г. Челябинск |
|
13 января 2020 г. |
Дело N А76-15098/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 января 2020 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бояршиновой Е.В.,
судей Киреева П.Н., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Е.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала", открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 16.10.2019 по делу N А76-15098/2019.
В судебном заседании приняли участие представители:
открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала" - Кузнецова А.Р. (доверенность от 24.12.2018),
открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - Агаркова Е.А. (доверенность от 11.02.2019),
Уральского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии - Подколзина Т.Г. (доверенность от 22.01.2019).
Открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала" (далее - ОАО "МРСК Урала") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Уральскому межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее - Управление, административный орган) об отмене постановления от 23.04.2019 N 13 и предписания от 11.04.2019 N 07-14/86-17-1.
Заявление принято к производству арбитражного суда, делу присвоен номер А76-15098/2019.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице Южно-Уральской дирекции по энергообеспечению - структурного подразделения Трансэнерго - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Уральскому межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии о признании незаконным и отмене постановления от 30.04.2019 N 14.
Заявление принято к производству арбитражного суда, делу присвоен номер А76-15558/2019.
Определением суда первой инстанции от 02.09.2019 указанные дела N А76-15098/2019 и N А76-15558/2019 объединены в одно производство, объединенному делу присвоен номер А76-15098/2019.
Судом первой инстанции к участию в деле качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное Государственное унитарное предприятие "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" филиала "Челябинский областной радиотелевизионный передающий центр" (далее - третье лицо, ФГУП "РТРС" филиала "Челябинский "ОРТПЦ").
Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований ОАО "МРСК Урала" и ОАО "РЖД" отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ОАО "МРСК Урала" и ОАО "РЖД" обратились с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить в части признания незаконными и отмене постановлений административного органа от 23.04.2019 N 13, от 30.04.2019 N 14, соответственно.
ОАО "МРСК Урала" в своей апелляционной жалобе указывает, что заинтересованное лицо не производило замеры в точке поставки электроэнергии. Показатели поступающей в сети ОАО "МРСК Урала" не фиксировались и не исследовались, доказательство того, что на входе в электрические сети общества электрическая энергия была надлежащего качества не представлено. ОАО "МРСК Урала" в апелляционной жалобе отменить постановление административного органа от 23.04.2019 N 13 о привлечении к административной ответственности ОАО "МРСК "Урала" по части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В обоснование доводов апелляционной жалобы ОАО "РЖД" указывает на неверный выбор административным органом точки (пункта) контроля электроэнергии. В ходе контроля административным органом не исследовался вопрос об исправности трансформатора ТГМ/25/6/04, а также исправности устройства ПБВ трансформатора. Результаты испытаний получены с нарушением требований ГОСТ 33073-2014, следовательно, не могут приниматься. В заключении эксперта о причинах отклонения напряжения от номинальных значений не установлены конкретные причины, а описаны возможные причины. Отмечает, что проверка проводилась в отношении ОАО "МРСК Урала", а не в отношении ОАО "РЖД". ОАО "РЖД" не имеет прямых договорных отношений с потребителем. Электроснабжение осуществляется не от электросетевых объектов ОАО "РЖД", а через электросетевые объекты ОАО "РЖД".
В представленном отзыве административный орган ссылался на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционных жалоб.
Как следует из материалов дела, в административный орган поступило обращение ФГУП "РТРС" филиала "Челябинский "ОРТПЦ" от 06.02.2019 N 23.
Из указанного обращения следует, что между ОАО "МРСК Урала" (Гарантирующий поставщик) и ФГУП "РТРС" (Потребитель) заключен договор энергоснабжения N 1000 от 25.07.2018 по условиям которого ОАО "МРСК Урала" обязуется осуществлять продажу электрической энергии и обеспечивать поддержание сетевой организацией на границе балансовой принадлежности электросети и эксплуатационной ответственности показатели качества электрической энергии (ПКЭ) и мощности. Системой внутреннего мониторинга РТРС-Zabbix в январе 2018 в точке поставки - РТС Бердяуш были зафиксированы постоянные отклонения уровня питающего напряжения относительно допустимого порога фазного напряжения - 253В.
Между ФГУП "РТРС" филиал "Челябинский ОРТПЦ (Заявитель) и ОАО "РЖД" (Сетевая организация) заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям N 169/ЭЧ-З от 23.04.2012. Технические условия на технологическое присоединение к электрическим сетям (ТУ) N ЭТ-464 от 091.02.2012 являются неотъемлемой частью договора.
