г. Чита |
|
15 января 2020 г. |
Дело N А10-3428/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 9 января 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 января 2020 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Н. А. Корзовой, судей К. Н. Даровских, О. В. Монаковой, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А. В. Зарубиным,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования "Баргузинский район" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 23 октября 2019 года по делу N А10-3428/2019
по иску государственного бюджетного учреждения социального обслуживания Республики Бурятия "Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей "Звездный" (ОГРН 1020300507853, ИНН 0301001544, адрес: 671610, Республика Бурятия, Баргузинский район, с. Баргузин, ул. Очирова, д. 17) к обществу с ограниченной ответственностью "Коммунальное хозяйство" (ОГРН 1050300000520, ИНН 0301003541, адрес: 671610, Республика Бурятия, Баргузинский район, с. Баргузин, ул. Кабашова, д. 44), Администрации муниципального образования "Баргузинский район" (ОГРН 1020300507413, ИНН 03014002668, адрес: 671610, Республика Бурятия, с. Баргузин, ул. Дзержинского, д. 26) об обеспечении горячим водоснабжением.
В судебное заседание в Четвертый арбитражный апелляционный суд лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, что подтверждается почтовыми уведомлениями, сведениями сайта Почты России. Кроме того, они извещались о судебных заседаниях по данному делу судом первой инстанции, соответственно, были осведомлены о начавшемся процессе.
Администрация муниципального образования "Баргузинский район" ходатайствовала о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя.
Руководствуясь частью 3 статьи 156, статьей 123, частью 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Судом установлены следующие обстоятельства.
Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания Республики Бурятия "Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей "Звездный" (далее - истец, Центр "Звездный") обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Коммунальное хозяйство" (далее - ответчик, ООО "Коммунальное хозяйство") об обязании подключить горячее водоснабжение.
Определением суда от 2 октября 2019 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация муниципального образования "Баргузинский район".
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 23 октября 2019 года исковые требования удовлетворены. На ответчика Администрацию муниципального образования "Баргузинский район" возложена обязанность организовать горячее водоснабжение объектов истца государственного бюджетного учреждения социального обслуживания Республики Бурятия "Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей "Звездный", расположенных по адресу: Республика Бурятия, Баргузинский район, с. Баргузин, ул. Очирова 17.
На ответчика ООО "Коммунальное хозяйство" возложена обязанность подключить горячее водоснабжение объектов истца государственного бюджетного учреждения социального обслуживания Республики Бурятия "Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей "Звездный", расположенных по адресу: Республика Бурятия, Баргузинский район, с. Баргузин, ул. Очирова 17.
С ООО "Коммунальное хозяйство" в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 6 000 руб.
Администрация муниципального образования "Баргузинский район", не согласившись с решением суда, обратилась в Четвертый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела. Заявитель жалобы ссылается на то, что в ходе разбирательства по делу истцом не были заявлены требования в отношение Администрации МО "Баргузинский район", а именно обязать организовать горячее водоснабжение объектов истца, что в целом противоречит выводам суда. Заявитель жалобы указывает, что объект относящейся к спору - сети водоснабжения в настоящее время надлежащим образом не оформлены, соответственно и не были переданы концессионеру (ООО "Коммунальное хозяйство"), в связи с чем вывод суда не обоснован, так как отсутствуют правовые основания у ответчика в предоставлении услуги по подаче горячего водоснабжения.
Заявитель жалобы указывает, что им был представлен договор подряда на выполнение кадастровых работ по изготовлению технических планов на сооружение (водосети, теплосети) от 09.10.2019, дополнительное соглашение от 20.11.2019 N 1, где сроки его выполнения установлены с момента его заключения и по 30.12.2019, после проведения вышеуказанных работ будет подготовлен проект дополнительного соглашения к концессионному соглашению, который в свою очередь пройдет согласование в соответствии с Постановлением Правительства Республики Бурятии N 93 от 15 марта 2016 года в Управлении Федеральной антимонопольной службы, а так же в министерствах, ведомствах Республики Бурятии, что предполагает собой процесс долгий процесс (более двух месяцев).
