г. Пермь |
|
16 января 2020 г. |
Дело N А50-29059/2019 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Трефиловой Е.М.,
рассмотрел без проведения судебного заседания и вызова лиц, участвующих в деле, апелляционную жалобу заинтересованного лица, Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Губахе Пермского края,
на решение Арбитражного суда Пермского края
принятое в порядке упрощенного производства,
судьей С.В. Торопициным,
по делу N А50-29059/2019
по заявлению Совета депутатов Северно-Коспашского сельского поселения (ОГРН 1065911033297, ИНН 5911048373)
к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Губахе Пермского края (ОГРН 1025901778066, ИНН 5913004999)
о признании недействительными решения от 24.07.2019 N 203S19190024677 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности, требования от 21.08.2019 N 203S01190026818,
установил:
Совет депутатов Северно-Коспашского сельского поселения (далее - заявитель, страхователь, Совет депутатов) обратился в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Губахе Пермского края (межрайонное) (далее - Управление, Пенсионный фонд), предъявив требования о признании недействительным решения от 24.07.2019 N 203S19190024677, требования от 21.08.2019 N 203S01190026818.
Решением Арбитражного суда Пермского края, принятым в порядке упрощенного производства (резолютивная часть вынесена 01.11.2019, мотивированное решение изготовлено 19.11.2019), заявленные требования удовлетворены, признаны недействительными решение государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Губахе Пермского края (межрайонное) от 24.07.2019 N 203S19190024677 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в части привлечения к ответственности по статье 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", требование от 21.08.2019 N 203S01190026818, в связи с отсутствием обязанности по представлению сведений по форме СЗВ-М за отчетный период сентябрь 2017 года на 8 лиц, получивших компенсационные выплаты, в связи с осуществлением депутатами их депутатской деятельности, а также в связи с выполнением письменных разъяснений уполномоченного органа (отсутствие вины), как не соответствующее законодательству Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Не согласившись с принятым судебным актом, Пенсионный фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы управление указывает, что у депутатов представительного органа местного самоуправления, в том числе осуществляющих депутатскую деятельность на непостоянной основе, возникают трудовые отношения с представительным органом местного самоуправления, следовательно, заявитель обязан представлять отчётность по форме СЗВ-М в отношении названных лиц, за периоды привлечения работников к исполнению государственных и общественных обязанностей.
Заявителем письменный отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
В соответствии с ч. 1 ст. 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом из материалов дела, Пенсионным фондом проведена проверка представленных Советом депутатов Северно-Коспашского сельского поселения сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М (исходная) за сентябрь 2017 года на 8 застрахованных лиц, в ходе которой установлено нарушение Страхователем срока их представления (при сроке представления не позднее 16.10.2017, сведения фактически представлены 31.05.2019).
Указанное обстоятельство нашло отражение в акте проверки от 17.06.2019 N 203S18190023543, в котором предлагалось привлечь заявителя к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ). Акт направлен Страхователю 18.06.2019.
24.07.2019 по результатам рассмотрения материалов проверки Фондом вынесено решение N 203S19190024677, которым Страхователь привлечен к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в виде штрафа в размере 4 000 руб. Решение получено Страхователем 26.07.2019.
23.08.2019 заявителем получено требование Пенсионного фонда от 21.08.2019 N 203S01190026818 об уплате финансовых санкций за правонарушение в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в сумме 4 000 руб. в срок до 10.09.2019.
Полагая, что указанные решение и требование Пенсионного фонда не соответствуют законодательству Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном учете), Совет депутатов обратился в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования исходил из того, что на лиц, поименованных в статье 8 Закона Пермского края от 10.05.2011 N 767-ПК "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Пермском крае", обязательное пенсионное страхование не распространяется, соответственно, отчетность по форме СЗВ-М не представляется.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции оснований для отмены решения суда первой инстанции не установил.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возложена на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В статье 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации (далее - Закон N 167-ФЗ) определено, что застрахованные лица - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом. Застрахованными лицами являются лица работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг (за исключением лиц, обучающихся в образовательных учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального образования по очной форме обучения и получающих выплаты за деятельность, осуществляемую в студенческом отряде по трудовым договорам или по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг), по договору авторского заказа, а также авторы произведений, получающие выплаты и иные вознаграждения по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
В статье 1 Закона N 27-ФЗ указано, что страхователи - юридические лица, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации (в отношении застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"), осуществляющие прием на работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 8 Закона N 27-ФЗ страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения (за исключением сведений, предусмотренных пунктом 2.3 статьи 11 настоящего Федерального закона) о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
Пунктом 1 статьи 11 Закона N 27-ФЗ предусмотрено, что страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР) по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии; суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Сведения подаются по формам, утвержденным Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 07.12.2016 N 1077п "Об утверждении формата сведений для ведения индивидуального (персонифицированного) учета (форма СЗВ-М)".
