г. Самара |
|
14 января 2020 г. |
Дело N А55-27144/2019 |
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Сергеевой Н.В., рассмотрев единолично без проведения судебного заседания и без извещения сторон по имеющимся в деле доказательствам апелляционную Государственного учреждения - Самарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 10 на решение Арбитражного суда Самарской области от 18 октября 2019 г. (резолютивная часть), решение суда.
В полном объеме изготовлено 20 ноября 2019 г.
по делу N А55-27144/2019 (судья Мешкова О.В.), принятое в порядке упрощенного производства, по заявлению Государственного учреждения - Самарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 10 к обществу с ограниченной ответственностью "ТеплоПромСтрой" о взыскании доначисленных страховых взносов к размере 63 005,85 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Самарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Филиала N 10 (далее - фонд) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением, в котором просит взыскать с ООО "ТеплоПромСтрой" доначисленные страховые взносы в размере 63005 рубля 85 коп., полученные в результате необоснованно установленной скидки к страховому тарифу.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 30.08.2019 заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии со статьями 226, 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам, предусмотренным главой 29 АПК РФ.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 20 ноября 2019 г. (резолютивная часть решения объявлена 18 октября 2019 г.) 2019 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе фонд просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, признать незаконным и отменить постановление N 625 по делу об административном правонарушении от 24.06.2019 г.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает, что поскольку текущие страховые взносы за апрель 2015 г. произведены несвоевременно, право на скидку к страховому тарифу у организации отсутствовало.
От ООО "ТеплоПромСтрой" поступил отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен к материалам дела.
На основании части 1 статьи 272.1 АПК РФ, пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи по имеющимся в деле доказательствам.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 23.10.2015 общество с ограниченной ответственностью "ТеплоПромСтрой" (ИНН 6322042158) обратилось в Филиал N 10 Государственного учреждения - Самарского регионального отделения Фонда социального страхования РФ с заявлением об установлении скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2016 год.
Приказом Филиала N 10 Государственного учреждения - Самарского регионального отделения Фонда социального страхования РФ от 06.11.2015 г. N 3673-В страхователю ООО "ТеплоПромСтрой" была предоставлена скидка к страховому тарифу в размере 24% на 2016 год.
При проведении контрольных мероприятий, плановой ревизии вышестоящим органом - Самарским региональным отделением Фонда социального страхования РФ, был установлен факт несвоевременной оплаты текущих страховых взносов на дату обращения страхователя ООО "ТеплоПромСтрой" (ИНН 6322042158) с заявлением о предоставлении скидки к страховому тарифу.
Приказом Филиала N 10 Государственного учреждения - Самарского регионального отделения Фонда социального страхования РФ от 26.09.2018 N 2211 был отменен приказ Филиала N 10 Государственного учреждения - Самарского регионального отделения Фонда социального страхования РФ от 06.11.2015 г. N 3673-В.
Как указал заявитель, несвоевременная уплата страховых взносов была допущена страхователем в апреле 2015 г. Образовавшаяся недоимка в размере 0,01 руб. была оплачена только 10.07.2015 г. Согласно позиции фонда, так как текущие страховые взносы за апрель 2015 г. произведены несвоевременно, право на скидку к страховому тарифу у организации отсутствовало. При наличии указанных обстоятельств, которые не были учтены своевременно, скидка к страховому тарифу установлена неправомерно. Таким образом, по мнению фонда, вынесенный приказ от 06.11.2015 г. N 3673-В об установлении скидки к страховому тарифу подлежал отмене, что является основанием для доначисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве за 2016 г. в сумме 63005,85 руб.
Фондом в адрес ответчика была направлена соответствующая претензия 28.05.2019 г. исх. N 07-11/05-1504 о добровольном возмещении в бюджет Фонда социального страхования РФ суммы необоснованно установленной скидки в размере 63005,86 рублей. В связи с тем, что обществом не была добровольно удовлетворена претензия фонда, последний обратился в арбитражный суд с рассматриваемым исковым заявлением.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Согласно статьям 1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" названный закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний как вида социального страхования. В силу положений статьи 5 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" общество является плательщиком страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В соответствии со статьей 20.1. Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг, договора авторского заказа, если в соответствии с указанными договорами заказчик обязан уплачивать страховщику страховые взносы. База для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 настоящего Федерального закона. Страховые тарифы, дифференцированные по классам профессионального риска, устанавливаются федеральным законом (статья 21 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний).
