город Ростов-на-Дону |
|
14 января 2020 г. |
дело N А32-55200/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 января 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Нарышкиной Н.В.,
судей Мисника Н.Н., Фахретдинова Т.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Дудо В.А.
при участии:
от Григорьевой Елене Николаевне: представитель Монин В.Б. по доверенности от 08.09.2018;
от иных лиц, участвующих в деле: представители не явились, извещены рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Главы крестьянского фермерского хозяйства Становотюк Антонины Николаевны на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.10.2019 по делу N А32-55200/2017 по иску индивидуального предпринимателя Главы крестьянского фермерского хозяйства Становотюк Антонины Николаевны (ИНН 233502874210, ОГРНИП 309233536500017) к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, Администрации Журавского сельского поселения Кореновского района, Шандыба Сергею Васильевичу, Григорьевой Елене Николаевне (ИНН 861703444107, ОГРНИП 312237306600019) при участии третьих лиц ФГБУ "ФКП Росреестра", администрации муниципального образования Кореновского края о признании реестровой ошибкой принятое в составе судьи Семушина А.В.
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Глава крестьянского фермерского хозяйства Становотюк Антонина Николаевна (далее - истец, ИП Глава КФХ Становотюк А.Н., предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, администрация Журавского сельского поселения Кореновского района, Шандыба Сергею Васильевичу, Григорьевой Елене Николаевне со следующими требованиями:
1. Признать реестровой (кадастровой) ошибкой содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости сведений об описании местоположения границ земельных участков с существующими координатами поворотных точек земельного участка с кадастровым номером 23:12:0401019:167 и земельного участка с кадастровым номером 23:12:0401020:6 в части пересечения (наложения) их границ на земельный участок с кадастровым номером 23:12:0401020:8;
2. Исправить реестровую ошибку путем исключения из Единого государственного реестра недвижимости сведений об описании местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 23:12:0401020:6;
3. Исправить реестровую (кадастровую) ошибку в сведениях Единого государственного реестра недвижимости путем внесения в Единый государственный реестр недвижимости уточненных сведений о характерных точках границ земельных участков:
- с кадастровым номером 23:12:0401020:8 согласно координатам со значениями:
Обозначение точек границ |
X |
У |
Горизонтальное расположение, м |
1 |
533688,89 |
1421939,86 |
10,0 |
2 |
533689,59 |
1421949,83 |
93,50 |
3 |
533596,53 |
1421940,71 |
51,80 |
4 |
533605,67 |
1421991,70 |
395,00 |
5 |
533212,44 |
1421954,36 |
60,00 |
6 |
533215,57 |
1421894,44 |
5,51 |
7 |
533221,06 |
1421894,96 |
463,45 |
8 |
533682,38 |
1421939,24 |
6,53 |
- с кадастровым номером 23:12:0401019:167 согласно координатам со значениями:
Обозначение точек границ |
X |
У |
Горизонтальное расположение, м |
1 |
533682,70 |
1421960,80 |
26,40 |
2 |
533683,70 |
1421987,18 |
84,58 |
3 |
533601,09 |
1422005,32 |
14,41 |
4 |
533598,95 |
1421991,06 |
6,75 |
5 |
533605,67 |
1421991,70 |
16,80 |
6 |
533602,71 |
1421975,15 |
2,43 |
7 |
533605,10 |
1421974,73 |
51,79 |
8 |
533655,45 |
1421962,61 |
27,31 |
4. Признать, что решение является основанием для исключения из Единого государственного реестра недвижимости сведений об описании местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 23:12:0401020:6;
5. Признать, что решение является основанием для внесения изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости вышеперечисленных координатах характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером 23:12:0401020:8 и границ земельного участка с кадастровым номером 23:12:0401019:167. Исковые требования мотивированы неправомерной постановкой на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 23:12:0401020:6 и 23:12:0401020:167 (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке ст. 49 АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФГБУ "ФКП Росреестра", администрация муниципального образования Кореновского края.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 15.10.2019 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе истец просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт. Заявитель настаивает на обоснованности исковых требований.
