г. Пермь |
|
15 января 2020 г. |
Дело N А71-8536/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 января 2020 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Савельевой Н.М.
судей Риб Л.Х., Трефиловой Е.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Игитовой А.В.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя, сельскохозяйственного производственного кооператива "Колхоз
им. Ленина" - Мосолков А.Е., паспорт, доверенность от 21.05.2019, диплом о высшем образовании по специальности "Юриспруденция";
от иных лиц - не явились, извещены надлежащим образом;
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенны надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя сельскохозяйственного производственного кооператива "Колхоз им. Ленина",
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 08 ноября 2019 года
по делу N А71-8536/2019
вынесенное судьей Калининым Е.В.,
по заявлению сельскохозяйственного производственного кооператива "Колхоз
им. Ленина" (ИНН 1821000588, ОГРН1021800917500),
к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Кировской области Удмуртской Республике (ИНН 4345353389, ОГРН 1134345007103),
третье лицо - Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Удмуртской Республике (ИНН 1831099255, ОГРН 1041800269928),
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 30.04.2019 N 65,
установил:
Сельскохозяйственный производственный кооператив "Колхоз им.Ленина" с. Кыйлуд (далее - СПК "Колхоз им. Ленина" Увинского района, кооператив, заявитель) обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Кировской области и Удмуртской Республике г. Ижевск (далее - Управление, административный орган, ответчик) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 30.04.2019 N 65, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 400 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 08.11.2019 заявленные требования удовлетворены частично, оспариваемое постановление по делу об административном правонарушении от 30.04.2019 N 65, вынесенное Управлением Россельхознадзора по Кировской области и Удмуртской Республике в отношении СПК "Колхоз имени Ленина", признано незаконным и отменено в части назначенного наказания, и назначено наказание в виде штрафа в сумме 200 000 руб.
Не согласившись с судебным актом в части отказа в удовлетворении требований, заявитель обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления полностью.
В апелляционной жалобе приведены доводы о том, что административным органом допущены существенные нарушения порядка привлечения к административной ответственности Заявителя.
Допущенные Административным органом нарушения при проведении административного расследования и принятии обжалуемого постановления носят существенный характер.
Вина СПК "Колхоз им.Ленина" Увинского района в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7. КоАП РФ, не доказана.
Административным органом с доводами апелляционной жалобы не согласен, по основаниям, изложенным в письменном отзыве, считает решение суда законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы несостоятельными.
Участвовавший в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя ссылался на незаконность обжалуемого судебного акта, поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Иные лица о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей для участия в заседании суда апелляционной инстанции не направили, что на основании части 2 статьи 210 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что на основании поступившей из Управления Росприроднадзора по Удмуртской Республике информации, зафиксированной в акте проверки N 6 от 13.03.2019 (л.д. 37, оборот - 44), 03.04.2019 административным органом возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ по факту слива свежего навоза на земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 18:21:0:0248, находящегося по адресу: Удмуртская Республика, Увинский район, участок расположен на север, восток и юг относительно ориентира населенного пункта с.Кыйлуд.
04.04.2019 с 11 часов 15 минут до 11 часов 45 минут при проведении осмотра земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 18:21:120004:10 (протокол осмотра л.д. 50-53), координаты контрольных точек фиксирования N 56.87873 Е 052.47178, с видом разрешенного использования: для ведения сельскохозяйственного производства, общей площадью 41,0626 га, расположенного по адресному ориентиру: УР, Увинский район, в северо-восточном направлении вблизи с.Кыйлуд, входящего в состав земельного участка с кадастровым номером 18:21:000000:248 (единое землепользование), правообладателем которого на праве договора аренды от 16.03.2016 является СПК "Колхоз им.Ленина" Увинского района должностными лицами административного органа установлено, что земельный участок с кадастровым номером 18:21:120004:10 на всей площади используется для сброса отходов производства и потребления - навоза крупного рогатого скота. На почве размещен свежий навоз КРС в виде жидкий и плотных фракций. В разных местах земельного участка расположены бурты навоза. Имеются следы слива жидкого навоза в виде промывов почвы. В колеях, оставленной от колесной техники, стоят лужи жидкого навоза. На момент осмотра на земельном участке находился трактор Т-150 с прицепленной железной бочкой, предназначенной для вывоза и сброса жидкого навоза. На момент осмотра на большей части земельного участка наблюдается снежный покров.
