г. Владивосток |
|
17 января 2020 г. |
Дело N А51-15661/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 января 2020 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Д.А. Глебова,
судей С.Б. Култышева, Е.Н. Шалагановой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Д.А. Колотенко,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги",
апелляционное производство N 05АП-8647/2019
на решение от 03.10.2019 судьи М.Н. Гарбуз
по делу N А51-15661/2019 Арбитражного суда Приморского края
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295)
к публичному акционерному обществу "Владивостокский морской торговый порт" (ИНН 2504000204, ОГРН 1022502259625),
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "ФЕСКО Интегрированный Транспорт",
о взыскании 559 270 рублей,
при участии:
от истца: не явились;
от ответчика: Козлов А.В., по доверенности от 01.01.2020;
от ООО "ФЕСКО Интегрированный Транспорт": Лазаревский Д.А., по доверенности от 02.08.2019; Бабаев Т.И., по доверенности от 02.08.2019,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - истец, ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с исковым заявлением к публичному акционерному обществу "Владивостокский морской торговый порт" (далее - ответчик, ПАО "ВМТП") о взыскании штрафа за искажение сведений о массе груза в накладной в размере 279 635 рублей, штрафа за превышение грузоподъемности вагона в размере 279 635 рублей.
Определением Арбитражного суда Приморского края от 28.08.2019 в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "ФЕСКО Интегрированный Транспорт".
Решением Арбитражного суда Приморского края от 03.10.2019 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, истец обратился в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование доводов жалобы апеллянт указывает, что, поскольку коммерческими актами от 26.02.2019 и от 13.03.2019 подтверждаются факты значительного искажения ответчиком сведений о массе груза в спорном контейнере и превышения грузоподъемности вагона, то проведение действий по перевеске спорного груза, предусмотренных пунктом 7.4.1 Рекомендаций МИ 3115-2008 "Масса грузов, перевозимых железнодорожным транспортом. Измерения и учет массы груза при взаиморасчетах между грузоотправителем и грузополучателем" утвержденных ФГУП "ВНИИМС" Ростехрегулирования 20.05.2008 (далее - Рекомендации МИ 3115-2008), не требовалось, поскольку выявленные излишки являются значительными. Отмечает, что в материалы дела не представлено ни одного доказательства, прямо и бесспорно подтверждающего вес груза, предъявленного ПАО "ВМТП" к отправке по спорной транспортной железнодорожной накладной.
Определением Пятого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2019 апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 14.01.2020.
До начала судебного заседания через канцелярию суда от ответчика и третьего лица поступили письменные отзывы на апелляционную жалобу, которые в порядке статьи 262 АПК РФ были приобщены к материалам дела. В своих отзывах ответчик и третье лицо просили оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В заседание суда 14.01.2020 истец, извещенный о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, не явился, при этом до начала судебного заседания через канцелярию суда от истца поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя. Апелляционная коллегия, руководствуясь статьями 156, 159, 184, 185, 258 АПК РФ, рассмотрела заявленное ходатайство и определила его удовлетворить.
Представители ответчика и третьего лица на доводы апелляционной жалобы возразили, решение Арбитражного суда Приморского края сочли законным и обоснованным, просили оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исследовав и оценив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзывов на неё, проверив в порядке статей 266 - 271 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения судебного акта в силу следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела, 25.02.2019 на станции отправления Владивосток Дальневосточной железной дороги ОАО "РЖД" (перевозчик) приняты к перевозке от ПАО "ВМТП" (грузоотправителя) контейнеры N N CAIU8358184, FESU2068786, FESU2086645 с грузом "рыба свежемороженая" по транспортным железнодорожным накладным N N ЭЕ154103, ЭД733933, ЭД734075 соответственно, до станции назначения Базаиха Красноярской железной дороги. Перевозка указанных контейнеров осуществлялась на вагоне-платформе N 98023559 (далее - спорный вагон). Погрузка контейнеров на вагон осуществлялась силами грузоотправителя.