В соответствии с п.1 ч.1 ст.18 Федеральною закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производите и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) страховщик (фонд) вправе устанавливать страхователям в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, надбавки и скидки к страховому тарифу.
Согласно п.1 ст.22 Закона N 125-ФЗ взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком.
Размер указанной скидки или надбавки рассчитывается по итогам работы страхователя за три года и устанавливается страхователю с учетом состояния охраны труда (включая результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров) и расходов на обеспечение по страхованию. Размер установленной скидки или надбавки не может превышать 40 процентов страхового тарифа, установленного страхователю. При наступлении страхового случая со смертельным исходом скидка не устанавливается.
В силу пункта 2 части 1 статьи 17, пункта 1 части 1 статьи 18 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" страхователь имеет право требовать участия органа исполнительной власти по труду в проверке правильности установления ему надбавок и скидок к страховому тарифу, а страховщик (фонд) вправе устанавливать страхователям в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, надбавки и скидки к страховому тарифу. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2012 N 524 утверждены Правила установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (Правила)
Согласно пункту 3 Правил размер скидки и надбавки рассчитывается страховщиком в соответствии с методикой расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утверждаемой Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и страховщиком, исходя из следующих основных показателей, определенных по итогам деятельности страхователей за 3 года, предшествующих текущему году: а) отношение суммы обеспечения по страхованию в связи со всеми произошедшими у страхователя страховыми случаями к начисленной сумме страховых взносов; б) количество страховых случаев у страхователя на 1 тыс. работающих; в) количество дней временной нетрудоспособности у страхователя на 1 несчастный случай, признанный страховым, исключая случаи со смертельным исходом.
В силу пункта 6 Правил скидка или надбавка устанавливается страховщиком страхователю, если все указанные в пункте 3 настоящих Правил показатели меньше (скидка) или больше (надбавка) аналогичных показателей по виду экономической деятельности, к которому отнесен основной вид деятельности страхователя. Значения основных показателей по видам экономической деятельности рассчитываются и утверждаются страховщиком по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации не позднее 1 июня текущего года. Для рассмотрения вопроса об установлении скидки страхователь не позднее 1 ноября текущего календарного года обращается с заявлением к страховщику по месту своей регистрации (пункт 7 Правил).
Пунктом 8 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2012 N 524, установлено, что обязательными условиями рассмотрения страховщиком вопроса об установлении страхователю скидки являются: осуществление страхователем финансово-хозяйственной деятельности в течение не менее 3 лет с момента его государственной регистрации до года, в котором рассчитывается скидка: своевременная уплата страхователем текущих страховых взносов; отсутствие задолженности по страховым взносам на дату подачи заявления об установлении скидки.
Таким образом, решение страховщика об установлении скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний принимается при отсутствии упомянутых нарушений со стороны страхователя.
Необходимость соблюдения таких условий следует из принципа обязательности уплаты страхователем страховых взносов и установленной законом обязанности страхователей по уплате страховых взносов в установленные сроки и в надлежащем размере. Данный вывод следует также из правовой позиции, изложенной в Определении ВС РФ от 21.07.2015 N АПЛ15-271.
Тарифы страховых взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний реализуют как фискальную, так и регулирующую функцию, направленную на снижение уровня страхуемых рисков, уменьшение количества страховых случаев и в итоге - на сокращение сумм страховых выплат. Введя систему скидок и надбавок к страховому тарифу, законодатель обеспечил экономическую заинтересованность страхователей в снижении профессионального риска (пункт 1 Правил), предусмотрев установление тарифов страховых взносов для каждого страхователя с учетом существующих у него рисков наступления страховых случаев и добросовестности поведения при уплате обязательных платежей.
В соответствии с пунктом 9 Правил решение об установлении страхователю надбавки на очередной финансовый год принимается страховщиком не позднее 1 сентября текущего финансового года, об установлении скидки - не позднее 1 декабря текущего финансового года. Обоснованное решение страховщика об установлении (отказе в установлении) скидки или надбавки в 5-дневный срок со дня его принятия вручается страхователю (его представителю) под расписку или направляется страхователю иным способом, свидетельствующем о дате его получения страхователем (его представителем). Размер скидки или надбавки рассчитывается страховщиком на очередной финансовый год в текущем финансовом году и устанавливается с 1 января очередного финансового года (пункт 10 Правил). Приказом Минтруда России от 01.08.2012 N 39н утверждена Методика расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, (зарегистрировано в Минюсте России 31.08.2012 N 25340).