ОАО "МРСК Урала" (Заказчик) и ОАО "РЖД" (Исполнитель) заключен договор N 2011-ТСО-008 оказания услуг по передаче электрической энергии и мощности от 10.02.2011.
В соответствии с настоящим Договором: Исполнитель обязуется оказывать услуги Заказчику по передаче электрической энергии и мощности от точек приема и до точек (поставки) (подпункт 2.1 Договора).
Исполнитель обязуется обеспечивать передачу принятой в свою сеть электрической энергии и мощности от точек приема до точек поставки в соответствии с согласованными параметрами надежности и с учетом технологических характеристик энергопринимающих устройств (подпункт 3.5.7 Договора).
Исполнитель обязуется обеспечить проведение и обработку замеров потокораспределения нагрузок и уровней напряжения в электрических сетях Исполнителя 2 раза в год, в третью среду июня и декабря или по отдельному запросу Заказчика, Заказчик обязуется направлять Исполнителю в пятидневньй срок копии поступающих Заказчику претензий, жалоб и заявлений по вопросам надежности и качества снабжения электрической энергией (п. п. 3.3.3 Договора);
Заказчик обязуется обеспечить подачу тока в точки приема Исполнителя электрической энергии и мощности, по качеству и параметрам соответствующей техническим регламентам и иным обязательным требованиям, в том числе ГОСТ 13109-97, в пределах границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности Заказчика (подпункт 3.3.6 Договора).
ФГУП "РТРС" филиала "Челябинский "ОРТПЦ" в адрес ОАО "МРСК Урала" и ОАО "РЖД" неоднократно направлялись письма с просьбой привести параметры качества электроэнергии в точке поставки, согласно ГОСТ 32144-2013, однако официального ответа в адрес ФГУП "РТРС" филиал "Челябинский ОРТПЦ" не поступило и уровень напряжения остался без изменения, завышенным.
Отклонения параметров качества поставляемой электроэнергии приводит к отказам и снижению сроков службы дорогостоящего передающего оборудования, установленного в соответствии с Федеральной целевой программой "Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009 - 2018 годы", а также прекращению программ цифрового и аналогового телевидения.
В связи с поступлением в административный орган обращения ФГУП "РТРС" филиала Челябинский "ОРТПЦ" о возникновении угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде при электроснабжении Малая радиотелевизионная станция (МРТС) п. Бердяуш Саткинского района Челябинской области, согласно подпункту "а" пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" проведена внеплановая выездная проверка в отношении ОАО "МРСК-Урала" - филиал "Челябэнерго" - ПО "Златоустовские электрические сети" на предмет соблюдения требований Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании". Данная внеплановая выездная проверка согласована с заместителем прокурора Челябинской области (решение от 20.03.2019 года N 07/3-30-60-2019).
В рамках проверки административным органом проведены испытания электрической энергии в контрольных точках, проверкой установлены нарушения 4.2.2 ГОСТ 32144-2013 по отрицательному и положительному отклонению напряжения электропитания.
По полученным результатам испытаний электрической энергии в контрольных точках по адресу: Челябинская область, Саткинский, п. Бердяуш, КТП-6/0,4 кВ N 251 шины 0,4 кВ центр питания: ЭЧЭ-11 ВЛ 6 кВ фидер 8 "Клуб"; Челябинская область, Саткинский район, п. Бердяуш, на ВРУ-0,4 кВ на МРТС центр питания: КТП-6/0,4 кВ N 251 установлено превышение допустимых значений установленных п. 4.2.2 ГОСТ 32144-2013 по отрицательному и положительному отклонению напряжения электропитания в точке передачи электрической энергии от номинального значения (фактические значения напряжения превышают допустимые значения).
В соответствии с заключениями N N 1, 2 от 08.04.2019 ФБУ "Тюменский ЦСМ" по результатам измерений в пунктах контроля было установлено отклонение уровня напряжения электрической энергии от допустимых значений норм безопасности и качества. Отклонение напряжения от допустимых значений показателей безопасности и качества электрической энергии может вызвать следующие негативные явления: угрозу для жизни и здоровья людей и животных, повышенный расход электрической энергии; преждевременный износ и выход из строя электрических приборов и другой техники, подключенной к электрической сети, повышение пожароопасности; снижение уровня электробезопасности.