Ответственность за нарушение сроков представления указанной отчетности предусмотрена статьей 17 Закона N 27-ФЗ, согласно которой за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2-2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Таким образом, статьей 17 Закона N 27-ФЗ предусмотрена ответственность за непредставление в установленный срок сведений либо представление неполных и (или) недостоверных сведений.
Статус депутатов, членов выборного органа и выборных должностных лиц местного самоуправления определяется частью 5.1. статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ). Кроме того указано, что гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 7 Закона Пермского края от 10.05.2011 N 767-ПК "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Пермском крае" (далее - Закон N 767-ПК) размер и условия оплаты труда лиц, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с действующим законодательством.
Срок полномочий лиц, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, засчитывается в трудовой стаж или срок службы, стаж работы по специальности (часть 2 статьи 7 Закона N 767-ПК).
Лица, осуществляющие свои полномочия на постоянной основе, подлежат обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральным законодательством (часть 4 статьи 7 Закона N 767-ПК).
На лиц, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, распространяются гарантии трудовых прав, установленные трудовым законодательством (часть 5 статьи 7 Закона N 767-ПК).
Лица, осуществляющие свои полномочия на постоянной основе, после окончания срока полномочий имеют право на получение пенсии за выслугу лет в порядке и на условиях, установленных законодательством (часть 6 статьи 7 Закона N 767-ПК).
Соответственно при осуществлении своих полномочий на постоянной основе на выборное лицо распространяется обязательное пенсионное страхование и в этом случае на указанных лиц представляется отчетность по форме СЗВ-М.
Статьей 8 Закона Пермского края от 10.05.2011 N 767-ПК "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Пермском крае" (далее - Закон Пермского края N 767-ПК) определено, что уставом муниципального образования депутату, члену выборного органа, выборному должностному лицу, осуществляющим полномочия на непостоянной основе, устанавливается компенсация за время осуществления полномочий за счет средств местного бюджета в размере, определенном решением представительного органа муниципального образования.
Компенсации - денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами (статья 164 Трудового кодекса Российской Федерации).
Компенсационные выплаты, связанные с осуществлением депутатами Совета депутатов их депутатской деятельности, устанавливаются в соответствии с Положением о компенсационных выплатах, связанных с депутатской деятельностью, депутатам Совета депутатов Северно-Коспашского сельского поселения, утвержденным решением Совета депутатов Северно-Коспашского сельского поселения от 29.05.2012 N 17 "Об утверждении Положения "о компенсационных выплатах, связанных с депутатской деятельностью, депутатам Совета депутатов Северно-Коспашского сельского поселения". Компенсационные выплаты производятся ежеквартально.
При этом подпунктом 2 пункта 1 статьи 422 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) предусмотрено, что не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации).
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что на лиц, поименованных в статье 8 Закона N 767-ПК, обязательное пенсионное страхование не распространяется, соответственно, отчетность по форме СЗВ-М не представляется, что свидетельствует об отсутствии события правонарушения, ответственность за совершение которого установлена абзацем 3 статьи 17 Закон N 27-ФЗ, а потому оснований для привлечения заявителя к ответственности у Фонда не имелось.
Кроме того, судом обоснованно учтено, что несвоевременное представление сведений в отношении депутатов вызвано тем, что заявитель руководствовался письменными разъяснениями Исполнительной дирекции Пенсионного фонда Российской Федерации от 20.08.2018 N А-36090-25/38447, что в силу подпункта 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ исключает вину страхователя в совершении правонарушения и также свидетельствует о неправомерном привлечении заявителя к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Закон N 27-ФЗ.
Указанные выводы суда первой инстанции основаны на правильном применении норм материального права и правильной оценке имеющихся в деле доказательств, оснований для иных суждений и переоценки установленных обстоятельств апелляционный суд не усматривает.
При таких обстоятельствах и действующем нормативном правовом регулировании спорных правоотношений, оспариваемые заявителем решение Пенсионного фонда о привлечении Совета депутатов к ответственности от 24.07.2019 N 203S19190024677 и требование от 21.08.2019 N 203S01190026818 правомерно признаны судом недействительными, как несоответствующие законодательству Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования и нарушающие права и законные интересы заявителя.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, по сути, выражают несогласие с выводами суда, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Пенсионный фонд освобожден от уплаты государственной пошлины при обжаловании судебного акта, в связи с чем распределение государственной пошлины не производится.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края по делу N А50-29059/2019 (резолютивная часть вынесена 01.11.2019, мотивированное решение изготовлено 19.11.2019) оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Судья |
Е.М. Трефилова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-29059/2019
Истец: Гилязетдинов Ренат Рауфович, СОВЕТ ДЕПУТАТОВ СЕВЕРНО - КОСПАШСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ
Ответчик: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В Г. ГУБАХЕ ПЕРМСКОГО КРАЯ МЕЖРАЙОННОЕ
Третье лицо: Гилязетдинов Ренат Рауфович