Пунктом 2 данной Методики скидки и надбавки к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (Методика) установлено, что скидки и надбавки к страховым тарифам рассчитываются Фондом социального страхования в текущем финансовом году и устанавливаются на очередной финансовый год в размерах не более 40 процентов установленного страхового тарифа по итогам деятельности страхователя за три года, предшествующих текущему, исходя из основных показателей с учетом состояния охраны труда на основании сведений о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда и сведений о проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах по состоянию на 1 января текущего календарного года. Таким образом, действующими Правилами и Методикой соответствующие критерии для установления скидки, в том числе, своевременная уплата страхователем текущих страховых взносов, установлены именно в части текущих страховых взносов. Данный факт подлежит выяснению на дату обращения с заявлением. Решение о предоставлении скидки или отказе в предоставлении скидки принимается не позднее 1 декабря текущего финансового года, а подлежит применению с 1 января следующего года.
Приказом Фонда oт 06.11.2015 N 3673-В ООО "ТеплоПромСтрой" установлена скидка к страховому тарифу в размере 24% на 2016 г.
Из содержания приказа от 26.09.2018 N 2211 следует, что основанием для отмены приказа от 06.11.2015 N 3673-В, которым ранее была установлена скидка на 2016 год в размере 24% явилась несвоевременная оплата ООО "ТеплоПромСтрой" текущих страховых взносов, выявленная в связи с проведением в 2018 году ревизионной проверки за период 2016-2017.
При этом согласно исковому заявлению, ответчик допустил несвоевременную уплату страховых взносов в апреле 2015 г. в размере 0,01 руб., которые фактически уплачены ответчиком 10.07.2015 г.
Поскольку приказ фонда от 26.09.2018 г. N 2211 об отмене приказа об установлении скидки от 06.11.2015 не являлся предметом самостоятельного оспаривания, вопрос о соответствии его закону или иному нормативному правовому акту подлежит проверке судом в рамках настоящего дела.
Между тем, оценивая законность приказа от 26.09.2018 г., суд приходит к выводу, что законодательством (действующим в спорный период) не был установлен порядок и основания отмены уже предоставленных скидок и надбавок.
Кроме того, в силу пункта 7 статьи 3 Налогового кодекса РФ все неустранимые сомнения и неясности трактуются в пользу налогоплательщика.
Согласно пункту 10 Правил размер скидки или надбавки рассчитывается страховщиком на очередной финансовый год в текущем финансовом году и устанавливается с 1 января очередного финансового года.
Кроме того, в силу пункта 11 Правил данные, используемые для расчета скидки и надбавки, предоставляются страховщиком страхователю по его требованию, что означает возможность заинтересованного лица получить любую необходимую информацию, которая у него отсутствует.
В этой связи, отменив скидку к страховому тарифу в 2018 году, Фонд тем самым нарушил требование данного пункта Правил, который содержит запрет на какое-либо изменение скидки к страховому тарифу в текущем году и тем более по истечении финансового года (что произошло в данном случае).
В публичных отношениях полномочия органа контроля прямо установлены законодателем.
Вместе с тем, приказ от 26.09.2017 N 2211 принят Фондом не в связи с проведением выездной или камеральной проверки, а по результатам мероприятий внутреннего контроля, которые для страхователя (заявителя) не носят публичный характер.
В свою очередь, согласно Акту выездной проверки от 17.04.2018 за период с 01.01.2015 по 31.12.2017 каких-либо нарушений со стороны ООО "ТеплоПромСтрой", как плательщика взносов выявлено не было.
При проведении документальной выездной проверки страхователя какие-либо новые обстоятельства, которые не были известны страховщику ранее, не установлены. В этой связи, не допускаемся повторность проведения контрольных мероприятий, в том числе в целях устранения контролирующим органом недостатков и иных упущений в предыдущей проверке.
При рассмотрении заявления ответчика о предоставлении скидки, Фонд должен был дать оценку представленным страхователем сведениям по начисленным страховым взносам, по произведенным расходам на обеспечение по страхованию, а также сведениям о результатах проведения специальной оценки условий труда и проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах и учесть их при определении размера страхового тарифа.
