14 января 2020 г. |
дело N А40-209380/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 января 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Кузнецовой Е.Е.
Судей Тетюка В.И., Бодровой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Азарёнок Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Истца на решение Арбитражного суда г. Москвы от 10.10.2019 г. (резолютивная часть от 03.10.2019 г.) по делу N А40-209380/18
по иску Министерства обороны РФ (ОГРН 1037700255284)
к ФГУП "ГВСУ N 14" (ОГРН 1035009568439)
третье лицо: ФКП "Управление Заказчика КС Минобороны России" о взыскании,
при участии в судебном заседании:
от истца: Шкаранда Ю.А. по доверенности от 14.12.2018,
от ответчика: не явился, извещен,
от третьего лица: не явился, извещен
УСТАНОВИЛ:
Министерство обороны РФ (Заказчик) предъявило ФГУП "ГВСУ N 14" (Подрядчик) иск о взыскании по государственному контракту N 500/001/ЭИБ-СМР от 20 февраля 2015 года неустойки в размере 1 303 529 387 руб. 08 коп.
Решением Арбитражного суда г. Москвы, объявленным в порядке ч. 2 ст. 176 АПК РФ 03.10.2019 г., изготовленным в полном объеме 10.10.2019 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись решением, Истец подал апелляционную жалобу.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Истец требования и доводы своей жалобы поддержал, неявившиеся Ответчик и третье лицо уведомлены о времени и месте рассмотрения дела посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте суда в сети Интернет (т. 5 л.д. 37).
Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, полагает его подлежащим оставлению без изменения.
Установлено, что 20 февраля 2015 года между истцом (государственный заказчик) и ответчиком (генподрядчик, ранее - ФГУП "Спецстройинжиниринг при Спецстрое России") был заключен государственный контракт N 500/001/ЭИБ-СМР на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Экспериментально-испытательная база (ЭИБ) на 1 ГИК МО РФ" (1 этап - бросковые испытания) г. Мирный Архангельской области.
Пунктом 5.1. государственного контракта предусмотрено, что дата начала работ - дата вступления контракта в силу.
Пунктом 5.2. государственного контракта установлены следующие сроки выполнения работ:
-"Межплощадочные инженерные сети. Железные и автомобильные дороги": строительство (реконструкция) ж/д путей - 30 августа 2015 года; строительство ВОЛС и КЛЭП - 30 декабря 2015 года; реконструкция автомобильных дорог (с инженерными сооружениями) - 20 июня 2016 года;
-"Экспериментально-технический комплекс": строительство (реконструкция) объектов заправочного комплекса пл. 32 - 10 июля 2016 года; строительство (реконструкция) объектов ж/д пункта перегрузки пл. 171В "Боровое" - 15 июля 2016 года; строительство (реконструкция) объектов технической позиции и специальной технической позиции пл. 171В "Боровое" - 20 июля 2016 года;
- "Экспериментальный стартовый комплекс": строительство (реконструкция) объектов стартовой позиции пл. 163/1 "Юбилейная" - 10 июня 2016 года; реконструкция объектов зоны КП ил. 176 "Солнечная" - 20 июня 2016 года;
- "Административно-хозяйственная зона": реконструкция объектов стартовой позиции пл. 171 - 30 июня 2016 года; завершение строительно-монтажных работ и благоустройство территории - 25 июля 2016 года.
Пунктом 18.3. государственного контракта предусмотрено, что в случае просрочки исполнения генподрядчиком своих обязательств, предусмотренных контрактом, государственный заказчик вправе потребовать уплату неустойки (пени). Неустойка (пеня) начисляется за каждый день просрочки генподрядчиком исполнения обязательства, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного срока исполнения обязательства по контракту. Размер такой неустойки устанавливается в размере одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки ставки рефинансирования ЦБ РФ от цены контракта, уменьшенной на стоимость фактически выполненных работ, что подтверждается подписанным актом о приемке выполненных работ (услуг), за каждый факт просрочки.