По результатам проверки в отношении ОАО "МРСК Урала" составлен акт проверки от 11.04.2019 N 17, где зафиксированы выявленные нарушения (л.д. 61-67 т. 1).
В результате выявленных нарушений в отношении ОАО "МРСК Урала" должностным лицом административного органа составлен протокол об административном правонарушении от 15.04.2019 N 07-14/86-173ЮЛ по части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) (л.д. 23-26 т. 1).
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении, возбужденного указанным протоколом, в отношении ОАО "МРСК Урала" по части по части 2 статьи 14.43 вынесено постановление от 23.04.2019 N 13, которым ОАО "МРСК Урала" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ, а также наложен административный штраф в размере 300 000 рублей.
Также по результатам вышеуказанной проверки должностным лицом административного органа в отношении ОАО "РЖД" составлен протокол об административном правонарушении от 16.04.2019 N 07-14/86-17-4ЮЛ по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ (л.д. 28-32 т. 3).
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении, возбужденного указанным протоколом, в отношении ОАО "РЖД" по части 2 статьи 14.43 вынесено постановление от 30.04.2019 N 14, которым ОАО "РЖД" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ, а также наложен административный штраф в размере 300 000 рублей.
ОАО "МРСК Урала", ОАО "РЖД" посчитав, что вынесенные постановления о привлечении к административной ответственности, а также предписание являются незаконными, обратились в арбитражный суд с настоящими заявлениями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований ОАО "МРСК Урала", ОАО "РЖД" в части признания предписаний незаконными и их отмене, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действия ОАО "МРСК Урала", ОАО "РЖД" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В силу части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2014 года N 294 "О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии" на Госстандарт возложены полномочия на осуществление контроля и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и технических регламентов и государственного метрологического надзора.
Разделом III Положения об Уральском межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 5 августа 2010 г. N 2922, закреплены полномочия территориального органа.
Управление осуществляет, в том числе, мероприятия по государственному метрологическому надзору, государственному контролю и надзору за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, технических регламентов и иных нормативных правовых актов.
Таким образом, оспариваемые постановления о привлечении к административной ответственности вынесены уполномоченным органом.
Частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Исходя из данной нормы, административное правонарушение характеризуется такими обязательными признаками, как противоправность и виновность.
В силу статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит наличие события административного правонарушения и вина лица в его совершении.
Частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 КоАП РФ.
Частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
Объектом административного правонарушения, установленного в части 2 статьи 14.43 КоАП РФ, являются правоотношения, связанные с соблюдением требований технических регламентов.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения заключается в совершении действий (бездействия), нарушающих установленные требования технических регламентов или обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам реализации, либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям. При этом в качестве квалифицирующего признака правонарушения предусмотрены негативные последствия, перечисленные в части 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Субъектом правонарушения является изготовитель, исполнитель, продавец.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон N 35-ФЗ), настоящий Закон устанавливает правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии.
Статьей 3 Федерального закона N 35-ФЗ субъекты электроэнергетики определены как лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство электрической, тепловой энергии и мощности, приобретение и продажу электрической энергии и мощности, энергоснабжение потребителей, оказание услуг по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, сбыт электрической энергии (мощности), организацию купли-продажи электрической энергии и мощности.
В силу части 1 статьи 6 Федерального закона N 35-ФЗ, одним из общих принципов организации экономических отношений и основой государственной политики в сфере электроэнергетики является обеспечение бесперебойного и надежного функционирования электроэнергетики в целях удовлетворения спроса на электрическую энергию потребителей, обеспечивающих надлежащее исполнение своих обязательств перед субъектами электроэнергетики.
В силу пункта 1 статьи 38 Федерального закона N 35-ФЗ субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
При этом частью 1 статьи 542 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что качество подаваемой электроэнергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения.
Согласно пункту 30 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения), если энергопринимающее устройство потребителя технологически присоединено к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации опосредованно через энергопринимающие устройства, объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства лиц, не оказывающих услуги по передаче, то гарантирующий поставщик и сетевая организация несут ответственность перед потребителем за надежность снабжения его электрической энергией и ее качество в пределах границ балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства сетевой организации. Наличие оснований и размер ответственности гарантирующего поставщика перед потребителем определяются в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации об электроэнергетике.
Техническое регулирование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ).
Согласно статье 1 Федерального закона N 184-ФЗ, настоящий закон регулирует отношения, возникающие при: разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям (далее - продукция), или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
Статья 2 Федерального закона N 184-ФЗ устанавливает понятие технического регулирования, как правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.
