г. Саратов |
|
16 января 2020 г. |
Дело N А12-9421/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 января 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 января 2020 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Смирникова А.В.,
судей Комнатной Ю.А., Пузиной Е.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лапкиной К.А.,
при участии в судебном заседании представителя администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области Белякова Д.А., действующего на основании доверенности от 17.12.2019 N 5508, представителя автономной некоммерческой организации "Авиационно-технический спортивный клуб "Ястреб" Телешевой Е.В., действующей на основании доверенности от 20.11.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление автономной некоммерческой организации "Авиационно-технический спортивный клуб "Ястреб" (400074, г. Волгоград, ул. Рабоче-крестьянская, д. 48Б, ОГРН 1023403848324, ИНН 3445052337)
к администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области (404143, Волгоградская область, Среднеахтубинский район, р.п. Средняя Ахтуба, ул. Ленина, д. 65, ОГРН 1023405173318, ИНН 3428928021),
заинтересованные лица: комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным ресурсам администрации Среднеахтубинского городского поселения Волгоградской области (404143, Волгоградская область, Среднеахтубинский район, р.п. Средняя Ахтуба, ул. Ленина, д. 65), федеральное казенное учреждение "Войсковая часть 40911" (344010, г. Ростов-на-Дону, пер. Семашко, д. 89, ОГРН 1096165005144, ИНН 6165158671)
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Волгоградской области обратилась автономная некоммерческая организация "Авиационно-технический спортивный клуб "Ястреб" (далее - АНО АТСК "Ястреб", заявитель) с заявлением к администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области (далее - администрация, орган местного самоуправления), комитету по управлению муниципальным имуществом и земельным ресурсам администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области (далее - комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным ресурсам) о признании незаконным решения, выраженного в письме от 19.04.2011 N 289, об отказе в переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 1 063 000 кв.м с кадастровым номером 34:28:070007:90, расположенным примерно в 100 м по направлению на север от ориентира р.п. Средняя Ахтуба Среднеахтубинского района Волгоградской области, на право собственности.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 08 августа 2011 года заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным решение администрации, выраженное в письме комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным ресурсам от 19.04.2011 N 289, об отказе АНО АТСК "Ястреб" в переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 1 063 000 кв.м с кадастровым номером 34:28:070007:90, расположенным примерно в 100 м по направлению на север от ориентира р.п. Средняя Ахтуба Среднеахтубинского района Волгоградской области, на право собственности, как противоречащее требованиям статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации", статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, обязал администрацию в соответствии с частью 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации принять решение по переоформлению АНО АТСК "Ястреб" права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 1 063 000 кв.м с кадастровым номером 34:28:070007:90, расположенным примерно в 100 м по направлению на север от ориентира р.п. Средняя Ахтуба Среднеахтубинского района Волгоградской области, на право собственности, осуществить предусмотренные статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации меры по подготовке проекта договора купли-продажи земельного участка и направлению его в адрес заявителя.
Кроме того, с администрации в пользу заявителя взысканы судебные расходы на уплату государственной пошлины в сумме 2 000 руб.
Лицо, не привлеченное к участию в деле, - федеральное казенное учреждение "Войсковая часть 40911" (далее - ФКУ "Войсковая часть 40911"), полагая, что решение суда первой инстанции по делу N А12-9421/2011 затрагивает его права и обязанности, не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, привлечь ФКУ "Войсковая часть 40911" к участию в деле, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о наличии предусмотренных пунктом 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Судом апелляционной инстанции установлено, что Волгоградскому аэроклубу имени B.C. Хользунова в пользование предоставлен земельный участок площадью 325 га.
Постановлением администрации Среднеахтубинского района Волгоградской области от 18.01.1995 N 35 муниципальному предприятию "Спортивный клуб "Ахтуба" в постоянное пользование передан земельный участок площадью 106,3 га прочих земель из земель Волгоградского аэроклуба имени B.C. Хользунова.
Постановлением администрации Среднеахтубинского района Волгоградской области от 05.04.1995 N 186 Волгоградскому аэроклубу имени B.C. Хользунова в постоянное пользование передан земельный участок площадью 218,7 га под аэродром.
Постановлением администрации Среднеахтубинского района Волгоградской области от 12.09.2001 N 588 земельный участок площадью 106,3 га изъят у муниципального предприятия "Спортивный клуб "Ахтуба" и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования АНО АТСК "Ястреб".
07.02.2002 земельный участок площадью 106,3 га поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер 34:28:070007:90.
Земельный участок площадью 218,7 га также поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер 34:28:070007:21.
Постановлением администрации Среднеахтубинского района Волгоградской области от 05.03.2004 N 146 земельный участок площадью 218,7 га предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование ГАУ ВО "Авиационно-спортивный клуб Юный Ястреб".
Как следует из пояснений представителя ФКУ "Войсковая часть 40911", данные земельные участки образуют единую территорию площадью 325 га, в пределах которой расположен аэродром совместного использования.
Аэродром на земельном участке площадью 218,7 га, как указывает ФКУ "Войсковая часть 40911", был зарегистрирован в государственном реестре аэродромов государственной авиации Российской Федерации с 1992 года и эксплуатировался войсковой частью 52676 до ее ликвидации, и изначально располагался на единой территории площадью 325 га, при этом земельный участок площадью 106,3 га также был задействован воинскими подразделениями для взлета, посадки, руления, стоянки воздушных судов, развертывания на нем объектов военной инфраструктуры и для обслуживания военной техники.
