город Ростов-на-Дону |
|
13 января 2020 г. |
дело N А32-39436/2019 |
Судья Ефимова О.Ю.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу публичного акционерного общества "ТНС энерго Кубань"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.10.2019 по делу N А32-39436/2019, принятое
по заявлению публичного акционерного общества "ТНС энерго Кубань"
к Государственной жилищной инспекции Краснодарского края
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "ТНС энерго Кубань" (далее - ПАО "ТНС энерго Кубань") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Государственной жилищной инспекции Краснодарского края (далее - ГЖИ КК) о признании незаконным и отмене постановления от 30.07.2019 N 001351 о привлечении ПАО "ТНС энерго Кубань" к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Принятым в порядке упрощенного производства решением от 21.10.2019 суд отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, ПАО "ТНС энерго Кубань" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что потребитель был предупрежден в установленном порядке о возможном ограничении предоставления услуги путем включения текса предупреждения в платежный документ за январь 2019 года. Заявитель также указал, что суд первой инстанции необоснованно отказал в привлечении к участию в деле ПАО "Почта России" и в переходе к рассмотрению дела по общим правилам административного производства.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, на основании приказа от 13.05.2019 N 109 Управлением ЖКХ и ТЭК администрации муниципального образования Туапсинский район проведена внеплановая выездная проверка деятельности ПАО "ТНС энерго Кубань".
Результаты проверки зафиксированы в акте от 31.05.2019 N 108.
В акте указано, что обществом "ТНС энерго Кубань" 19.03.2019 приостановлено предоставление коммунальной услуги по электроснабжению по адресу: Туапсинский район, с. Небуг, ул. Тюменская, д. 6. При этом ПАО "ТНС энерго Кубань" не представлены подтверждающие документы о предварительном вручении потребителю уведомления о приостановлении предоставления коммунальной услуги по электроснабжению, что является нарушением требований пункта 119 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В связи с выявленными нарушениями уполномоченным должностным лицом Государственной жилищной инспекции Краснодарского края в отношении ПАО "ТНС энерго Кубань" составлен протокол об административном правонарушении от 02.07.2019 N 002494 по признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.23 КоАП РФ.
Протокол составлен с участием представителя общества.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении заместителем руководителя Государственной жилищной инспекции Краснодарского края вынесено постановление от 30.07.2019 N 001351 о привлечении ПАО "ТНС энерго Кубань" к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Считая незаконным постановление о привлечении к административной ответственности, общество оспорило его в судебном порядке.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности.
В силу пункта 1 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Пунктом 2 Правил N 354 установлено, что потребителем коммунальных услуг является лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением.
Исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Пунктом 3 Правил N 354 определено, что предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальные услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг.
В соответствии с требованиями пункта 9 раздела I Приложения N 1 Правил N 354 электроснабжение должно быть бесперебойное, круглосуточное в течение года.
Согласно пункту 117 Правил N 354, исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги в порядке и сроки, которые установлены настоящими Правилами, проведения планово-профилактического ремонта и работ по обслуживанию централизованных сетей инженерно-технического обеспечения и (или) внутридомовых инженерных систем, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, - через 10 рабочих дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя.
Под неполной оплатой потребителем коммунальной услуги понимается наличие у потребителя задолженности по оплате 1 коммунальной услуги в размере, превышающем сумму 2 месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего (квартирного) прибора учета и тарифа на соответствующий вид коммунального ресурса, действующих на день ограничения предоставления коммунальной услуги, при условии отсутствия заключенного потребителем-должником с исполнителем соглашения о погашении задолженности и (или) при невыполнении потребителем-должником условий такого соглашения (пункт 118 Правил N 354).