Заявитель жалобы просит решение суда отменить (изменить) и принять новое решение, с указанием конкретных сроков обеспечения горячим водоснабжением, а именно:
- обязать ответчика Администрацию МО "Баргузинский район" организовать передачу ООО "Коммунальное хозяйство", вспомогательных объектов для подачи горячего водоснабжения объектов истца Государственного бюджетного учреждения социального обслуживания Республики Бурятия "Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей "Звездный"", расположенных по адресу: Республика Бурятия, Баргузинский район, с. Баргузин, ул. Очирова, д. 17, путем заключения дополнительного соглашения к концессионному соглашению от 01.10.2018 N 01.08-010- 119/18, в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу.
- обязать ответчика ООО "Коммунальное хозяйство" подключить горячее водоснабжение объектов истца Государственного бюджетного учреждения социального обслуживания Республики Бурятия "Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей "Звездный"", расположенных по адресу: Республика Бурятия, Баргузинский район, с. Баргузин, ул. Очирова, д. 17, в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу.
В отзыве на апелляционную жалобу истец возражает по доводам жалобы, просит решение суда оставить в силе, ссылается на то, что жалоба ответчика не обоснована и некорректна, ввиду того, что ООО "Коммунальное хозяйство" может оказывать истцу услуги горячего водоснабжения. Условиями концессионного соглашения установлена обязанность ООО "Коммунальное хозяйство" содержать, обслуживать и обеспечивать бесперебойную работу объектов истца по теплоснабжению и водоснабжению. По настоящему делу истец является единственным потребителем. Администрация МО "Баргузинский район" обязана принять меры по эксплуатации сетей на содержание и обслуживание в целях бесперебойного горячего водоснабжения объектов истца, тем самым обеспечить защиту прав учреждения социального обслуживания в предоставлении услуг временного проживания детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, несовершеннолетних воспитанников, в период временного пребывания в привычных благоприятных условиях.
К материалам дела приобщены документы, приложенные к отзыву на апелляционную жалобу, дополнительное соглашение N 1 от 20.11.2019 к договору подряда от 09.10.2019.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, проверив правильность применения норм материального и соблюдения норм процессуального права в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании концессионного соглашения от 01.10.2018 N 01.08-010-119/18 ответчику ООО "Коммунальное хозяйство" передана котельная, расположенная по адресу: с. Баргузин, ул. Очирова, д. 17.
Имущество, входящее в состав котельной, перечислено в приложении N 1 к соглашению, том числе:
- бойлер подогреватель Д/900 - в составе 2 единиц, необходимый для нагрева сетевой воды паром для использования ее в системах отопления и горячего водоснабжения;
- сооружение (тепловые сети), протяженностью 92 м.
Концессионное соглашение заключено в целях осуществления ООО "Коммунальное хозяйство" деятельности по оказанию услуг теплоснабжения, водоснабжения потребителям с использованием переданной котельной.
Условиями концессионного соглашения установлена обязанность ООО "Коммунальное хозяйство" содержать, обслуживать и обеспечивать бесперебойную работу объектов теплоснабжения и водоснабжения.
В целях исполнения указанной обязанности ООО "Коммунальное хозяйство" обязалось за свой счет произвести реконструкцию котельной. Мероприятия, необходимые для реконструкции котельной, стороны согласовали в приложении N 3 к соглашению, отнеся к их числу мероприятия по приобретению и установке бойлера ПП-1-21-2-II (подогреватель пароводяной для подогрева холодной воды), производительностью 100 т/час, демонтажу старого подогревателя, приобретению, доставке, разгрузке, установке нового бойлера; мероприятия по капитальному ремонту теплосетей, протяженность 92 м.
Передача ООО "Коммунальное хозяйство" котельной в составе имущества, указанного в приложении N 1 к соглашению, подтверждено актом приема-передачи.
Как установлено судом первой инстанции, к котельной имеет место присоединение только одного потребителя - истца по настоящему делу.