В судебном заседании представитель Григорьевой Е.Н. возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Остальные лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу положений статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы в отсутствие их представителей.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены принятого по делу решения ввиду следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Становотюк А.Н. является собственником земельного участка, площадью 2,4 га, расположенного по адресу: Краснодарский край, Кореновский район, 0,1 км южнее х. Казаче-Малеванный на основании государственного акта на право собственности на землю КК-2 N 221810/191, что подтверждается свидетельством от 08.12.1992 N 34 на право собственности на землю.
Указанный государственный акт на право собственности на землю КК-2 N 221810/191 содержит чертеж границ земельного участка с указанием поворотных точек координат земельного участка со смежными земельными участками.
Земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет без определения границ с присвоением кадастрового номера 23:12:0401020:8.
В 2017 году предприниматель обратился к кадастровому инженеру Кундрюкову И.А. с целью выполнения кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером 23:12:0401020:8.
При проведении кадастровых работ инженером было выявлено, что конфигурация и размеры земельного участка, указанные в государственном акте не могут быть выдержаны в связи со значительными накладками на смежные земельные участки уже учтенными в ГКН и имеющими уточненные границы, а именно земельные участки с кадастровыми номерами:
- 23:12:0401019:167 - площадь накладки 193 кв.м;
- 23:12:0401020:6 - площадь накладки 10 503 кв. м.
Земельный участок истца с кадастровым номером 23:12:0401020:8 граничит с земельными участками:
- 23:12:0401019:167 - правообладатель администрация Журавского сельского поселения Кореновского района;
- 23:12:0401020:6 - принадлежащий на праве собственности Григорьевой Елене Николаевне;
- 23:12:0401020:7 - принадлежащий на праве собственности Шандыба Сергею Васильевичу.
В обоснование исковых требований истец указывает, что площадь земельного участка с кадастровым номером 23:12:0401020:8 с учетом границ смежных участков составляет 14 952 кв.м, тогда как по государственному акту площадь земельного участка равна 24 000 кв.м, разница составляет 9 048 кв. м (38% от общей площади).
Истец полагает, что имеет место быть реестровая ошибка при постановке на государственный кадастровый учет земельных участков.
Суд первой инстанции верно квалифицировал спорные правоотношения сторон, определил предмет доказывания по делу и применимые нормы материального права.
В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Защита гражданских прав осуществляется способами, закрепленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Иск об установлении границ земельного участка относится к искам о правах на недвижимое имущество и представляет собой самостоятельный способ защиты нарушенного права, направлен на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка и разрешение спора о принадлежности той или иной его части.
Согласно части 3 статьи 61 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" реестровая ошибка - это воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом, подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки.
Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
В части 4 статьи 61 названного Федерального закона установлено, что в случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав.
Согласно части 7 статьи 61 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" по истечении шести месяцев со дня направления указанным в части 6 настоящей статьи лицам решения о необходимости устранения реестровой ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ земельного участка орган регистрации прав вправе внести изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ и площади такого земельного участка без согласия его правообладателя. Изменение в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки в случае, указанном в настоящей части, осуществляется органом регистрации прав с учетом сведений, содержащихся в правоустанавливающих документах, с использованием картографической основы в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования. При этом площадь земельного участка после изменения сведений о местоположении границ земельного участка в связи с исправлением реестровой ошибки в случае, указанном в настоящей части, может отличаться от площади земельного участка, сведения о которой содержатся в Едином государственном реестре недвижимости не более чем на пять процентов.
В соответствии с частью 1 статьи 43 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет, в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в ЕГРН, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.
Если при государственном кадастровом учете, в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей (смежной) частью границ других земельных участков, и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРН, о смежных с ним земельных участках, орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в ЕГРН. о местоположении границ (частей границ) и площади указанных смежных земельных участков. При этом представление дополнительных заявлений о государственном кадастровом учете изменений в сведениях, содержащихся в ЕГРН, в отношении указанных смежных земельных участков не требуется. В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей (пункт 2 статьи 43 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости").
Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 06.02.2017 по делу N 310-ЭС16-10203 требование (исковое требование) об установлении (определении) границ земельного участка является самостоятельным способом защиты, направленным на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка при наличии возражений заинтересованного лица, выдвинутых, в частности, в рамках процедуры согласования границ.
