город Омск |
|
14 января 2020 г. |
Дело N А70-14996/2019 |
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Ивановой Н.Е.,
рассмотрев без вызова сторон в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-16246/2019) публичного акционерного общества "Ростелеком" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 02.11.2019 по делу N А70-14996/2019 (судья Минеев О.А.), рассмотренному в порядке упрощенного производства
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу
о привлечении публичного акционерного общества "Ростелеком" к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тюменской области (далее - Управление Роскомнадзора по Тюменской области, Управление, административный орган, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением о привлечении публичного акционерного общества "Ростелеком" (далее - ПАО "Ростелеком", общество, заинтересованное лицо) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Определением от 30.08.2019 Арбитражного суда Тюменской области заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии с положениями статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением от 02.11.2019 Арбитражного суда Тюменской области по делу N А70-14996/2019 требование удовлетворено, общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 35 000 руб.
При принятии решения суд первой инстанции исходил из того, что факт наличия в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, подтверждается материалами дела, процессуальные нарушения при выявлении и фиксации административного правонарушения не установлены, срок давности привлечения к административной ответственности на дату вынесения судом решения не истек, в связи с чем заявление Управления подлежит удовлетворению.
Не согласившись с принятым решением, ПАО "Ростелеком" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит внести в мотивировочную часть решения от 02.11.2019 Арбитражного суда Тюменской области по делу N А70-14996/2019 изменения путем исключения вывода о доказанности факта совершения обществом административного правонарушения в части необеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к универсальным услугам связи.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал следующее:
- оператор связи обязан создать условия для беспрепятственного доступа инвалидов к местам оказания универсальных услуг связи лишь в части доведения необходимой информации и оказания, в необходимых случаях, и, если это возможно, помощи персоналом;
- государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, а так же меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации; такие обязательства как установка пандусов, скос зарослей травы и т.п. не возложены действующим законодательством на оператора универсальных услуг связи;
- заявитель указывает на отсутствие в таких населенных пунктах как д Бобыльск, д. Зоново, д. Кареглазова, д. Новая Деревня и д. Стрельцовка, информационных надписей, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля со ссылкой на акты обследования средств связи. Однако в акте обследования таксофона, расположенного в д. Новая Деревня, факт отсутствия такой надписи не указан; исследуя акты обследования таксофонов, расположенных в д. Бобыльск, д. Зоново, д. Кареглазова и д. Стрельцовка, невозможно достоверно определить о каких информационных указателях на полукабине таксофонов идет речь.
В предоставленном до начала судебного заседания отзыве Управление просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Информация о рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьей 121 АПК РФ, размещена на сайте суда в сети Интернет.
В соответствии с положениями части 1 статьи 272.1 АПК РФ и разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 47 постановления от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве", апелляционная жалоба рассмотрена судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как усматривается из материалов дела, ПАО "Ростелеком" является юридическим лицом (ОГРН 1027700198767), его место нахождения согласно ЕГРЮЛ: 191002, г. Санкт-Петербург, ул. Достоевского, д. 15; адрес для переписки: г. Москва, ул. Гончарная, д. 30.
ПАО "Ростелеком" на основании лицензии от 27.01.2016 N 166729 оказывает услуги местной телефонной связи с использованием таксофонов, установленных по адресам, согласно перечню, приведенному в Приложении N 2 к договору от 13.05.2014 N УУС 01/2014 об условиях оказания универсальных услуг связи, заключенного между ПАО "Ростелеком" и Федеральным агентством связи. Согласно части 1 статьи 57 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" услуги телефонной связи с использованием таксофонов в соответствии с данным законом относятся к универсальным услугам связи. Из этой же статьи следует, что в Российской Федерации гарантируется оказание универсальных услуг связи.
Сотрудниками Управления в рамках мероприятия систематического наблюдения за соблюдением ПАО "Ростелеком" обязательных требований при оказании универсальных услуг связи на территории Тюменской области при выезде по адресу: Тюменская обл., Сладковский район, д. Щербакова, центр деревни (абонентский номер 8-345-552-34-92), установлен факт неоказания универсальных услуг связи с использованием таксофонов. По указанному адресу таксофон отсутствует, услуги связи не оказываются.