Пунктом 18.4. государственного контракта предусмотрено, что в случае нарушения сроков выполнения этапов работ, предусмотренных контрактом, государственный заказчик вправе потребовать уплату неустойки (пени). Неустойка (пеня) начисляется за каждый день просрочки генподрядчиком исполнения данного обязательства, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного срока исполнения обязательства по контракту. Размер такой неустойки устанавливается в размере одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки ставки рефинансирования ЦБ РФ от цены контракта, уменьшенной на стоимость фактически выполненных работ, что подтверждается подписанным актом о приемке выполненных работ (услуг), за каждый факт просрочки.
В обоснование исковых требований истец указал, что в установленные сроки работы генподрядчиком не выполнены и государственному заказчику не сданы, в связи с чем на основании пунктов 18.3., 18.4. государственного контракта начислил неустойку в общем размере 1 303 529 387,08 руб.
Минобороны России в адрес ответчика были направлены претензии с требованием уплаты штрафных санкций исх. от 20 июля 2018 г. N 212/6/3184, 212/6/3183, 212/6/3182, 212/6/3181, 212/6/3214, 212/6/3214.1, однако требования истца были оставлены ответчиком без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции пришел к выводу о необоснованности требований заказчика.
Суд апелляционной инстанции с данным выводом соглашается.
Так, в силу пункта 1.1.23. государственного контракта результатом работ является объект, полностью готовый к эксплуатации, на который имеется вся необходимая документация для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Пунктом 5.2. контракта предусмотрено, что вышеуказанная цель должна быть достигнута к 25.07.2016.
В соответствии с пунктом 2.5. контракта, государственный заказчик в целях обеспечения выполнения работ, осуществления контроля и надзора за производством строительных работ и принятия от его имени решений во взаимоотношениях с генподрядчиком, передал исполнение части своих функций, за исключением финансовых, ФКП "УЗКС МО РФ" (далее - заказчик).
Пунктом 7.1.7 Контракта определено, что Заказчик оказывает Генподрядчику содействие в ходе выполнения им Работ по вопросам, непосредственно связанным с предметом Контракта, решение которых возможно только при участии Заказчика.
Пунктом 7.1.5 Контракта установлена обязанность Заказчика до начала производства строительно-монтажных работ передать генподрядчику проектную документацию, прошедшую государственную экспертизу и рабочую документацию.
Разработчиком проектной и рабочей документации по шифру 500/001/ЭИБ является АО "31 ГПИСС" (генеральная проектная организация - раздел N 1 положительного заключения государственной экспертизы N 77-1-4-0377-15).
На дату начала работ согласно разделу 5 Контракта положительное заключение государственной экспертизы по проектной документации по объекту 500/001/ЭИБ отсутствовало.
В целях обеспечения начала работ письмом от 11.03.2015 N РУЗКС ЗВО/19/861 Заказчиком частично передана для руководства в работе рабочая документация по площадкам 176, 171В, 32, 163/1.
Письмом от 10.08.2015 N 21/01-26474 генподрядчик сообщил Заказчику об отсутствии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, а также необходимости получения разрешения на рубку лесных насаждений, определения мест вывоза и захоронения грунта, отнесенного к классу "чрезвычайно опасен", необходимости проектной документации по переносу межплощадочных сетей и принятию решения по применению в сметной документации отраслевого сборника N4-236 по монтажу спецтехнического оборудования.
Положительное заключение государственной экспертизы проектной документации по технической части N 77-1-4-0377-15 получено заказчиком только 25.12.2015 и 29.12.2015 по сметной части за N 77-1-3-0391-15.
Таким образом, ответчик не был обеспечен проектной документацией, прошедшей государственную экспертизу, на протяжении 11 месяцев с даты заключения Контракта.
Согласно части 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Полномочиями по выдаче разрешения на строительство в соответствии с частью 4 статьи 51 ГрК РФ наделены органы местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.
Получению разрешения на строительство, как следует из части 2 статьи 48 ГрК РФ, предшествует подготовка проектной документации, которая представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта. Проектная документация должна осуществляться на основании результатов инженерных изысканий, градостроительного плана земельного участка, в соответствии с требованиями технических регламентов, техническими условиями, разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (часть 11 статьи 48 ГрК РФ).
Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом (часть 1 статьи 51 ГрК РФ).
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей (часть 2 статьи 51 ГрК РФ).
Предоставление застройщиком указанных в статье 51 ГрК РФ документов, необходимых для получения разрешения на строительство, является обязательным, но их наличие не является единственным основанием для получения разрешения на строительство. Исполнение этой обязанности необходимо совершить перед началом строительства.
При этом разрешение на строительство в силу ст. 51 ГрК РФ выдается самим государственным заказчиком - Департаментом строительства Министерства обороны Российской Федерации.
Обязанность по предоставлению генподрядчику разрешения на строительство до начала выполнения работ возложена на заказчика пунктом 7.1.5 контракта.
Департаментом строительства Министерства обороны Российской Федерации разрешение на строительство N 29-29304000-841-2016-153 выдано 21 июля 2016 года, по истечении 7 месяцев с даты получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации N 77-1-4-0377-15 от 25.12.2015 (раздел 2 разрешения на строительство).
Вместе с тем, в отсутствие разрешения на строительство, генподрядчику выдавались указания о необходимости завершения работ (протоколы совещаний с участием государственного заказчика, заказчика и органов военного управления от 17.02.2016, от 27.06.2016).
Кроме этого, в связи с низким качеством проектной документации, после получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации государственным заказчиком утверждались решения о внесении изменений в проектную документацию, с указанием на проведение АО "31 ГПИСС" корректировки проектной документации: от 09.06.2016 дополнение N 1 к заданию на проектирование; от 25.10.2017 дополнение N 2 к заданию на проектирование; от 30.12.2017 дополнение N 3 к заданию на проектирование; от 26.03.2018 дополнение N 4 к заданию на проектирование.
На основании решений государственного заказчика АО "31 ГПИСС" вносились изменения проектную документацию, требующие получение новых положительных заключений государственной экспертизы.
20 декабря 2016 года получено положительное заключение государственной экспертизы проектной документации N 77-1-4-0323-16.
07 декабря 2018 года получено положительное заключение государственной экспертизы N 77-1-3-0254-18.
Кроме этого, письмом от 24.11.2015 N 21/01-40752 генподрядчик сообщил государственному заказчику об отсутствии конструкторской документации и МТД на монтаж технологического оборудования, поздней выдачей проектного решения на выполнение работ по закреплению ствола сооружения N 1 (выдано РУЗКС 23.10.2015) и необходимостью в связи с этим продления сроков завершения работ по контракту.
Письмом от 24.03.2016 N 21/01-08-9112 генподрядчик сообщил об обстоятельствах препятствующих исполнению контракта по вине конструкторских организаций, поставляющих на объект технологическое оборудование и конструкторскую документацию.
О необходимости принятия мер по завершению поставок технологического оборудования генподрядчик также обращался в адрес государственного заказчика письмом от 30.03.2016 N 21/01-9989.
04.04.2016 письмом N 21/01-10505 генподрядчик повторно обратился в адрес государственного заказчика о принятии мер по завершению поставок технологического оборудования.
Письмом от 19.07.2016 N 21/01-08-22040 генподрядчик сообщил о недостатках в документации, утвержденной заказчиком в производство работ, препятствующих выполнению монтажных и пуско-наладочных работ.
Письмом от 17.08.2016 N 21/01-24216 генподрядчик сообщил о непоступлении для проведения пуско-наладочных работ агрегатов Г84 и Т191, поставка которых возложена на РВСН, что влечет невозможность завершить сдачу объекта.
Письмом от 20.10.2016 N 21/02-08-29345 генподрядчик сообщил о том, что передача завершенного строительством сооружения 215 пл. 171В под монтаж оборудования невозможна в связи с отсутствием конструкторской документации 15Т560С600 и технических условий под монтаж ТУ1.
Кроме этого, заказчиком не решен вопрос о порядке обеспечения электроснабжения сооружений 1 очереди 1 этапа объекта 500/001/ЭИБ, в связи с чем, 27.10.2016 проведено совещание (протокол N 201) согласно которому заказчику поручено организовать заключение трехсторонних договоров с АО "Оборонэнерго" на осуществление технологического присоединения трансформаторных подстанций ТП- 435,ТП-238.
