г. Хабаровск |
|
15 января 2020 г. |
Дело N А04-5796/2019 |
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи С.Б. Ротаря,
рассмотрев апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Синьковой Елены Александровны
на решение от 17.10.2019
по делу N А04-5796/2019
Арбитражного суда Амурской области
рассмотренному в порядке упрощенного производства
принятое судьей Китаевым В.В.,
по заявлению акционерного общества "Амурские коммунальные системы"
к индивидуальному предпринимателю Синьковой Елене Александровне
о взыскании 72 443,49 рубля,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Амурские коммунальные системы" (далее - АО "АКС", ОГРН 1032800063020, ИНН 2801091892) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском (с учетом уточнения требований, заявленных в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ) к индивидуальному предпринимателю Синьковой Елене Александровне (далее - ИП Синькова Е.А., предприниматель, ОГРНИП 313280133700010, ИНН 280115531886) о взыскании 66 891,61 рубля задолженности по оплате за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за период с 01.12.2018 по 31.03.2019, пеней за период с 11.01.2019 по 29.07.2019 в размере 5 551,88 рубля, а также начислении неустойки, начиная с 30.07.2019 на сумму основного долга, в соответствии с пунктом 30 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644.
Определением суда от 12.08.2019 исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
По результатам рассмотрения дела Арбитражным судом Хабаровского края в соответствии с частью 1 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса РФ, 07.10.2019 вынесена и размещена на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" резолютивная часть решения об удовлетворении заявленных требований полностью.
По заявлению предпринимателя 17.10.2019 судом изготовлено мотивированное решение.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчик в апелляционной жалобе просит решение суда от 17.10.2019 отменить, в удовлетворении заявленных требований истцу отказать.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает, что ответчику не представлены для ознакомления акты отбора проб сточных вод, в которых отсутствуют необходимые сведения об абоненте, кроме того ссылается на нарушение требований пункта 41 Правил 525, ввиду не направления в адрес ответчика выписки из журнала контроля состава и свойств сточных вод.
Податель жалобы полагает необоснованным включение в расчет задолженности налога на добавленную стоимость за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
Оспаривает значение нормативных показателей свойств сточных вод и концентрации в позиции N 27 "жиры", полагает в данной позиции нарушение допустимых значений отсутствует.
Помимо этого считает, что период взыскания за негативное воздействие не может превышать 3 календарных месяцев с момента отбора проб (пункт 123 Правил N 644).
Определением суда от 28.11.2019 апелляционная жалоба принята к рассмотрению в соответствии с пунктом 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10.
Истцу предложено не позднее 09.01.2020 представить в апелляционный суд мотивированный отзыв по каждому доводу апелляционной жалобы с приложением документа, подтверждающего направление отзыва ее заявителю.
В представленном отзыве истец выразил несогласие с доводами жалобы, просил оспариваемый судебный акт от 17.10.2019 оставить в силе.
В порядке статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба рассматривается по истечении срока, установленного в определении апелляционного суда единолично судьей без вызова сторон и по имеющимся в деле доказательствам.
Из материалов дела следует, что 27.02.2018 между АО "АКС" (организацией водопроводно-канализационного хозяйства) и ИП Синьковой Е.А. (абонентом) заключен договор холодного водоснабжения и водоотведения N 4675.
В соответствии с пунктом 1 договора (объект - встроенное помещение: ул. Горького, 193; ул. Ленина, 150; административное здание: ул. Набережная, 1), истец, как организация ВКХ, осуществляющая холодное водоснабжение и водоотведение, обязуется подавать ответчику, как абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду, абонент обязуется оплатить холодную (питьевую) воду установленного качества в объеме, определенном договора).
В точке отбора проб (выпуск ЦСВ, КК2) лабораторией АО "АКС" с участием представителя ответчика 04.12.2018 были взяты пробы сточных вод и составлен акт отбора сточных вод, отводимых абонентом в централизованную систему водоотведения N 508 от 04.12.2018.
Поскольку по результатам отобранных проб выявлено значительное превышение максимально допустимых концентраций загрязняющих веществ, в точке отбора проб (выпуск в ЦСВ, КК2) был проведен внеплановый повторный отбор проб сточных вод и составлен акт от 22.01.2019 N 29.