Сотрудниками Управления в рамках мероприятия систематического наблюдения за соблюдением ПАО "Ростелеком" обязательных требований при оказании универсальных услуг связи на территории Тюменской области при выезде по адресам:
- Тюменская область, Юргинский район, д. Маркелова, центр деревни (абонентский номер 8-345-432-65-11);
- Тюменская область, Юргинский район, д. Чуманова, ул. Ленина, д. 12 (абонентский номер 8-345-433-62-09);
- Тюменская область, Сладковский район, с. Ловцово, ул. Первая (абонентский номер 8-345-542-31-24), установлен факт неоказания универсальных услуг связи с использованием таксофонов. По указанным адресам таксофоны не исправны, услуги связи не оказываются.
В нарушение требований пункта 2 статьи 46 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" и пункта 7 Правил оказания универсальных услуг связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2005 N 241, не обеспечивается беспрепятственный доступ инвалидов к местам оказания универсальных услуг связи по адресам:
- Тюменская обл., Юргинский район, с. Зоново, ул. 30 лет Победы (абонентский номер 8-345-434-52-59);
- Тюменская область, Юргинский район, д. Заозерная, ул. Заозерная, 636 (абонентский номер 8-345-432-45-60);
- Тюменская область, Юргинский район, д. Новая Деревня, ул. Новая Деревня (абонентский номер 8-345-432-49-79);
- Тюменская область, Юргинский район, с. Шипаково, ул. Ленина, д. 28 (абонентский номер 8-345-433-42-01);
- Тюменская область, Юргинский район, д. Чуманова, ул. Ленина, д. 12 (абонентский номер 8-345-433-62-09);
- Тюменская область, Сладковский район, с. Станичное, ул. Озерная (абонентский номер 8-345-553-21-95);
- Тюменская область, Сладковский район, с. Травное, ул. Береговая (абонентский номер 8-345-553-22-52);
- Тюменская область, Абатский район, д. Репьева, ул. Армизонская, 14 (абонентский номер 8-345-562-73-31);
- Тюменская область, Сорокинский район, д. Рядовичи, ул. Сидякина, 2 (абонентский номер 8-345-503-02-18);
- Тюменская область, Сорокинский район, д. Стрельцовка, ул. Новая, 16 (абонентский номер 8-345-502-11-29);
- Тюменская область, Сорокинский район, д. Бунькова, ул. Школьная, 2 (абонентский номер 8-345-503-61-18);
- Тюменская область, Абатский район, д. Бобыльск, центр деревни (абонентский номер 8-345-564-31-00);
- Тюменская область, Абатский район, д. Кареглазова, центр деревни (абонентский номер 8-345-565-21-49).
Выявленные нарушения отражены в актах обследования средств связи:
- от 06.08.2019, составленных в 12 час. 13 мин., в 12 час 58 мин., в 13 час.
45 мин., в 14 час. 12 мин., в 14 час. 50 мин., в 15 час. 43 мин,
- от 07.08.2019, составленных в 09 час. 42 мин., в 09 час. 57 мин., в 10 час.
22 мин., в 11 час. 21 мин., в 18 час. 18 мин.,
- от 08.08.2019, составленных в 09 час. 11 мин., в 10 час. 37 мин., в 10 час.
52 мин., в 16 час. 50 мин., в 16 час. 59 мин.
По выявленному факту главным специалистом-экспертом отдела контроля (надзора) в сфере связи Мальцевым И.М. в отношении ответчика составлен протокол об административном правонарушении от 19.08.2019 N АП-72/3/1569.
На основании статьи 23.1 КоАП РФ административный орган обратился в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
02.11.2019 Арбитражный суд Тюменской области принял решение, обжалуемое в части выводов о наличии события вменяемого административного правонарушения в необеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к универсальным услугам связи.
В соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
От лиц, участвующих в деле, не поступило возражений относительно проверки законности и обоснованности судебного акта в обжалуемой части.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрено, что осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 36 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) оказание услуг связи подлежит лицензированию.
В силу пункта 1 статьи 29 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон N 126-ФЗ) деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи.
Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 46 Закона N 126-ФЗ оператор связи обязан оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.
Как следует из статьи 57 Закона N 126-ФЗ, в Российской Федерации гарантируется оказание универсальных услуг связи.