Согласно выписке от 04.04.2019 N 18/001/011/2019-9691из Единого государственного реестра недвижимости Филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Удмуртской Республике, земельный участок с кадастровым номером 18:21:120004:10 входит в состав земельного участка с кадастровым номером 18:21:000000:248 (единое землепользование), относящегося к категории земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения сельскохозяйственного производства, общая площадь 2637,33 га, расположен по адресу: Удмуртская Республика, Увинский район, участок расположен на север, восток и юг относительно ориентира населенного пункта с.Кыйлуд. Правообладателем земельного участка является СПК "Колхоз им.Ленина" Увинского района, ИНН: 1821000588, ОГРН: 1021800917500, на основании договора аренды земельного участка от 16.03.2006, дата регистрации 18.03.2009, N18-18-19/007/2008-915.
11.04.2019 по факту выявленных нарушений в присутствии законного представителя - председателя правления СПК "Колхоз им.Ленина" Увинского района Вахрушева А.Г. должностным лицом административного органа составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Копия протокола об административном правонарушении от 11.04.2019 вручена законному представителю 11.04.2019, о чем имеется соответствующая отметка.
Установив в действиях заявителя состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч.2 ст. 8.7 КоАП РФ, административным органом в отсутствие надлежащим образом извещенного законного представителя кооператива (определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении и вызове лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении от 16.04.2019 исх. N 04-10-/394 адресатом получено 22.04.2019), вынесено постановление от 30.04.2019 N 65, на основании которого общество привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 400 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Признавая оспариваемое постановление незаконным в части, суд первой инстанции исходил из доказанности в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения; отсутствии процессуальных нарушений при производстве по административному делу и признаков малозначительности, однако, суд на основании ст. 4.1 КоАП РФ, посчитал возможным снизить размер штрафа ниже низшего предела санкции, предусмотренной ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, до 200 000 руб.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав представителей заявителя, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на жалобу, суд апелляционной инстанции оснований для отмены судебного акта не установил.
Частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа на юридических лиц в размере от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
Объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена данной нормой, образует невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.
Субъектом правонарушения являются лица, обязанные соблюдать установленные законом требования и обязательные мероприятия. Субъективная сторона характеризуется виной.
Статьей 12 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлено, что использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. Целями охраны земель являются: предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 13 ЗК РФ, в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям); ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель; сохранению достигнутого уровня мелиорации; рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот; сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.
Согласно статье 42 ЗК РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе, земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные указанным Кодексом, федеральными законами.
Согласно статьям 77, 78, 79 ЗК РФ для ведения сельскохозяйственного производства выделяются сельскохозяйственные угодья (пашни, сенокосы, пастбища, залежи), которые имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Частью 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Федеральный закон N 101-ФЗ) установлено, что оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается, в том числе, на принципе сохранения целевого использования земельных участков сельскохозяйственного назначения. Сохранность целевого использования земельного участка должна обеспечивать возможность сохранения его качественного состояния после длительной эксплуатации, в том числе, и не связанной с прямым назначением, способность воспроизводства плодородия почв. Изменения формы собственности, переход от одного участника правоотношений к другому в ходе совершения любых сделок не должны повлечь за собой изменения в режиме использования земельного участка. Обеспечение сохранности целевого назначения земель сельскохозяйственного назначения осуществляется посредством, в том числе, проведения комплекса агрохимических мероприятий, направленных на повышение эффективности использования удобрений и мелиорантов в сельском хозяйстве, выполнения гидромелиоративных, культуртехнических, противоэрозионных мероприятий и работ по реабилитации нарушенных земель, осуществления агролесомелиоративных и фитомелиоративных мероприятий, сохранения и рационального использования земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов.
