16 января 2020 г. |
Дело N А83-7220/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2020 года.
В полном объёме постановление изготовлено 16 января 2020 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Чертковой И.В., судей Ольшанской Н.А., Рыбиной С.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Дьяченко М.С.,
при участии от Министерства сельского хозяйства Республики Крым - Кочеткова Олега Александровича представителя по доверенности от 27.12.2019 N 102,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Прохорова Геннадия Викторовича на решение Арбитражного суда Республики Крым от 12 сентября 2019 года по делу А83-7220/2019 (судья Кузнякова С.Ю.),
по иску Министерства сельского хозяйства Республики Крым к индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Прохорову Геннадию Викторовичу о расторжении соглашения и взыскании,
установил:
Министерство сельского хозяйства Республики Крым (далее - Минсельхоз Республики Крым, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с иском к индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Прохорову Геннадию Викторовичу (далее - ИП глава КФХ Прохоров Г.В., предприниматель) о расторжении соглашения от 23.05.2016 N 21 об осуществлении деятельности на территории Республики Крым крестьянского (фермерского) хозяйства сроком на 5 лет и взыскании гранта в сумме 1 400 000 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 12 сентября 2019 года исковые требования Министерства сельского хозяйства Республики Крым удовлетворены. Расторгнуто заключенное между Министерством сельского хозяйства Республики Крым и главой крестьянского (фермерского) хозяйства Прохоровым Геннадием Викторовичем соглашение от 23.05.2016 N 21 об осуществлении деятельности на территории Республики Крым крестьянского (фермерского) хозяйства сроком на 5 лет. Взыскан с ИП главы крестьянского (фермерского) хозяйства Прохорова Геннадия Викторовича в пользу Министерства сельского хозяйства Республики Крым грант в сумме 1 400 000 руб. Взыскана с индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Прохорова Геннадия Викторовича в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 6 000,00 рублей.
Не согласившись с указанным решением суда, ИП глава КФХ Прохоров Г.В. обратился в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы указывает, что суд необоснованно оставил без внимания его доводы, что по результатам плановой проверки фактов нецелевого использования средств гранта не установлено. Кроме того, по мнению заявителя, при получении и использовании гранта нарушений условий соглашения не допущено.
От Министерства поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу с обоснованием своей правовой позиции, который приобщен судом к материалам дела.
Представитель ИП глава КФХ Прохоров Г.В. 17.12.2019 в судебном заседании апелляционной инстанции доводы жалобы поддержал в полном объеме, просил апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель Министерства возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил суд апелляционной инстанции обжалуемое решение оставить без изменения, поскольку считает его законным и обоснованным.
При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции в порядке и пределах, предусмотренных статьями 266, 268 АПК РФ, установлено следующее.
Как следует из материалов дела, 12.05.2016 на заседании конкурсной комиссии по проведению отбора участников ведомственной целевой программы "Поддержка начинающих фермеров на 2015-2017 годы" при Министерстве сельского хозяйства Республики Крым было принято решение (протокол N 1 от 12.05.2016) о включении в число участников Программы Прохорова Геннадия Викторовича с определением суммы гранта в размере 1 400 000,00 руб.
Приказом Министерства сельского хозяйства Республики Крым от 29.10.2014 N 57 утвержден сводный реестр N 1 от 26.05.2016 начинающих фермеров ведомственной целевой программы "Поддержка начинающих фермеров на 2015-2017 годы".
В соответствии с пунктом 62 в сводный реестр N 1 от 26.05.2016 получателей грантов включен ИП глава КФХ Прохоров Г.В.
23.05.2016 между Министерством сельского хозяйства Республики Крым и ИП главой КФХ Прохоровым Г.В. было заключено соглашение N 21 об осуществлении деятельности на территории Республики Крым крестьянского (фермерского) хозяйства сроком на 5 лет (далее - соглашение).
