город Омск |
|
15 января 2020 г. |
Дело N А75-12054/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 января 2020 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Рыжикова О.Ю.,
судей Ивановой Н.Е., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-15150/2019) Администрации Ханты-Мансийского района на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 04.10.2019 по делу N А75-12054/2019 (судья Дроздов А.Н.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью Национальная родовая община "Колмодай" к Администрации Ханты-Мансийского района об оспаривании решения,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требования относительно предмета спора, - Департамента промышленности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры,
при участии в судебном заседании представителей:
от Администрации Ханты-Мансийского района - Гук Ольга Анатольевна по доверенности от 27.12.2019 N 01-Исх-3901/2019;
от общества с ограниченной ответственностью Национальная родовая община "Колмодай" - Прохоренко Алексей Андреевич по доверенности от 15.08.2019;
установил:
общество с ограниченной ответственностью Национальная родовая община "Колмодай" (далее - заявитель, общество, общество "Колмодай") обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры к администрации Ханты-Мансийского района (далее - заинтересованное лицо, Администрация) о признании незаконным решения Комиссии по представлению государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям и коренным малочисленным народам Севера при уполномоченном органе муниципального образования Ханты-Мансийский район об отказе в предоставлении субсидии за произведенную и реализованную пищевую продукцию в феврале 2019 года.
Определением арбитражного суда от 18.06.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент промышленности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Департамент).
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 04.10.2019 по делу N А75-12054/2019 заявленное обществом требование удовлетворено, решение Комиссии по предоставлению государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям и коренным малочисленным народам Севера администрации Ханты-Мансийского района от 20.03.2019, изложенное в пункте 8.2 протокола N 8, об отказе в предоставлении субсидии обществу "Колмодай" за производство и реализацию пищевой рыбной продукции в феврале 2019 года признано незаконным; на Комиссию по предоставлению государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям и коренным малочисленным народам Севера администрации Ханты-Мансийского района возложена обязанность повторно рассмотреть заявление общества о предоставлении субсидии за производство и реализацию пищевой рыбной продукции в феврале 2019 года. Этим же решением с Администрации в пользу общества взысканы судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины, в размере 3000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация обратилась в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы с учетом ее дополнений Администрация указала следующее:
- согласно пункту 1.2 приложения N 18 к постановлению правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05.10.2018 N 344-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие агропромышленного комплекса", субсидия за объем произведенной и (или) реализованной продукции в декабре отчетного финансового года выплачивается в период январь - февраль текущего финансового года, следовательно, для того чтобы получить субсидию за декабрь отчетного года получателю необходимо до 5 (пятого) рабочего дня января, либо 5 (пятого) рабочего дня февраля текущего года предоставить в уполномоченный орган пакет документов. Предоставление пакета документов в марте исключает выплату субсидий за декабрь отчетного года, так как это нарушается пункт 1.2 приложения N 18 к постановлению правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05.10.2018 N 344-п;
- судом первой инстанции не учтено, что заявителю уже предоставлялась субсидия за объем произведенной и (или) реализованной рыбной продукции в декабре 2018 года, следовательно, право на поддержку за декабрь 2018 года заявителем реализовано в январе 2019 года; согласно данным товарных накладных и ветеринарных сопроводительных документов закуп произведен в период с 26.02.2019 по 28.02.2019, т.е. продукция реализована раньше, чем закуплено сырье для ее выработки, что свидетельствует о фиктивном характере предоставленных документов.
Обществом представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором заявитель не согласился с доводами подателя апелляционной жалобы.
Департамент, надлежащим образом уведомленный о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, ходатайства об отложении судебного разбирательства не заявил, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя указанного лица в порядке статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы апелляционной жалобы с учетом ее дополнений.
Представитель общества "Колмодай" возразил на доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве и письменных пояснениях, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, дополнения к жалобе, отзыв, пояснения к отзыву, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
Общество "Колмодай" является получателем субсидии, предоставляемой на повышение эффективности использования и развития ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса.