К универсальным услугам связи в соответствии с данным Федеральным законом относятся оказываемые с использованием средств коллективного доступа или точек доступа:
услуги телефонной связи с использованием таксофонов, многофункциональных устройств, информационных киосков (инфоматов) и аналогичных устройств;
услуги по передаче данных и предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с использованием средств коллективного доступа;
услуги по передаче данных и предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с использованием точек доступа.
Суд первой инстанции, оценив предоставленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, заключил вывод о наличии в действиях (бездействии) ПАО "Ростелеком" события административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, а именно:
1) таксофоны не исправны, услуги связи не оказываются по следующим адресам:
- Тюменская область, Юргинский район, д. Маркелова, центр деревни (абонентский номер 8-345-432-65-11);
- Тюменская область, Юргинский район, д. Чуманова, ул. Ленина, д. 12 (абонентский номер 8-345-433-62-09);
- Тюменская область, Сладковский район, с. Ловцово, ул. Первая (абонентский номер 8-345-542-31-24);
2) не обеспечивается беспрепятственный доступ инвалидов к местам оказания универсальных услуг связи по адресам:
- Тюменская область, Юргинский район, с. Зоново, ул. 30 лет Победы (абонентский номер 8-345-434-52-59);
- Тюменская область, Юргинский район, д. Заозерная, ул. Заозерная, 636 (абонентский номер 8-345-432-45-60);
- Тюменская область, Юргинский район, д. Новая Деревня, ул. Новая Деревня (абонентский номер 8-345-432-49-79);
- Тюменская область, Юргинский район, с. Шипаково, ул. Ленина, д. 28 (абонентский номер 8-345-433-42-01);
- Тюменская область, Юргинский район, д. Чуманова, ул. Ленина, д. 12 (абонентский номер 8-345-433-62-09);
- Тюменская область, Сладковский район, с. Станичное, ул. Озерная (абонентский номер 8-345-553-21-95);
- Тюменская область, Сладковский район, с. Травное, ул. Береговая (абонентский номер 8-345-553-22-52);
- Тюменская область, Абатский район, д. Репьева, ул. Армизонская, 14 (абонентский номер 8-345-562-73-31);
- Тюменская область, Сорокинский район, д. Рядовичи, ул. Сидякина, 2 (абонентский номер 8-345-503-02-18);
- Тюменская область, Сорокинский район, д. Стрельцовка, ул. Новая, 16 (абонентский номер 8-345-502-11-29);
- Тюменская область, Сорокинский район, д. Бунькова, ул. Школьная, 2 (абонентский номер 8-345-503-61-18);
- Тюменская область, Абатский район, д. Бобыльск, центр деревни (абонентский номер 8-345-564-31-00);
- Тюменская область, Абатский район, д. Кареглазова, центр деревни (абонентский номер 8-345-565-21-49).
ПАО "Ростелеком" оспаривает данный вывод суда первой инстанции в части установления в его действиях события административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, обусловленного необеспечением беспрепятственного доступа инвалидов к универсальным услугам связи, указывая на отсутствие у общества обязанности обеспечивать такой доступ к таксофонам.
В соответствии с пунктом 2 статьи 46 Закона N 126-ФЗ на оператора связи возложена обязанность создавать условия для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам связи, предназначенным для работы с пользователями услугами связи, в том числе к местам оказания услуг связи и местам их оплаты на объектах связи.
Пунктом 7 Правил оказания универсальных услуг связи предусмотрено, что оператор универсального обслуживания обязан создать условия для беспрепятственного доступа инвалидов к местам оказания универсальных услуг связи, в том числе до 01.07.2016 обеспечить: а) размещение с учетом доступности для инвалидов на объектах связи надписей и иной текстовой и графической информации в легкочитаемой и понятной форме, в том числе с применением рельефно-точечного шрифта Брайля; б) размещение информации об универсальных услугах связи в местах, доступных для инвалидов; в) предоставление инвалидам в необходимых случаях помощи персонала оператора универсального обслуживания при пользовании универсальными услугами связи; г) доведение при наличии возможности до инвалидов персоналом оператора универсального обслуживания информации об универсальных услугах связи в доступной для инвалидов форме; д) оснащение таксофонов антивандальными кнопками с применением рельефно-точечного шрифта Брайля.