В соответствии с накладной N ЭЕ154103 масса груза в контейнере N CAIU8358184 составляет 3 880 кг, масса тары (контейнера) - 3 840 кг, масса брутто контейнера - 7 720 кг.
По накладной N ЭД733933 масса груза в контейнере N FESU2068786 составляет 26 940 кг, масса тары (контейнера) - 2 200 кг, масса брутто - контейнера 29 160 кг.
По накладной N ЭД734075 масса груза в контейнере N FESU2086645 составляет 26 840 кг, масса тары (контейнера) - 2 200 кг, масса брутто - контейнера 29 060 кг.
Соответственно, общая масса брутто всех трёх контейнеров, перевозимых на спорном вагоне, согласно перевозочным документам, составляет 65 940 кг.
По данным справки из АБД ПВ грузоподъёмность вагона-платформы N 98023559 равна 69 тонн (69 000 кг).
26.02.2019 в пути следования на станции Дальнереченск-1 произведено контрольное взвешивание спорного вагона с контейнерами ответчика на вагонных тензометрических весах ВЕСТА-СД (паспорт весов N 1023), в результате которого обнаружено несоответствие массы груза, указанной в перевозочных документах, массе фактически перевозимого груза, о чём составлен коммерческий акт N ДВС1904603/15 и акт общей формы N 2/1092.
По данным контрольного взвешивания фактический суммарный вес брутто трех погруженных на спорный вагон контейнеров ответчика с учетом применения предельной погрешности, предусмотренной Рекомендациями МИ 3115-2008, равной 989 кг, составила 71 911 кг.
Соответственно, суммарные излишки против сведений перевозочных документов составляют 5 971 кг, излишки против грузоподъемности вагона составляют 2 911 кг.
13.03.2019 в целях выявления причины перегруза сверх трафаретной грузоподъемности спорного вагона произведено контрольное взвешивание данного вагона в порожнем состоянии, результаты которого зафиксированы в акте общей формы N 2/1384, а также вагона с погруженным контейнером N CAIU8358184, результаты которого зафиксированы в коммерческом акте N ДВС 1905977/23 и акте общей формы N 2/1393.
По результатам взвешивания порожнего вагона выявлено несоответствие массы тары (вагона): вместо указанной в перевозочном документе массы, равной 25 000 кг, фактическая масса вагона оказалась равной 25 500 кг.
По результатам взвешивания вагона с погруженным контейнером N CAIU8358184 действительная масса нетто вагона (масса брутто контейнера N CAIU8358184), составила 13 500 кг.
При этом согласно Рекомендации МИ 3115-2008 произведён расчёт предельной погрешности весоизмерительных приборов, согласно которому предельное отклонение результата измерения массы определено в размере 232 кг.
С учётом погрешности фактическая масса брутто контейнера составила 13 268 кг, фактическая масса нетто контейнера с учетом предельной погрешности составила 9 428 кг, соответственно, излишек массы нетто контейнера N CAIU8358184 против перевозочного документа составил 5 548 кг.
На основании коммерческих актов N ДВС 1904603/15 от 26.02.2019 и N ДВС1905977/23 от 13.03.2019 ответчику в порядке статьей 98, 102 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ РФ) были начислены штрафы в общем размере 559 270 рублей (по 279 635 рублей за каждое правонарушение исходя из пятикратного размера провозной платы за перевозку контейнера N CAIU8358184).
05.04.2019 истцом в адрес ответчика направлена претензия исх.N 4644/ДТЦФТО с требованием об оплате спорной суммы штрафов, которая оставлена ответчиком без удовлетворения.
В связи с неисполнением ответчиком указанного в претензии требования, истец обратился в Арбитражный суд Приморского края с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции верно исходил из следующего.
Возникшие между сторонами правоотношения были правильно квалифицированы судом первой инстанции как отношения по перевозке грузов при использовании услуг железнодорожного транспорта, которые подлежат регулированию нормами главы 40 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), нормами УЖТ РФ, а также иными нормативно-правовыми актами.