В соответствии с частью 1 статьи 46 Федерального закона N 184-ФЗ требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные государственными стандартами, подлежат обязательному исполнению всеми органами управления и субъектами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей; обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
На основании данных требований Федерального закона N 184-ФЗ на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети интернет (gost.ru) опубликована информация, согласно которой нормативным документом, устанавливающим обязательные требования к показателям качества и безопасности электрической энергии, и на предмет соответствия которым проводится обязательная сертификация указанной продукции, является межгосударственный стандарт ГОСТ 32144-2013 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения".
В соответствии с требованиями пункта 4.2.2 ГОСТ 32144-2013 положительные и отрицательные отклонения напряжения в точке передачи электрической энергии не должны превышать 10% номинального или согласованного значения напряжения в течение 100% времени интервала в одну неделю, т.е. не должны превышать 220 В +/- 10% (198 В - 242 В).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 15 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, при исполнении договора сетевая организация обязана: обеспечить передачу электрической энергии в точке присоединения энергопринимающих устройств потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор) к электрической сети, качество и параметры которой должны соответствовать техническим регламентам с соблюдением величин аварийной и технологической брони.
В рамках договора купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) гарантирующий поставщик несет перед потребителем (покупателем) ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору, в том числе за действия лиц, привлеченных им (ею) для оказания услуг, которые являются неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям. За неоказание или ненадлежащее оказание услуг по передаче электрической энергии ответственность перед потребителем (покупателем) несет оказывающая такие услуги сетевая организация (пункт 30 Постановления N 442).
В ходе проверки Управлением установлено, что ОАО "МРСК-Урала"- филиал "Челябэнерго" имеет сертификат соответствия на электрическую энергию, поставляемую из электрических сетей N РОСС К.ГГ.АА55.В000168 срок действия с 20.10.2017 по 19.10.2020, выданный органом по сертификации ООО "ЭНЕРГОГАРАНТ" (аттестат аккредитации N КА.Ш21 АР56).
Сторонами не оспаривается то обстоятельство, что на основании Приказа N 497 от 25.06.2018 ОАО "МРСК Урала" присвоен статус гарантирующего поставщика в отношении зоны деятельности ПАО "Челябэнергосбыт" согласно приложению к приказу Минэнерго России от 25.06.2018.
Между ОАО "МРСК-Урала" (Гарантирующий поставщик) и ФГУП "РТРС" филиала "Челябинский "ОРТПЦ" (Потребитель) заключен договор энергоснабжения N 1000 от 25.07.2018, в соответствии с которым Гарантирующий поставщик обязуется:
- осуществлять продажу электрической энергии самостоятельно или через привлеченных третьих лиц (Сетевые организации) (п. п. 1.1. Договора);
- обязуется осуществлять продажу энергии (мощности) Потребителю в точке поставки, а также урегулировать для надлежащего исполнения договора отношения, связанные с передачей электрической энергии Потребителю, путем заключения договора оказания услуг по передаче электроэнергии с Сетевой организацией (п. п. 2.1.1 Договора);
- обязуется обеспечивать поддержание Сетевой организацией на границе балансовой принадлежности электросети и эксплуатационной ответственности между Потребителем и Сетевой организацией показателей качества электрической энергии и мощности, соответствующих обязательным требованиям, установленным действующим законодательством РФ (п. п. 2.1.4 Договора).
Материалами дела также установлено, что электроснабжение ФГУП "РТРС" филиала "Челябинский "ОРТПЦ" Малая радиотелевизионная станция (МРТС) Бердяуш, Саткинского района Челябинской области осуществляется от электросетевых объектов, находящихся во владении ОАО "РЖД". Территориальной сетевой организацией, осуществляющей эксплуатацию объектов электросетевого хозяйства пос. Бердяуш, Саткинского района Челябинской области является ОАО "РЖД".
Между ФГУП "РТРС" филиал "Челябинский ОРТПЦ и ОАО "РЖД" (Сетевая организация) заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям N 169/ЭЧ-З от 23.04.2012 Технические условия на технологическое присоединение к электрическим сетям (далее - ТУ) N ЭТ-464 от 091.02.2012 являются неотъемлемой частью договора.
