г. Москва |
|
14 января 2020 г. |
Дело N А40-183439/19 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи М.В. Кочешковой,
рассмотрев апелляционную жалобу ООО "Смольный буян"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.10.2019 по делу N А40-183439/19, принятое судьей С.В. Подгорной в порядке упрощенного производства,
по исковому заявлению АО "ЧЕРИ АВТОМОБИЛИ РУС" к ООО "Смольный буян"
третьи лица: Митрохин Константин Владимирович; Хазов Сергей Витальевич;
о взыскании,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 18.10.2019 по делу N А40-183439/19 взысканы с ООО "Смольный буян" в пользу АО "ЧЕРИ АВТОМОБИЛИ РУС" штраф в размере 325 291 (триста двадцать пять тысяч двести девяносто один) руб. 50 коп., расходы по уплате государственной пошлины в размере 9 506 (девять тысяч пятьсот шесть) руб. 00 коп.
Не согласившись с принятым решением, ООО "Смольный буян" обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Через канцелярию суда поступил отзыв Митрохина Константина Владимировича, в котором он поддерживает апелляционную жалобу заявителя. Суд считает возможным приобщить отзыв на апелляционную жалобу к материалам дела.
Законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции проверены на основании статей 266 и 268 АПК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, повторно рассмотрев материалы дела, приходит к выводу о том, что отсутствуют правовые основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда г. Москвы, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
При исследовании материалов дела установлено, что 01.09.2013 между ООО "Смольный буян" и АО "ЧЕРИ АВТОМОБИЛИ РУС" было заключено дилерское соглашение N 007-2911301, в соответствии с которым АО "ЧЕРИ АВТОМОБИЛИ РУС" обязалось поставлять ООО "Смольный буян" автомобили марки CHERY для их последующей реализации физическим и юридическим лицам.
Соглашением предусматривались две системы поставок: с предварительной оплатой их стоимости и без предварительной оплаты.
В соответствии со статьей 6 Приложения N 5 к Дилерскому соглашению, в случае полной предоплаты планируемых к поставке автомобилей, право собственности на них переходит к дилеру с момента их получения.
В случае, если автомобили не полностью оплачены, они принимаются ООО "Смольный буян" на ответственное хранение и право собственности на них возникает только с момента поступления суммы полной стоимости на расчетный счет АО "ЧЕРИ АВТОМОБИЛИ РУС".
В целях обеспечения прав собственника, согласно пунктам 3.2 и 3.2.3 Приложения N 5 к Дилерскому соглашению, до перехода права собственности на автомобили, паспорта транспортных средств (ПТС) хранятся в АО "ЧЕРИ АВТОМОБИЛИ РУС", а ООО "Смольный буян" не имеет права передавать неоплаченные автомобили третьим лицам.
Дилерское соглашение не расторгнуто, не оспорено, не признано недействительным полностью или в части.
Автомобиль принят ООО "Смольный Буян" в заводской комплектации, без замечаний, в полностью исправном состоянии, без следов эксплуатации, в полной комплексности и с качеством, соответствующим предъявляемым требованиям.
За автомобиль 30.08.2017 произведен полный расчет с АО "ЧЕРИ АВТОМОБИЛИ РУС", соответственно, право собственности на автомобиль также перешло 30.08.2017 к ООО "Смольный Буян" (п. 3.2.3 Приложения N 5 к дилерскому соглашению).
Автомобиль оплачен ООО "Автово" за ООО "Смольный буян" платежным поручением от 30.08.2017 N 222 и согласно уведомлениям N67 от 30.08.2017 от ООО "Автово-моторс", N 39 от 30.08.2017 от ООО "Смольный буян".
Как стало известно позднее, 15.05.2017 ООО "Смольный Буян" произвело установку на автомобиль нештатного электрооборудования - сигнализации StarLine А93 2CAN+2LIN NEW с функцией автозапуска, модуля обхода штатного иммобилайзера, модуля шины StarLine 2 CAN-LIN Мастер.
Данный факт подтверждается объяснениями Ступина Александра Николаевича, сотрудника ООО "Автово-Моторс", полученными 12 ноября 2018 дознавателем ОДиС ОНДиПР г. Архангельска лейтенантом Арбековым B.C. в связи с пожаром автомобиля Chery Tiggo 5, государственный peгистрационный знак М851НУ 29 (CHERY Т21 2.0 Lux, идентификационный номер VIN X9WDB24B0H1002110); и актом сдачи-приемки выполненных работ N СДВ00014391 от 15.05.2017 к заказ-наряду N СДВ00014391 от 14.05.2017.