По проведению аккредитованной лабораторией исследований, составлены результаты исследования состава сточных вод от 04.12.2018 и от 22.01.2019 в которых обнаружены превышение допустимых норм, в частности: рН, БПК5, жиры.
Общая сумма задолженности за превышение нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод в систему городской канализации по расчету истца за период с 01.12.2018 по 31.03.2019 составила 66891,61 рубля.
АО "АКС" в адрес предпринимателя Синьковой Е.А. направлена претензия от 03.06.2019 N 101-19-6234, в которой предложено оплатить имеющуюся задолженность.
Отказ в удовлетворении требований претензии послужил основанием для обращения АО "АКС" в арбитражный суд с настоящим иском.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьями 309 и 310 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (статья 544 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 ГК РФ) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договоров горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения.
В силу пункта 4 Правил N 644 от 29.07.2013 отпуск (получение) питьевой воды и (или) прием (сброс) сточных вод и (или) водоотведения осуществляются на основании договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения, который заключается между абонентом и организацией водопроводно-канализационного хозяйства в соответствии с типовым договором, являющегося на основании пункта 18 Правил N 644 от 29.07.2013 публичным договором.
Согласно условиям единого договора холодного водоснабжения и водоотведения N 4675 от 27.02.2018 организация ВКХ, осуществляющая холодное водоснабжение и водоотведение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения: холодную (питьевую воду), абонент обязуется оплачивать холодную (питьевую) воду установленного качества в объеме, определенном настоящим договором. Организация ВКХ обязуется осуществлять прием сточных вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему сточных вод и нормативы водоотведения по составу сточных вод, нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее - нормативы допустимых сбросов абонентов), лимиты на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее - лимиты на сбросы) (в случаях, когда такие нормативы установлены в соответствии с законодательством РФ), требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу ЦСВ, оплачивать водоотведение и принятую холодную воду в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены настоящим договором, соблюдать в соответствии с настоящим договором режим потребления холодной воды, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых им приборов учета (п. 1 договора).
Организация ВКХ обязана осуществлять контроль за соблюдением абонентом режима водоотведения и нормативов допустимых сбросов абонентов, нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод, а также требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу ЦСВ (под. "с" п. 12 договора).
Организация ВКХ вправе иметь беспрепятственный доступ к водопроводным и канализационным сетям, местам отбора проб воды и приборам учета холодной воды в порядке, предусмотренном разделом 6 договора (под. "г" п. 13 договора).
Абонент обязан соблюдать установленные нормативы допустимых сбросов и лимиты на сбросы сточных вод, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов (если для объектов этой категории абонентов в соответствии с законодательством РФ устанавливаются нормативы допустимых сбросов), соблюдать нормативы по объему и составу отводимых в ЦСВ сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу ЦСВ, и принимать меры по соблюдению указанных нормативов и требований (под. "т" п. 14 договора).
Пункт 1 Правил N 525 от 21.06.2013, устанавливает порядок осуществления организацией, осуществляющей водоотведение, либо уполномоченной ею организацией контроль состава и свойств сточных вод, отводимых абонентами, для объектов которых установлены нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в ЦСВ, в соответствии с программой контроля состава и свойств сточных вод.
В силу п. 19 Правил N 525 от 21.06.2013 отбор проб сточных вод осуществляется в присутствии абонента, за исключением случаев его неявки к месту отбора проб сточных вод в течение 15 минут после времени, указанного в уведомлении о проведении отбора проб сточных вод, пробы сточных вод отбираются без абонента.
Организация, осуществляющая водоотведение, обязана любым способом уведомить абонента о проведении отбора проб сточных вод не позднее чем за 15 минут до начала процедуры отбора проб сточных вод. Отбор проб сточных вод осуществляется не ранее чем через 15 минут с момента подтверждения факта получения абонентом такого уведомления (п. 21 Правил N 525 от 21.06.2013).
При несогласии абонента с содержанием акта отбора проб сточных вод абонент обязан подписать этот акт с указанием в нем своих возражений (пункт 28 Правил N 525).
