город Томск |
|
17 января 2020 г. |
Дело N А45-17274/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 января 2020 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Стасюк Т.Е., |
судей |
|
Павловой Ю.И., |
|
|
Фертикова М.А., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Гареевой В.Ф., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения "Новосибирская психиатрическая больница (стационар) специализированного типа с интенсивным наблюдением" Министерства здравоохранения Российской Федерации (N 07АП-12422/2019) на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 16.10.2019 по делу N А45-17274/2019 по иску Федерального казенного учреждения "Новосибирская психиатрическая больница (стационар) специализированного типа с интенсивным наблюдением" Министерства здравоохранения Российской Федерации (ОГРН 1025401019610 ИНН 5402116491, 630040, Новосибирская обл., город Новосибирск, улица Охотская, 90) к акционерному обществу "Региональные электрические сети" (ОГРН 1045402509437 ИНН 5406291470, 630102, Новосибирская обл., город Новосибирск, улица Якушева, дом 16а) о признании отсутствующим права собственности на нежилое здание ТП 115, расположенное по адресу: Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Охотская, 90.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области, г. Новосибирск.
В судебном заседании приняли участие:
от ответчика: Гарипова Ю.В. по доверенности от 08.08.2019, паспорт.
СУД УСТАНОВИЛ:
федеральное казенное учреждение "Новосибирская психиатрическая больница (стационар) специализированного типа с интенсивным наблюдением" Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - ФКУ "Новосибирская ПБСТИН" Минздрава России, Учреждение, истец) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с иском о признании отсутствующим права собственности акционерного общества "Региональные электрические сети" (далее - АО "РЭС", Общество, ответчик) на здание ТП 115, расположенное по адресу: Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Охотская, 90, кадастровый (или реестровый) номер 54:35:031050:17 (с ранее присвоенным государственным учетным номером: 54:35:031050:0007:05).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области (далее - Управление).
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 16.10.2019 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении иска.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает, что судом неверно дана оценка предоставленному истцом доказательству - свидетельству о государственной регистрации права РФ-НСК N 980909-41, выданному Государственным Комитетом Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству г. Новосибирска, поскольку в свидетельстве имеется информация о кадастровом номере объекта, который является уникальным, так как не повторяется во времени и на территории Российской Федерации, и идентифицирует объект недвижимости (ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"). Также судом неправомерно сделан вывод, что истцом не подтверждено законное основание возникновения у него права оперативного управления в отношении спорного имущества в связи с тем, что в акте N 695-А от 03.04.1998 отсутствует указание на здание ТП с характеристиками, указанными в иных представленных истцом документах, в том числе с площадью 49,1 кв.м., 1979 постройки; при этом единственная указанная на стр. 2 данного акта трансформаторная подстанция РУ-0,46 имеет площадь 62,2 кв.м. и введена в эксплуатацию в 1975 году. Апеллянт указывает также, что судом не дана правовая оценка акту комиссионного смотра трансформаторной подстанции от 12.09.2019, которым подтверждается, что на земельном участке, принадлежащем истцу на праве постоянного (бессрочного) пользования, расположенном по адресу: город Новосибирск, улица Охотская, 90, находится одно здание трансформаторной подстанции. По мнению истца, судом неправомерно сделан вывод, что истцом не представлены доказательства фактического владения и пользования зданием ТП 115, а также несения затрат на его содержание, поскольку это противоречит представленным в материалы дела доказательствам, а именно: в 2016 году был произведен капитальный ремонт кровли спорного объекта, истец ежегодно платит налог на имущество.
Ответчик представил в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыв на апелляционную жалобу, в котором просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От истца поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы отзыва на апелляционную жалобу, возражал против ее удовлетворения по доводам, изложенным письменно, обосновывая свою позицию о приобретении права собственности на трансформаторную подстанцию на законных основаниях.
Истец и третье лицо, извещённые надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание апелляционной инстанции своих представителей не направили.
Арбитражный апелляционный суд считает возможным на основании статей 123, 156 (частей 1, 3), 266 (части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие истца и третьего лица.
Заслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права серия 54-АБ N 018506 земельный участок с кадастровым номером 54:35:031050:07, по адресу: г. Новосибирск, ул. Охотская, 90, предоставлен истцу в постоянное (бессрочное) пользование, на основании постановления мэрии города Новосибирска N 1938 от 26.07.2001, в соответствии с кадастровым планом и актом определения согласования границ N 8056 (т. 1 л. д. 12, т. 2 л. д. 31-32, 33).
Ссылаясь на приказы N 140 от 20.08.1975, N 165 от 09.10.1975, истец в исковом заявлении указывает, что окончание строительства большинства зданий больницы приходится на 1975 год (т. 2 л. д. 43-44, 45).
Строительство трансформаторной подстанции было закончено в 1979 году.