Поскольку на дату предоставления ответчику скидки (06.11.2015) Фонд не мог не знать о просрочке уплаты страховых взносов за апрель 2015 года в сумме 0,01 руб., уполномоченный орган должен мотивировать возможность отмены собственного решения спустя три года (26.09.2018), в том числе со ссылкой на представление страхователем недостоверных сведений изначально либо выявление ранее не известных обстоятельств при проведении контрольных (надзорных) мероприятий в установленном порядке.
Период предоставления ответчику скидки (2015 год) ранее являлся предметом камеральных проверок, по результатам которых не выявлено нарушений законодательства о страховых взносах, и не входил в предмет проверки вышестоящего органа либо иного органа, компетентного в области осуществления надзора за законностью.
Более того, из объяснений ответчика, не опровергнутых документально фондом, незначительная сумма просрочки текущего платежа (0,01 руб.) обусловлена техническими особенностями программного обеспечения, выполнившего "округление" внесенных показателей. Указанное занижение страховых взносов самостоятельно выявлено и устранено самим ответчиком, задолженность по страховым взносам на дату обращения с заявлением о предоставлении скидки отсутствовала, что свидетельствует о его добросовестности.
Кроме того, на момент отмены Фондом приказа о предоставлении льготы по уплате страховых взносов уже истек период времени, на который распространялось его действие (2016 год), в связи с чем, данный ненормативный акт являлся недействующим.
Довод Фонда о том, что у него имелись основания для отмены скидки к тарифу, поскольку ответчик несвоевременно уплатил текущие страховые взносы, суд считает несостоятельным, поскольку принимая решение о предоставлении скидки к страховому тарифу, Фонд не мог не знать, что страхователь уплачивал взносы в сумме 0,01 руб. несвоевременно.
Пункт 8 Правил (который указан в приказе Фонда от 26.09.2018 в качестве нормативно-правового обоснования принятого им решения об отмене скидки) предусматривает основания установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам, а не основания отмены уже установленных скидок и надбавок.
Более того, Фондом вменяется несвоевременная оплата ответчиком текущих страховых взносов за апрель 2015 года, но не наличие задолженности за указанный период на момент предоставления страхователю скидки.
Кроме того, Фондом ни в приказе от 26.09.2018 г., ни в исковом заявлении не приведено предусмотренных законом оснований, в силу которых возможно истребование суммы страховых взносов, образовавшейся в результате применения скидки, равно, как не указаны нормы, предусматривающие сам механизм доначисления страховых взносов в размере полученной скидки за прошлый период.
При таких обстоятельствах, приказ Фонда от 26.09.2018 N 2211 и доначисление страховых взносов нельзя признать законным и обоснованным.
Учитывая изложенное, суд считает невозможность признания основанным на законе приказа фонда, содержащего ссылку на нормы, не регулирующие отмену предоставленных ранее скидок и надбавок, равно как и законность отмены предоставленных скидок и надбавок в отсутствие нормативных положений, устанавливающих основания и порядок принятия решения об отмене предоставленных скидок и надбавок и целом допускающих возможность такой отмены. В отсутствие соответствующих законодательных норм установление каких-либо оснований и порядка отмены предоставленных скидок и надбавок и их применение в компетенцию арбитражного суда не входит.
Указанная правовая позиция о неправомерности действий фонда по изданию отменяющего приказа и требований о изыскании полученной скидки подтверждена постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 22.09.2016 и определением ВС РФ от 18.01.2017 N 309-КГ16-18980 по делу NА76-28518/2015, постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 15.04.2016 по делу NА60-39616/2015, постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 05.12.2017 и определением ВС РФ от 24.05.2018 г. N 306-КГ 18-1999 по делу N A65-1417/2017, постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 17.09.2018, определением ВС РФ от 31.01.2019 г. N 303-КГ18-22433 и постановлением шестого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2019 по делу N А73-16337/2017.
При указанных обстоятельствах с учетом положений ст. 216 АПК РФ в удовлетворении заявленных требований судом первой инстанции обоснованно отказано.
В апелляционной жалобе не приведено доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции.
Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
С учетом вышеизложенного суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 20 ноября 2019 г. по делу N А55-27144/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции, только по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 288 АПК РФ.
Судья |
Н.В.Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-27144/2019
Истец: ГУ Самарское региональное отделение Фонда Социального страхования Российской Федерации Филиал N10
Ответчик: ООО "ТЕПЛОПРОМСТРОЙ"