город Ростов-на-Дону |
|
16 января 2020 г. |
дело N А32-46323/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 января 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Соловьевой М.В., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беляевой И.Н.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью Анапского производственного предприятия "Меркурий-2": Одинцова А.В. по доверенности от 12.12.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Анапское производственное предприятие "Меркурий-2"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.08.2019 по делу N А32-46323/2018 по заявлению общества с ограниченной ответственностью Анапского производственного предприятия "Меркурий-2" к администрации муниципального образования город-курорт Анапа; Управлению архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования города-курорта Анапа о признании незаконным решения, об обязании устранить нарушения
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью Анапское производственное предприятие "Меркурий-2" (далее - ООО АПП "Меркурий-2", общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к администрации муниципального образования города-курорта Анапа (далее - администрация), Управлению архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Анапа (далее - управление) о признании незаконным отказа в принятии решения о заключении договора на размещение объектов благоустройства без предоставления земельных участков в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 23:37:0108001:5082, 23:37:0108001:5083, 23:37:0108001:5993, 23:37:0108001:5994, 23:37:0108001:5995 с АПП "Меркурий-2" (ООО), выраженный в письме от 08.08.2018 N 17-4726/17-12; об обязании администрации муниципального образования г. Анапа в течение 10 дней с момента вступления в законную силу решения суда принять решение о заключении с АПП "Меркурий-2" (ООО) договора на размещение объектов благоустройства без предоставления земельных участков в отношении земельных участков в кадастровыми номерами 23:37:0108001:5082, 23:37:0108001:5083, 23:37:0108001:5993, 23:37:0108001:5994, 23:37:0108001:5995, сроком на 49 лет и направить обществу проект соответствующего договора с предложением о его заключении (с учетом уточнения заявления в порядке статьи 49 АПК РФ, принятого судом к рассмотрению).
Решением от 26.08.2019 суд отказал в удовлетворении заявленных требований. Судебный акт мотивирован тем, что стоянка и подпорная стенка, к перечню объектов инженерной инфраструктуры и элементов благоустройства не относятся, в связи с чем оснований для заключения договора не имеется; заинтересованным лицом получена информация о наличии возражений относительно размещения объекта на испрашиваемом земельном участке, что является основанием для отказа в предоставлении услуги установленного в пункте 2.8 постановления администрации от 18.10.2017 N 3702.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО АПП "Меркурий-2" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просило решение суда отменить.
В обоснование апелляционной жалобы общество сослалось на то, что принадлежащие обществу объекты соответствуют требованиям Постановления Правительства РФ от 03.12.2014 N 1300. Территория земельных участков с кадастровыми номерами 23:37:0108001:5082, 23:37:0108001:5083, 23:37:0108002:5993, 23:37:0108002:5994, 223:37:0108002:5995 и расположенные на них элементы благоустройства являются единым объектом благоустройства. Комплекс по благоустройству создавался в результате переноса автомобильной дороги Анапа-Витязево, ранее проходившей по территории указанных земельных участков. Перенос дороги, выполненный за счет средств АПП "Меркурий-2" (ООО), являлся требованием администрации, заявленным при выдаче разрешения на строительство жилого комплекса "Солнечный", вышеуказанные объекты благоустройства входили в проектную документацию жилого комплекса, согласованную Управлением архитектуры администрации. Для строительства указанных объектов администрация первоначально предоставила названные земельные участки в аренду, отказываясь продлевать договоры аренды администрация потребовала привести земельные участки в первоначальное состояние, то есть фактически убрать все построенные объекты благоустройства. На территории земельных участков нет стоянок, как отдельных объектов. Площадки с твердым покрытием являются одновременно парковочными местами для расположенных в жилом комплексе и рядом с ним медицинским центром, торговыми объектами, пожарными проездами, пешеходными переходами. Суд необоснованно отказал и в отношении тех участков, на которых нет никаких твердых покрытий.
В судебном заседании представитель общества доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, заявил ходатайство о приобщении к материалам дела сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования город-курорт Анапа по земельным участкам с кадастровыми номерами 23:37:0108001:5082, 23:37:0108001:5083.
Суд удовлетворил заявленное ходатайство с учетом положений аб. 2 ч. 2 ст. 268 АПК РФ и приобщил дополнительные доказательства к материалам дела, как доказательства непосредственно связанные с предметом исследования по настоящему спору.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя общества, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, общество обратилось в управление через многофункциональный центр с заявлениями о заключении договоров на размещение объектов благоустройства без предоставления земельных участков в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 23:37:0108001:5082, 23:37:0108001:5083, 23:37:0108001:5993, 23:37:0108001:5994, 23:37:0108001:5995.
