г. Пермь |
|
16 января 2020 г. |
Дело N А60-35496/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 января 2020 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гуляковой Г.Н.,
судей Борзенковой И.В., Трефиловой Е.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сергеевой С.А.,
при участии:
от заявителя ООО "Комбинат питания "СУБР" (ИНН 6631007369, ОГРН 1056600498030) - Бурцев А.Б., паспорт, доверенность от 16.08.2019, диплом;
от заинтересованного лица Межрайонной ИФНС России N 14 по Свердловской области (ИНН 6617002802, ОГРН 1046610970010) - Докучаев С.А., удостоверение, доверенность от 09.01.2020;
от третьего лица УФНС России по Свердловской области - Докучаев С.А., удостоверение, доверенность от 09.01.2020;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица Межрайонной ИФНС России N 14 по Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 29 октября 2019 года
по делу N А60-35496/2019,
принятое судьей Калашником С.Е.
по заявлению ООО "Комбинат питания "СУБР"
к Межрайонной ИФНС России N 14 по Свердловской области,
третье лицо: УФНС России по Свердловской области
о признании незаконным и отмене решения,
установил:
ООО "Комбинат питания "СУБР" (далее - заявитель, страхователь, общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене решения Межрайонной ИФНС России N 14 по Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган, инспекция) от 26.12.2018 N 2605.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 29.10.2019 заявленные требования удовлетворены Решение инспекции от 26.12.2018 N 2605 признано недействительным. Суд обязал заинтересованное лицо устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, в порядке распределения судебных расходов взыскал с инспекции в пользу общества судебные расходы в виде госпошлины в размере 3 000 руб.
Не согласившись с указанным решением суда первой инстанции, Межрайонная ИФНС России N 14 по Свердловской области обжаловала его в апелляционном порядке, ссылаясь на неполное выяснение судом имеющих значение для дела обстоятельств и нарушение судом норм материального права. В обоснование апелляционной жалобы инспекция указывает на законность и обоснованность своего решения. Полагает, что заявителем допущено налоговое правонарушение в связи с неуплатой страховых взносов вследствие занижения облагаемой базы по причине не включения в нее выплаченных обществом своим работникам компенсаций оплаты стоимости питания и проезда к месту работы. По мнению подателя жалобы, суммы таких компенсаций подлежат включению в базу для обложения страховыми взносами, так как не поименованы в исчерпывающем перечне выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами в силу подпункта 2 пункта 1 статьи 422 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
ООО "Комбинат питания "СУБР" представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которым просит решение суда оставить без изменения, доводы жалобы находит несостоятельными.
УФНС России по Свердловской области письменный отзыв на апелляционную жалобу не представило.
В заседании суда апелляционной инстанции представители заинтересованного лица и заявителя поддержали доводы жалобы и отзыва на нее соответственно.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, по результатам камеральной налоговой проверки расчета по страховым взносам за 2017 год, представленного обществом "Комбинат питания "СУБР" 26.04.2018, составлен акт от 09.08.2018 N 1830 и 26.12.2018 вынесено решение N 2605 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым установлена неуплата страховых взносов в сумме 567 985,96 руб., налогоплательщик привлечен к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, назначен штраф в сумме 113 597,06 руб.
Решением УФНС России по Свердловской области от 15.03.2019 N 182/19, вынесенным по результатам рассмотрения апелляционной жалобы налогоплательщика, решение инспекции оставлено без изменения.
Полагая, что решение инспекции вынесено с нарушением требований налогового законодательства, нарушает его права и законные интересы, общество обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Рассмотрев требования заявителя по существу, суд первой инстанции пришел к выводу об их обоснованности.
Оценивая позицию суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции руководствуется следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для его вынесения, возлагается на орган, принявший этот ненормативный правовой акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Пунктом 1 статьи 45 НК РФ установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Правила, предусмотренные статьей 45 НК РФ, применяются также в отношении страховых взносов и распространяются на плательщиков страховых взносов (пункт 9 статьи 45 НК РФ).
Надлежащее исполнение обязанности по уплате налога обеспечивается пенями, рассчитываемыми в соответствии со статьей 75 НК РФ.
В силу пункта 1 статьи 122 НК РФ налоговым правонарушением является неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 129.3 и 129.5 Кодекса.
Основанием для принятия решения послужил вывод инспекции о том, что предоставленные работникам налогоплательщика дотации на питание и компенсации проезда до места работы и обратно являются неотъемлемой частью трудовых отношений и подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.
В ходе налоговой проверки инспекцией установлено, что согласно данным расчета по страховым взносам за 2017 год, представленным 25.01.2018, в IV квартале 2017 года обществом "Комбинат питания "СУБР" произведены выплаты физическим лицам в сумме 24 320 984,97 руб., из которых не подлежат обложению страховыми взносами 1 988 807,16 руб., база для исчисления страховых взносов составила 22 332 177,81 руб.
Налогоплательщиком 26.04.2018 представлен уточненный расчет по страховым взносам за 2017 год, в котором произведены уменьшения по сумме выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц в сумме 949,17 руб., уменьшена база для начисления страховых взносов в сумме 949,17 руб., соответственно уменьшены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на сумму 208,82 руб., на обязательное медицинское страхование на сумму 48,41 руб., на обязательное социальное страхование на сумму 27,52 руб.
Основанием для доначисления страховых взносов явились следующие обстоятельства.