С 29.11.2018 по 31.01.2019 ООО "Коммунальное хозяйство" обеспечивало истца горячим водоснабжением по контракту N 76-21-10-2018 и контракту N 76-21-10-2019.
Письмом от 11.03.2019 ООО "Коммунальное хозяйство" сообщило истцу о прекращении подогрева воды для его нужд с 12.03.2019.
Объясняя в суде первой инстанции причины прекращения подачи горячей воды на объект истца, ООО "Коммунальное хозяйство" указало, что у ответчика отсутствует право на обслуживание сетей по горячему водоснабжению, для ответчика не установлен тариф для предоставления услуг истцу, сторонами не достигнуто соглашение, возлагающее на него обязанность по предоставлению таких услуг.
Кроме того, ответчик сослался на пункт 9.5 санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденных Главным государственным санитарным врачом от 09.02.2015 N 8, согласно которому использование горячей воды из систем отопления не допускается.
22.03.2019 ООО "Коммунальное хозяйство" сообщило истцу о 100% износе бойлеров для производства горячей воды и отсутствие возможности предоставить соответствующую услугу.
Ответчиком в суд первой инстанции представлены документы, из которых, по его мнению, не следует наличия отдельных сетей горячего водоснабжения.
Представитель Администрации МО "Баргузинский район" Республики Бурятия, не исключая наличие сетей ГВС, в суде первой инстанции подтвердила, что такие сети ответчику ООО "Коммунальное хозяйство" не переданы ввиду отсутствия на них права собственности.
При этом сообщила о принятии мер по регистрации права собственности на сети водоснабжения, представив в подтверждение договор подряда на выполнение кадастровых работ от 09.10.2019, заключенный с ООО "БайкалГарант", по изготовлению технического плана:
- на сооружение (водосети), расположенное на земельном участке с кадастровым номером 03:01:020112:165, по адресу: Республика Бурятия, Баргузинский район, с. Баргузин, ул. Очирова;
- на сооружение (тепловые сети), расположенное на земельном участке с кадастровым номером 03:01:020112:146, по адресу: Республика Бурятия, Баргузинский район, с. Баргузин, ул. Очирова,17.
Суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
Частью 5 статьи 8 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении) предусмотрено, что в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
Кроме того в соответствии с положениями части 6 статьи 8 Закона о водоснабжении расходы организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, на эксплуатацию бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, учитываются органами регулирования тарифов при установлении тарифов в порядке, установленном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Законодательство о водоснабжении предоставляет возможность организации и органу местного самоуправления урегулировать вопросы по использованию сетей водоснабжения, собственник или иной законный владелец которых неизвестен.
Из письма Администрации МО "Баргузинский район" от 02.03.2018 исх. N 14-и02- 169/18, направленного в адрес РСТ по РБ, усматривается наличие в составе имущества, в отношении которого в последующем заключено концессионное соглашение, наряду с тепловыми сетями (92-м) также и водосетей (спутник тепловых сетей, 92 м).
Из письма Администрации МО "Баргузинский район" следует, что фактическое состояние теплосетей представляет собой 5 трубное исполнение, из которых 2 трубы предназначены для подачи тепловой энергии, 2 трубы для подачи горячей воды и 1 труба для подачи холодной воды. Имущество находится в исправном состоянии и может использоваться по назначению.
Концессионным соглашением ответчику ООО "Коммунальное хозяйство" указанные водосети не передавались.
Однако, как правильно отметил суд первой инстанции, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, не вправе прекращать эксплуатацию централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или отдельных объектов таких систем.
ООО "Коммунальное хозяйство" является лицом, осуществляющим деятельность в сфере теплоснабжения, водоснабжения, которая предполагает наличие у него организационных и технических возможностей для обеспечения надлежащей эксплуатации объектов теплоснабжения и водоснабжения, посредством которой оно осуществляет коммерческую деятельность по оказанию услуг теплоснабжения и водоснабжения. Следовательно, имеет экономический и юридический интерес в пользовании бесхозяйными сетями и в определении их судьбы.
В силу статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления относится организация теплоснабжения и водоснабжения населения, водоотведения.