Итогом рассмотрения указанного требования должен быть судебный акт, которым будет установлена смежная граница между земельными участками по координатам поворотных точек (либо иным способом, предусмотренным законодательством). На основании судебного акта установленная граница вносится в государственный кадастр недвижимости (в настоящее время - Единый государственный реестр недвижимости).
В соответствии с постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.09.2011 N 4275/11 резолютивная часть решения суда по любому делу, связанному с образованием и (или) изменением границ земельных участков, должна содержать их уникальные характеристики, подлежащие внесению в кадастр недвижимости.
Согласно п. 3 ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных данным Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
С целью установления границ земельного участка с кадастровым номером 23:12:0401020:8, а также наличие (отсутствие) реестровой (кадастровой) ошибки в сведениях о земельном участке с кадастровым номером 23:12:0401020:8 определением суда от 13.03.2018 назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено эксперту ООО "КубаньЮгЭкспертиза" Ангальт Светлане Александровне.
На разрешение эксперта поставлены следующие вопросы:
1. Определить границы земельного участка с кадастровым номером 23:12:0401020:8. Имеется ли реестровая (кадастровая) ошибка в сведениях о земельном участке с кадастровым номером 23:12:0401020:8, в части пересечения (наложения) его границ на земельные участки с кадастровыми номерами 23:12:0401019:167, 23:12:0401020:6, 23:12:0401020:7?
2. Если ответ на вопрос 1 "да", то какими способами возможно устранить выявленные накладки (пересечения, наложение) земельных участков с кадастровыми номерами 23:12:0401020:8 и 23:12:0401019:167, 23:12:0401020:6, 23:12:0401020:7 с указанием графического изображения наложения (пересечения) земельных участков, площади наложения (пересечения), координат поворотных точек границ земельных участков, образующихся вследствие наложения (пересечения) границ (площадь и координаты точек границ наложений)?
Согласно выводам экспертного заключения от 31.07.2018 N 92/2018 по данным топографической съемки земельного участка с кадастровым номером 23:12:0401020:8, выполненной ИП Кубышкин А.К. в мае 2018 года, определены границы территории, используемой КХ Становотюк А.Н. С учетом геоданных, указанных в государственном акте на право собственности на землю КК-2 N 221810/191, определены следующие границы земельного участка с кадастровым номером 23:12:0401020:8:
Обозначение точек границ |
X |
У |
Горизонтальное расположение, м |
1 |
533688,89 |
1421939,86 |
10,0 |
2 |
533689,59 |
1421949,83 |
93,50 |
3 |
533596,53 |
1421940,71 |
51,80 |
4 |
533605,67 |
1421991,70 |
395,00 |
5 |
533212,44 |
1421954,36 |
60,00 |
6 |
533215,57 |
1421894,44 |
5,51 |
7 |
533221,06 |
1421894,96 |
463,45 |
8 |
533682,38 |
1421939,24 |
6,53 |
Имеется реестровая ошибка в сведениях о земельном участке с кадастровом номером 23:12:0401019:167 и земельном участке с кадастровом номером 23:12:0401020:6 в части пересечения (наложения) его границ на земельный участок с кадастровым номером 23:12:0401020:8.
Границы земельного участка с кадастровым номером 23:12:0401020:8 не пересекают границы земельного участка с кадастровым номером 23:12:0401020:7.
По второму вопросу: пересечения и площадь наложений земельных участков с кадастровыми мерами 23:12:0401020:8 и 23:12:0401019:167, 23:12:0401020:6 отображены в приложениях 3, 3.1, 3.2.