Согласно п. 14.2 ТУ монтаж ВЛ-6 кВ от опоры ВЛ-6 кВ ф.8 "Клуб" до КТП ФГУП "РТРС" филиал "Челябинский ОРТПЦ. ВЛ-6 кВ ф. 8 "Клуб" выполнен на ж/б опорах проводом типа СИП, сечением по расчету. Выбор и согласование в установленном порядке трассы отпайки от ВЛ-6 кВ ф.8 "Клуб" до места установки КТП. Установку КТП с разъединителем и комплектом ОПН-6 с трансформатором по расчету, напряжением 6/0,4 кВ. В соответствии с п. 14.2 ТУ установлен трансформатор ТМГ-25/6/0,4 заводской N 1410305, изготовлен и принят в соответствии с требованиями ТУ РБ 100211261.015-2001, действующей технической документацией и признан годным для эксплуатации. Дата выпуска 16.07.2013. Срок службы трансформатора - 25 лет.
Электроснабжение ФГУП "РТРС" филиал "Челябинский ОРТПЦ МРТС по адресу Саткинский район, п. Бердяуш осуществляется по уровню напряжения 0,4 кВ от ВЛ-0,4 кВ распределительное устройство РУ- 6 кВ фид. 8 "Клуб", ПС "Бердяуш тяга" 110/35/6 кВ. ПС "Бердяуш тяга" 110/35/6 кВ, РУ- 6 кВ фид. 8 "Клуб", ВЛ-0,4 кВ принадлежат ОАО "РЖД".
В соответствии с актом разграничения балансовой принадлежности электрических сетей (электроустановок) и эксплуатационной ответственности б/н от 24.03.2014 г. между (Сетевая организация) ОАО "РЖД" (ЭЧ-3) и (Потребитель) ФГУП "РТРС" филиал "Челябинский ОРТПЦ" по адресу Челябинская область, Саткинский район, п. Бердяуш источником питания является ЭЧЭ-11, ВЛ 6 кВ Фид. 8 "Клуб", граница балансовой принадлежности: по контактам проводов отпаечной В Л 6 кВ с проводами ВЛ 6 кВ Фид. 8 "Клуб" на опоре N 80. ЭЧЭ-11, ВЛ 6 кВ Фид. 8 "Клуб" находятся на балансе ОАО "РЖД" (ЭЧ-3). Отпаечная ВЛ 6 кВ от опоры N 80 и устройства электроснабжения МРТС находятся на балансе потребителя.
Граница эксплуатационной ответственности: за состояние ЭЧЭ-11, В Л 6 кВ Фид. 8 "Клуб" и контакт проводов отпайки с проводами основной линии несет ответственность персонал ОАО "РЖД" (ЭЧ-3). За состояние отпаечной ВЛ 6 кВ и устройства электроснабжения ФГУП "РТРС" филиал "Челябинский ОРТПЦ" МРТС, присоединенных к отпайке несет ответственность потребитель.
Согласованное напряжение на границе балансовой принадлежности 6 кВ +/-10%.
Управлением при проведении проверки установлено, что между ОАО "МРСК Урала" (Заказчик) и ОАО "РЖД" (Исполнитель) заключен договор N 2011-ТСО-008 оказания услуг по передаче электрической энергии и мощности от 10.02.2011, в соответствии с которым Исполнитель обязуется оказывать услуги Заказчику по передаче электрической энергии и мощности от точек приема и до точек (поставки) (подпункт 2.1. договора); обязуется обеспечивать передачу принятой в свою сеть электрической энергии и мощности от точек приема до точек поставки в соответствии с согласованными параметрами надежности и с учетом технологических характеристик энергопринимающих устройств (подпункт 3.5.7. Договора); обязуется обеспечить проведение и обработку замеров потокораспределения нагрузок и уровней напряжения в электрических сетях Исполнителя 2 раза в год, в третью среду июня и декабря или по отдельному запросу Заказчика- Заказчик обязуется направлять Исполнителю в пятидневный срок копии поступающих Заказчику претензий, жалоб и заявлений по вопросам надежности и качества снабжения электрической энергией (п. п. 3.3.3 Договора).
При этом Заказчик по указанному договору обязуется обеспечить подачу тока в точки приема Исполнителя электрической энергии и мощности, по качеству и параметрам соответствующей техническим регламентам и иным обязательным требованиям, в т.ч. ГОСТ 13109-97, в пределах границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности Заказчика (п. п. 3.3.6. Договора).