Статьей 6 Федерального закона N 101-ФЗ предусмотрено, что сельскохозяйственного назначения" определено, что собственники и землевладельцы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе, приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
В силу ст. 8 Федерального закона от 16.07.1998 N 101-ФЗ собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны: осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а так же исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; соблюдать нормы и правила в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а так же нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно ч.2 ст.42 Федерального закона "Об охране окружающей среды" N 7-ФЗ от 10.01.2002 при эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения сельскохозяйственные организации, осуществляющие производство, заготовку и переработку сельскохозяйственной продукции, иные сельскохозяйственные организации при осуществлении своей деятельности должны соблюдать требования в области охраны окружающей среды.
Согласно пункту 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 51 указанного Федерального закона запрещаются: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 утвержден федеральный классификационный каталог отходов, согласно которому отходы сельского, лесного хозяйства, рыбоводства и рыболовства включены в данный каталог с присвоение кода 1 00 000 00 00 0, который определяет вид отходов, характеризующий их общие классификационные признаки, при этом навоз от крупного рогатого скота свежий обозначен кодом 1 12 110 01 33 4 и относится к IV классу опасности, навоз от крупного рогатого скота перепревший обозначен кодом 1 12 110 02 29 5 и относится к V классу опасности.
Согласно Ветеринарно-санитарных правил подготовки к использованию в качестве органических удобрений навоза, помета и стоков при инфекционных и инвазионных болезнях животных и птицы, утвержденных начальником Департамента ветеринарии Минсельхозпрода России В.В. Селиверстовым 04.08.1997 N 13-7-2/1027, часть 2 должно проводится обеззараживание навоза, помета и стоков, (ч. 4 п. 4.1.) жидкий, полужидкий навоз и навозные стоки накапливают и хранят в специальных навозохранилищах секционного типа. Подстилочный навоз, твердую фракцию жидкого навоза и компосты обрабатывают и хранят на площадках с твердым покрытием. Использование навоза и навозных стоков, согласно п. 5.1. указанных Правил в качестве органических удобрений на сельскохозяйственных угодьях должно осуществляться с учетом охраны окружающей среды от загрязнений и безопасности для здоровья людей и животных.
Для этого необходимо предусматривать мероприятия, исключающие:
- загрязнение поверхностных и подземных вод,
- инфицирование животных при контакте с поливной водой, почвой и выращиваемыми культурами.
Использование навоза и стоков в растениеводстве необходимо осуществлять, избегая повреждений или загрязнений сельскохозяйственных культур, а также, не вызывая отдаленных последствий влияния на человека и животных. Дозы внесения азота, фосфора и калия определяются их выносом урожаем сельхозкультур с учетом коэффициентов использования. Таким образом, выявленные нарушения создают угрозу возникновения и распространения заразных болезней животных, в том числе, болезней, общих для человека и животных; загрязнения окружающей среды.
Хранение, переработка навоза в буртах с целью получения компостов для дальнейшего их применения как органического удобрения на земельных участках без соблюдения установленных требований является нарушением действующего законодательства.
Захламление (перекрытие) плодородного слоя почвы вредными отходами производства приводит к его уплотнению, дефициту воздуха и влаги, необходимых для роста растений, приводит к проникновению в почву большого количества азота и иному вредному воздействию на почву.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что 03.04.2019 административным органом возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ по факту слива свежего навоза на земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 18:21:0:0248, находящегося по адресу: Удмуртская Республика, Увинский район, участок расположен на север, восток и юг относительно ориентира населенного пункта с.Кыйлуд.
По результатам проведённого административным органом 04.04.2019 с 11 часов 15 минут до 11 часов 45 минут осмотра земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 18:21:120004:10 (протокол осмотра л.д. 50-53), координаты контрольных точек фиксирования N 56.87873 Е 052.47178, с видом разрешенного использования: для ведения сельскохозяйственного производства, общей площадью 41,0626 га, расположенного по адресному ориентиру: УР, Увинский район, в северо-восточном направлении вблизи с.Кыйлуд, входящего в состав земельного участка с кадастровым номером 18:21:000000:248 (единое землепользование), правообладателем которого на праве договора аренды от 16.03.2016 является СПК "Колхоз им.Ленина" Увинского района должностными лицами административного органа установлено, что земельный участок с кадастровым номером 18:21:120004:10 на всей площади используется для сброса отходов производства и потребления - навоза крупного рогатого скота. На почве размещен свежий навоз КРС в виде жидкий и плотных фракций. В разных местах земельного участка расположены бурты навоза. Имеются следы слива жидкого навоза в виде промывов почвы. В колеях, оставленной от колесной техники, стоят лужи жидкого навоза. На момент осмотра на земельном участке находился трактор Т-150 с прицепленной железной бочкой, предназначенной для вывоза и сброса жидкого навоза. На момент осмотра на большей части земельного участка наблюдается снежный покров.