Управление письмом от 08.08.2018 N 17-4726/17-12 отказало в принятии решения о заключении договоров на размещение элементов благоустройства без предоставления земельных участков и установления сервитутов в отношении спорных земельных участков, указав, что планируемые к размещению объекты (подпорная стенка, стоянка) не соответствуют установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" (далее - Постановление N 1300) видам объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности без предоставления земельных участков и установления сервитутов. Управление также указало, что указанные земельные участки состоят на государственном кадастровом учете с видом разрешенного использования "для размещения общественной парковки", использование данных земельных участков возможно путем заключения договоров аренды, заключаемых на торгах, проводимых по форме аукциона.
Полгая, что отказ от 08.08.2018 N 17-4726/17-12 в предоставлении земельных участков является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане и организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных (иных) органов является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону (иному нормативному правовому акту) и нарушение прав (законных интересов) лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов. В числе таких объектов названы элементы благоустройства территории, в том числе малые архитектурные формы, за исключением некапитальных нестационарных строений и сооружений, рекламных конструкций, применяемых как составные части благоустройства территории (пункт 4 Перечня).
На основании пункта 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 данной статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Порядок и условия размещения объектов на землях и земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории Краснодарского края утверждены постановлением от 06.07.2015 N 627 (далее - Порядок N 627).
Согласно пункту 1.3 данного Порядка N 627 заявление о заключении договора на размещение объекта подается физическим или юридическим лицом либо представителем заявителя в уполномоченные исполнительные органы государственной власти Российской Федерации или Краснодарского края или орган местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края.
Уполномоченными органами на принятие решения о заключении (об отказе в заключении) договора на размещение объекта, заключение договора на размещение объекта является, в том числе федеральный орган исполнительной власти, наделенный нормативными правовыми актами Российской Федерации полномочиями по предоставлению земельных участков, находящихся в государственной собственности Российской Федерации, - в случае размещения объекта на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности Российской Федерации (под. 1 п.1.4 Порядка N 627)
В соответствии с пунктом 2.13. Порядка N 627 решение об отказе в заключении договора на размещение объекта принимается в случае, если:
1) заявление и (или) документы, представленные заявителем, по форме или содержанию не соответствуют требованиям, установленным уполномоченными органами, указанными в пункте 1.5 раздела 1 Порядка;
2) к заявлению не приложены документы, включенные в перечни, утвержденные уполномоченными органами, указанными в пункте 1.5 раздела 1 Порядка;
3) земельный участок, на котором планируется размещение объекта, предоставлен физическому или юридическому лицу;
4) размещение объекта не соответствует документам территориального планирования, градостроительного зонирования, требованиям нормативных документов, в том числе в области обеспечения безопасности дорожного движения;
5) вид объекта, указанного в заявлении, не соответствует видам объектов, установленным Перечнем;
6) получена информация от органа, осуществляющего полномочия по предоставлению земельного участка, предназначенного для размещения объекта, о наличии обоснованных возражений относительно размещения объекта на соответствующих землях или земельном участке;
7) опубликовано извещение о проведении аукциона по продаже земельного участка, испрашиваемого для размещения объекта, или аукциона на право заключения договора аренды такого земельного участка;
8) в отношении земельного участка, испрашиваемого для размещения объекта, принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек;
9) объект, в отношении которого предлагается заключить договор на размещение, отсутствует в схеме (схемах) размещения объектов (далее - схема (схемы)) или не соответствует схеме (схемам) в случае, если утверждение схемы (схем) в отношении данного объекта предусмотрено пунктом 4.1 раздела 4 Порядка;
10) размещение объекта, а также деятельность, связанная с эксплуатацией такого объекта, не соответствует установленному режиму использования особо охраняемых природных территорий или иных территорий, сопряженных с использованием рекреационных ресурсов, водных объектов;
11) в отношении испрашиваемого к размещению объекта имеется ранее поступившее заявление от другого лица, отвечающее требованиям, предъявляемым к форме и содержанию заявления, а также с приложенными документами, включенными в перечни, которые утверждены уполномоченными органами, указанными в пункте 1.5 раздела 1 Порядка.
На территории города-курорта Анапа действует административный регламент предоставления муниципальной услуги "Заключение договора на размещение объектов инженерной инфраструктуры и элементов благоустройства на землях или земельных участках без предоставления земельных участков и установления сервитутов" Управлением архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Анапа, утвержденный постановлением администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 18.10.2017 N 3702 (далее - Административный регламент N 3702).
Предоставление соответствующей муниципальной услуги осуществляется управлением (п.2.2.1 Административного регламента N 3702).
Согласно пункту 1.3 Административного регламента N 3702 муниципальная услуга предоставляется гражданам и юридическим лицам, заинтересованным в заключении договора на размещение объектов инженерной инфраструктуры и элементов благоустройства на землях или земельных участках без предоставления земельных участков и установления сервитутов в случае, если планируемый к размещению объект относится, в том числе следующим категориям объектов: защитные сооружения, для размещения которых не требуется разрешения на строительство; элементы благоустройства территории и малых архитектурных форм (беседки, ротонды, веранды, навесы, скульптуры, остановочные павильоны, фонари, урны для мусора, приспособления для озеленения, скамейки и мостики).