При проведении проверки, ОАО "МРСК Урала" был представлен акт разграничения границ балансовой принадлежности и акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон между ОАО "МРСК Урала" (Сетевая организация) и ОАО "РЖД" (Заявитель) N 18-9037/4-Б, N 18-9037/4-Э от 25.06.2015.
Электроустановки сторон, находятся по адресу: ПС Бердяуш тяга 110/35/6 (ввод N 2); Челябинская область, Саткинский район, ж/д ст. Бердяуш (п. 1 Акта N 18-9037/4-Б).
В соответствии с актами разграничения границ балансовой принадлежности N 18-9037/4-Б от 25.06.2015 и эксплуатационной ответственности N 18-9037/4-Э от 25.06.2015 граница балансовой и эксплуатационной принадлежности между ОАО "МРСК Урала" и ОАО "РЖД" установлены в месте выхода провода из зажима натяжной гирлянды изоляторов на линейном портале ПС Бердяуш тяга 110/35/6 в сторону Отпайки ПО Бердяуш тяга-2 от ВЛ 110 Боровая-Единовер тяга. (п.3 Акта N 18-9037/4-Б) При этом, ответственность за состояние натяжных гирлянд, натяжных и заземляющих зажимов на линейном портале несет Бердяушская дистанция электроснабжения Южно-Уральской дирекции инфраструктуры структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД", а за состояние Отпайки ПО Бердяш тяга-2 от ВЛ ПО Боровая-Единовер тяга несет ПО ЗЭС филиала ОАО "МРСК Урала" -"Челябэнерго". (п. 3 Акта N 18-9037/4-Э).
Помимо указанного, в соответствии с подпунктом 4.1. акта N 18-9037/4- от 25.06.2015 "Сетевая организация" обязуется поддерживать на границах эксплуатационной ответственности показатели качества электроэнергии в соответствии с действующим ГОСТ в области норм качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения.
Согласованное напряжение на границе балансовой принадлежности ПО кВ +/-10%.
Управлением, с целью проведения проверки, были выбраны пункты контроля для определения показателей качества электрической энергии.
В точках передачи электрической энергии в 250 метрах от границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности ОАО "РЖД" и Потребителей:
1. на КТП-6/0,4 кВ N 251 шины 0,4 кВ центр питания: ЭЧЭ-11 ВЛ 6 кВ фидер 8 "Клуб" (Челябинская область, Саткинский район, п. Бердяуш);
2. на ВРУ-0,4 кВ на МРТС центр питания: КТП-6/0,4 кВ N 251 (Челябинская область, Саткинский район, п. Бердяуш).
Установка и снятие приборов для измерений показателей качества электрической энергии, а также обработка результатов измерений проводилась сотрудниками испытательной лаборатории по контролю качества электрической энергии Федерального бюджетного учреждения "Государственный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе - Югра, Ямало-Ненецком автономном округе" (ФБУ "Тюменский ЦСМ"). Аттестат аккредитации N РОСС.КХ1.0001.21СО02 от 11.08.2014, выданный Федеральной службой по аккредитации (Росаккредитация).
По полученным результатам испытаний электрической энергии в контрольных точках по адресу: Челябинская область, Саткинский, п. Бердяуш, КТП-6/0,4 кВ N 251 шины 0,4 кВ центр питания: ЭЧЭ-11 ВЛ 6 кВ фидер 8 "Клуб"; Челябинская область, Саткинский район, п. Бердяуш, на ВРУ-0,4 кВ на МРТС центр питания: КТП-6/0,4 кВ N 251 установлено превышение допустимых значений установленных п. 4.2.2 ГОСТ 32144-2013 по отрицательному и положительному отклонению напряжения электропитания в точке передачи электрической энергии от номинального значения (фактические значения напряжения превышают допустимые значения).
В соответствии с заключениями N N 1, 2 от 08.04.2019 ФБУ "Тюменский ЦСМ" по результатам измерений в пунктах контроля было установлено отклонение уровня напряжения электрической энергии от допустимых значений норм безопасности и качества. Отклонение напряжения от допустимых значений показателей безопасности и качества электрической энергии может вызвать следующие негативные явления: угрозу для жизни и здоровья людей и животных, повышенный расход электрической энергии; преждевременный износ и выход из строя электрических приборов и другой техники, подключенной к электрической сети, повышение пожароопасности; снижение уровня электробезопасности.