Установлено, что организация ВКХ извещала абонента о проведении отбора проб сточных вод, что подтверждается журналом регистрации уведомлений абонентов (начат 18.07.2016), в том числе: 20.02.2018 в 16 час. 15 мин. - уведомление о проведении отбора 21.02.2018, 15.05.2018 в 13 час. 05 мин. - уведомление о проведении отбора 15.05.2018.
Согласно пунктам 29 и 30 Правил N 525 при отборе проб сточных вод организацией, осуществляющей водоотведение, абонент вправе произвести параллельный отбор проб сточных вод и провести их анализ в аккредитованной лаборатории за счет собственных средств; в этом случае осуществляется отбор резервной пробы.
Согласно материалам дела ответчик был надлежаще извещен о проведении отбора проб сточных вод, что подтверждается актом отбора сточных вод, отводимых абонентом в централизованную систему водоотведения N 508 от 04.12.2018 и не оспаривается заявителем жалобы.
Согласно данных лабораторных испытаний, во взятых 04.12.2018 пробах были обнаружены рН, БПК5 и жиры с превышением нормативов загрязняющих веществ, что подтверждается результатами исследований состава сточных вод от 11.12.2018, проведенных аккредитованной лабораторией истца; во взятых 22.01.2019 пробах было обнаружено (протокол исследований N 27/0-19 от 28.01.2019) превышение пределов нормативов загрязняющих веществ.
В силу части 10 статьи 7 Закона N 416-ФЗ в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, то есть Правилами N 664 от 29.07.2013.
Подпунктом "ж" п. 35 Правил N 664 от 29.07.2013 (редакция действовавшая на момент установления факта негативного воздействия на ЦСВ) установлена обязанность абонента вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с названными Правилами.
Согласно пункту 118 Правил N 664 от 29.07.2013, в случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113, 114 настоящих Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (далее - плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения), в порядке и размере, которые определены настоящими Правилами.
Установлено, что истец взыскивает с ответчика плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в части превышения допустимого содержания веществ - рН, БПК5 и жиры.
Вышеуказанные акты отбора проб подписаны сторонами без замечаний, претензии к процедурам отбора на момент проведения таковых и к формам актов у ответчика отсутствовали, каких-либо замечаний либо возражений не заявлено. Каких-либо нарушений порядка отбора проб судом также не установлено.
С учетом изложенного ссылка заявителя на не предоставление для ознакомления актов ответчику и отсутствие информации для идентификации абонента, отклоняется, как противоречащая материалам дела.
Истцом произведен расчет платы за негативное воздействие на работу ЦСВ и выставлены платежные документы, а именно счет-фактура N 4675нег/12 от 20.12.2018 на сумму 16 895,29 рубля, счет-фактура N 4675нег/01 от 31.01.2019 на сумму 14 905,32 рубля, счет-фактура N 4675нег/02 от 28.02.2019 на сумму 18 915,72 рубля, счет-фактура N 4675нег/03 от 31.03.2019 на сумму 16 175,28 рубля, а также соответствующие счета и акты, всего на сумму 66 891,61 рубля.
Расчет платы за негативное воздействие на работу ЦСВ произведен в соответствии с пунктом 123 Правил N 644 от 29.07.2013, судом проверен и признан верным, в связи с чем, указанная сумма правомерно взыскана с ответчика в пользу истца.
Довод жалобы со ссылкой на пункт 41 Правил N 525, не состоятелен, ввиду наличия представленной истцом журнала исходящих протоколов исследования сточных вод, согласно номерам 463-АВК и 512 АВК выписки направлены в адрес ответчика 12.12.2018 и 29.01.2019.
Доводы жалобы о незаконном начислении НДС в размер платы за негативное воздействие, отклоняется в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 146 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ.
Согласно пункту 118 Правил N 644, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения, в порядке и размере, которые определены Правилами.
Таким образом, компенсация указанных расходов является по существу оплатой услуг указанной организации по нейтрализации воздействия загрязняющих веществ на водопроводно-канализационную сеть.
В соответствии с пунктом 1 статьи 154 НК РФ, налоговая база по налогу на добавленную стоимость при реализации налогоплательщиком товаров (работ услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога на добавленную стоимость.