В 2017 году обществом "Комбинат питания "СУБР" производились выплаты физическим лицам с кодом дохода 2510 "Оплата за налогоплательщика организациями или индивидуальными предпринимателями товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах налогоплательщика". Так в IV квартале 2017 года такие выплаты произведены 374 физическим лицам в общей сумме 1 893 827,88 руб. в виде дотаций на питание и компенсации проезда к месту работы и обратно.
Компенсация оплаты за проезд работников выплачивалась согласно табелю учета рабочего времени и графика работы, на основании приказов от 30.10.2017 N СУБР-КП-2017-ЛС-895, от 27.11.2017 N СУБР-КП-2017-ЛС-973, от 25.12.2017 N СУБР-КП-2017-ЛС-1057, от 27.12.2017 N СУБР-КП-2017-ЛС-1066. Дотация на питание и компенсация проезда до места работы и обратно отражена в расчетных листках по заработной плате за октябрь, ноябрь, декабрь 2017 года. Расчетные листки заполнены на каждого сотрудника индивидуально. Помимо начислений и удержаний по заработной плате, расчетные листки содержат количество фактически отработанных дней и часов, согласно которым обществом "Комбинат питания "СУБР" начислены все выплаты, предусмотренные п. 4 Трудового договора.
На основании установленных обстоятельств налоговым органом сделан вывод о том, что выплаты работникам в виде компенсации стоимости питания и проезда к месту работы и обратно не поименованы в перечне не подлежащих обложению страховыми взносами сумм выплат, предусмотренных статьей 422 НК РФ, поскольку компенсации выплачиваются на основании локального нормативного акта, а не в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, и такая компенсация подлежит обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.
Однако, указанный вывод основан на неверном толковании законодательства.
Согласно пункту 1 статьи 421 НК РФ, база для исчисления страховых взносов для плательщиков, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 419 Кодекса, определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 420 Кодекса, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом, за исключением сумм, указанных в статье 422 Кодекса.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 420 НК РФ, объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 419 этого Кодекса (к числу которых относится заявитель), если иное не предусмотрено этой статьей, признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса), в том числе в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.
Из совокупного анализа указанных норм и положений статей 15, 16, 129 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты, являющиеся оплатой труда (вознаграждением за труд), то есть, связанные с выполнением работником трудовой функции и зависят от результатов его труда.
В отличие от трудового договора, который в соответствии со статьями 15 и 16 Кодекса регулирует именно трудовые отношения, коллективный договор согласно статье 40 Кодекса регулирует социально-трудовые отношения.
Выплаты социального характера, основанные на коллективном договоре, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами.
Таким образом, эти выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Судами установлено, что ООО "Комбинат питания "СУБР" производило дотации на питание работников, предусмотренные пунктом 6.7 Коллективного договора в разделе 6 "Социальные льготы и гарантии", и компенсацию оплаты за проезд к месту работы и обратно, предусмотренную пунктом 6.14 Коллективного договора.
Как верно отметил суд первой инстанции, спорные выплаты, предусмотренные коллективным договором, не подлежат обложению страховыми взносами, поскольку не зависят от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения работы, не являются стимулирующими или компенсирующими выплатами и не включены в систему оплаты труда.
На основании установленных обстоятельств судом сделан правильный вывод о том, что указанные дотации имеют социальный характер, не являются оплатой труда, в связи с чем не подлежат обложению страховыми взносами.
Данные выводы судов соответствуют правовым позициям, выраженным в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.05.2013 N 17744/12, от 03.12.2013 N 10905/13, определении Верховного Суда Российской Федерации от 04.09.2017 N 303-КГ17-6952 по делу N А51-10641/2016, определении Верховного Суда Российской Федерации от 04.06.2018 N 309-КГ18-5970 по делу N А07-608/2017.
При этом, несмотря на то обстоятельство, что указанная позиция сформирована исходя из толкования ранее действовавших положений Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", утратившего силу с 01.01.2017, она применима в спорном периоде, поскольку с изменением нормативного регулирования объект обложения страховыми взносами не изменился.
Иное толкование инспекцией положений законодательства, подлежащего применению к рассматриваемым правоотношениям, приведенное в жалобе, выводы суда, с учетом установленных фактических обстоятельств дела, не опровергает.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что спорные выплаты не входят в перечень выплат в силу подпункта 2 пункта 1 статьи 422 НК РФ, на которые не начисляются страховые взносы, несостоятельна. Само по себе невключение указанных выплат в приведенный перечень не исключает возможности их квалификации как не связанных с возмещением работникам затрат, понесенных при исполнении ими трудовых или иных обязанностей, и, следовательно, не подпадающих под понятие компенсационных выплат.
Доводы налогового органа о том, что спорные выплаты отражены обществом в справках по форме 2-НДФЛ и 6-НДФЛ, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку объект налогообложения НДФЛ и страховыми взносами не идентичен, НДФЛ исчислен обществом в соответствии с положениями статей 209, 210, 211 НК РФ, предусматривающими налогообложение любого дохода, в том числе полученного в натуральной форме.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу ст. 270 АПК РФ являются основанием для отмены или изменения решения суда первой инстанции. В удовлетворении апелляционной жалобы заинтересованного лица следует отказать.
В соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ налоговая инспекция освобождена от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 29 октября 2019 года по делу N А60-35496/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Г.Н.Гулякова |
Судьи |
И.В.Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-35496/2019
Истец: ООО "КОМБИНАТ ПИТАНИЯ "СУБР"
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 14 ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