятельным, поскольку из буквального смысла пункта 7 Положения следует, что субсидия подлежит возврату в случае нарушения условий, установленных при ее предоставлении, т. е. нарушении условий договора.
Довод ответчика о том, что истец в ответе департаменту инвестиционного развития Смоленской области ссылается на письма от 25.07.2019 N 2665 и N 2669, в то время как запрос от департамента инвестиционного развития Смоленской области, подписанный 24.07.2019 электронной подписью Сырченковой Е.А., имеет исходящий N 2228, не принимается во внимание апелляционной коллегии.
Согласно пояснениям истца в соответствии с разделом 5 Инструкции по делопроизводству в органах исполнительной власти Смоленской области, утвержденной указом губернатора Смоленской области от 12.12.2006 N 11, в органах исполнительной власти Смоленской области регистрация поступивших документов производится службой по документационному обеспечению управления (ДОУ) в автоматизированной системе электронного документооборота. На каждый документ заводится электронная карточка, к которой присоединяется текст документа в электронном виде. В случае поступления документа на бумажном носителе электронная копия создается путем сканирования документа службой ДОУ.
Запрос департамента инвестиционного развития Смоленской области от 24.07.2019 N 2228, подписанный электронной подписью Сырченковой Е.А., имеет номер электронной карточки от 24.07.2019 N 2228, что следует из скриншота, приложенного к отзыву на апелляционную жалобу. В свою очередь на основании вышеуказанного номера электронной карточки создается номер исходящего письма.
Таким образом, ответ истца департаменту инвестиционного развития Смоленской области является допустимым доказательством по настоящему делу.
Указание ответчика на то, что он неоднократно представлял все необходимые документы истцу нарочно, подлежит отклонению в связи с недоказанностью.
Более того, как следует из материалов дела, на основании непредставления спорного документа истец расторг договор в одностороннем порядке, ответчик же, в свою очередь, уведомление от 12.05.2017 не признал недействительным. Между тем по условиям договора (пункт 3.3.8) при расторжении договора ответчик обязан возвратить полученную им субсидию в бюджет.
Доводы подателя жалобы не могут быть признаны обоснованными, так как, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся к несогласию с оценкой установленных судом обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.
Неправильного применения судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 09.10.2019 по делу N А62-7976/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.Н. Тимашкова |
Судьи |
Е.В. Мордасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-7976/2019
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: Бобылева Вера Васильевна
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ ИНВЕСТИЦИОННОГО РАЗВИТИЯ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