Согласно пунктам 120 и 123 Правил N 644 размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, подлежащей уплате абонентом, установлен без учета налога на добавленную стоимость.
Таким образом, при реализации вышеназванных услуг налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется как размер платы (без учета налога на добавленную стоимость), исчисленной в порядке, установленном пунктами 120 и 123 Правил N 644.
В соответствии с пунктом 1 статьи 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму налога на добавленную стоимость.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в части превышения допустимой концентрации загрязняющего вещества определяется с учетом НДС.
Несогласие заявителя жалобы в части значения показателя загрязняющих веществ "жиры", отклоняется, поскольку согласно материалам дела, кроме оспариваемого значения истцом, также учтен показатель - БПК5 и рН.
Довод заявителя о необходимости производить расчет платы в период, не превышающий 3 календарных месяца с момента отбора, подлежит отклонению по следующим основанием.
Пунктом 123 Правил N 644 предусмотрено, что при расчете платы за сброс сточных вод, оказывающих негативное воздействие на работу ЦСВ, на основании результатов анализов контрольных проб сточных вод берется общий объем сточных вод за календарный месяц, в котором зафиксировано превышение максимальных допустимых значений показателей и концентраций, до следующего отбора проб организацией, осуществляющей водоотведение, но не более 3-х календарных месяцев. При превышении максимально допустимых значений и концентраций расчет повышенной платы за сброс сточных вод, оказывающих негативное воздействие на работу ЦСВ, по одному акту отбора проб может охватывать только строго определенный период времени. Такой период, согласно п. 123 Правил N 644, составляет не более 3-х календарных месяцев от обнаружения нарушения.
Таким образом, расчет платы производится исходя из объема сточных вод, отведенных абонентом за период от обнаружения нарушения до устранения загрязнения или получения результатов нового контроля при следующем отборе проб организацией ВКХ.
При этом объем сточных вод учитывается с начала календарного месяца, в котором зафиксировано превышение, независимо от даты отбора контрольных проб.
Факт сброса ответчиком сточных вод, в которых концентрация загрязняющих веществ превышает установленные нормативы, подтверждается представленными в материалы дела актами отбора проб и соответствующими протоколами исследований.
Рассматривая требования истца о взыскании с ответчика неустойки согласно пункту 30 Правил N 664 от 29.07.2013 за период с 11.01.2019 по 29.07.2019 в размере 5 551,88 рубля, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу положений статьи 329 Гражданского кодекса РФ, исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой. При этом, неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков. Кредитор не вправе требовать уплаты неустойки, если должник не несет ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства (статья 330 ГК РФ).
В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения абонентом обязательств по оплате единого договора холодного водоснабжения и водоотведения организация ВКХ вправе потребовать от абонента уплаты пени в размере одной сто тридцатой ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.
Расчет суммы неустойки (в том числе по периоду начисления) проверен, является правильным, возражений относительно взысканной суммы неустойки, размера и порядка ее расчета, заявителем апелляционной жалобы не представлено.
Кроме того, истцом заявлено требование о взыскании с ответчика пени на сумму основного долга, рассчитанные в соответствии с пунктом 30 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644, начиная с 30.07.2019 по день фактического исполнения обязательства.
Пунктом 65 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении некоторых положений гражданского кодекса РФ об ответственности за нарушение обязательств" разъяснено, что по смыслу статьи 330 ГК РФ, истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства (в частности, фактической уплаты кредитору денежных средств, передачи товара, завершения работ).
В связи с чем, требования истца в части взыскания пени по день фактического исполнения обязательства являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, по содержащимся в ней доводам, не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела апелляционным судом не установлено.
Судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы отнесены на заявителя на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Руководствуясь статьями 258, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 17.10.2019 по делу N А04-5796/2019 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
С.Б. Ротарь |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-5796/2019
Истец: АО "Амурские коммунальные системы"
Ответчик: ИП Синькова Елена Александровна
Третье лицо: Бывшев Александр Васильевич, ИП Синькова Елена Александровна, Управление Федеральной миграционной службы России по Амурской области, УФМС РОССИИ ПО АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