На основании выписки от 04.04.2019 N 18/001/011/2019-9691 из Единого государственного реестра недвижимости Филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Удмуртской Республике, установлено, что земельный участок с кадастровым номером 18:21:120004:10 входит в состав земельного участка с кадастровым номером 18:21:000000:248 (единое землепользование), относящегося к категории земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения сельскохозяйственного производства, общая площадь 2637,33 га, расположен по адресу: Удмуртская Республика, Увинский район, участок расположен на север, восток и юг относительно ориентира населенного пункта с.Кыйлуд.
Правообладателем земельного участка является СПК "Колхоз им.Ленина" Увинского района, ИНН: 1821000588, ОГРН: 1021800917500, на основании договора аренды земельного участка от 16.03.2006, дата регистрации 18.03.2009, N 18-18-19/007/2008-915.
Кроме того, факт слива свежего навоза на земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 18:21:0:0248, находящегося по адресу: Удмуртская Республика, Увинский район, участок расположен на север, восток и юг относительно ориентира населенного пункта с.Кыйлуд зафиксирован так же в акте N 6 от 13.03.2019 Управления Росприроднадзора по Удмуртской Республике, согласно которому лабораторией филиала "ЦЛАТИ по Пермскому Краю" ФГБУ "ЦЛАТИ по ПФО" (аттестат аккредитации от 23.06.2015) был произведен отбор отхода производства и потребления (навоз КРС свежий) с земельного участка с кадастровым номером 18:21:0:0248, находящийся по адресу: Удмуртская Республика, Увинский район (протокол отбора проб от 26.02.2019 N 1). Результат биотестирования отхода производства и потребления (навоз КРС свежий) СПК "Колхоз им.Ленина" показал отсутствие острого токсического действия отхода (протокол N 16-Т от 11.03.2019).
Как следует из содержания заключения по результатам лабораторных исследований, измерений и испытаний от 11.03.2019 N 1, анализируемый отход относится к IV классу опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, что соответствует классу опасности классификатора отходов - навоз крупного рогатого скота свежий (код ФККО 11211001334).
Представленными в материалы дела объяснениями председателя правления СПК "Колхоз им.Ленина" Увинского района Вахрушева А.Г. от 04.04.2019 (л.д. 55) подтверждено, что на земельный участок 18:21:000000:248 (единое землепользование) с декабря 2018 года с молочно-товарных ферм вывозится свежий жидкий навоз в количестве 120 кубометров в сутки. Обеззараживание навоза перед этим не производится.
Документы, подтверждающие проведение обеззараживания навоза, на определение об истребовании сведений от 04.04.2019 Управления Россельхознадзора по Кировской области и Удмуртской Республике, председатель правления Вахрушев А.Г., не представил.
Административным органом обоснованно установлено невыполнение СПК "Колхоз им. Ленина" Увиинского района установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв, что ведет к ухудшению качественного состояния земель сельскохозяйственного назначения, к деградации земель как природного объекта, предназначенного для сельскохозяйственного использования.
Факт невыполнения установленных требований и обязательных мероприятий по охране почв предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду СПК "Колхоз им. Ленина" Увинского района зафиксирован актом N 6 от 13.03.2019 Управления Росприроднадзора по Удмуртской Республике; протоколом осмотра от 04.04.2019 Управления Россельхознадзора по Кировской области и Удмуртской Республике, фототаблицами от 04.04.2019; протоколом об административном правонарушении от 11.04.2019 N 65, фотографиями к нему, материалами административного дела.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о наличии в действиях заявителя объективной стороны состава вменяемого административного правонарушения.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вопрос о наличии вины заявителя в совершении правонарушения исследован при рассмотрении административного дела, что отражено в оспариваемом постановлении о привлечении к административной ответственности. При этом в оспариваемом постановлении о привлечении к административной ответственности указано, что у заявителя имелась возможность по соблюдению требований действующего законодательства, однако заявителем не приняты все зависящие меры по их соблюдению.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии вины заявителя в совершении административного правонарушения, а соответствующий довод заявителя об отсутствии вины подлежит отклонению как необоснованный.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о доказанности состава административного правонарушения, предусмотренного части 2 статьи 8.7 КоАП РФ.