При этом часть 1 статьи 6 Закона о водоснабжении к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся в том числе: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств, а также определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации, аналогичную норму содержит статья 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
Органы местного самоуправления обладают полномочиями по организации теплоснабжения в пределах поселения. Выявление органом местного самоуправления бесхозяйных тепловых сетей в силу части 6 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" влечет возникновение у него обязанности по определению теплосетевой организации, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей.
Вопрос о принятии бесхозяйного имущества на учет и последующего признания права собственности муниципального образования на такое имущество решается органом местного самоуправления в каждом случае с учетом конкретных обстоятельств.
Администрацией МО "Баргузинский район" организованы кадастровые работы в отношении водосетей, что следует из представленного договора от 09.10.2019.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что Администрация муниципального образования "Баргузинский район" обязана организовать горячее водоснабжение объектов истца, а ООО "Коммунальное хозяйство" обязано обеспечить горячее водоснабжение объектов истца.
По изложенным мотивам довод апелляционной жалобы о том, что сети водоснабжения в настоящее время надлежащим образом не оформлены, соответственно и не были переданы концессионеру (ООО "Коммунальное хозяйство"), в связи с чем вывод суда не обоснован, так как отсутствуют правовые основания у ответчика в предоставлении услуги по подаче горячего водоснабжения, судом апелляционной инстанции отклоняется.
Довод апелляционной жалобы о том, что в ходе судебного разбирательства по делу истцом не были заявлены требования в отношении Администрации МО "Баргузинский район" судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку не имеет правого значения, так как определением суда Администрация муниципального образования "Баргузинский район" привлечена к участию в деле в качестве соответчика.
Доводы заявителя апелляционной жалобы рассмотрены судом апелляционной инстанции, однако не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность решения суда по настоящему делу.
Доводы ответчика о необходимости указания срока для исполнения решения - в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу, отклоняются апелляционным судом, поскольку срок исполнения решения относится к вопросам исполнительного производства.
Согласно части 1 статьи 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные со взысканием денежных средств или с передачей имущества, арбитражный суд в резолютивной части решения указывает лицо, обязанное совершить эти действия, а также место и срок их совершения.
Вместе с тем довод заявителя о том, что суд первой инстанции в резолютивной части решения не указал срок исполнения обязанности, не влияет на существо правильно вынесенного судебного акта, поскольку в случае неясности, данный вопрос может быть разрешен стороной в порядке, предусмотренном статьей 179 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доказательств того, что неуказание судом первой инстанции срока может привести к трудностям и злоупотреблениям при исполнении судебного решения, не представлено, как и не представлено документального обоснования для столь длительного срока исполнения судебного акта.
Согласно статье 182 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение арбитражного суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном Кодексом и иными федеральными законами, регулирующими вопросы исполнительного производства.
На основании части 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Более того, апелляционный суд полагает, что неуказание судом первой инстанции в резолютивной части обжалуемого решения срока совершения определенных действий не является основанием для его отмены, поскольку решение суда первой инстанции приводится в исполнение после вступления его в законную силу. В рассматриваемом случае решался вопрос о немедленном исполнении решения суда, поскольку принятый судебный акт направлен на немедленное устранение нарушений по обеспечению жизненно необходимым ресурсом и организации горячего водоснабжения объектов истца - государственного бюджетного учреждения социального обслуживания Республики Бурятия "Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей "Звездный".
Все доводы заявителя апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с законными и обоснованными выводами суда первой инстанции, что не может рассматриваться в качестве оснований для отмены судебного акта.
Нарушений норм материального и процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь его отмену, судом апелляционной инстанции не установлено, в связи с чем решение по делу подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 23 октября 2019 года по делу N А10-3428/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.А. Корзова |
Судьи |
К.Н. Даровских |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-3428/2019
Истец: Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания Республики Бурятия Центр помощи детям, оставишимся без попечения родителей Звездный
Ответчик: ООО Коммунальное хозяйство
Третье лицо: Администрация Муниципального образования Баргузинский район