г. Владимир |
|
17 января 2020 г. |
Дело N А39-8996/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.01.2020.
Постановление в полном объеме изготовлено 17.01.2020.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Гущиной А.М., Кастальской М.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семиной И.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Водопроводно-канализационное хозяйство" (ИНН 1324133676, ОГРН 1061324010461) на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 11.11.2019 по делу N А39-8996/2019, принятое по заявлению акционерного общества "Водопроводно-канализационное хозяйство" о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Мордовия от 01.08.2019 N 256-01-ЮЛ.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
На основании приказа руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Мордовия (далее по тексту - Управление) от 03.07.2019 N 256 в целях проверки поступившей информации от администрации городского поселения Рузаевка Рузаевского муниципального района Республики Мордовия 05.07.2019 уполномоченными должностными лицами административного органа проведено рейдовое обследование территории скважин на Рузаевском участке Саранского месторождения подземных вод (действующие скважины N 3135, 3350, 11192, 62202/4, 68458/1, 68459/2); на Пишленском участке Саранского месторождения подземных вод (действующие скважины N 3396, 29201/2, 29212/3, 29249/4, 29250/5, 29251/6, 29252/7, 29261/8, 59378/1, 59382/2), в ходе которого установлено пользование акционерным обществом "Водопроводно-канализационное хозяйство" (далее по тексту - Общество) недрами с целью добычи подземных вод без лицензии.
По результатам обследования составлен акт от 05.07.2019 N 256.
Усматривая в действиях Общества состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо Управления 23.07.2019 составило в отношении Общества протокол об административном правонарушении N 256-01-ЮЛ и 01.08.2019 вынесло постановление N256-01-ЮЛ о привлечении Общества к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 400 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Решением от 11.11.2019 в удовлетворении заявленного требования отказано.
В апелляционной жалобе Общество ссылается на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, неправильное применение норм материального права.
Считает, что Общество приняло все зависящие от него меры для получения лицензии на пользование недрами, трижды обращалось в уполномоченный орган для получения лицензии, в выдаче которой неправомерно отказано.
Указывает, что кроме Общества альтернативной организации, которая бы занималась деятельностью по подъёму воды из скважин в городском поседении Рузаевка, не имеется и действия Общества обусловлены состоянием крайней необходимости.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В силу части 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях пользование недрами без лицензии на пользование недрами, за исключением случаев, предусмотренных статьей 7.5 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.
Отношения, возникающие в связи с использованием минеральных ресурсов, включая подземные воды, регулируются Законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах).
Согласно статьям 2.3 и 6 Закона о недрах разновидностью недр являются участки недр местного значения, к которым относятся, в частности, участки недр, содержащие подземные воды, используемые для целей питьевого водоснабжения с объемом добычи не более 500 кубических метров в сутки, а разновидностью пользования недрами является эксплуатация подземных сооружений.
В соответствии со статьей 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
В статье 16 Закона о недрах предусмотрено, что оформление, государственная регистрация и выдача лицензий на пользование участками недр осуществляются федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами, относительно участков недр местного значения - уполномоченными органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.
В пункте 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что добыча подземных вод (использование водозаборных скважин) является одним из видов пользования недрами. Действия лиц, осуществляющих добычу подземных вод (использование водозаборных скважин) без соответствующей лицензии образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как следует из материалов дела, согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц с 13.10.2006 основным видом деятельности Общества является забор и очистка воды для питьевых и промышленных нужд.
Управлением установлено, что Общество осуществляет пользование недрами с целью добычи подземных вод на Рузаевском участке Саранского месторождения подземных вод без лицензии. Данный факт Обществом не отрицается.
По информации Отдела геологии и лицензирования по Республике Мордовия Приволжскнедра Общество не имеет лицензий на пользование недрами на указанных выше участках месторождения подземных вод (письмо от 18.06.2019 N РМ-ПФО-04-00-06/290).
Доказательства, свидетельствующие о том, что заявитель жалобы предпринял все зависящие от него меры к соблюдению установленных законом требований, в материалах дела не имеется.
При соблюдении должной степени заботливости и осмотрительности Общество имело возможность не допустить совершение административного правонарушения. Доводы апелляционной жалобы об обратном не основаны на материалах дела.
Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих правил пользования недрами, нарушение которых послужило основанием для привлечения Общества к административной ответственности, не установлено, в связи с чем вина заявителя жалобы доказана.
При таких обстоятельствах вывод Управления и суда первой инстанции о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российский Федерации об административных правонарушениях, соответствует материалам дела.
Процессуальных нарушений, в ходе проведения в отношении Общества проверки и производства по делу об административном правонарушении не установлено, Общество привлечено к административной ответственности в пределах установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срока давности, назначенный штраф с учетом характера совершенного правонарушения соответствует санкции части 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Первый арбитражный апелляционный суд, исходя из характера вменяемого заявителю правонарушения и обстоятельств его совершения, не находит оснований для квалификации совершенного Обществом правонарушения в качестве малозначительного и освобождения от административной ответственности.
Всем доводам апелляционной жалобы дана надлежащая правовая оценка в обжалуемом судебном акте, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества суд апелляционной инстанции не усматривает.
Арбитражный суд Республики Мордовия полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Уплата государственной пошлины при рассмотрении данной категории дел законом не предусмотрена.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 11.11.2019 по делу N А39-8996/2019 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу акционерного общества "Водопроводно-канализационное хозяйство" оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий |
Т.В. Москвичева |
Судьи |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А39-8996/2019
Истец: АО "Водопроводно-канализационное хозяйство"
Ответчик: Управление Федеральной службы в сфере природопользования по Республике Мордовия