Таким образом, установлено, что осуществляется передача по распределительным сетям электрической энергии потребителям с отрицательным и положительным отклонением напряжения электропитания более 10%, что является нарушением обязательных требований подпункта 4.2.2 ГОСТ 32144-2013, пункта 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" в части соблюдения подлежащих обязательному исполнению требований.
Следовательно, установлено событие административного правонарушения как в действиях ОАО "МРСК "Урала", так и в действиях ОАО "РЖД", ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Доводы апелляционных жалоб о неверном выборе заинтересованным лицом точки (пункта) контроля подлежит отклонению.
Согласно пункту 5.1.2.3 ГОСТ 33073-2014 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Контроль и мониторинг качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения" при невозможности организации контроля КЭ в точке передачи ЭЭ данному пользователю электрической сети контроль КЭ проводят в ближайшей к ней доступной точке электрической сети, в которой возможно подключение СИ. При определении допускаемых граничных значений положительного и отрицательного отклонений напряжения в данной точке учитывают потери напряжения на участке линии от ПК до точки передачи ЭЭ в режимах наименьших и наибольших нагрузок ЦП в соответствии с часами пиковой нагрузки, определенной системным оператором или измеренными графиками нагрузки.
Пунктом 5.1.8 данного ГОСТ предусмотрено, что при проведении государственного надзора органы государственного контроля (надзора) выбирают пункты контроля качества электрической энергии в точках передачи ЭЭ по своему усмотрению.
Согласно пункту 144 Постановления Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" Приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка - потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности (далее - смежные субъекты розничного рынка), а также в иных местах, определяемых в соответствии с настоящим разделом с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета. При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки. При этом по соглашению между смежными субъектами розничного рынка прибор учета, подлежащий использованию для определения объемов потребления (производства, передачи) электрической энергии одного субъекта, может быть установлен в границах объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) другого смежного субъекта.
С учетом территориального нахождения точки поставки электрической энергии на территории ОАО "РЖД" (на опоре N 80 ВЛ-б кВ "Клуб" фидер N 8 от ПС 110/35/6 кВ Бердяуш-тяга) и отказом ОАО "РЖД" допустить на свою территорию административный орган с целью подключения средств изменения Управлением правомерно произведены замеры в соответствии с пунктом 5.1.2.3 ГОСТ 33073-2014 - в контрольной точке по адресу: Челябинская область, Саткинский район, п. Бердяуш, КТП-6/0 кВ N 251 шины 0,4 кВ.
Довод ОАО "МРСК Урала" об отсутствии границы балансовой принадлежности ОАО "МРСК Урала" с третьим лицом не имеет правового значения, поскольку согласно условиям договора N 1000 от 25.07.2018 ОАО "МРСК-Урала" является для ФГУП "РТРС" филиал "Челябинский ОРТПЦ" гарантирующим поставщиком и обязано осуществлять продажу Потребителю и поддержание показателей качества электрической энергии и мощности, соответствующих требованиям техническим регламентам и иным обязательным требованиям, установленным действующим законодательством РФ (пункт 2).
Также из договора следует, что Гарантирующий поставщик обязуется: осуществлять продажу электрической энергии самостоятельно или через привлеченных третьих лиц (Сетевые организации); урегулировать для надлежащего исполнения договора отношения, связанные с передачей электрической энергии Потребителю, путем заключения договора оказания услуг по передаче электроэнергии с Сетевой организацией; обеспечивать поддержание Сетевой организацией на границе балансовой принадлежности электросети и эксплуатационной ответственности между Потребителем и Сетевой организацией показателей качества электрической энергии и мощности, соответствующих обязательным требованиям, установленным действующим законодательством РФ.
Исходя из условий данного договора ОАО "МРСК-Урала" несет ответственность перед ФГУП "РТРС" филиала "Челябинский "ОРТПЦ" за показатели норм безопасности и качества при передаче электрической энергии.
Доводы ОАО "РЖД" об отсутствии проведения проверки в отношении данного юридического лица, что свидетельствует об отсутствии оснований для составления протокола и вынесения постановления об административном правонарушении отклоняются коллегией судей.
В рассматриваемом случае поводом для возбуждения дела об административном правонарушении послужило непосредственное обнаружение должностным лицом Управления, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения (пункт 1 часть 1 статьи 28.1 КоАП РФ). Все доказательства по делу получены в рамках осуществления законной процедуры.