06.03.2019 общество обратилось в Администрацию за предоставлением субсидии за произведенную и реализованную пищевую рыбную продукцию в феврале 2019 года.
Письмом от 25.03.2019 исх. N 07-Исх-685/2019 Администрация уведомила общество об отказе в предоставлении субсидии, в связи с выявлением в представленных документах сведений, не соответствующих действительности: в пакете документов, представленных обществом, из объема реализованной рыбной продукции в количестве 38,4 тонн 16 тонн выработано в декабре 2019 года, в то время, как субсидия предоставляется за объемы произведенной и (или) реализованной рыбной продукции в текущем финансовом году (т.1 л.д.11).
Общество письмом от 02.04.2019 обратилось в Администрацию за разъяснением принятого решения (т.1 л.д.12-13).
В письме от 12.04.2019 N 01-Исх-1109/2019 Администрация указала, что при рассмотрении представленных обществом документов для выплаты субсидии за февраль 2019 года установлено, что в товарных накладных от 25.02.2019 N 4, от 25.02.2019 N 5 и от 28.02.2019 N 6 указаны объемы реализованной рыбной продукции, произведенной в декабре 2018 года в объеме 16 тонн (т.1 л.д.14-15).
Не согласившись с решением Администрации, Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции, руководствуясь пунктом 1.2 Порядка расчета и предоставления субсидий на повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса, утвержденного постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05.10.2018 N 344-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие агропромышленного комплекса", указал на необоснованность вывода Администрации о невозможности выплаты субсидии за рыбную продукцию, произведенную (приобретенную) в декабре 2018 и реализованную в феврале 2019 и, как следствие, незаконность принятого решения об отказе в предоставлении субсидии.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидия представляет собой бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Порядок и условия предоставления субсидий за счет бюджетных средств регламентирован статьей 78 БК РФ.
Подпунктом 2 пункта 2 названной статьи БК РФ предусмотрено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В пункте 3 статьи 78 БК РФ определено, какие положения должны содержаться в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий.
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05.10.2018 N 344-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие агропромышленного комплекса" в приложении N 18 утвержден Порядок расчета и предоставления субсидий на повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса (далее - Порядок).
Указанный порядок определяет правила расчета и предоставления субсидий для реализации мероприятия 3.1 "Государственная поддержка развития рыбохозяйственного комплекса, рыболовства и производства рыбной продукции", мероприятия 3.2 "Стимулирование развития аквакультуры" подпрограммы 3 "Поддержка рыбохозяйственного комплекса" на повышение эффективности использования и развития ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса (далее - субсидии) из бюджетов муниципальных образований за счет субвенций из бюджета автономного округа (пункт 1.1 Порядка).
Пунктом 1.2 Порядка установлено, что субсидию предоставляют органы местного самоуправления муниципальных образований автономного округа (далее - уполномоченный орган) с целью возмещения части затрат за объемы произведенной и (или) реализованной продукции в текущем финансовом году и в декабре отчетного финансового года. Субсидия предоставляется за объемы произведенной и (или) реализованной продукции в отчетном месяце и 2 месяцах текущего финансового года предшествующих отчетному. Субсидия за объем произведенной и (или) реализованной продукции в декабре отчетного финансового года выплачиваются в период январь -февраль текущего финансового года. Субсидия за объемы произведенной и (или) реализованной продукции в иные периоды текущего финансового года выплачивается в случае ее невыплаты из-за недостаточности бюджетных средств.
Субсидия предоставляется при осуществлении следующих видов деятельности: вылов и реализация пищевой рыбы; производство и реализация искусственно выращенной пищевой рыбы; производство и реализация пищевой рыбной продукции.