Постановление о привлечении заявителя к административной ответственности вынесено в пределах установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Назначенное наказание соответствует размеру санкции, предусмотренной ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ. Санкция применена в пределах установленных законодательством с учетом степени общественной опасности правонарушения в минимальном размере.
Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Признание административного правонарушения малозначительным в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ является правом суда.
Исключительных обстоятельств, позволяющих признать совершенное ответчиком правонарушение малозначительным по ст. 2.9 КоАП РФ, судом не установлено, из материалов дела не следует.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом не установлено. Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности по данной категории правонарушений.
Вопреки доводам апелляционной жалобы должностным лицом Управления при проведении административного расследования были разъяснены все процессуальные права и обязанности. В протоколе осмотра от 04.04.2019 имеется подпись законного представителя кооператива - председателя Вахрушева А.Г., свидетельствующая о разъяснении ему процессуальных прав и обязанностей, предусмотренных статьями 25.1 КоАП РФ, ст. 51 Конституции РФ.
Из содержания протокола осмотра от 04.04.2019 следует, что он был подписан всеми участниками данного процессуального действия, прочитан вслух должностным лицом, заявлений и замечаний на составление протокола и проведения процессуального действия от участников не поступало. Доказательства обратного в материалах дела отсутствуют.
Кроме того, в материалах дела имеется подписка председателя кооператива Вахрушева А.Г. о разъяснении ему прав и обязанностей 11.04.2019 г. в момент составления протокола об административном правонарушении от 11.04.2019 г.
Таким образом, материалами дела подтверждена правомерность привлечения СПК "Колхоз им. Ленина" Увинского района к административной ответственности предусмотренной ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ.
При этом, суд первой инстанции счел возможным на основании ст. 4.1 КоАП РФ снизить размер штрафа ниже низшего предела санкции, предусмотренной ч.2 ст. 8.7 КоАП РФ до 200000 рублей, оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции у апелляционной коллеги не имеется.
В соответствии с п. 3.2. ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Пункт 3.3 названной статьи предусматривает, что при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, что заявитель совершил правонарушение впервые, является сельхозтоваропроизводителем и относится к категории субъектов малого и среднего предпринимательства, как среднее предприятие; ответчиком отягчающие ответственность заявителя обстоятельства не установлены.
Как правомерно отмечено судом первой инстанции, оснований для применения положения ст. 4.1.1 КоАП РФ, в рассматриваемом случае, не имеется, поскольку допущенным нарушением создана реальная угроза причинения вреда объектам растительного мира и окружающей среде.
Как разъяснено в п. 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", суд, установив отсутствие оснований для применения конкретной меры ответственности и руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ, принимает решение о признании незаконным и об изменении оспариваемого постановления в части назначения наказания. В данном случае в резолютивной части решения указывается мера ответственности, назначенная судом с учетом названных обстоятельств.
С учетом изложенного, оспариваемое постановление правомерно призонно судом первой инстанции незаконным и подлежащим изменению в части назначения наказания, с назначением заявителю наказания в виде штрафа в размере 200 000 руб.
Суд апелляционной инстанции считает, что все имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства, судом первой инстанции установлены правильно, представленные доказательства полно и всесторонне исследованы, доводы сторон проверены и им дана надлежащая оценка.
Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм права, не опровергают выводов суда первой инстанции, по существу направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, оснований для которой суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 08 ноября 2019 года по делу N А71-8536/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Н.М. Савельева |
Судьи |
Л.Х. Риб |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-8536/2019
Истец: Сельскохозяйственный Колхоз им.Ленина
Ответчик: Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Кировской и Удмуртской Республике
Третье лицо: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Удмуртской Республике