Поскольку общественно опасным признается не только реальный вред (фактически наступившие негативные последствия в окружающей действительности: имущественный ущерб, вред здоровью или жизни людей), но и создание одной лишь реальной угрозы причинения такого вреда, в указанном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям выражается, прежде всего, в пренебрежительном отношении ОАО "РЖД" (исполнитель) и ОАО "МРСК "Урала" (гарантирующий поставщик) к своим обязанностям, предусмотренным заключенными договорами в соответствии с действующим законодательством, так и требований ГОСТ 33073-2014 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Контроль и мониторинг качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения". Несоблюдение указанных требований создает для жизни и здоровья людей и животных, повышенный расход электрической энергии; преждевременный износ и выход из строя электрических приборов и другой техники, подключенной к электрической сети, повышение пожароопасности; снижение уровня электробезопасности.
При таких обстоятельствах, апелляционная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о наличии в действиях ОАО "РЖД" и ОАО "МРСК "Урала" объективной стороны правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ, что отражено в оспариваемых постановлениях.
Частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых этим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательства того, что ОАО "РЖД", ОАО "МРСК Урала" предприняты все зависящие от него меры по соблюдению норм законодательства, за нарушение которых частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, а также объективной невозможности исполнения заявителями вышеуказанных требований, материалы дела не содержат.
Доказательств невозможности соблюдения требований действующего законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела обществом не представлена.
Доказательств принятия ОАО "РЖД", ОАО "МРСК Урала" всех зависящих от них мер для недопущения выявленных нарушений требований ГОСТ в материалы дела не представлено, а потому следует признать подтвержденной вину ОАО "РЖД", ОАО "МРСК Урала" в совершении вмененных им правонарушениях.
Вопрос о наличии вины заявителя в совершении административного правонарушения исследован административным органом в ходе производства по делу об административном правонарушении, что отражено в оспариваемых постановлениях.
Исходя из установленных обстоятельств по делу и отсутствия доказательств, подтверждающих принятие обществом всех необходимых мер по недопущению нарушений, вина общества является доказанной.
Нарушений административного законодательства при производстве по делу об административном правонарушении судом не установлено, равно, как и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.
В этой связи наличие в действиях ОАО "РЖД", ОАО "МРСК Урала" состава административного правонарушения, предусмотренного части 2 статьи 14.43 КоАП РФ, подтверждено.
Обстоятельств, исключающих привлечение общества к ответственности, исследованием материалов дела не установлено.
Привлечение к ответственности состоялось в пределах установленного законом срока давности.
Существенных процессуальных нарушений процедуры привлечения к административной ответственности не допущено.
Оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ суд первой инстанции не усмотрел.
Оснований для замены ОАО "РЖД" и ОАО "МРСК Урала" назначенных административных наказаний в виде штрафов на предупреждения в соответствии со статьями 3.4, 4.1.1 КоАП РФ суд первой инстанции не установил.
Административное наказание назначено ОАО "РЖД" и ОАО "МРСК Урала" в соответствии с положениями части 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Таким образом, судом первой инстанции при рассмотрении спора правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности, и сделаны правильные выводы по делу.
В целом доводы апелляционных жалоб повторяют позиции заявителей по делу, не опровергают выводов суда первой инстанции, направлены на переоценку уже исследованных и оцененных судом обстоятельств и материалов дела, не являются основанием для отмены состоявшегося судебного акта.
Поскольку доводы апелляционных жалоб выражают несогласие с судебным актом, но не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции в обжалуемой части подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
На основании части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, абзаца второго пункта 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие КоАП РФ" федеральным законом не предусмотрено взимание государственной пошлины за рассмотрение арбитражным судом дел о оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, потому ОАО "МРСК Урала" из федерального бюджета подлежит возврату излишне уплаченная платежным поручением от 22.10.2019 N 48496 государственная пошлина в размере 3 000 рублей.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 16.10.2019 по делу N А76-15098/2019 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционные жалобы открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала", открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала" из федерального бюджета излишне уплаченную платежным поручением от 22.10.2019 N 48496 государственную пошлину в размере 3 000 рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Бояршинова |
Судьи |
П.Н. Киреев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-15098/2019
Истец: ОАО "МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ УРАЛА", ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: Отдел государственного надзора по Челябинской области УМТУ Росстандарта, УМТУ Росстандарт, УРАЛЬСКОЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ
Третье лицо: ОАО "МРСК - Урала" - филиал "Челябэнерго", ОАО "РЖД", ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" филиала "Челябинский областной радиотелевизионный передающий центр"