В соответствии с пунктом 119 Правил N 354, если иное не установлено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, исполнитель в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги вправе после письменного предупреждения (уведомления) потребителя-должника ограничить или приостановить предоставление такой коммунальной услуги в следующем порядке:
- исполнитель направляет потребителю-должнику предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 20 дней со дня доставки потребителю указанного предупреждения (уведомления) предоставление ему такой коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения. Предупреждение (уведомление) доставляется потребителю путем вручения потребителю-должнику под расписку, или направления по почте заказным письмом (с уведомлением о вручении), или путем включения в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги текста соответствующего предупреждения (уведомления), или иным способом уведомления, подтверждающим факт и дату его получения потребителем, в том числе путем передачи потребителю предупреждения (уведомления) посредством сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи на пользовательское оборудование потребителя, телефонного звонка с записью разговора, сообщения электронной почты или через личный кабинет потребителя в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства либо на официальной странице исполнителя в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", передачи потребителю голосовой информации по сети фиксированной телефонной связи;
- при непогашении потребителем-должником задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока исполнитель при наличии технической возможности вводит ограничение предоставления указанной в предупреждении (уведомлении) коммунальной услуги;
- при непогашении образовавшейся задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока и при отсутствии технической возможности введения ограничения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта либо при непогашении образовавшейся задолженности по истечении 10 дней со дня введения ограничения предоставления коммунальной услуги исполнитель приостанавливает предоставление такой коммунальной услуги, за исключением отопления, а в многоквартирных домах также за исключением холодного водоснабжения.
Материалами дела об административном правонарушении, в том числе актом проверки, протоколом об административном правонарушении, подтверждается, что ПАО "ТНС энерго Кубань" 19.03.2019 приостановлено предоставление коммунальной услуги по электроснабжению по адресу: Туапсинский район, с. Небуг, ул. Тюменская, д. 6, в связи с образовавшейся задолженностью по оплате собственником помещений коммунальной услуги. При этом ПАО "ТНС энерго Кубань" не представлены подтверждающие документы о предварительном вручении потребителю уведомления о приостановлении предоставления коммунальной услуги по электроснабжению, что является нарушением требований пункта 119 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В силу ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
По смыслу этой нормы права критерии виновности юридического лица означают необходимость оценки его фактического поведения как коллективного субъекта права, располагающего иными, нежели физическое лицо возможностями и условиями для реализации требований публичного порядка.
Обществом не представлено доказательств надлежащего уведомления потребителя о возможном приостановлении подачи энергии.
Таким образом, материалами дела доказано виновное совершение обществом правонарушения по ст. 7.23 КоАП РФ.
Судом апелляционной инстанции отклоняются доводы жалобы о том, что потребитель был предупрежден в установленном порядке о возможном ограничении предоставления услуги путем включения текста предупреждения в платежный документ за январь 2019 года.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции правильно указал на отсутствие в деле доказательств уведомления потребителя о предстоящем ограничении подачи энергии и необходимости оплаты задолженности.
В качестве доказательства вручения потребителю счета на оплату, содержащего соответствующее предупреждение, в дело представлено письмо Туапсинского почтамта УФПС Краснодарского края - Филиала ФГУП "Почта России" от 28.06.2019 N 9.2.15.20.2.3-24/152, из которого следует, что платежные документы за январь 2019 года поступили в отделение почтовой связи и доставлены потребителю по адресу: с. Небуг, ул. Тюменская 6, в период с 08.02.2019 по 13.02.2019.
Таким образом, материалы дела не содержат документального доказательства своевременного получения потребителем конкретного платежного документа (за январь 2019 года), содержащего предупреждение о возможном ограничении подачи энергии в случае неоплаты задолженности.
Общество полагает, что включение предупреждения в счет на оплату является самостоятельным способом уведомления потребителя, не предполагающего предоставление дополнительных доказательств получения соответствующей информации потребителем.
Общество также указывает, что суд первой инстанции необоснованно отказал в привлечении к участию в деле ПАО "Почта России" и в переходе к рассмотрению дела по общим правилам административного производства.
Суд апелляционной инстанции отклоняет приведенные доводы общества по следующим основаниям.
Из положений пункта 119 Правил N 354 следует, что независимо от способа уведомления потребителя о необходимости погашения задолженности и возможном ограничении подачи энергии, исполнитель должен располагать доказательством, однозначно и достоверно свидетельствующем о факте и дате извещения потребителя.