Пунктом 2.1.1. Порядка определено, что до 5 рабочего дня соответствующего месяца получатели субсидии на производство и реализацию пищевой рыбной продукции представляют следующие документы: заявление о предоставлении субсидии; справку-расчет по форме, утвержденной Департаментом; копии документов, подтверждающих приобретение рыбопосадочного материала в виде икры, личинок или молоди рыб со средней массой одной особи не более 10 граммов (договоров купли-продажи, договоров поставки, платежных документов, предусмотренных действующим законодательством, товарных накладных соответствующих унифицированных форм и (или) подтверждающих наличие сформированного ремонтно-маточного стада и соответствующего технологического оборудования, и (или) иные документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами); копии документов, подтверждающих реализацию искусственно выращенной пищевой рыбы (договоров купли-продажи, договоров поставки, договоров комиссии, договоров оказания услуг (при оптовой и мелкооптовой торговле), платежных документов, предусмотренных действующим законодательством, товарных накладных соответствующих унифицированных форм, копии ветеринарных сопроводительных документов в соответствии с законодательством о ветеринарии на реализованную искусственно выращенную пищевую рыбу, и (или) иные документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами).
В силу пункта 2.6. Порядка в случае принятия решения о предоставлении субсидии Уполномоченный орган в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения направляет Получателю подписанное со стороны Уполномоченного органа Соглашение
(дополнительное соглашение - применяется при наличии действующего Соглашения) для его подписания лично или посредством почтового отправления.
Согласно пункту 2.7. Порядка в случае принятия решения об отказе в предоставлении субсидии Уполномоченный орган в течение 3 рабочих дней со дня его принятия направляет Получателю уведомление об отказе в предоставлении субсидии с указанием причин отказа (далее - Уведомление).
Пунктом 2.8 Порядка предусмотрены основания для отказа в предоставлении субсидии, которыми являются:
- отсутствие лимитов, предусмотренных для предоставления субсидий в бюджете автономного округа;
- нарушение срока предоставления документов, установленных подпунктами 2.1.1, 2.1.2 пункта 2.1, пунктом 2.6 Порядка;
- непредставление Получателем документов, указанных в подпунктах 2.1.1, 2.1.2 пункта 2.1, пункте 2.6 Порядка;
- представление документов с нарушением требований к их оформлению;
- выявление в представленных документах сведений, не соответствующих действительности;
- несоответствие заявителя требованиям, установленным пунктами 1.3, 1.13, 1.14 Порядка;
- предъявление объемов продукции, выловленной, искусственно выращенной, произведенной и (или) переработанной за пределами автономного округа;
- представление Получателем объемов и видов реализованной продукции, указанных в пункте 1.6 Порядка;
- предъявление объемов выловленной пищевой рыбы, выловленной пищевой рыбы, пищевой рыбной продукции, не оформленных в соответствии с приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 27.12.2016 N 589 "Об утверждении" ветеринарных правил организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов, порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме и порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов на бумажных носителях";
- срок действия договора аренды в отношении берегового производственного объекта менее 5 лет, а в отношении объектов муниципальной собственности - менее 3 лет.
По мнению Администрации, Общество необоснованно заявило в марте 2019 года о предоставлении субсидии на рыбную продукцию, приобретенную в декабре 2018 года.
Действительно, указанная в заявке за февраль 2019 года продукция в количестве 16 тонн, приобретена заявителем в декабре 2018 года, реализована в феврале 2019 года, что заинтересованным лицом не отрицается и прямо следует из письма от 17.04.2019 N 07-Исх-945/2019 (т.1 л.д. 16-17).
При этом суд первой инстанции пришел к правильному вывод том, что конструкция нормы, изложенной в пункте 1.2 приложения N 18 к Постановлению N 344-п позволяет суду дать толкование более расширительное, по сравнению с тем, какое было дано Администрацией в письмах, адресованных заявителю и в отзывах на заявление.
Так, пункт 1.2 Порядка изложен следующим образом: "Субсидию предоставляют органы местного самоуправления муниципальных образований автономного округа (далее - Уполномоченный орган) с целью возмещения части затрат за объемы произведенной и (или) реализованной продукции в текущем финансовом году и в декабре отчетного финансового года. Субсидия предоставляется за объемы произведенной и (или) реализованной продукции в отчетном месяце и 2 месяцах текущего финансового года предшествующих отчетному. Субсидия за объем произведенной и (или) реализованной продукции в декабре отчетного финансового года выплачиваются в период январь - февраль текущего финансового года.".
