г. Владивосток |
|
16 января 2020 г. |
Дело N А59-4274/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 января 2020 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой,
судей Н.Н. Анисимовой, С.В. Понуровской,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Д.Е.Филипповой,
рассмотрев открытом в судебном заседании апелляционную жалобу
публичного акционерного общества энергетики и электрификации "СахалинЭнерго",
апелляционное производство N 05АП-7961/2019
на решение от 30.09.2019
судьи Е.С. Логиновой
по делу N А59-4274/2019 Арбитражного суда Сахалинской области
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ресурсоснабжающая организация "Универсал"
(ОГРН 1166501059999, ИНН 6504017773)
к Сахалинскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (РосТехНадзор)
(ИНН 7709561778, ОГРН 1047796607650),
третье лицо: публичное акционерное общество энергетики и электрификации "СахалинЭнерго",
о признании незаконным и отмене постановления от 03.07.2019 по делу об
административном правонарушении N 06-149-203/Э,
при участии: лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Ресурсоснабжающая организация "Универсал" (далее - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Сахалинскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 03.07.2019 N 06-149-203/Э о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 9.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Определением суда от 07.08.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне управления привлечено ПАО энергетики и электрификации "Сахалинэнерго".
Решением Арбитражного суда Сахалинской области от 30.09.2019 заявленные требования удовлетворены, постановление Управления N 06-149-203/Э от 03.07.2019 признано незаконным и отменено.
Не согласившись с принятым судебным актом, ПАО энергетики и электрификации "Сахалинэнерго" обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В обоснование своей правовой позиции апеллянт полагает ошибочными выводы суда о том, что заявитель дважды привлечен к ответственности за одно и тоже нарушение. Настаивает на наличии оснований для привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 9.22 КоАП РФ, ввиду невыполнения последним предусмотренных законодательством мероприятий, обеспечивающих готовность потребителя электрической энергии к введению в отношении его полного ограничения режима потребления электроэнергии, а именно, не утверждение и не направление плана, не установка источников питания, неоплата задолженности.
Извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, в связи с чем суд, руководствуясь статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие лиц, участвующих в деле.
В судебном составе, рассматривающем настоящее дело, в связи с нахождением судьи О.Ю. Ермеевой в отпуске на основании определения суда от 13.01.2020 произведена её замена на судью С.В. Понуровскую, и рассмотрение апелляционной жалобы в порядке части 5 статьи 18 АПК РФ начато сначала.
Через канцелярию суда от ПАО энергетики и электрификации "СахалинЭнерго" поступили возражения на отзыв, которые приобщены к материалам дела в порядке статьи 81 АПК РФ.
Из материалов дела коллегия суда установила следующее.
Согласно сведениям из ЕГРЮЛ общество зарегистрировано в качестве юридического лица 24.11.2016 Межрайонной ИФНС России N 1 по Сахалинской области за основным государственным регистрационным номером 1166501059999, при постановке на налоговый учет присвоен ИНН 6504017773.
Основным видом экономической деятельности общества по данным ЕГРЮЛ является забор, очистка и распределение воды (код по ОКВЭД 36.00). В качестве дополнительного вида деятельности заявлено производство, передача и распределение пара и горячей воды, кондиционирование воздуха (код по ОКВЭД 35.30).
18.01.2017 между ПАО энергетики и электрификации "Сахалинэнерго" (гарантирующий поставщик) и ООО "Ресурсоснабжающая организация "Универсал" (потребитель) был заключен договор энергоснабжения N 120117 в целях снабжения электрической энергией объектов энергоснабжения, принадлежащих потребителю.
Уведомлением от 20.03.2019 N 3969 ПАО "Сахалинэнерго" известило общество о наличии задолженности по договору энергоснабжения N 120117 в сумме 3 412,47 тыс. рублей на 20.03.2019, а также неисполнении обязательств по внесению платежей за электрическую энергию в размере 30% от стоимости объема покупки электроэнергии на 10.03.2019, а также уведомило об установлении обществу аварийной (минимальной нагрузки) 0 кВт, 400 кВт и (или) технологической брони в объеме 0 кВТ и 0 часов; 500 кВт и 0 часов.
Также названным уведомлением ПАО энергетики и электрификации "Сахалинэнерго" потребовало до 14 часов 02.04.2019 произвести частичные ограничения до уровня технологической брони 0 кВт и 0 час. очистных сооружений Долинский р-н. с. Быков ул. Лесозаводская, 46; 0 кВт и 0 час. КНС N 1 с. Быков; 0 кВт и 0 час. КНС N 2 с. Быков; 500 кВт и 1 час водозабора "Найбинский" Долинский р-н, с. Покровка; до 14 часов 09.04.2019 на объекты, до уровня аварийной брони 400 кВт водозабора "Найбинский" Долинский р-н, с. Покровка; 0 кВт очистных сооружений Долинский р-н с. Быков ул. Лесозаводская, 46; 0 кВт КНС N1 с. Быков; 0 кВт КНС N 2 с. Быков до погашения задолженности. Срок погашения задолженности установлен до 02.04.2019.
В уведомлении отражено, что в случае неоплаты задолженности будет введено ограничение режима потребления электроэнергии на объектах общества. В этой связи общество обязано утвердить и предоставить ресурсоснабжающей организации план мероприятий по обеспечению готовности к введению в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики полного ограничения режима потребления, включающий в себя мероприятия, необходимые для безаварийного прекращения технологического процесса, обеспечения безопасности людей и сохранности оборудования, и (или) мероприятия по установке за свой счет автономных источников питания, обеспечивающих снабжение электроэнергией его энергопринимающих устройств и объектов.
В связи с тем, что общество, надлежащим образом уведомленное о наличии задолженности перед гарантирующим поставщиком электроэнергии и введении ограничения энергоснабжения, не предоставило план мероприятий, обеспечивающих готовность потребителя электрической энергии к введению в отношении его полного ограничения режима потребления электрической энергии и предотвращение наступления экономических, экологических или социальных последствий; мероприятия по установке источников питания, достаточных для безопасного функционирования без необходимости потребления электрической энергии из внешней сети, не выполнило; уведомление о готовности к введению полного ограничения режима потребления не направило; задолженность не оплатило 04.06.2019 в управление поступило обращение ПАО "Сахалинэнерго" от 28.05.2019 N 1-5-846 о привлечении общества к административной ответственности.
Данное обращение послужило основанием для вынесения управлением определения N 06-149-55 Э от 20.06.2019 о возбуждении в отношении общества дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по части 3 статьи 9.22 КоАП РФ.
Установив, что общество по состоянию на 20.03.2019 имеет просроченную задолженность в сумме 3 412,47 тысяч рублей по оплате потребленной электроэнергии согласно договору энергоснабжения от 18.01.2017 N 120117, заключенному с гарантирующим поставщиком ПАО "Сахалинэнерго", не погашенную в полном объеме, при этом не утвердило и не представило план мероприятий по обеспечению готовности к введению в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики полного ограничения режима потребления; не выполнило мероприятия по установке источников питания, достаточных для безопасного функционирования без необходимости потребления электрической энергии из внешней сети; не направило исполнителю (субисполнителю) и инициатору введения ограничения уведомление о готовности к введению полного ограничения режима потребления, усмотрев в связи с этим в действиях (бездействии) общества нарушение пункта 16(1) Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (далее - Правила N 442), которое содержит признаки предусмотренного частью 3 статьи 9.22 КоАП РФ административного деяния, должностное лицо управления 26.06.2019 составило в отношении юридического лица протокол об административном правонарушении N 06-149-55 Э.
По результатам рассмотрения материалов административного производства начальник отдела государственного энергетического надзора управления вынес постановление N 06-149-203/Э от 03.07.2019, которым общество признано виновным в совершении вмененного административного правонарушения с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Полагая, что данное постановление не соответствует действующему законодательству, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, рассмотрев которое суд пришел к выводу о незаконности оспариваемого постановления.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и отзыве на нее, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене в связи со следующим.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Административный регламент исполнения Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению федерального государственного энергетического надзора, утвержденный Приказом Ростехнадзора от 30.01.2015 N 38, устанавливает требования к порядку исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного энергетического надзора и устанавливает сроки и последовательность административных процедур (действий), порядок обжалования действий (бездействия) должностных лиц, а также принимаемых ими решений при исполнении государственной функции по осуществлению федерального государственного энергетического надзора.
Предметом государственного надзора является соблюдение субъектами электроэнергетики, теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и потребителями электрической энергии (кроме потребителей электрической энергии, связанных с эксплуатацией энергопринимающих устройств, использующихся для бытовых нужд, а также других энергопринимающих устройств, суммарная максимальная мощность которых не превышает 150 киловатт с номинальным напряжением до 1000 вольт и которые присоединены к одному источнику электроснабжения) обязательных требований безопасности в сфере электроэнергетики и в сфере теплоснабжения (пункт 6 Регламента).
Должностные лица Ростехнадзора и его территориальных органов при осуществлении государственного надзора имеют право, в том числе составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений в пределах своей компетенции.
Результатом исполнения государственной функции является, в том числе оставление протокола об административном правонарушении (возбуждение дела об административном правонарушении) (пункт 13 Регламента).
В соответствии с приложением N 1 к Регламенту одним из территориальных органов Ростехнадзора является Сахалинское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
На основании Положения о Сахалинском управлении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного Приказом Ростехнадзора от 28.06.2016 N 258, Сахалинское управление Ростехнадзора является территориальным органом регионального уровня, осуществляющим функции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в установленной сфере деятельности на территории Сахалинской области.
Управление организует и проводит проверки соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов, норм и правил в установленной сфере деятельности, в том числе осуществляет контроль и надзор: за соблюдением в пределах своей компетенции требований надежности и безопасности в электроэнергетике, требований безопасности электрических установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей), за соблюдением в пределах компетенции теплоснабжающими организациями и теплосетевыми организациями требований безопасности в сфере теплоснабжения, за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в иных видах (направлениях) деятельности, отнесенных к компетенции Ростехнадзора и закрепленных за территориальным органом (пункт 4 Положения).
В силу части 1 статьи 23.30 КоАП РФ федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный энергетический надзор, рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе частями 1 - 6 статьи 9.22 КоАП РФ.
Следовательно, управление уполномочено осуществлять государственный энергетический надзор, составлять протоколы об административном правонарушении и выносить постановления о привлечении к административной ответственности.
Согласно части 3 статьи 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 данной статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Следовательно, заявление ПАО энергетики и электрификации "Сахалинэнерго" о совершении обществом административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 9.22 КоАП РФ, является предусмотренным частью 1 статьи 28.1 КоАП РФ основанием для возбуждения дела об административном правонарушении. Отсутствие в доверенности лица, подписавшего данное заявление, специальных полномочий на подачу заявления о совершении правонарушения не противоречит требованиям административно-процессуального законодательства, поскольку какие-либо специальные полномочия для такого заявления не установлены.
Частью 3 статьи 9.22 КоАП РФ установлена ответственность за невыполнение потребителем электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, определенных в установленном законодательством об электроэнергетике порядке мероприятий, обеспечивающих готовность потребителя электрической энергии к введению в отношении его полного ограничения режима потребления электрической энергии и предотвращение наступления экономических, экологических или социальных последствий вследствие введения такого ограничения режима потребления.
В соответствии с абзацем первым пункта 7 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) Правительством Российской Федерации утверждается порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями - участниками оптового и розничных рынков, в том числе его уровня, в случае нарушения своих обязательств потребителями, а также в случае необходимости принятия неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварийных ситуаций.
Согласно абзацу девять пункта 7 статьи 38 указанного Закона данным порядком устанавливаются категории потребителей, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям.
Пунктом 7.1 статьи 38 Закона N 35-ФЗ установлено, что в случае возникновения оснований для введения полного ограничения режима потребления электрической энергии в отношении потребителей электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, указанные потребители обязаны устранить причины, являющиеся основанием для введения ограничения их режима потребления, либо выполнить мероприятия, обеспечивающие готовность потребителей электрической энергии к введению полного ограничения режима потребления электрической энергии и предотвращение наступления экономических, экологических или социальных последствий вследствие введения такого ограничения режима потребления.
Основы регулирования отношений, связанных с введением ограничения режима потребления электроэнергии, урегулированы Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Правила N 442). Ограничения предполагают прекращение подачи электрической энергии (мощности) потребителям или сокращение объемов потребления электрической энергии (мощности) в определенных Правилами ограничения случаях.
В случае возникновения оснований для введения полного ограничения режима потребления электрической энергии в отношении потребителей электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям пункт 7.1 статьи 38 Закона N 35-ФЗ возлагает на потребителей обязанность устранить причины, являющиеся основанием для введения ограничения их режима потребления, либо выполнить мероприятия, обеспечивающие готовность потребителей электрической энергии к введению полного ограничения режима потребления электрической энергии и предотвращение наступления экономических, экологических или социальных последствий вследствие введения такого ограничения режима потребления.
Состав указанных мероприятий определяется потребителями электрической энергии самостоятельно в соответствии с установленным Правительством Российской Федерации порядком и может включать мероприятия, необходимые для безаварийного прекращения технологического процесса, обеспечения безопасности людей и сохранности оборудования, мероприятия по установке потребителями за свой счет автономных резервных источников питания, обеспечивающих снабжение электрической энергией энергопринимающих устройств потребителей в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями после введения полного ограничения режима потребления электрической энергии.
Проверка выполнения потребителем электрической энергии указанных мероприятий осуществляется в соответствии с порядком полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии.
Как следует из материалов дела, заявитель осуществляет эксплуатацию следующих объектов централизованного водоснабжения: электролизная, Долинский р-н, с. Быков ул. Красноармейская; ГКНС, гДолинск, ул. Хабаровская; реконструкция водооотведенияКНС-1, г.Долинск, ул. Волочаевская; реконструкция водоотведения КНС-2, г.Долинск, ул. Кирова, реконструкция водоотведения (станция очистки сточных вод) г.Долинск, ул. Бумажная, 2; очистные сооружения Долинский р-н, с.Быков, ул. Лесозаводская, 46; КНС N 2, Долинский р-н, с.Быков; КНС N 1 Долинский р-н, с.Быков; КНС, Долинский р-н, с.Углезаводск; КНС, Долинский р-н, с.Покровка, ул. Новая, 16: очистные сооружения Долинский р-н, с.Углезаводск; очистные сооружения, Долинский р-н, с.Углезаводск; водонасосная станция, г.Долинск, ул. Пионерская; водозабор "Найбинский" Долинский р-н, с.Покровка; водозабор 14-я речка, г.Долинск, насос, Сахалинская обл., Долинский р-н, с.Быков, ул. Вокзальная, 8.
Кроме того, общество включено в Перечень потребителей электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям", утвержденный Указом Губернатора Сахалинской области от 28.08.2018 N 23.
Материалами дела подтверждено и следует из уведомления от 20.03.2019, что по состоянию на 20.03.2019 задолженность потребителя перед ПАО "Сахалинэнерго" составила 3 412,47 тыс. рублей. Кроме того, обществу необходимо оплатить платежи за электроэнергию в размере 30% от стоимости объема покупки на 10.03.2019. Указанные обстоятельства явились основанием для направления 20.03.2019 уведомления N 3969 о введении ограничения режима потребления электроэнергии (получено потребителем 20.03.2019, что подтверждается входящим штампом).
Таким образом, ООО "Ресурсоснабжающая организация "Универсал" является субъектом административной ответственности по части 3 статьи 9.22 КоАП РФ, который получил в связи с неуплатой задолженности за электрическую энергию уведомление о введении ограничения режима потребления электроэнергии и должен был предпринять меры обеспечивающие готовность предприятия к введению полного ограничения режима потребления электрической энергии в целях предотвращение наступления экономических, экологических или социальных последствий.
Постановление Правительства Российской Федерации от 24.05.2017 N 624 с 29.09.2017 внесены изменения в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам введения полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, а также применения печатей хозяйственных обществ, пункт 16 Правил N 442, изложен в новой редакции, также Правила дополнены пунктом 16(1).
Согласно указанным пунктам Правил N 442 потребитель вышеуказанной категории обязан утвердить план мероприятий по обеспечению готовности к введению в отношении его полного ограничения режима потребления, включающий в себя мероприятия, необходимые для безаварийного прекращения технологического процесса, обеспечения безопасности людей и сохранности оборудования, и (или) мероприятия по установке за свой счет автономных источников питания, обеспечивающих снабжение электрической энергией его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики.
Срок проведения таких мероприятий не должен превышать 6 месяцев, если в отношении потребителя не согласованы технологическая и аварийная брони.
При этом, потребитель, не устранивший основания для введения ограничения режима потребления, обязан после дня уведомления его о введении частичного ограничения режима потребления:
- в течение 3 дней представить исполнителю (субисполнителю) и инициатору введения ограничения утвержденный план мероприятий по обеспечению готовности к введению в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики полного ограничения режима потребления;
- в срок, предусмотренный соответствующим планом, выполнить указанные мероприятия;
- в течение 2 месяцев выполнить мероприятия по установке за свой счет автономных источников питания, обеспечивающих безопасное функционирование его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики без необходимости потребления электрической энергии из внешней сети, - в случае если в установленный настоящим пунктом срок исполнителю (субисполнителю) не был представлен утвержденный план указанных мероприятий либо если предусмотренный планом срок проведения указанных мероприятий превышает срок, указанный в пункте 16 настоящих Правил N 442.
После выполнения этих мероприятий потребитель обязан направить исполнителю (субисполнителю) и инициатору введения ограничения уведомление о готовности к введению полного ограничения режима потребления.
Таким образом, потребитель после получения уведомления самостоятельно разрабатывает план необходимых мероприятий по обеспечению готовности и выполняет указанные мероприятия в срок не превышающий 6 месяцев, после чего направляет инициатору введения ограничения уведомление о готовности. Введение полного ограничения режима потребления электрической энергии в отношении потребителей, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, возможно только при устранении возможности наступления указанных последствий (абзацы 2, 4 пункта 7.1 статьи 38 Закона N 35-ФЗ).
Вместе с тем, абзацем 3 пункта 7.1 статьи 38 Закона N 35-ФЗ определено, что Порядком полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии может быть установлен иной, нежели 6 месяцев, срок выполнения мероприятий готовности.
Из буквального содержания абзаца 4 пункта 16(1) Правил N 442 следует, что в том случае, если исполнителю не был представлен утвержденный план мероприятий, потребитель обязан в течение 2 месяцев выполнить мероприятия по установке за свой счет автономных источников питания, обеспечивающих безопасное функционирование его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики без необходимости потребления электрической энергии из внешней сети.
Поскольку после получения уведомления от 20.03.2019 обществом в адрес энергоснабжающей организации не был предоставлен соответствующий план мероприятий, задолженность потребителя в полном объеме погашена не была, двухмесячный срок с момента получения уведомления от 20.03.2019 истек, а уведомление о готовности представлено не было, административный орган пришел к правомерному выводу о наличии в действиях (бездействии) общества события административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 9.22 КоАП РФ.
Суд первой инстанции, признавая незаконным оспариваемое постановление, пришел к выводу о повторности применения к обществу мер государственного принуждения в виде мер административной ответственности, в связи с направлением уведомления от 20.03.2019 тогда, когда срок осуществления действий по ранее направленному уведомлению от 05.03.2019 N 2065, содержащему аналогичные требования в отношении тех же объектов потребителя, не истек (до 26.03.2019).
Данный вывод суда не может быть признан правомерным, поскольку из диспозиции части 3 статьи 9.22 КоАП РФ следует, что ответственность наступает за невыполнение указанным выше потребителем особой категории определенных в установленном законодательством об электроэнергетике порядке мероприятий, в том числе: разработка и утверждение плана мероприятий по обеспечению готовности к введению полного ограничения режима потребления, выполнение мероприятий по установке автономных источников питания, уведомление о готовности к введению полного ограничения режима потребления.
Из материалов дела усматривается, что на момент направления уведомления от 20.03.2019 срок разработки и утверждения плана мероприятий по уведомлению от 05.03.2019 истек, задолженность в полном объеме заявителем погашена не была, при таких условиях указанные в уведомлении от 05.03.2019 сроки частичного ограничения до уровня аварийной брони (19.03.2019, 26.03.2019) не имеют основополагающего значения.
Более того, на момент направления уведомления от 20.03.2019 у общества образовалась иная задолженность, чем та, которая была указана в ранее направленном уведомлении от 05.03.2019. Так, в уведомлении от 05.03.2019 N 2065 энергоснабжающая организация уведомляет о наличии задолженности по оплате на 05.03.2019 в сумме 3 161,00 тыс. рублей, а также не внесение оплаты за электроэнергию в размере 30% и 40% от стоимости объема покупки электроэнергии на 10.02.2019, 25.02.2019.
Следовательно, при наличии иной задолженности, ПАО "Сахалинэнерго" обладало полномочиями по направлению обществу уведомления о выполнении установленных Правилами N 442 мероприятий.
Делая указанный вывод, коллегия отмечает, что в силу пункта 2 Правил N 442 ограничение режима потребления вводится при наступлении любого из следующих обстоятельств: нарушение потребителем своих обязательств, выразившееся в следующих действиях: неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком, энергосбытовой, энергоснабжающей организацией или производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке по основному обязательству, возникшему из договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), в том числе обязательству по предварительной оплате электрической энергии (мощности); неисполнение или ненадлежащее исполнение потребителем обязательств по оплате услуг по передаче электрической энергии, если это привело к образованию задолженности потребителя перед сетевой организацией по основному обязательству, возникшему из договора об оказании услуг по передаче электрической энергии, в том числе обязательству по предварительной оплате таких услуг.
Аналогичные по своему правовому смыслу положения закреплены пунктом 2 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.
Таким образом, по смыслу вышеназванных норм ограничение режима потребления электроэнергии может быть введено в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем любого из обязательств по ее оплате.
Доказательства оплаты заявителем в полном объеме имеющейся по состоянию на 20.03.2019 задолженности по оплате потребленной электроэнергии по договору энергоснабжения N 120117 в размере 3 412,47 тыс. рублей, а также оплаты за электрическую энергию в размере 30% от стоимости объема покупки электроэнергии на 10.03.2019 в материалы дела не представлены. Напротив, имеющимися актами сверки подтвержден факт наличия неоплаченной задолженности.
То обстоятельство, что уведомление от 20.03.2019 было направлено до истечения двухмесячного срока выполнения мероприятий по установке за свой счет автономных источников питания в порядке выполнения мероприятий по уведомлению от 05.03.2019 также не могут свидетельствовать о повторности привлечения к административной ответственности, поскольку, как указано судом ранее, данные мероприятия общество обязано было осуществить в связи с наличием иной задолженности.
Более того, на момент обнаружения вменяемого по настоящему делу административного правонарушения (04.06.2019) двухмесячный срок исполнения обязанности по установке за свой счет автономных источников питания по уведомлению от 05.03.2019 уже истек. Следовательно, вывод суда первой инстанции о том, что направление уведомления от 20.03.2019 свидетельствует о повторности применения к обществу мер государственного принуждения в виде мер административной ответственности является ошибочным.
По изложенному, неисполнение обществом по уведомлению от 20.03.2019 как обязанности по разработке и утверждению плана мероприятий в трехдневнй срок, так и обязанности по истечении двух месяцев выполнить мероприятия по установке источников питания, не направление уведомления о готовности к введению полного ограничения режима потребления при наличии непогашенной задолженности за электроэнергию представляет собой варианты неправомерного поведения субъекта регулируемой деятельности, что свидетельствует о наличии в его действиях события вменяемого административного правонарушения.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
При определении вины организации необходимо использовать понятие вины юридического лица, изложенное в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, согласно которой юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что обществом не были предприняты все зависящие от него меры для исполнения требований законодательства в сфере энергетики. Объективных препятствий к соблюдению требований законодательства судом апелляционной инстанции не установлено.
Доводы заявителя об отсутствии финансовой возможности для погашения задолженности за энергопотребление, об отсутствии реальной возможности установки альтернативных источников питания, в том числе на объектах, являющихся муниципальной собственностью, а также о принятии в сложившейся ситуации достаточных мер, направленных на поиск финансирования задолженности, не могут быть приняты арбитражным судом во внимание в качестве доказательства отсутствия вины организации в совершении вмененного административного правонарушения.
В данном случае коллегия учитывает, что, вступая в правоотношения в области потребления электрической энергии, общество должно было в силу публичной известности и доступности не только знать о существовании обязанностей, вытекающих из законодательства в данной сфере, но и обеспечить их выполнение, то есть использовать все необходимые меры для недопущения события противоправного деяния при той степени заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него в целях надлежащего исполнения своих обязанностей и требований закона.
Указанные заявителем причины образования задолженности по оплате электроэнергии не имеют существенного правового значения для оценки бездействия общества по выполнению определенных в установленном законодательством об электроэнергетике порядке мероприятий, обеспечивающих готовность потребителя электрической энергии к введению в отношении его полного ограничения режима потребления электрической энергии и предотвращению наступления экономических, экологических или социальных последствий вследствие введения такого ограничения режима потребления, а также не освобождают от исполнения соответствующих обязанностей, предусмотренных пунктом 16(1) Правил N 442.
Данные обстоятельства свидетельствуют о наличии вины общества в совершенном правонарушении.
Имеющиеся в деле доказательства суд апелляционной инстанции находит допустимыми, относимыми, достоверными и достаточными для признания общества виновным в совершении выявленного административного правонарушения.
С учетом изложенного коллегия приходит к выводу о наличии в действиях заявителя состава вмененного административного правонарушения, в связи с чем оспариваемое постановление было принято Ростехнадзором при наличии на то правовых оснований.
Обстоятельств, исключающих производство по административному делу либо свидетельствующих о необходимости прекращения производства по делу об административном правонарушении, в ходе рассмотрения апелляционной жалобы не выявлено.
Нарушения процедуры привлечения общества к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено, поскольку последнее было надлежащим образом извещено о времени и месте составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении, то есть не было лишено гарантированных ему КоАП РФ прав участвовать при производстве по делу, заявлять свои возражения.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, на момент вынесения оспариваемого постановления управлением соблюден.
По мнению коллегии суда отсутствуют достаточные основания для квалификации совершенного обществом правонарушения в качестве малозначительного ввиду следующего.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решать дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно пунктам 18, 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Оценив представленные в дело доказательства, характер совершенного правонарушения, апелляционный суд не усматривает в действиях общества малозначительности вмененного деяния.
В рассматриваемом случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении общества к выполнению своих публично-правовых обязанностей по выполнению мероприятий, обеспечивающих готовность потребителя электрической энергии к введению в отношении его полного или частичного ограничения режима потребления энергии. Допущенное обществом в рассматриваемом случае правонарушение само по себе посягает на установленный порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления коммунальных услуг, наносит имущественный ущерб гарантирующему поставщику, что, в свою очередь, исключает возможность применения статьи 4.1.1 КоАП РФ.
Проверка наложенного на общество административного штрафа свидетельствует о том, что он был назначен обществу в пределах санкции части 3 статьи 9.22 КоАП РФ, что позволяет достичь предупредительные цели административного производства, установленные пунктом 1 статьи 3.1 КоАП РФ, и обеспечить соответствующую защиту охраняемым законом государственным и общественным интересам. При этом при назначении наказания управлением принято во внимание характер и степень общественной опасности правонарушения, причинение имущественного ущерба гарантирующему поставщику, а также продолжительное противоправное поведение общества.
Учитывая изложенное, апелляционная инстанция считает, что Управление оспариваемым постановлением от 03.07.2019 обоснованно привлекло общество к административной ответственности по части 3 статьи 9.22 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 200 000 рублей, в связи с чем заявленные обществом требования удовлетворению не подлежат.
В соответствии с частью 2 статьи 269 АПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
При установленных обстоятельствах, оспариваемое решение на основании пунктов 1, 3 части 1 статьи 270 АПК РФ подлежит отмене.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, поэтому вопрос о распределении судебных расходов по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 30.09.2019 по делу N А59-4274/2019 отменить.
В удовлетворении заявленных требований о признании незаконным и отмене постановления Сахалинского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 03.07.2019 N 06-149-203/Э о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 9.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий |
А.В. Гончарова |
Судьи |
Н.Н. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А59-4274/2019
Истец: ООО "Ресурсоснабжающая организация "Универсал"
Ответчик: Федеральная служба по технологическому, экологическому и атомному надзору
Третье лицо: ПАО ЭНЕРГЕТИКИ И ЭЛЕКТРИФИКАЦИИ "САХАЛИНЭНЕРГО"