В соответствии с соглашением ИП главе КФХ Прохорову Г.В. - начинающему фермеру, выдан грант в размере 1 400 000 (один миллион четыреста тысяч) рублей 00 копеек (далее - грант). Грант предоставлен Министерством в соответствии с Порядком предоставления государственной поддержки начинающим фермерам в Республике Крым, утвержденным постановлением Совета министров Республики Крым от 29.10.2014 N 422 (далее - Порядок N 422).
Сумма гранта в размере 1 400 000 рублей 00 копеек перечислена Министерством ИП главе КФХ Прохорову Г.В. платежными поручениями: от 02.06.2016 N 615377 на сумму 1 330 рублей 00 копеек и от 02.06.2016 N 612724 на сумму 70 000 рублей 00 копеек.
04.07.2018 в адрес Министерства поступило заявление ИП главы КФХ Прохорова Г.В. относительно возврата денежных средств гранта в сумме 3 960 рублей 00 копеек, оставшихся после реализации плана расходов начинающего предпринимателя по гранту и развитие проекта.
По результатам рассмотрения указанного заявления предприниматель был уведомлен, что по факту, указанному в заявлении относительно образования остатка средств гранта, Министерством будет проведена проверка выполнения взятых обязательств в соответствии с условиями заключенного соглашения с последующим вынесением результатов указанной проверки на заседание конкурсной комиссии по проведению отбора участников - получателей грантов в форме субсидий в рамках мероприятия "Развитие малых форм хозяйствования" основного мероприятия "Содействие достижению целевых показателей отраслей АПК" Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Крым на 2015-2020 годы.
На основании приказа Министерства от 31.07.2018 N 540 "О проведении плановой проверки крестьянского (фермерского) хозяйства" рабочей группой Министерства была проведена плановая проверка расходования средств бюджета в рамках реализации мероприятий по поддержке начинающих фермеров ИП главы КФХ Прохорова Г.В., по результатам которой был составлен акт N 17/14 от 06.08.2018 (далее - акт проверки N 17/14).
Как явствует из акта проверки N 17/14, в соответствии с финансовой структурой проекта плана расходов начинающего предпринимателя по гранту на создание и развитие проекта (на закладку сада) ИП главой КФХ Прохоровым Г.В. предусмотрено расходование денежных средств (90% бюджетных денежных средств и 10 % собственных денежных средств начинающего фермера) на приобретение саженцев яблони - 6700 шт.; 1250 м полиэтиленовой трубы диаметром 90 мм; погрузчика КУН-08 - 1 ед.; дисковой бороны - 1 ед.; фреза - 1 ед.; фильтра - 1 ед.; насосной станции - 1 ед.; капельного орошения - 1000 м.
Актом проверки N 17/14 установлено, что получателем гранта денежные средства были использованы на приобретение саженцев яблони, ПЕТ трубы, сельскохозяйственной техники (ковш, почвофрез, борона дисковая), фильтра, мотопомпы. Обязательства по приобретению погрузчика КУН-08 и капельного орошения предпринимателем выполнены не были.
Также проверкой было установлено, что приобретение саженцев, указанного оборудования и инвентаря было осуществлено только за счет средств гранта, что является нарушением положения пункта 2.8 раздела 2 соглашения, которым предусмотрено, что получатель гранта обязуется оплачивать за счет собственных средств не менее 10 процентов стоимости каждого наименования, приобретаемого за счет средств гранта, выполненных работ, оказанных услуг.
Кроме того, в соответствии с пунктом 2.10 раздела 3 соглашения предусмотрено создание не менее одного постоянного рабочего места без учета временных работников на каждые 500 тыс. руб. гранта. Однако предпринимателем с апреля 2017 года был трудоустроен 1 человек, что является нарушением не только условий соглашения, но и пункта 2.11 Порядка N 422.
В письменных пояснениях от 03.08.2018, ИП главой КФХ Прохоровым Г.В. был подтвержден факт нарушения пункта 2.10 раздела 3 соглашения в части трудоустройства в крестьянском (фермерском) хозяйстве одного наемного рабочего.