Под отчетным финансовым годом следует понимать предыдущий по отношению к текущему финансовому году год.
Под произведенной рыбной продукцией понимается, в том числе закупленная и прошедшая заморозку продукция.
Согласно пункту 1.2 Порядка в текущем финансовом году субсидируются следующие виды продукции: произведенная в текущем финансовом году, реализованная в текущем финансовом году, произведенная и реализованная в текущем финансовом году; произведенная в декабре отчетного финансового года, реализованная в декабре отчетного финансового года, произведенная и реализованная в декабре отчетного финансового года.
При этом из указанной нормы не следует, что для получения субсидии производство и реализация рыбной продукции должны осуществляться одномоментно или конкретно в текущем месяце. За получателем субсидии не закреплена обязанность реализовать произведенную рыбную продукцию в текущем либо следующем месяце после ее производства.
Таким образом, реализация рыбной продукции обществом "Колмодай" в феврале 2019 года, произведенной из сырья (приобретенного в декабре 2018 года), не противоречит требованиям пункта 1.2 Порядка, поскольку произведенная в декабре отчетного года продукция реализована в текущем финансовом году.
Более того, согласно пункту 1.2. Порядка субсидия предоставляется уполномоченным органом с целью возмещения части затрат за объемы произведенной и (или) реализованной продукции.
При этом само по себе производство без подтверждения факта реализации рыбной продукции не подлежит самостоятельному субсидированию, что следует из пункта 2.1 Порядка, в соответствии с которым получатели субсидии до 5 рабочего дня соответствующего месяца в уполномоченный орган на производство и реализацию пищевой рыбной продукции предоставляют документы: о приобретении, или собственном вылове; документы подтверждающие реализацию произведенной рыбной продукции.
Получатели субсидии, согласно требований Порядка, имеют правовые основания для получения субсидии на возмещение части затрат только с момента реализации произведенной продукции, а не с даты изготовления продукции (производства).
Факт приобретения рыбной продукции в декабре 2018 года в количестве 16 тонн и заявление их к субсидированию в составе реализованной продукции за февраль 2019 года, равно как и факт не предоставления субсидии в отношении данной продукции ранее (по заявкам на субсидию за декабрь 2018 и январь 2019) спорящими сторонами не оспаривались. Реализация рыбной продукции в феврале 2019 года, произведенной из сырья ( приобретенного в декабре 2018 г.) не противоречит п. 1.2 Порядка предоставления субсидии, а также не подлежит обязательной реализации в текущем или следующем месяце( январе 2019 г.), что свидетельствует о несостоятельности довода Администрации о том, что продукция реализована раньше, чем закуплено сырье для ее выработки
Как усматривается из материалов дела, в справки расчета субсидии на реализацию и производство рыбной продукции за декабрь 2018 года, за январь 2019 года Общество "Колмодай" сведения о приобретенной по товарным накладным от 21.12.2018 N 21, от 26.12.2018 N 11, от 26.12.2018 N 26 рыбы-сырец не включались, что опровергает доводы апелляционной жалобы о том, что заявителю предоставлялась субсидия за объем произведенной и (или) реализованной рыбной продукции в декабре 2018 года, и что право на поддержку за декабрь 2018 года заявителем было реализовано в январе 2019 года.
При таких обстоятельствах вывод Администрации о невозможности выплаты субсидии за рыбную продукцию, произведенную (приобретенную) в декабре 2018 и реализованную в феврале 2019 и, положенный в основу оспариваемого решения об отказе в предоставлении субсидии правомерно признан судом первой инстанции необоснованным.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба Администрации удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не распределяются, поскольку Администрация при подаче апелляционной жалобы государственную пошлину не платила и согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождена от ее уплаты.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 04.10.2019 по делу N А75-12054/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-12054/2019
Истец: ООО НАЦИОНАЛЬНАЯ РОДОВАЯ ОБЩИНА "КОЛМОДАЙ"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО РАЙОНА
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