В связи с тем, что:
- при уточнении границ земельного участка с кадастровым номером 23:12:0401020:6 в акте согласования границ земельного участка и в прилагаемой к акту схеме границ земельного участка отсутствует кадастровый номер уточняемого земельного участка;
- конфигурация земельного участка с кадастровым номером 23:12:0401020:6 соответствует конфигурации земельного участка, отображенного в правоудостоверяющем документе на данный земельный участок (государственном актe серия КК-2 N 22181/188), подтверждающем его геоданные на момент его формирования;
- в соответствии с данными ЕГРН, отображенным в кадастровом плане территории от 05.04.2018 N 23/ИСХ/18-667238, средняя квадратическая погрешность определения координат характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером 23:12:0401020:6 составляет 7,5 м, что противоречит Методическим рекомендациями по проведению межевания объектов землеустройства от 17.02.2003, действующим на момент проведения межевания (июнь 2007 год), и Приказом Минэкономразвития РФ от 01.03.2016 N 90 необходимо отменить результаты межевания земельного участка с растровым номером 23:12:0401020:6 с внесением соответствующих изменений в ЕГРН.
Кроме того, при формировании земельного участка с кадастровым номером 23:12:0401019:167 учтен только земельный участок с кадастровым номером 23:12:0401020:6, границы которого определены с ошибкой. Местоположение границ земельного участка с кадастровым номером 23:12:0401019:167 не согласованы с лицами, указанными в части 3 статьи 39 Федерального закона N 221-ФЗ от 24.07.2007, несмотря на то, что в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ смежного земельного участка с кадастровым номером 23:12:0401020:8, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, Следовательно, в соответствии со статьей 61 Федерального закона 218-ФЗ от 13.07.2015 в рамках исправления выявленной реестровой ошибки, допущенной при формировании земельного участка с кадастровым номером 23:12:0401019:167, необходимо установить границы данного земельного участка в нижеуказанных координатах с внесением соответствующих изменений в ЕГРН.
кадастровый номер земельного участка: 23:12:0401019:167 | |||
Площадь земельного участка: 2402 кв. м | |||
Обозначение |
Координаты, м |
Длины сторон, м |
|
характерных точек границ земельного участка |
X |
Y |
|
1 |
533682.70 |
1421960,80 |
26,40 |
2 |
533683.70 |
1421987,18 |
84,58 |
з |
533601.09 |
1422005,32 |
14,41 |
4 |
533598.95 |
1421991,06 |
6,75 |
5 |
533605.6" |
1421991,70 |
16,80 |
6 |
533602."1 |
1421975,16 |
2,43 |
7 |
533605.10 |
1421974,73 |
51,79 |
8 |
533655.45 |
1421962,61 |
27,31 |
|
Система координат МСК-23 |
|
В результате исправления реестровой ошибки изменение площади земельного участка с кадастровым номером 23:12:0401019:167 составляет 3,9%.
По результатам проведенной экспертизы ответчиком было заявлено ходатайство о назначении по делу дополнительной судебной экспертизы ввиду следующих обстоятельств.
В исследовательской части экспертного заключения, при сравнении границ земельного участка с кадастровым номером 23:12:0401020:6 по сведениям из государственного акта и по сведениям из землеустроительного дела, эксперт указывает на несоответствие границ, отмечая, что вышеуказанный земельный участок увеличен на 16,16 м, тогда как, на самом деле, он уменьшен на эту величину, согласно землеустроительному делу вышеуказанного земельного участка.
В исследовательской части заключения экспертом написано о том, что в соответствии с данными ЕГРН, отображенными в кадастровом плане территории от 05.04.2018 N 23/ИСХ/18-667238, средняя квадратическая погрешность определения координат характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером 23:12:0401020:6 составляет 7,5 м, что противоречит, в том числе, Приказу Минэкономразвития РФ N 90 от 01.03.2016. Изложенное не соответствует действительности, поскольку согласно Приказу Минэкономразвития РФ N 90 от 01.03.2016, средняя квадратическая погрешность составляет 2,5 м.
При этом необходимо отметить, что земельный участок с кадастровым номером 23:12:0401020:6 был сформирован в 2007 году, в то время, когда вышеназванный приказ не был издан. Действие данного нормативного - правого акта обратной силы не имеет. Поэтому ссылка на этот приказ в заключении является необоснованной.