Абзацем 12 пункта 1.5 Порядка N 422 определено, что сумма гранта должна строго соответствовать плану расходов начинающего фермера, указанному в бизнес-плане. Изменение плана расходов, в том числе в пределах предоставленного гранта, начинающим фермером подлежит согласованию с конкурсной комиссией.
В нарушение указанной нормы ИП глава КФХ Прохоров Г.В. за согласованием изменения плана расходования в пределах предоставленного гранта в Министерство не обращался.
В соответствии с пунктом 4.3 раздела 4 Порядка N 422 возврату в бюджет Республики Крым подлежат гранты в случаях нарушения получателем условий предоставления гранта, в том числе в случае несоблюдения целей, установленных настоящим Порядком и соглашением.
В соответствии с приказом Министерства от 14.12.2018 N 963 "Об исключении из сводного реестра начинающих фермеров" на основании протокола N 22-НФ заседания конкурсной комиссии по проведению отбора участников-получателей грантов в форме субсидий на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства начинающим фермерам Республики Крым от 28.11.2018, акта проверки N 17/14, ИП глава КФХ Прохоров Г.В. исключен из сводного реестра получателей субсидии, средства гранта в размере 1 400 000 рублей 00 копеек подлежат возврату в бюджет Республики Крым.
Согласно пункту 1.4 раздела 3 соглашения Министерство принимает меры по возврату в доход бюджета гранта и (или) единовременной помощи в случае нарушения начинающим фермером условий предоставления гранта, единовременной помощи, в том числе установленных порядком и настоящим соглашением.
О необходимости возврата гранта, в адрес предпринимателя Министерством направлено уведомление (требование) от 08.02.2019 N 08.2./437, которое им было получено 28.02.2019.
В связи с неисполнением предпринимателем указанных требований в добровольном порядке Министерство сельского хозяйства Республики Крым обратилось в суд с настоящим заявлением.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Статьей 310 ГК РФ предусмотрено, что односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами или иными правовыми актами.
Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Таким образом, субсидии предоставляются безвозвратно, то есть без установления обязательства по возврату. Однако, данное требование не действует в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий (подпункт 3 пункта 3 названной нормы права).
Подпунктом 2 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что субсидии юридическим лицам предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации;
Предоставление субсидии оформляется договором, заключенным в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных бюджетным законодательством. К правоотношениям сторон, вытекающим из договора о предоставлении субсидии, применяется гражданское законодательство Российской Федерации, если иное не предусмотрено Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Субсидии носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
При этом, условия возврата субсидии должны определяться нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, регулирующими предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг. В подобных актах устанавливаются также цели, условия и порядок предоставления субсидий (подпункт 2 пункта 3 статьи 78 БК РФ).
Указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Согласно пункту 7 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе.
Порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными абзацем первым настоящего пункта.
Статьями 28, 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Пунктом 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять:
1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В соответствии с пунктом 3.1. статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае нарушения получателями субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно пункту 1.5 Порядка предоставления государственной поддержки начинающим фермерам в Республике Крым, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 29.10.2014 N 422 (в редакции постановления Совета министров Республики Крым от 31.03.2016) (далее - Порядок) сумма гранта должна строго соответствовать плану расходов начинающего фермера, указанному в бизнес-плане. Изменение плана расходов, в том числе в пределах предоставленного гранта, начинающим фермером подлежит согласованию с конкурсной комиссией.
Кроме того, согласно пунктам 1.7, 2.9 Порядка, пункту 1 соглашения расходы по плану расходов начинающего фермера (бизнес-плану), включающему расходы в разрезе статей, должны осуществляться по каждому наименованию (статье) расхода средств в размерах не более 90% за счет средств федерального и республиканского бюджетов и не менее 10% за счет собственных средств начинающего фермера. Заявитель обязуется оплачивать за счет собственных средств не менее 10 процентов стоимости каждого наименования приобретаемого имущества, выполняемых работ, оказываемых услуг, указанных в плане расходов.
