г. Санкт-Петербург |
|
15 января 2020 г. |
Дело N А56-89634/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 января 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Трощенко Е.И., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Хариной И.С.
при участии:
от заявителя: Безверхова С.Л. по доверенности от 17.10.2019
от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-31671/2019) ГАТИ на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.10.2019 по делу N А56-89634/2019, принятое
по заявлению ОАО "Автодор Санкт-Петербург"
к ГАТИ
об оспаривании постановления
установил:
открытое акционерное общество "Автодор Санкт-Петербург" (после переименования - акционерное общество "Автодор") (ОГРН: 1089847040117, адрес: 196608, Санкт-Петербург, г. Пушкин, ул. Новодеревенская, 19А; далее - заявитель, Общество, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербургу и Ленинградской области с заявлением к о признании незаконным и отмене постановления Государственной административно-технической инспекции (ОГРН 1027809192575, адрес: 191014, Санкт-Петербург, Литейный пр., д. 36, лит. А; далее - Инспекция, ГАТИ, административный орган) от 30.07.2019 N 3513 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 95284 от 31.05.2019, которым Общество привлечено к административной ответственности по пункту 4 статьи 20 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге" (далее - Закон N 273-70), и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Решением от 01.10.2019 суд первой инстанции постановление ГАТИ от 30.07.2019 N 3513 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 31.05.2019 N 95284 признал незаконным и отменил.
Не согласившись с решением суда, ГАТИ обратилась в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель АО "Автодор" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
ГАТИ, извещенная надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в суд не направила, в связи с чем, дело рассмотрено в отсутствие заинтересованного лица в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, специалистом ГАТИ 31.05.2019 выявлено, что Общество совершило по адресу: п. Металлострой, Северный проезд от дороги на Металлострой до д. 3, лит. А по Северному проезду административное правонарушение, выразившееся в нарушении требований к уборке объектов благоустройства и элементов благоустройства, в том числе неосуществление мероприятий по подметанию территорий общего пользования с усовершенствованным покрытием, вывозу собранных отходов и смета, мойке и поливке территорий общего пользования с усовершенствованным покрытием, а именно: не произведена уборка лотковой зоны от грунтово-песчаных насосов и загрязнений, бытового мусора, не удалена поросль вдоль бордюрного камня.
Обществу вменено нарушение требований пунктов п.п. 5.1, 5.2, 5.3, 5.3.1, 5.3.2, 5.3.3, 5.3.4 Приложения N 5 к Правилам благоустройства территории Санкт-Петербурга, утвержденных Постановлением Правительства Санкт- Петербурга от 09.11.2016 N 961 "О правилах благоустройства территории Санкт- Петербурга и о внесении изменений в некоторые постановления Правительства Санкт-Петербурга" (далее - Правила N 961).
Постановлением от 30.07.2019 N 95284 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 31.05.2019 N 95284 заявитель привлечен к административной ответственности по пункту 5 статьи 20 Закона N 273-70, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Не согласившись с постановлением Инспекции, Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что при вынесении постановления ГАТИ от 30.07.2019 N 3513 Инспекцией применены нормы законодательства, действие которых не распространяется на отношения в сфере использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, в связи с чем оспариваемое постановление признал незаконным и отменил.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителя Общества, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
Пунктом 4 статьи 20 Закона 273-70 установлена административная ответственность за нарушение требований к уборке объектов благоустройства и элементов благоустройства, за исключением требований к зимней уборке, в том числе неосуществление мероприятий по подметанию территорий общего пользования с усовершенствованным покрытием, вывозу собранных отходов и смета, мойке и поливке территорий общего пользования с усовершенствованным покрытием, своевременной косьбе травы в зонах зеленых насаждений.
Согласно пункту 1.1 Приложения N 5 к Правилам благоустройства территории Санкт-Петербурга уполномоченные на содержание лица осуществляют содержание объектов благоустройства, элементов благоустройства и ремонт элементов благоустройства в границах земельных участков, принадлежащих им на праве собственности, ином вещном или обязательственном праве в объеме, предусмотренном действующим законодательством и настоящими Правилами, самостоятельно или посредством привлечения специализированных организаций за счет собственных средств. В случае, если в процессе содержания элементов благоустройства произошло загрязнение или повреждение иных элементов благоустройства, лица, по вине которых произошло такое загрязнение или повреждение, должны осуществить очистку от загрязнения или ремонт указанных элементов благоустройства.
В силу пунктов 5.1, 5.2, 5.3, 5.3.1, 5.3.2, 5.3.3, 5.3.4 Приложения N 5 к Правилам благоустройства территории Санкт-Петербурга (Общие требования к летней уборке объектов благоустройства и элементов благоустройства):
с 16 апреля по 15 октября устанавливается период летней уборки территории Санкт-Петербурга (далее - летняя уборка). В зависимости от погодных условий указанный период может быть сокращен или продлен на основании распоряжения Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга.
Целью летней уборки является удаление мусора, отходов, смета, обеспыливание территории.
Летняя уборка предусматривает: подметание территорий общего пользования с усовершенствованным покрытием, вывоз собранных отходов и смета; мойку и поливку территорий общего пользования с усовершенствованным покрытием; уборку мусора, отходов, смета с газонов, в парках, садах, скверах, на пустырях и иных объектах благоустройства; своевременную косьбу травы на газонах искусственного происхождения. Высота травы должна составлять 3-15 см (за исключением первого покоса после строительства нового газона).
В пункте 1.5 Правил благоустройства территории Санкт-Петербурга, утвержденных Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 N 961, прямо указано, что данные Правила не распространяются на отношения в сфере осуществления дорожной деятельности. При этом под дорогой понимается обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли, не являющаяся автомобильной дорогой или ее частью.