Кроме того, согласно п. 2 - 4 вышеупомянутого Приказа Минэкономразвития РФ среднеквадратические погрешности определения местоположения характерных точек для соответствующих категорий земель, установлены только лишь для выбора конкретного метода определения координат, а именно:
1) геодезический метод (триангуляция, полигонометрия, трилатерация, прямые, обратные или комбинированные засечки и иные геодезические методы);
2) метод спутниковых геодезических измерений (определений);
3) фотограмметрический метод;
4) картометрический метод;
5) аналитический метод.
Таким образом, разница в среднеквадратических погрешностях определения местоположения характерных точек границ земельного участка, не является следствием того, что границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, как указывает эксперт в заключении.
В заключении от 31.07.2018 N 92/2018 эксперт проводит исследовательские работы путем анализа материалов дела N А32-55200/2017 и сведений Единого государственного реестра недвижимости.
Между тем, по смыслу вопросов поставленных судом, для составления заключения эксперту необходимо было самостоятельно определить на местности границы земельного участка с кадастровым номером 23:12:0401020:8, принадлежащего истцу.
В своих исследованиях эксперт воспользовался топографической съемкой местности, выполненной ИП Кубышкиньш А.К. в мае 2018 года.
При проведении исследований по вопросам, поставленным судом, эксперт сослался не на собственные результаты исследований, а на результаты работы постороннего лица, которое не несет перед судом никакой ответственности за правильность и достоверность своих измерений. Таким образом, ссылаясь на исследования кадастрового инженера Кубышкина А.К., эксперт фактически выполнил комиссионную экспертизу, что противоречит определению арбитражного суда 13.03.2018, согласно которому арбитражный суд поручил проведение экспертизы только одному лицу, без назначения комиссии экспертов.
В материалах экспертного заключения, эксперт не установил и не раскрыл должным образом, какова причина пересечения границ земельных участков с кадастровыми номерами 23:12:0401020:6, 23:12:0401020:167 с границами земельного участка с кадастровым номером 23:12:0401020:8; почему именно в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 23:12:0401020:6, 23:12:0401020:167 была допущена реестровая ошибка.
В связи с нарушениями, допущенными экспертом при проведении экспертизы, судом первой инстанции назначена повторная экспертиза, проведение которой поручено эксперту "Кубанский проектный институт по землеустройству "Кубаньгипрозем" Березову Александру Кимовичу.
На разрешение эксперта поставлены следующие вопросы:
1. Определить границы земельного участка с кадастровым номером 23:12:0401020:8. Имеется ли реестровая (кадастровая) ошибка в сведениях о земельном участке с кадастровым номером 23:12:0401020:8, в части пересечения (наложения) его границ на земельные участки с кадастровыми номерами 23:12:0401019:167, 23:12:0401020:6, 23:12:0401020:7?
2. Если ответ на вопрос 1 "да", то какими способами возможно устранить выявленные накладки (пересечения, наложение) земельных участков с кадастровыми номерами 23:12:0401020:8 и 23:12:0401019:167, 23:12:0401020:6, 23:12:0401020:7 с указанием графического изображения наложения (пересечения) земельных участков, площади наложения (пересечения), координат поворотных точек границ земельных участков, образующихся вследствие наложения (пересечения) границ (площадь и координаты точек границ наложений)?
В материалы дела поступило заключение эксперта по результатам проведения повторной экспертизы от 05.08.2019 N 5, согласно которому эксперт пришел к следующим выводам:
По первому вопросу: определить местоположение земельного участка с кадастровым номером 23:12:0401020:8 по сведениям, содержащимся в государственном акте КК-2 N 221810/191 на земельный участок площадью 2,4 га предоставленный крестьянско-фермерскому хозяйству "Стрелец" Становотюк Антонине Николаевне без пересечения его границ с земельными участками с кадастровыми номерами 23:12:0401019:167, 23:12:0401020:6, 23:12:0401020:7, 23:12:0612000:1 не представляется возможным. Определить, была ли допущена реестровая (кадастровая) ошибка в сведениях о земельном участке с кадастровым номером 23:12:0401020:8, в части пересечения (наложения) его границ на земельные участки с кадастровыми номерами 23:12:0401019:167, 23:12:0401020:6, 23:12:0401020:7 не представляется возможным, ввиду отсутствия документов содержащих сведения о местоположении поворотных точках границы земельного участка с кадастровым номером 23:12:0401020:8.