В соответствии с пунктом 5 приказа Минкомсвязи России от 30.09.2015 N 371 "Об утверждении требований к построению, управлению, нумерации, организационно-техническому обеспечению устойчивого функционирования, условиям взаимодействия, эксплуатации сети связи при оказании универсальных услуг связи" телефонное средство коллективного доступа обеспечивает предоставление пользователю:
а) местных телефонных соединений для передачи голосовой информации по сети фиксированной телефонной связи; б) внутризоновых телефонных соединений;
в) доступа к услугам связи, оказываемым другим оператором связи в сети связи общего пользования; г) доступа к системе информационно-справочного обслуживания;
д) возможности бесплатного круглосуточного вызова экстренных оперативных служб.
Аналогичные требования содержат лицензионные требования выданной обществу лицензии от 27.01.2016 N 166729.
Так, согласно пункту 4 лицензионных требований лицензии от 27.01.2016 N 1667289, выданной обществу, на оказание услуг местной телефонной связи с использованием таксофонов лицензиат в соответствии с данной лицензией обязан обеспечить предоставление пользователю: а) местные телефонные соединения для передачи голосовой информации; б) доступа к телематическим услугам связи и услугам внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи, а также к услугам связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации; в) доступа к системе информационно-справочного обслуживания; г) возможности бесплатного круглосуточного вызова экстренных оперативных служб; д) передачи сигналов оповещения и экстренной информации;
Согласно пункту 5 лицензионных требований лицензии от 27.01.2016 N 1667289 лицензиат обязан оказывать услуги связи в соответствии с правилами оказания услуг связи, утвержденными Правительством Российской Федерации; согласно пункту 11 указанных требований лицензиат обязан выполнять обязательства по оказанию универсальных услуг с договорами об условиях оказания универсальных услуг связи, заключенными с уполномоченным органом исполнительной власти.
Пунктом 4 Порядка обеспечения операторами связи условий доступности для инвалидов объектов связи и предоставляемых услуг электросвязи установлено, что операторы связи обеспечивают создание инвалидам, включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников, следующих условий доступности услуг электросвязи в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами в области социальной защиты инвалидов:
а) возможность беспрепятственного входа в объекты связи и выхода из них;
в) возможность самостоятельного передвижения по объекту связи в целях доступа к месту предоставления услуги электросвязи, в том числе с использованием вспомогательных технологий, мнемосхем, рельефных стрелок и надписей, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля либо иным способом доведения текстовой информации для инвалидов, имеющих стойкие нарушения функции зрения"
К объектам связи согласно пункту 3 данного Порядка относятся, в том числе, и таксофоны.
Оценивая в совокупности требования указанных выше норм, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, обоснованно посчитал установленной обязанность общества по обеспечению беспрепятственного доступа лиц с ограниченными возможностями к таксофонам, как того требует статья 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Между тем представленные в материалы дела фотографии подтверждают то обстоятельство, что инвалидам не обеспечен доступ к таксофонам из-за отсутствия пандусов, нескошенной травы, пешеходной дорожки, указателей и т.д.
Также суд апелляционной инстанции отклоняет ссылку общества на неясность обстоятельств, связанных с тем, какие именно надписи не были размещены в д. Новая Деревня, д. Бобыльск, д. Кареглазова, д. Стрельцовка и с. Зоново, поскольку данные обстоятельства явствуют из фотографий, являющихся приложением к актам обследования, обратного обществом не доказано.
Проанализировав данные фотографии, суд апелляционной инстанции принимает их в качестве надлежащих доказательств, свидетельствующих о наличии в действиях общества события вменяемого ему административного правонарушения.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о том, что у общества не имелось возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, а также, что данным лицом были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, вопреки положениям части 1 статьи 65 АПК РФ, ни в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции, ни апелляционному суду, не представлено.
Таким образом, суд первой инстанции с учетом всех обстоятельств дела, установив в оспариваемых действиях общества наличие состава правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, правомерно привлек его к административной ответственности и по данному эпизоду.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении и назначения административного наказания не истек. Наказание обществу назначено в пределах санкции, установленной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Оснований для признания правонарушения малозначительным и замены наказания на предупреждение не имеется.
При данных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что, удовлетворив заявление Управления в обжалуемой части, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения арбитражного суда в обжалуемой части и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку жалобы на решения арбитражного суда по делам о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 02.11.2019 по делу N А70-14996/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-14996/2019
Истец: Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу
Ответчик: ПАО "РОСТЕЛЕКОМ"