Как правомерно указал суд первой инстанции, пункт 4 статьи 20 Закона N 273-70 устанавливает ответственность за нарушение требований к уборке объектов благоустройства и элементов благоустройства, а не улично-дорожной сети.
В соответствии с государственным контрактом Санкт-Петербурга 18/19 от 29.12.2019 заключенным между Истцом и Комитетом по благоустройству Санкт-Петербурга (Приложение N 3) ОАО "Автодор Санкт-Петербург" выполняет работы по содержанию дорог Колпинского, Пушкинского районов Санкт-Петербурга, включенных в Перечни автомобильных дорог общего и необщего пользования регионального значения в Санкт-Петербурге. Согласно Контракту Заказчик поручает, обязуется принять и оплатить, а Подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению в 2019 году работ по содержанию дорог Колпинского, Пушкинского районов Санкт-Петербурга, включенных в Перечни автомобильных дорог общего и необщего пользования регионального значения в Санкт-Петербурге, утвержденные постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17.03.2011 N 300 "О критериях отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального значения в Санкт-Петербурге, о Перечне автомобильных дорог общего пользования регионального значения в Санкт-Петербурге и Перечне автомобильных дорог необщего пользования регионального значения в Санкт-Петербурге", для обеспечения государственных нужд Санкт-Петербурга.
Указанное Постановление не оспорено в установленном законом порядке, не признано не действующим, соответственно дороги, перечисленные в вышеназванном постановлении и переданные для обслуживания по адресным программам, относятся к улично-дорожной сети, а не к элементам благоустройства.
Таким образом, Северный проезд от дороги на Металлострой до д. 3, лит. А по Северному проезду в п. Металлострой относятся к автомобильным дорогам общего пользования, что подтверждается Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17.03.2011 N 300 "О критериях отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального значения в Санкт-Петербурге, о Перечне автомобильных дорог общего пользования регионального значения в Санкт-Петербурге и Перечне автомобильных дорог необщего пользования регионального значения в Санкт-Петербурге", государственным контрактом N 18/19 и Адресными программами, являющимися приложением к государственному контракту.
Кроме того, в протоколе осмотра Инспекции от 31.05.2019 прямо зафиксировано, что спорная территория относится к проезжей части улично-дорожной сети.
Деятельность по содержанию и ремонту автомобильных дорог, в соответствии с п. 6 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", является дорожной деятельностью.
Улично-дорожная сеть (автомобильные дороги, проезжая часть) не является объектом или элементом благоустройства по смыслу статьи 2 Закона Санкт-Петербурга от 25.12.2015 года N 891-180 "О благоустройстве в Санкт-Петербурге" и Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 N 961.
Автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы и дорожные сооружения, элементы обустройства автомобильных дорог (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) (пункт 1 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты"), т.е. проезжая часть также непосредственно относится к части автомобильной дороги.
Деятельность ОАО "Автодор Санкт-Петербург" по содержанию автомобильных дорог Колпинского, Пушкинского районов Санкт-Петербурга регулируется государственным контрактом N 18/19 от 29.12.2018, ГОСТ Р 50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля" и Технологическим регламентом производства работ по комплексной уборке автомобильных дорог общего и необщего пользования регионального значения в Санкт-Петербурге, утвержденным Распоряжением Комитета по благоустройству Правительства Санкт-Петербурга от 10.05.2018 N 131-р и иными законодательными актами регулирующими дорожную деятельность.
В том числе указанным технологическим регламентом определен порядок уборки проезжей части.
Таким образом, при вынесении Постановления ГАТИ от 30.07.2019 N 3513 были применены нормы законодательства, действие которых не распространяется на отношения в сфере использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
Ссылки на нормы законодательства, регулирующие отношения в указанной сфере, и подтверждение факта нарушения этих норм в Постановлении ГАТИ от 30.07.2019 N 3513 отсутствуют.
В связи с этим невозможно установить нарушение требований пункта 4 статьи 20 Закона N 273-70.
Кроме того, в силу пункта 1.2 Положения о государственной административно-технической инспекции, утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 24.02.2004 N 223, Инспекция проводит государственную политику в сфере регионального государственного контроля в области благоустройства в Санкт-Петербурге, а также координирует деятельность исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга по рассмотрению дел и составлению протоколов об административных правонарушениях в области благоустройства в пределах своей компетенции.
Согласно пункту 3.24 названного Постановления, в случаях, предусмотренных законодательством Санкт-Петербурга, рассматривать дела об административных правонарушениях в отношении юридических лиц, должностных лиц, предпринимателей без образования юридического лица, устанавливать перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 27.12.2013 N 1091 утвержден Порядок осуществления регионального государственного контроля в области благоустройства в Санкт-Петербурге (далее - Порядок). Порядок устанавливает правила организации и осуществления ГАТИ регионального государственного контроля в области благоустройства в Санкт-Петербурге.
Вместе с тем, ГАТИ не уполномочено контролировать выполнение ОАО "Автодор Санкт-Петербург" требований к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог в летний период, установленных ГОСТ Р 50597-2017.
Учитывая изложенное, постановление ГАТИ от 30.07.2019 N 3513 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 31.05.2019 N 95284, предусмотренным пунктом 4 статьи 20 Закона N 273-70 вынесено с превышением предоставленных данному органу государственного контроля полномочий, следовательно, является незаконным.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01 октября 2019 года по делу N А56-89634/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственной административно-технической инспекции - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
Е.И. Трощенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-89634/2019
Истец: ОАО "АВТОДОР САНКТ-ПЕТЕРБУРГ"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ИНСПЕКЦИЯ