По второму вопросу: ответ на вопрос 2 не рассматривался, т.к. определить местоположение земельного участка с кадастровым номером 23:12:0401020:8 по сведениям содержащимся в государственном акте КК-2 N 221810/191 на земельный участок площадью 2,4 га предоставленный крестьянско-фермерскому хозяйству "Стрелец" Становотюк Антонине Николаевне не представляется возможным. Определить, была ли допущена реестровая (кадастровая) ошибка в сведениях о земельном участке с кадастровым номером 23:12:0401020:8, в части пересечения (наложения) его границ на земельные участки с кадастровыми номерами 23:12:0401019:167, 23:12:0401020:6, 23:12:0401020: 7 не представляется возможным, в виду отсутствуя документов, содержащих сведения о местоположении поворотных точках границ земельного участка с кадастровым номером 23:12:0401020:8.
Судом первой инстанции установлено, что земельный участок с кадастровым номером 23:12:0401020:8 поставлен на государственный кадастровый учет 02.08.2005 на основании Перечня ранее учтенных земельных участков, утвержденный уполномоченным органом Управлением Роснедвижимости по Краснодарскому краю и в установленном порядке.
Площадь земельного участка декларированная 24 000 кв.м, границы не установлены в порядке действующего законодательства, подлежат уточнению при межевании.
Экспертным заключением по настоящему делу было установлено, что имеется пересечение земельных участков с кадастровыми мерами 23:12:0401020:8 и 23:12:0401019:167, 23:12:0401020:6.
В настоящее время земельный участок с кадастровым номером 23:12:0401020:6 принадлежит на праве собственности Григорьевой Елене Николаевне (право собственности от 16.10.2009 N 23-23-02/049/2009-012).
Правообладателем земельного участка с кадастровым номером 23:12:0401019:167 является администрация Журавского сельского поселения Кореновского района.
Истец полагает, что надлежащим способ восстановления нарушенного права, в части уменьшения площади используемого земельного участка является исправлении реестровой ошибки, которая возникла при постановке на государственный кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 23:12:0401019:167, 23:12:0401020:6.
Согласно ст. 61 Федерального закона N 218-ФЗ, действующего с 01.01.2017, воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости (ч. 3). В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда (ч. 4).
В соответствии со ст. 28 Федерального закона N 221-ФЗ (в редакции, действующей до 01.01.2017) кадастровой ошибкой в сведениях является воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях) (п. 2 ч. 1). Если иное не предусмотрено настоящей статьей, кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со ст. 22 настоящего Федерального закона заявителем), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки (ч. 4). Орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, а также суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа кадастрового учета, вправе принять решение об исправлении кадастровой ошибки в сведениях (ч. 5).
Исходя из п. 56 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N А33-3705/2017 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", суд вправе сделать выводы о допущенной кадастровой (реестровой) ошибке только в том случае, если вносимые изменения не повлекут нарушений прав и законных интересов других лиц и при отсутствии спора о праве на недвижимое имущество.
Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа кадастрового учета, вправе принять решение об исправлении кадастровой (реестровой) ошибки в сведениях. Ответчиком по делу об исправлении кадастровой (реестровой) ошибки является орган, осуществляющий кадастровый учет, поскольку в результате разрешения спора об устранении кадастровой ошибки обязанность по ее исправлению может быть возложена только на орган кадастрового учета, которым внесены недостоверные сведения в государственный кадастр. Данная правовая позиция отражена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 25.08.2015 N 4-КГ15-38.
Как было указано, земельный участок это часть земной поверхности, имеющая характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. Границы являются главным индивидуализирующим признаком земельного участка и определяются при выполнении кадастровых работ по межеванию (ч. 2 ст. 8 Федерального закона N 218-ФЗ). Местоположение границ земельного участка в силу п. 7 ст. 38 Федерального закона N 221-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2017), ч. 8 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Целью исправления реестровой ошибки является приведение данных о фактических границах земельного участка, содержащихся в ЕГРН в соответствии с фактическими границами, установленными на местности, в соответствии с которыми земельный участок предоставлялся заявителю и существует на местности.