В соответствии со статьей 784 ГК РФ перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если названным Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.
В силу статьи 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).
Согласно статье 793 ГК РФ в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
В соответствии с части 1 статьи 18 УЖТ РФ грузоотправители (отправители) обязаны подготавливать грузы, грузобагаж для перевозок в соответствии с установленными обязательными требованиями, техническими условиями на продукцию, ее тару и упаковку и иными актами таким образом, чтобы обеспечивать безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, качество перевозимой продукции, сохранность грузов, грузобагажа, вагонов, контейнеров, пожарную безопасность и экологическую безопасность.
На основании статьи 25 УЖТ РФ при предъявлении груза для перевозки грузоотправитель должен представить перевозчику на каждую отправку груза составленную в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом транспортную железнодорожную накладную и другие, предусмотренные соответствующими нормативными правовыми актами, документы. Указанная транспортная железнодорожная накладная и выданная на ее основании перевозчиком грузоотправителю квитанция о приеме груза подтверждают заключение договора перевозки груза.
В соответствии со статьей 27 УЖТ РФ перевозчик имеет право проверять достоверность массы грузов, грузобагажа и других сведений, указанных грузоотправителями (отправителями) в транспортных железнодорожных накладных (заявлениях на перевозку грузобагажа). За искажение наименований грузов, грузобагажа, особых отметок, сведений о грузах, грузобагаже, об их свойствах, в результате которого снижается стоимость перевозок или возможно возникновение обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатацию железнодорожного транспорта, а также за отправление запрещенных для перевозок железнодорожным транспортом грузов, грузобагажа грузоотправители (отправители) несут ответственность, предусмотренную статьями 98 и 111 Устава.
В силу статьи 98 УЖТ РФ за искажение в транспортной железнодорожной накладной наименований грузов, особых отметок, сведений о грузах, об их свойствах, в результате чего снижается стоимость перевозок грузов или возможно возникновение обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также за отправление запрещенных для перевозок железнодорожным транспортом грузов грузоотправители уплачивают перевозчику штраф в размере пятикратной платы за перевозку таких грузов на все расстояние их перевозки независимо от возмещения вызванных данным обстоятельством убытков перевозчика.
Правилами статьи 102 УЖТ РФ за превышение грузоподъемности (перегруз) вагона, контейнера для грузоотправителя (отправитель) предусмотрена обязанность по уплате перевозчику штрафа в размере пятикратной платы за перевозку фактической массы данного груза (грузобагажа).
Пунктом 6 Правил оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 43 (далее - Правила N 43) установлено, что в соответствии со статьей 98 УЖТ РФ за искажение в транспортной железнодорожной накладной наименований грузов, особых отметок, сведений о грузах, об их свойствах, в результате чего снижается стоимость перевозок грузов или возможно возникновение обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатацию железнодорожного транспорта, а также за отправление запрещенных для перевозок железнодорожным транспортом грузов, грузоотправители уплачивают перевозчику штраф в размере пятикратной платы за перевозку таких грузов на все расстояние их перевозки независимо от возмещения вызванных данным обстоятельством убытков перевозчика.
При обнаружении перечисленных обстоятельств перевозчиком составляется акт общей формы и коммерческий акт в соответствии с правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом. На основании этих актов начисляется сумма штрафа и направляется уведомление в адрес грузоотправителя об уплате штрафа.
Согласно пункту 10 Правил N 43, при обнаружении превышения грузоподъемности перевозчиком составляется акт общей формы на проверку массы груза, при необходимости коммерческий акт о несоответствии массы груза в вагоне, контейнере данным, указанным в перевозочном документе, с учетом погрешности весоизмерительных приборов.