В пункте 2.8 Административного регламента N 3702 приведен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги:
заявление и (или) документы, представленные заявителем, по форме или содержанию не соответствуют требованиям, установленным настоящим административным регламентом;
земельный участок, на котором планируется размещение объекта, предоставлен физическому или юридическому лицу;
предлагаемый к размещению объект не соответствует документам территориального планирования, градостроительного зонирования, а также другим требованиям, правилам и нормам, установленным федеральным законодательством или законодательством Краснодарского края;
вид объекта, указанного в заявлении, не соответствует установленным в Постановлении Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 года N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" видам объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов;
получена информация органа, осуществляющего полномочия по управлению и распоряжению земельным участком, в границах которого планируется размещение объекта, о наличии возражений относительно размещения объекта на испрашиваемом земельном участке;
опубликовано извещение о проведении аукциона по продаже земельного участка, на котором планируется размещение объекта или аукциона по продаже права на заключение договора аренды такого земельного участка;
в отношении земельного участка, на котором планируется размещение объекта, принято решение о предварительном согласовании его предоставления.
Из материалов дела следует, что общество обратилось в управление с заявлениями о заключении договора на размещение объектов благоустройства без предоставления земельных участков в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 23:37:0108001:5082, 23:37:0108001:5083, 23:37:0108001:5993, 23:37:0108001:5994, 23:37:0108001:5995.
Непосредственно тексты данных заявлений не содержат перечень объектов, подлежащих размещению в целях благоустройства. К заявлениям приложены проектные документации (схемы планировочной организации земельного участка), из которых следует, что в целях благоустройства, в том числе размещены, подлежат размещению и (или) организации:
- по земельному участку 23:37:0108001:5082: тротуар; кустарник; газон; подпорная стенка; проезд/парковка;
- по земельному участку 23:37:0108001:5083: тротуар; кустарник; дерево лиственное; газон; подпорная стенка; проезд/парковка;
- по земельному участку 23:37:0108001:5993: тротуар; кустарник; газон; подпорная стенка; проезд/парковка;
- по земельному участку 23:37:0108001:5994: тротуар; кустарник; газон; проезд/парковка;
- по земельному участку 23:37:0108001:5995: тротуар; кустарник; газон; проезд/парковка.
Согласно сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования город-курорт Анапа от 12.07.2016 земельные участки с кадастровыми номерами 23:37:0108001:5082, 23:37:0108001:5083 расположены в зоне Р-О (Зона озелененных пространств рекреационного назначения).
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости собственником указанных земельных участков является муниципальное образование город-курорт Анапа, вид разрешенного использования участков - для размещения общественной парковки, по некоторым участкам добавлен вид использования - для благоустройства территории.
Под благоустройством территории (городского округа) в соответствии с пунктом 36 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.
Элементы благоустройства - декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории (пункт 38 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно Административному регламенту предоставления муниципальной услуги "Заключение договора на размещение объектов инженерной инфраструктуры и элементов благоустройства на землях или земельных участках без предоставления земельных участков и установления сервитутов" Управлением архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Анапа, утвержденному постановлением администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 18.10.2017 N 3702, к элементам благоустройства относятся: беседки, ротонды, веранды, навесы, скульптуры, остановочные павильоны, фонари, урны для мусора, приспособления для озеленения, скамейки и мостики.
Из изложенного следует, что подпорная стенка и парковка (стоянка) не относятся к элементам благоустройства, в целях содержания и обслуживания которых подлежит заключение договора на размещение объектов инженерной инфраструктуры и элементов благоустройства на землях или земельных участках без предоставления земельных участков и установления сервитутов на основании Постановления N 1300 и Административного регламента N 3702.
При этом управлением обоснованно указано, что предоставление земельных участков для размещения парковки возможно путем заключения договоров аренды, заключаемых по результатам торгов.
При изложенных обстоятельствах, апелляционный суд приходит к выводу, что в рассматриваемом случае отсутствует совокупность критериев для признания оспариваемого отказа управления недействительным.
Довод о том, что комплекс по благоустройству создавался в результате переноса автомобильной дороги Анапа-Витязево, ранее проходившей по территории указанных земельных участков; перенос дороги, выполненный за счет средств АПП "Меркурий-2" (ООО), являлся требованием администрации, заявленным при выдаче разрешения на строительство жилого комплекса "Солнечный", вышеуказанные объекты благоустройства входили в проектную документацию жилого комплекса, согласованную Управлением архитектуры администрации, судебной коллегией отклоняется, поскольку указанное не является основанием для предоставления земельных участков на основании Постановления N 1300 и Административного регламента N 3702.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебной коллегией рассмотрены и отклоняются, поскольку не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
Произведя их оценку с соблюдением требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.08.2019 по делу N А32-46323/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
М.В. Соловьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-46323/2018
Истец: Анапское производственное предприятие "Меркурий-2", ООО АПП "Меркурий-2"
Ответчик: Администрация МО г.-к. Анапа, Администрация муниципального образования город-курорт Анапа, Управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Анапа