г. Самара |
|
16 января 2020 г. |
А72-14635/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 января 2020 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Корнилова А.Б.,
судей Засыпкиной Т.С. и Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Маскиным К.А.,
с участием:
от Управления финансов и муниципальных закупок города Димитровграда Ульяновской области - не явились,
от ООО "Ульяновсктрансстрой" - не явились,
от МКУ "Городские дороги" - не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления финансов и муниципальных закупок города Димитровграда Ульяновской области
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 21 октября 2019 года по делу N А72-14635/2019 (судья Семенова М.А.)
по заявлению ООО "Ульяновсктрансстрой"
к Управлению финансов и муниципальных закупок города Димитровграда Ульяновской области
с участием третьего лица МКУ "Городские дороги"
о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Ульяновсктрансстрой" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Управлению финансов и муниципальных закупок города Димитровграда Ульяновской области (далее -Управление, финансовый орган), которым просит:
- признать незаконным бездействие Управления, выразившееся в не приостановлении расходных операций по счетам должника - Муниципального казенного учреждения "Городские дороги", включая лицевые счета структурных (обособленных) подразделений, открытые в финансовом органе;
- обязать Управление приостановить операции по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета структурных (обособленных) подразделений, открытые в финансовом органе, до полного исполнения исполнительного листа от 12.03.2019 серии ФС N 027053330.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 21 октября 2019 года заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Управления финансов и муниципальных закупок города Димитровграда Ульяновской области просит суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменить в полном объеме, принять по делу новый судебный акт: об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. Представители в судебное заседание не явились.
На основании статей 156 и 266 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционные жалобы в отсутствие представителей иных лиц, которые были надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Ульяновской области от 25.01.2019 по делу N А72-19550/2018 удовлетворены исковые требования Общества с ограниченной ответственностью "Ульяновсктрансстрой" к муниципальному казённому учреждению "Городские дороги", о взыскании 2.185.568,42 руб., из которых 1.064.364,27 руб. - основной долг по муниципальному контракту N 14ГД/17-ЭА от 26.04.2017, и 1.121.204,15 руб. - неустойка.
На принудительное исполнение решения суда 12 марта 2019 года выдан исполнительный лист серии ФС N 027053330, который заявителем предъявлен (передан) непосредственно в Управление финансов, муниципальных закупок и экономического развития Администрации города Димитровграда Ульяновской области для исполнения (исходящее письмо от 01.04.2019 N 024) и получен ответчиком 01.04.2019 г.
Заявитель неоднократно обращался за разъяснениями о сроках исполнения.
Не согласившись с бездействием Управления финансовых и муниципальных закупок города Димитровграда Ульяновской области по исполнению указанного выше исполнительного листа, ООО "Ульяновсктрансстрой" обратилось в арбитражный суд с соответствующим требованием.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Согласно статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" и в соответствии со статьей 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Исполнение судебных актов по искам к публично-правовым образованиям, а также судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов по денежным обязательствам бюджетных учреждений, осуществляется в особом, отличном от общих правил исполнительного производства порядке (часть 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", пункт 3 статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Такие судебные акты подлежат исполнению в соответствии с главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс РФ), действующей в редакции на период возникновения правоотношений, то есть 26.11.2010.
Согласно пункту 1 статьи 242.1 Бюджетного кодекса РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
Пунктом 1 статьи 242.5 Бюджетного кодекса РФ установлено, что исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его бюджетного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
В рассматриваемом деле органом, осуществляющим открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, который указан в пункте 1 статьи 242.5 Бюджетного кодекса РФ, является Управление финансов и муниципальных закупок города Димитровграда Ульяновской области.
В силу пункта 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса РФ исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение.
Статья 242.5 Бюджетного кодекса РФ предусматривает не только определенные действия должника по исполнению исполнительного документа, но и конкретные действия органа, осуществляющего открытие и ведение лицевых счетов должника.
В соответствии с абзацем 3 пункта 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса РФ при неисполнении должником исполнительного документа в течение трех месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, указанный орган в течение 10 дней информирует об этом взыскателя.
В соответствии с абзацем 1 пункта 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса РФ при неисполнении должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, а также при нарушении должником срока выплат, указанного им в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, по исполнительному документу, предусматривающему выплаты периодического характера, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
Приостановление операций по расходованию средств в отношении должника не направлено на привлечение последнего к ответственности за виновное нарушение бюджетного законодательства, а является временной ограничительной мерой, применяемой к должнику, не исполнившему в установленный законом трехмесячный срок требования исполнительного документа.
Следовательно, при неисполнении решения суда в трехмесячный срок финансовый орган в установленных пунктом 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса случаях обязан принять в отношении должника временные ограничительные меры воздействия.
Таким образом, факт неисполнения должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа является достаточным основанием для приостановления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника и не требует выяснения причин такого неисполнения.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что 01.04.2019 исполнительный лист серии ФС N 027053330 поступил на исполнение в Управление, однако, в нарушение приведенных выше норм права, ни в установленный законом срок (три месяца), ни на момент вынесения решения суда первой инстанции Управлением в полном объеме в порядке, предусмотренном главой 24.1 Бюджетного кодекса РФ не исполнен, в предусмотренные законом сроки не возвращен взыскателю, операции по расходованию средств на лицевых счетах должника не приостановлены, что повлекло нарушение прав и законных интересов заявителя.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно признал незаконным бездействие Управления, выразившееся в не совершении финансовым органом необходимых и достаточных действий, направленных на исполнение судебного акта, а также в не приостановлении до момента устранения нарушения осуществления операций по расходованию средств на лицевых счетах учреждения, и обязал Управлением финансов и муниципальных закупок города Димитровграда Ульяновской области исполнить исполнительный лист серии ФС N 027053330 по делу NА72-19550/2018.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно посчитал, что Управлением финансов и муниципальных закупок города Димитровграда Ульяновской области допущено незаконное бездействие, выразившееся выразившееся в не приостановлении расходных операций по счетам должника - МКУ "Городские дороги", включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытых в финансовом органе.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу и им дана надлежащая оценка.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 21 октября 2019 года по делу N А72-14635/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Б. Корнилов |
Судьи |
Т.С. Засыпкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-14635/2019
Истец: ООО "УЛЬЯНОВСКТРАНССТРОЙ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК ГОРОДА ДИМИТРОВГРАДА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: МКУ "Городские дороги", МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ГОРОДСКИЕ ДОРОГИ"