В соответствии с финансовой структурой бизнес-плана проекта гранта ИП глава КФХ Прохоров Г.В. предусмотрено расходование (90%) бюджетных денежных средств и 10 % собственных денежных средств начинающего фермера), на товары, работы и услуги, указанные в плане расходов.
Согласно пункту 2.8 соглашения предприниматель принял на себя обязательство оплачивать за счет собственных средств не менее 10 процентов стоимости каждого наименования приобретаемого за счет средств гранта, выполненных работ, оказанных услуг.
Как указывалось выше, проведенной Министерством проверкой, по результатам которой составлен акт N 18/14 от 10.09.2018, подписанный ответчиком без возражений, установлено, что в нарушение пунктов 1.7, 2.9 Порядка, пункта 2.8 соглашения и структуры бизнес-плана ИП главой КФХ Прохоровым Г.В. не были приобретены погрузчик КУП-08 и капельное орошение, а приобретенное в рамках бизнес-плана имущество оплачено ответчиком исключительно за счет средств гранта.
Кроме того, ИП главой КФХ Прохоровым Г.В. создано 1 постоянное рабочее место вместо создания не менее 2-х, определенных исходя из требования пункта 2.11 Порядка и положения пункта 2.10 соглашения.
Доводы заявителя об отсутствии необходимости создания второй штатной должности ввиду характера деятельности фермерского хозяйства, судебной коллегией не принимается, поскольку отсутствие плодоношения яблоневого сада не может служить обоснованием нарушения предпринимателем указанных положений соглашения и требования Порядка.
Следовательно, судом первой инстанции обоснованно сделан вывод, что ИП главой КФХ Прохоровым Г.В. допущены нарушения пунктов 1.5, 1.7, 2.9, 2.11 Порядка, пункты 1, 2.8, 2.10 соглашения и плана расходов начинающего фермера (бизнес-плана).
Доказательств соблюдения указанных положений в подтверждение своих доводов предпринимателем не предоставлено.
В письменных пояснениях от 17.12.2019, предоставленных в суд апелляционной инстанции, заявитель жалобы также признает, что им не в полной мере были выполнены условия п.2.8 соглашения в части проведения оплаты за каждое наименование приобретенного имущества из расчета 90% средства гранта и 10% собственные средства и требования п.2.10 соглашения в части создания трех рабочих мест. Однако полагает, что допущенные нарушения носят формальный характер и не могут быть основанием для взыскания.
В соответствии с пунктами 2.5, 4 соглашения в случае нарушения условий предоставления гранта влечет возврат гранта на условиях и в порядке установленных Порядком. В случае нарушения начинающим фермером условий, целей и порядка соглашения, полученный грант подлежит возврату в бюджет, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Крым.
Таким образом, заявленные исковые требования Министерства сельского хозяйства Республики Крым о взыскании суммы гранта в размере 1 400 000 руб. подлежат удовлетворению.
Относительно требований истца о расторжении соглашения от 23.05.2016 N 21, суд указывает следующее.
Частью 2 статьи 450 ГК РФ предусмотрено, что по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Принимая во внимание существенное нарушение предпринимателем пунктов 1.5, 1.7, 2.9, 2.11 Порядка, пункты 1, 2.8, 2.10 соглашения и плана расходов начинающего фермера (бизнес-плана), требования Министерства о расторжении соглашения от 23.05.2016 N 21 являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Принимая во внимание указанные выше нормы права, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, суд апелляционной инстанции считает, что доводы предпринимателя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат ссылок на обстоятельства, которые не были бы учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины, понесенные апеллянтом при обращении в суд апелляционной инстанции, подлежат отнесению на него в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 12 сентября 2019 года по делу А83-7220/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Прохорова Геннадия Викторовича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
И.В. Черткова |
Судьи |
Н.А. Ольшанская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-7220/2019
Истец: МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Ответчик: ИП - Глава Кфх Прохоров Геннадий Викторович