Трехсторонний договор об осуществлении технологического присоединения с АО "Оборонэнерго" был заключен 23.11.2016 за N 215-ОТП-2016.
Также государственным заказчиком приказом N 2569 только 07.11.2016 утвержден проект освоения лесов, переданных в безвозмездное пользование ФКП УЗКС МО РФ для реконструкции линейных объектов - межплощадочных дорог по шифру 500/001/ЭИБ.
Также государственным заказчиком не исполнено обязательство по осуществлению финансирования строительства согласно п. 2.1 Контракта.
31.03.2017 Государственным заказчиком принято решение о порядке ввода в эксплуатацию объекта 500/001/ЭИБ (1 этап), согласно которому в связи с ограниченным финансированием объект подлежит вводу в эксплуатацию в 3 очереди с осуществлением финансирования в пределах выделенных лимитов на соответствующий год.
При этом дополнительным соглашением к Контракту N 4 от 13.06.2017 лимиты бюджетных обязательств на 2017 год установлены в объеме 189 412,86 тыс. руб. и дальнейшее финансирование объекта в объеме 2 529 393,85 тыс. руб. перенесено на 2018-2019 гг.
Вместе с тем, в соответствии с указанным решением 13 марта 2017 года утвержден акт приемки законченного строительством объекта 1 этапа 1 очереди приемочной комиссией и 28 марта 2017 года выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N 29-29304000-773-2017-153.
Также 22 декабря 2017 года 182 Отделом ГАСН выдано заключение о соответствии построенного объекта N 182.12.17.310-14 по 2 очереди 1 этапа.
Департаментом строительства Минобороны России выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N 29-29304000-1002-2018-153 от 26.01.2018 по 2 очереди 1 этапа.
Письмом от 27.04.2018 N 21/06-05-8904 генподрядчик сообщил заказчику о необходимости ускорения процесса согласования проектных решений, проектов производства работ с приложением перечня нерешенных заказчиком вопросов по объекту строительства 500/001/ЭИБ.
Таким образом, независимо от степени выполнения ответчиком строительно-монтажных работ, результат работ по контракту был недостижим до исполнения государственным заказчиком обязательства по выдаче разрешения на строительство.
В этой связи отсутствует нарушение прав государственного заказчика по вине ответчика, и ответчик не может считаться просрочившим обязательство по завершению строительно-монтажных работ за весь период отсутствия разрешения на строительство.
В соответствии с пунктом 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 330 ГК РФ кредитор не вправе требовать уплаты неустойки, если должник не несет ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства.
В силу пункта 3 статьи 405 ГК РФ должник не считается просрочившим, пока обязательство не может быть исполнено вследствие просрочки кредитора.
Неисполнение истцом встречных обязательств повлекло невозможность достижения цели государственного контракта - введенного в эксплуатацию объекта капитального строительства.
Таким образом, результат работ по контракту был недостижим до исполнения государственным заказчиком обязательства по выдаче разрешения на строительство, в связи с чем нарушение прав государственного заказчика по вине ответчика отсутствует.
Кроме того, начисление неустойки за несвоевременное подписание итогового акта необоснованно, так как условиями государственного контракта установлена ответственность за несвоевременное выполнение работ (за просрочку исполнения обязательств). Подписание итогового акта, как к работам, так и к обязательствам по контракту не относится и является лишь основанием для проведения окончательного расчета по контракту в силу государственного контракта.
Учитывая совокупность установленных по делу обстоятельств, суд апелляционной инстанции согласен с выводами суда первой инстанции о неправомерности заявленных исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы искового заявления, изложенные выше, признанные судами необоснованными, в связи с чем оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь ст. ст. 176, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 10.10.2019 г. (резолютивная часть от 03.10.2019 г.) по делу N А40-209380/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.Е. Кузнецова |
Судьи |
Е.В. Бодрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-209380/2018
Истец: Министерство обороны РФ
Ответчик: ФГУП "ГВСУ N14"
Третье лицо: ФКП "Управление заказчика капитального строительства министерства обороны РФ"