Согласно пункту 28 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - постановление N 30) при возникновении между грузоотправителем и перевозчиком спора, связанного с взысканием перевозчиком штрафа, предусмотренного статьей 98 Устава, арбитражным судам следует иметь в виду, что штраф за искажение в транспортной железнодорожной накладной наименования грузов, особых отметок, сведений о грузах, их свойствах, в результате чего снизилась стоимость перевозок грузов или возможно возникновение обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, взыскивается при условии представления перевозчиком доказательств, подтверждающих факт нарушения, вызвавшего одно из названных последствий.
В пункте 28.1 постановления N 30 разъяснено, что если допущены одновременно нарушения, предусмотренные статьями 98 и 102 Устава, за каждое из них грузоотправитель несет самостоятельную ответственность.
Как следует из представленных истцом акта общей формы N 2/1393 от 13.03.2019 и коммерческого акта N ДВС1905977/23 следует, что перевозчиком была произведена контрольная перевеска вагона без остановки и расцепки вагона тензометрическими вагонными весами ст.Дальнереченск-1, в результате которой выявлен перегруз сверх грузоподъемности вагона.
Вместе с тем, данное контрольное взвешивание проведено с нарушением Рекомендации МИ 3115-2008 в части пунктов 7.4 - 7.4.1, регулирующих специальный порядок контрольных перевесок грузов, результаты которых больше или равны трафаретной грузоподъемности вагонов.
Данный порядок предусматривает проведение контрольных перевесок методом взвешивания на вагонных весах груженого и порожнего вагона с остановкой и расцепкой так, чтобы погрешность метода измерений была минимальной, что обеспечивает наибольшую достоверность при сравнении массы груза с трафаретной грузоподъемностью вагона.
Вопреки названному требованию повторная контрольная перевеска вагона с остановкой и расцепкой вагона не проводилась, ввиду чего данные о перегрузе сверх грузоподъемности вагонов, указанные в акте общей формы, не могут считаться достоверными вследствие несоблюдения порядка проведения контрольной перевески.
Довод апеллянта о том, что проведение действий по перевеске спорного груза, предусмотренных пунктом 7.4.1 Рекомендаций МИ 3115-2008, не требовалось, поскольку выявленные излишки являются значительными, подлежит отклонению, как основанный на неверном толковании норм материального права.
Более того, как видной из сведений, содержащихся в акте общей формы N 2/349 от 25.02.2019, истцом было установлено обстоятельство превышения грузоподъемности спорного вагона на 432 кг; в акте общей формы N 2/1092 от 26.02.2019 - уже на 5 971 кг; в акте общей формы N 2/1393 от 13.03.2019 - на 5 548 кг.
Следовательно, во всех доказательствах, составленных истцом, сведения о массе брутто вагона существенно различаются, что исключает возможность оценивать данные документы в качестве безусловных доказательств, подтверждающихся факт перегрузки спорного вагона.
При изложенных обстоятельствах, апелляционный суд приходит к выводу о недоказанности истцом тех фактов, что вес груза, указанный ответчиком в транспортных железнодорожных накладных, не соответствовал фактическому, и имело место искажение сведений о весе груза по спорной отправке.
Ссылка истца на то, что в материалы дела не представлено ни одного доказательства, прямо и бесспорно подтверждающего вес груза, предъявленного ПАО "ВМТП" к отправке по спорной транспортной железнодорожной накладной, не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку бремя доказывания факта превышения грузоподъемности спорного вагона возложена на истца.
Учитывая, что истец не подтвердил надлежащими доказательствами перевес груза по спорной отправке, а также не доказал обоснованность начисления штрафов, предусмотренных статьями 98 и 102 УЖТ РФ, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Таким образом, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции в обжалуемой части сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
Следовательно, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения обжалуемого судебного акта не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 03.10.2019 по делу N А51-15661/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Д.А. Глебов |
Судьи |
С.Б. Култышев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-15661/2019
Истец: ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: ПАО "ВЛАДИВОСТОКСКИЙ МОРСКОЙ ТОРГОВЫЙ ПОРТ"
Третье лицо: ООО "ФЕСКО Интегрированный транспорт"