Согласно пояснениям представителя ФКУ "Войсковая часть 40911", справке от 25.10.2019 N 1216, а также выпискам из плана подготовки войсковой части на 2016, 2017, 2018 годы при планировании подготовки воинских частей соединения в период с 2011 года по настоящее время в качестве полевого аэродрома рассредоточения учитывался земельный участок площадью 325 га, расположенный в 10 км юго-восточнее г. Волжский и в 5 км севернее н.п. Средняя Ахтуба.
Таким образом, земельный участок площадью 1 063 000 кв.м с кадастровым номером 34:28:070007:90, предоставленный в собственность АНО АТСК "Ястреб", входит в состав территории аэродрома совместного использования и учитывается подразделением Министерства обороны Российской Федерации при планировании своей деятельности.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что обжалуемое решение суда первой инстанции затрагивает права и обязанности ФКУ "Войсковая часть 40911", поскольку предоставление спорного земельного участка в собственность юридического лица может создать препятствия в использовании аэродрома воинскими подразделениями для реализации боевых задач.
В соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, в любом случае является основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
Согласно части 6.1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
Определением от 19 ноября 2019 года суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела N А12-9421/2011 по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, привлек к участию в деле в качестве заинтересованного лица ФКУ "Войсковая часть 40911".
В судебном заседании представитель АНО АТСК "Ястреб" поддержал заявленные требования.
Представитель администрации в судебном заседании возражал против доводов заявителя, просил в удовлетворении требований АНО АТСК "Ястреб" отказать.
Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным ресурсам администрации Среднеахтубинского городского поселения Волгоградской области, ФКУ "Войсковая часть 40911" явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей данных лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы заявления, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что требования АНО АТСК "Ястреб" не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что на основании постановления администрации Среднеахтубинского района Волгоградской области от 12.09.2001 N 588 АНО АТСК "Ястреб" на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставлен земельный участок под аэродром площадью 1 063 000 кв.м по адресу: Волгоградская область, Среднеахтубинский район, Красный сельсовет примерно в 100 м от р.п. Средняя Ахтуба по направлению на север, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от 21.02.2002.
15.02.2010 АНО АТСК "Ястреб" обратилась в администрацию с заявлением о предоставлении указанного земельного участка в собственность.
Письмом от 16.02.2011 N 16 комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным ресурсам отказал АНО АТСК "Ястреб" в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность в связи с отсутствием оснований, предусмотренных статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
23.03.2011 АНО АТСК "Ястреб" обратилось в администрацию с заявлением о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком на право собственности.
Письмом от 19.04.2011 N 289 комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным ресурсам сообщал заявителю, что оснований для предоставления испрашиваемого земельного участка в собственность не имеется ввиду отсутствия на земельном участке недвижимого имущества, принадлежащего заявителю.
АНО АТСК "Ястреб", полагая, что отказ в предоставлении земельного участка в собственность, изложенный в письме от 19.04.2011 N 289, является незаконным, нарушает его права и охраняемые законом интересы, обратился с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ) (в редакции, действующей на момент обращения с заявлением в орган местного самоуправления) юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 января 2012 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент обращения с заявлением в орган местного самоуправления) для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
В соответствии с пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", при разрешении споров, связанных с переоформлением юридическими лицами по их желанию права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или с приобретением их в собственность на основании правил статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд). В частности, правомерным основанием для отказа в продаже земельного участка может служить то обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, поселка, иного населенного пункта, утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта.
Согласно кадастровой выписке от 17.09.2008 N 2-28-01/08-8141 земельный участок площадью 1 063 000 кв.м с кадастровым номером 34:28:070007:9 относится к землям промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землям для обеспечения космической деятельности, землям обороны, безопасности и землям иного специального назначения (т. 1, л.д. 55).
Судом апелляционной инстанции в ходе рассмотрения дела установлено, что земельный участок площадью 1 063 000 кв.м с кадастровым номером 34:28:070007:90 входит в состав территории аэродрома совместного использования и учитывается подразделением Министерства обороны Российской Федерации при планировании своей деятельности.
Пунктом 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (далее также - размещение) объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения, ограничиваются в обороте (подпункт 7 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации).
Испрашиваемый заявителем земельный участок площадью 1 063 000 кв.м с кадастровым номером 34:28:070007:9 может быть предоставлен лишь на праве аренды ввиду его отнесения к землям, ограниченным в обороте (использование под аэродром).
При указанных обстоятельствах оснований для предоставления данного земельного участка в собственность АНО АТСК "Ястреб" не имеется.
Требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 08 августа 2011 года по делу N А12-9421/2011 отменить.
В удовлетворении заявленных автономной некоммерческой организацией "Авиационно-технический спортивный клуб "Ястреб" требований отказать.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа путём подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий судья |
А.В. Смирников |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-9421/2011
Истец: АНО АТСК "Ястреб", ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ВОЙСКОВАЯ ЧАСТЬ 40911"
Ответчик: Администрация Среднеахтубинского района Волгоградской области
Третье лицо: Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области, Телешева Е. В., Войсковая часть 45439
Хронология рассмотрения дела:
30.12.2020 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-68062/20
22.09.2020 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-6464/20
06.07.2020 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-61094/20
16.01.2020 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-9704/19
08.08.2011 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-9421/11