При проведении кадастровых работ инженером было выявлено, что конфигурация и размеры земельного участка с кадастровым номером 23:12:0401020:8, указанные в государственном акте не могут быть выдержаны в связи со значительными накладками на смежные земельные участки уже учтенными в ГКН и имеющими уточненные границы, а именно земельные участки с кадастровыми номерами:
- 23:12:0401019:167 - площадь накладки 193 кв.м
- 23:12:0401020:6 - площадь накладки 10 503 кв.м.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что фактически требования истца направлены на прекращение права собственности на земельные участка с кадастровыми номерами 23:12:0401019:167 и 23:12:0401020:6 в существующих границах и площади, изъятию частей указанных земельных участков у правообладателей. Следовательно, рассматриваемое требование свидетельствует о наличии спора о праве на земельный участок в существующих границах, который не может быть разрешен в рамках дела об исправлении реестровой ошибки.
Притязания истца нацелены на существенное изменение индивидуально-определенных признаков объекта недвижимости, не принадлежащего истцу.
Корректировка местоположения границ и площади участка представляет собой распоряжение этим участком, в результате которого право собственности и иные производные вещные права на участки в прежнем виде, определяемом совокупностью уникальных характеристик прекращаются, что не может быть разрешено в рамках спора об исправлении кадастровой ошибки.
Таким образом, при наличии зарегистрированного права собственности решение вопроса об изменении его границ возможно путем оспаривания права на земельный участок, в том числе в части наложения границ на смежные земельные участки.
Судом неоднократно предлагалось уточнить исковые требований с учетом надлежащего способа защиты нарушенного права, однако истец отказался.
Кроме того, при рассмотрении заявленных требований Григорьевой Е.Н. было заявлено о применении срока исковой давности.
Согласно ст. 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Согласно ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса. Срок исковой давности не может превышать десять лет со дня нарушения права, для защиты которого этот срок установлен, за исключением случаев, установленных Федеральным законом от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму".
Согласно ст. 199 ГК РФ требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности. Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Согласно ч. 1 ст. 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Согласно имеющимся в материалах дела документам о межевании земельного участка с кадастровым номером 23:12:0401020:6 при проведении межевых работ 21.05.2007 фактические (ныне кадастровые) границы участка Григорьевой Е.Н. были согласованы, в том числе и со Становотюк А.Н., как владельцем смежного земельного участка.
Таким образом, истцу с 2007 года известно местоположение границ земельного участка ответчика Григорьевой Е.Н.
Вместе с тем, истец обратится в суд с иском об оспаривании границ участка ответчика Григорьевой Е.Н. только в 2018 года, т.е. по прошествии более 10 лет с момента согласования границ земельного участка.
Границы участка с кадастровым номером 23:12:0401020:167 согласованы в 2012 году в результате межевых работ, выполненных ООО "Геоплан" по заказу Администрации муниципального образования Кореновский район. По результатам межевания участка его границы утверждены постановлением Администрации муниципального образования Кореновский район от 18.06.2012 N 1146.
Указанные сведения находятся в открытом доступе. Как владелец соседнего земельного участка, Становотюк А.Н. в 2012 году не могла не знать об образовании земельного участка с кадастровым номером 23:12:0401020:167. Однако только в 2018 году, т.е. по прошествии более 6 лет с момента согласования границ упомянутого участка, истец обратится в суд с иском об оспаривании границ указанного земельного участка.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу о пропуске истцом срока исковой давности, что является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являлись предметом исследования суда первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены правильного по существу судебного акта.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении исковых требований. Суд правильно применил нормы материального права. Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, и понесенные по ней судебные расходы распределяются по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.10.2019 по делу N А32-55200/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.В. Нарышкина |
Судьи |
Н.Н. Мисник |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-55200/2017
Истец: ИП Глава крестьянского фермерского хозяйства Становотюк Антонина Николаевна, Становотюк А Н
Ответчик: Администрация Журавского сельского поселения Кореновского района, Администрация муниципального образования Кореновский район, Григорьева Е Н, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, Шандыба Сергей Васильевич, Шындыба С В
Третье лицо: Администрация МО Кореновского района, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю