г. Челябинск |
|
16 января 2020 г. |
Дело N А76-19424/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 января 2020 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скобелкина А.П.,
судей Арямова А.А., Бояршиновой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Челябинское авиапредприятие" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 21.10.2019 по делу N А76-19424/2019.
В судебном заседании приняли участие представители:
акционерного общества "Челябинское авиапредприятие" - Кошельникова Т.И. (паспорт, доверенность от 13.01.2020);
Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области - Криволапова Ю.Н. (удостоверение, доверенность от 10.01.2020).
Акционерное общество "Челябинское авиапредприятие" (далее - АО "Челябинское авиапредприятие", заказчик, общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением (с учетом уточнений) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России, антимонопольный орган) о признании незаконным решения от 24.04.2019 N 074/07/3-441/2019 в части нарушения комиссией заказчика - АО "Челябинское авиапредприятие" п.2 ч.1 ст.3, п.9 ч.10 ст.4 в части Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", также предписания от 24.04.2019 N074/07/3-441/2019
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество "Альфа-Страхование".
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 21.10.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
С указанным решением не согласился заказчик, направил апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ссылается на то, что при отсутствии свидетельства о государственной регистрации юридического лица, а так же при отсутствии сведений об утрате такого свидетельства на момент оценки заявок участников, закупочной комиссией, в соответствии с требованиями Положения и закупочной документации, правомерно принято решение об отклонении заявки АО "Альфа-Страхование".
В судебном заседании представитель АО "Челябинское авиапредприятие" поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, представитель антимонопольного органа - возражения на неё.
Лица, участвующие в деле о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции без участия не явившихся представителей третьего лица.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 05.03.2019 на официальном сайте в сети Интернет по адресу: www.zаkuрki.gоv.гu Заказчик разместил извещение (N 31907604834) и документацию о проведении Запроса предложений. Сведения о начальной (максимальной) цене договора: 357 522, 54 руб. Дата и время окончания подачи заявок: 27.03.2019 в 15:00 (МСК+4). Дата и время подведения итогов: 05.04.2019 (МСК+4).
На участие в Запросе предложений подано 4 заявки.
Согласно протоколу от 05.04.2019 заявка АО "АльфаСтрахование" признана несоответствующей требованиям, установленным документацией. Победителем Запроса предложений признано ПАО СК "Росгосстрах".
Комиссия Челябинского УФАС России, рассмотрев материалы дела, заслушав доводы и объяснения сторон, решила признать доводы жалобы АО "АльфаСтрахование" от 08.04.2019 вх. N 4788 на действия (бездействие) заказчика АО "ЧАП при проведении запроса предложений в электронной форме на право оказания услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) (извещение N31907604834) обоснованными; признать действия АО "ЧАП", выразившиеся в нарушении порядка проведения закупки, а именно: неправомерное установление в подпункте 4 пункта 28 Информационной карты требований для участников закупочной процедуры о предоставлении копии свидетельства о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных до 31.12.2016, что является нарушением пункта 2 части 1 статьи 3 и пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках; выдать АО "ЧАП", оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о закупках (т.1, л.д. 54-57).
Во исполнение решения, было выдано предписание от 24.04.2019 N 074/07/3-441/2019, которым АО "Челябинское авиапредприятие" предписано в срок до 08.05.2019 аннулировать результаты проведения запроса предложений путем отмены вех протоколов, составленных в ходе закупки и вернуть Запрос предложений на стадию формирования закупочной документации; в случае проведения Запроса предложений, совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, а именно: в подпункте 4 пункта 28 Информационной карты указать требования для участников закупочной процедуры, позволяющие представлять юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным до 31.12.2016 не только копию свидетельства о государственной регистрации, но и лист записи из ЕГРЮЛ/ЕГРИП.
Считая вышеназванные решения и предписания Челябинского УФАС России незаконными и нарушающими права и законные интересы, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что установление заказчиком в подпункте 4 пункта 28 Информационной карты требования для участников закупочной процедуры, а именно: о предоставлении копии свидетельства о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных до 31.12.2016 является нарушением пункта 2 части 1 статьи 3 и пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Оценив фактические обстоятельства дела, суд апелляционной инстанции приходи к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, недействительными является их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
То есть для признания недействительными ненормативных правовых актов необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение этими актами прав и законных интересов заявителя в сфере экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223 "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 3 части 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в случаях неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения.
Согласно части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В силу статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в частности, правовыми актами, регламентирующими правила закупки. Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно пунктам 54.1, 54.8 Положения о закупке, закупочная комиссия рассматривает заявки на участие в запросе предложений и осуществляет их проверку на соответствие требованиям, установленным документацией о проведении запроса предложений, а также осуществляет проверку соответствия участников закупки требованиям, установленным документацией о проведении запроса предложений.
В силу пунктов 12.1, 13.1, 50.2 Положения о закупке, документация о закупке должна содержать требования, установленные Заказчиком в отношении его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик. В документации о закупке устанавливается перечень необходимых документов, предоставляемых участниками закупки.
Согласно подпункту 4 пункта 28 Информационной карты участник закупочной процедуры должен предоставить копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных до 31.12.2016; или лист записи из ЕГРЮЛ/ЕГРИП, подтверждающих государственную регистрацию для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных после 01.01.2017.
Раздел 54 Положения о закупке устанавливает, что Закупочная комиссия рассматривает заявки на участие в запросе предложений и осуществляет их проверку на соответствие требованиям, установленным документацией о проведении запроса предложений, а также осуществляет проверку соответствия участников закупки требованиям, установленным документацией о проведении запроса предложений. Закупочная комиссия обязана при рассмотрении заявок на соответствие требованиям настоящего Положения о закупке и документации о проведении запроса предложений отказать в допуске участнику в случаях, установленных разделом 11 Положения о закупке.
Согласно подпункту 1 пункта 11 Положения о закупке, подпункта 1 пункта 17 Закупочной документации Закупочная комиссия обязана отказать участнику закупки в допуске к участию в процедуре закупки, если установлен факт непредставления участником закупки документов, необходимых для участия в процедуре закупки.
Заказчик пояснил, что в нарушение подпункта 4 пункта 28 Информационной карты участник в составе заявки не предоставил копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица, зарегистрированного до 31.12.2016.
Комиссия Челябинского УФАС России установила, что заявителем представлен лист записи из ЕГРЮЛ и выписка из него, заверенные ФНС России и подписана квалифицированной электронной подписью, подтверждающие государственную регистрацию юридического лица.
Также, исходя из пояснений заявителя, свидетельство о государственной регистрации юридического лица АО "АльфаСтрахование" было утеряно, что исключает возможность предоставить в составе заявки данный документ.
Приказом Федеральной налоговой службы от 12.09.2016 N ММВ-7-14/481" "Об утверждении формы и содержания документа, подтверждающего факт внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, признании утратившими сил отдельных приказов и отдельных положений приказов Федеральной налоговой службы" (далее -Приказ) утверждена форма и содержание документа, подтверждающего факт внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц - форма N 350007 "Лист записи Единого государственного реестра юридических лиц" согласно приложению N 1 к настоящему приказу.
В соответствии с пунктом 2 Приказа установлено, что приказ ФНС России от 13.11.2012 N ММВ-7-6/843" "Об утверждении формы и содержания документа, подтверждающего факт внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей" признан утратившим силу.
В связи с чем, в случае утери свидетельства о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (зарегистрированных до 31.12.2016) не представляется возможным восстановить данное свидетельство, а только возможно получить лист записи из ЕГРЮЛ/ЕГРИП, подтверждающий государственную регистрацию.
Следовательно, представив в составе заявки лист записи из ЕГРЮЛ, АО "АльфаСтрахование" подтверждает своё соответствие данным требованиям.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований. Арбитражным судом первой инстанции обстоятельства дела исследованы полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, оснований для отмены решения арбитражного суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 21.10.2019 по делу N А76-19424/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Челябинское авиапредприятие" - без удовлетворения.
Возвратить акционерному обществу "Челябинское авиапредприятие" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 500 руб. 00 коп., излишне уплаченную по платёжному поручению N 78189 от 19.11.2019.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.П. Скобелкин |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-19424/2019
Истец: АО "Челябинское авиапредприятие"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области
Третье лицо: АО "Альфа-Страхование"