Таким образом, ООО "Смольный Буян" внесены изменения в электросистему автомобиля без ведома АО "ЧЕРИ АВТОМОБИЛИ РУС" при том, что установка дополнительного нештатного оборудования произошла до перехода права собственности на автомобиль (проведения полного расчета за товар) от АО ЧЕ
И АВТОМОБИЛИ РУС
к ООО
Смольный Буян
.
Включение в электросистему автомобиля произошло с повреждением заводской электропроводки и отключением/обходом заводской электроцепи с присоединением питания к штатному оборудованию автомобиля.
Согласно ПТС N 09 ОН 818805 автомобиль CHERY Т21 2.0 Lux, идентификационный номер VIN X9WDB24B0H1002110 (далее по тексту - "Автомобиль") изготовлен в 2017 году, изготовитель ООО АК "Дервейс", Россия, г. Черкесск.
Согласно п. 66 Перечня требований к типам компонентов транспортных средств Приложения N 10 к техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (TP ТС 018/2011) (ред. от 13.12.2016, действующая на момент производства Автомобиля) к числу обязательных компонентов транспортного средства относится система тревожной сигнализации, противоугонные и охранные устройства для транспортных средств.
Правила ЕЭК ООН N 116 "Единообразные предписания, касающиеся защиты автотранспортных средств от несанкционированного использования" (входящие в Перечень стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований Технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" и осуществления оценки соответствия объектов технического регулирования", утвержденные Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 877) предполагают, что каждое транспортное средство, выпускаемое в свободное обращение, должно быть оснащено устройством для предотвращения несанкционированного использования.
Устройство для предотвращения несанкционированного использования означает систему, предназначенную для предотвращения несанкционированного включения двигателя обычными средствами или использования другого источника энергии основного двигателя транспортного средства в комбинации по крайней мере с одной системой, которая блокирует рулевое управление или блокирует трансмиссию или блокирует механизм переключения передач (п. 5.1.2. Правил ЕЭК ООН N 116).
Устройство для предотвращения несанкционированного использования должно быть установлено на транспортном средстве в качестве элемента оригинального оборудования (т.е. оборудования, устанавливаемого изготовителем транспортного средства до первой розничной продажи) (п. 5.2.5. Правил ЕЭК ООН N 116).
Одобрение типа транспортного средства - документ, удостоверяющий соответствие выпускаемых в обращение транспортных средств, отнесенных к одному типу, требованиям технического регламента (п. 6 TP ТС 018/2011).
Наличие в Автомобиле штатного устройства для предотвращения несанкционированного использования подтверждается одобрением типа транспортного средства ТС RU E-RU.MT02.00394.P1 (раздел 17 ПТС N 09 ОН 818805).
На странице 10 Одобрения типа транспортного средства N ТС RU Е- RU.МТ02.00394.Р1 отражено, что защита транспортного средства от несанкционированного использования соответствует Правилам ЕЭК ООН N 116-00.
Таким образом, в поставленном автомобиле присутствовало штатное охранное устройство для предотвращения несанкционированного использования автомобиля. Установки дополнительного устройства не требовалось.
В соответствии с п. 1 Отраслевого стандарта ОСТ 37.001.082-82 "Подготовка предпродажная легковых автомобилей":
Целью предпродажной подготовки является предоставление покупателю технически исправного, подготовленного к эксплуатации автомобиля, с устранением в соответствии с перечнем раздела 2 настоящего стандарта неисправностей, вызванных транспортированием, отклонений от норм в работе узлов, агрегатов и систем автомобиля, а также установка комплектующих изделий, не установленных на предприятии-изготовителе, согласно описи (упаковочного листа) прилагаемой к автомобилю.
Задачей предпродажной подготовки является выявление и устранение неисправностей, возникших в процессе транспортирования и хранения автомобиля до момента его продажи. ОСТ 37.001.082-82 не предусмотрено установка оборудования не входящего в комплектацию автомобиля. Качество автомобиля должно соответствовать технической документации изготовителя.
Так, согласно условиям, изложенным в "Руководстве по гарантийному и техническому обслуживанию автомобилей CHERY" в разделе "Условия предоставления гарантии", гарантией не покрывается последствия внесенных изменений в конструкцию автомобиля (установка дополнительного оборудования без одобрения Производителя).