Суд апелляционной инстанции полагает, что в данном случае отсутствовала необходимость в привлечении к участию в деле ПАО "Почта России" и переходе к рассмотрению дела по общим правилам административного производства.
Наличия обстоятельств, предусмотренных частью 5 статьи 227 АПК РФ, в том числе необходимости выяснения дополнительных обстоятельств или исследования дополнительных доказательств, проведения осмотра и исследования доказательств по месту их нахождения, назначения экспертизы или заслушивания свидетельских показаний, судом не установлено.
Обществом не представлено доказательств направления счета на оплату с предупреждением посредством заказного письма с уведомлением.
Из письма Туапсинского почтамта УФПС Краснодарского края - Филиала ФГУП "Почта России" от 28.06.2019 N 9.2.15.20.2.3-24/152 также не следует, что отдел связи располагает какими-либо документальными доказательствами вручения потребителю конкретной корреспонденции в спорный период.
Таким образом, необходимость в привлечении к участию в деле органа связи, как и получения свидетельских показаний работников органа связи, отсутствуют.
В силу статьи 68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
В данном случае уведомление потребителя о предстоящем ограничении подачи энергии, должно быть подтверждено письменными доказательствами, содержащими сведения о дате вручения потребителю конкретного документа - в данном случае счета на оплату за январь 2019 года.
Таких доказательств в материалы дела не представлено.
Установленная частью 4 статьи 210 АПК РФ обязанность административного органа по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, не исключает возложенной статьей 65 АПК РФ обязанности каждого участвующего в деле лица представить доказательства, подтверждающие их требования и возражения.
В материалы дела с учетом требований ст. 68 АПК РФ обществом не представлено надлежащих доказательств, опровергающих выявленные при проверке нарушения.
Как правильно указано судом первой инстанции, положения пункта 119 Правил N 354 обязывают поставщика коммунальный услуги в обязательном порядке принять меры, направленные на извещение потребителя-должника о предстоящем ограничении (приостановлении) коммунальной услуги любым доступным способом.
Целью такого извещения фактически является понуждение потребителя-должника к оплате задолженности.
Пункт 119 Правил N 354 позволяет поставщику коммунальной услуги избрать один из способов извещения потребителя-должника о предстоящем ограничении (приостановлении) коммунальной услуги с целью доведения до потребителя информации о наличии задолженности и необходимости ее погашения.
Документы, из которых бы следовал однозначный вывод о вручении потребителю уведомления о приостановлении предоставления коммунальной услуги по электроснабжению, лицами, участвующими в деле, в материалы дела не представлены.
Таким образом, обществом не доведена до потребителя-должника информация о наличии задолженности, необходимости ее погашения и возможном ограничении (приостановлении) подачи энергии.
Таким образом, материалами административного дела подтверждено наличие в действиях общества объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений административного законодательства при производстве по делу и вынесении постановления по делу об административном правонарушении судом не установлено.
Основания для признания правонарушения малозначительным отсутствуют с учетом важности охраняемых отношений и пренебрежительного отношения общества к исполнению публично-правовых обязанностей, поскольку организация не признает вину в совершении вменяемого правонарушения.
Административное наказание назначено обществу с учетом повторного совершения правонарушения в размере 10 000 рублей.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм жилищного и административного законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы. Произведя их оценку с соблюдением требований ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции принял законное решение от 21.10.2019.
Основания для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
Судом апелляционной инстанции проверено соблюдение судом первой инстанции процедуры рассмотрения дела в порядке упрощенного производства.
Судом апелляционной инстанции установлено, что дело относится к делам, подлежащим в силу ст. 227 АПК РФ рассмотрению в порядке упрощенного производства. Судом первой инстанции соблюдены сроки, установленные на основании ч. 3 ст. 228 АПК РФ в определении о принятии заявления к производству для представления доказательств и документов, содержащих объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21 октября 2019 года по делу N А32-39436/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края при наличии оснований, предусмотренных частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-39436/2019
Истец: ПАО "ТНС Энерго Кубань "
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Краснодарского края