Также гарантия не распространяется на последствия установки дополнительного оборудования, не предусмотренного производителем, в том числе на выход из строя электрооборудования или его аварийный режим работы при установке оборудования, питающегося от бортовой системы электроснабжения автомобиля. Согласно разделу 3 - 5 "Противоугонная система" Руководства по эксплуатации TIGGO 5. запрещается изменять или снимать систему иммобилайзера.
Если изменить или снять систему иммобилайзера, то система не будет работать корректно.
Согласно п. 6 TP ТС 018/2011 под внесением изменений в конструкцию транспортного средства понимается исключение предусмотренных или установка не предусмотренных конструкцией конкретного транспортного средства составных частей и предметов оборудования, выполненные после выпуска транспортного средства в обращение и влияющие на безопасность дорожного движения.
Так, выполненная ООО "Смольный буян" установка нештатной автосигнализации подразумевает под собой подключение элементов StarLine А93 2CAN+2LIN NEW и модуля обхода штатного иммобилайзера ВР-06 к штатному оборудованию автомобиля, а именно к датчикам капота, багажника, дверям, центральному замку, стояночному тормозу, педали тормоза, зажиганию, контроллеру работы двигателя, световым сигналам поворотов, к цепи питания (на массу и +12В), к цепям запуска (кнопка старт-стоп, имитация нажатия педали тормоза); так и создания новых цепей - цепи обхода штатного иммобилайзера, имитации открытия двери водителя после автозапуска, отключения штатной сирены в момент автозапуска, шины CAN-A, шины CAN-B (стр. 20 Руководства по установке охранно- телематического комплекса StarLine А93 2CAN (CAN+LIN) v.3.4, ПО ЦБ vL8 на автомобиль CHERY T1GGO 5 COMFORT CVT 2014-15 м.г. с системой Старт-Стоп, АКПП, с сайта компании "Старлайн").
Таким образом, установка на автомобиль любого не предусмотренного (не апробированного) производителем оборудования не соответствует целям и задачам предпродажной подготовки транспортного средства.
В данном случае, установка внештатной охранной автосигнализации нарушает целостность заводской электропроводки, работу штатных систем автомобиля, лишает автомобиль гарантии изготовителя и противоречит руководству по эксплуатации автомобиля.
Как следует из акта сдачи-приемки выполненных работ N СДВ00014313 от 05.05.2017 ООО "Смольный буян" произвело предпродажное сервисное обслуживание (предпродажная подготовка) спорного Автомобиля.
Как следует из акта сдачи-приемки выполненных работ N СДВООО14391 от 15.05.2017 к заказ-наряду N СДВ00014391 от 14.05.2017 ООО "Смольный буян" произвело установку внештатной автосигнализации. Как следует из калькуляции N СДВ00015376 от 09.11.2017 и акта сдачи-приемки выполненных работ N СДВ00015376 от 09.11.2017 при реализации автомобиля от ООО "Смольный буян" к потребителю, ООО "Смольный буян" получил денежные средства за установленную нештатную сигнализацию в общей сумме 22 315 рублей, чем извлек коммерческую выгоду.
Таким образом, установка дополнительных устройств на автомобиль преследует цель получения коммерческой выгоды при их последующей реализации потребителю. Во-вторых, проведение предпродажной подготовки автомобиля было выполнено ранее (05.05.2017), чем установка автосигнализации (15.05.2017), из чего следует, что такая установка не входила в предпродажную подготовку автомобиля.
Кроме того, ООО "Смольный буян" без согласия собственника Автомобиля (истца) внесло изменения в техническое состояние автомобиля, использовало Автомобиль за пределами предоставленных прав (хранение), что повлекло за собой нарушение целостности систем автомобиля и прекращение гарантии производителя, чем нарушило условия заключенного Дилерского соглашения.
Вместе с тем, заявитель апелляционной жалобы приводит довод о том, что требования, вытекающие из Дилерского договора, относятся к компетенции судов общей юрисдикции.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, процессуальных нарушений судом первой инстанции не допущены.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, принято законное и обоснованное решение и у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения Арбитражного суда г. Москвы.
Заявителем не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда г. Москвы.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.10.2019 по делу N А40-183439/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Судья |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-183439/2019
Истец: АО "ЧЕРИ АВТОМОБИЛИ РУС"
Ответчик: Митрохин Константин Владимирович, ООО "СМОЛЬНЫЙ БУЯН", Хазов Сергей Витальевич