В материалы дела истцом представлен технический паспорт от 20.02.2012 на здание трансформаторной подстанции и инвентарная карточка учета нефинансовых активов. В указанных документах отражено, что здание трансформаторной подстанции 1979 года постройки, является одноэтажным, имеет общую площадь 49,1 кв. м, организация изготовитель (поставщик) - АООТ "НЗХК", здание имеет остаточную стоимость на 08.07.2019 51 623,86 руб. (т. 1 л. д. 24-29, т. 3 л. д. 20).
На основании акта приема-передачи от 30.11.1995, утвержденного заместителем председателя Госкомимущества Российской Федерации, с баланса АООТ "НЗХК" на баланс Минздравмедпрома России были переданы здания и сооружения психиатрической больницы ЦМСЧ-25, находящиеся на балансе АООТ "НЗХК". В составе передаваемого имущества числится, в том числе, "Подстанция РУ-0,4 кВт" (т. 2 л. д. 34-41).
Актом N 695-А от 03.04.1998 закрепления государственного имущества за государственным учреждением "Новосибирской психиатрической больницей/стационар/ специализированного типа с интенсивным наблюдением" (т. 1 л. д. 17-23) истцу в оперативное управление было передано недвижимое имущество, находящееся по адресу: г. Новосибирск, ул. Охотская, 90, в том числе, трансформаторная подстанция РУ-0,46 1975 года постройки, площадью 62,2 кв.м. Указанный акт составлен на основании технического паспорта от 16.10.1997 (т. 2 л. д. 136-143).
По сведениям Новосибирского центра инвентаризации и технического учета Восточно-Сибирского филиала АО "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" техническая инвентаризация в 1997 в 2012 годах проводилась в отношении одного и того же объекта недвижимости - трансформаторной подстанции, расположенной по адресу: г. Новосибирск, ул. Охотская, 90, литер Ж " (т. 2 л. д. 147).
В материалы дела представлено свидетельство о государственной регистрации права оперативного управления ФКУ "Новосибирская ПБСТИН" серии РФ-НСК N 980909-41 согласно которому Новосибирской городской регистрационной палатой выдано регистрационное свидетельство N 4675 от 15.03.1996. В качестве основания регистрации указан акт N 695-А от 03.04.1998, объект - здание трансформаторной подстанции по адресу: г. Новосибирск, Заельцовский район, ул. Охотская, 90, кадастровый номер объекта 03105003-05, на основании паспорта объекта от 16.10.1997, о чем в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним 09.09.1998 внесена запись регистрации N 980824-21 (т. 1 л. д. 16).
Согласно письму Управления Росреестра по Новосибирской области N 01-16-2979/14 от 29.05.2014 сведения о регистрации недвижимости Государственным комитетом Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству г. Новосибирска в Управление Росреестра по Новосибирской области переданы не были и в Единый государственный реестр недвижимости объект не был включен (т. 2 л. д. 27-28).
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, а также факт владения и пользования трансформаторной подстанцией ФКУ "Новосибирская ПБСТИН", несение затрат на содержание трансформаторной подстанции, истец считает, что регистрация права собственности за ответчиком на трансформаторную подстанцию нарушает его права в отношении этого имущества, в связи с чем обратился в суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении иска суд первой инстанции пришел к выводу, что истцом не представлено бесспорных доказательств регистрации его права оперативного управления на спорное здание, в отношении которого произведена государственная регистрация права собственности ответчика, материалы дела содержат доказательства приобретения и регистрации права собственности АО "РЭС" на здание ТП-115 на законном основании в связи с его внесением ОАО "Новосибирскэнерго" в уставный капитал Общества. В свою очередь ОАО "Новосибирскэнерго" приобрело право собственности на спорный объект недвижимости в результате приватизации в 1993 году.
Апелляционный суд находит выводы суда первой инстанции по существу спора верными, при этом исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились).
Согласно части 5 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Свидетельством о государственной регистрации права 54-АВ N 751561 от 19.04.2006 подтверждено право собственности ЗАО "РЭС" на здание ТП (115), площадь 49,5 кв. м, нежилое здание, инвентарный номер Ф-000594, литер А, этажность: 1, адрес: г. Новосибирск, Заельцовский район, ул. Охотская (90) (запись регистрации N 54-54-01/088/2006-402). Ограничения, обременения прав не зарегистрированы (т. 2 л. д. 85).
В качестве документов-оснований в данном свидетельстве указаны: выписка из протокола заседания Совета директоров ОАО "Новосибирскэнерго" N 7 от 24.09.2004; акт приемки-передачи имущества как взнос в уставный капитал от 30.09.2005.
Согласно акту приемки-передачи имущества как взнос в уставный капитал от 30.09.2005 ОАО "Новосибирскэнерго" внесло в уставный капитал здание (ТП-115), площадью 49,5 кв. м, расположенное по адресу: г. Новосибирск, Заельцовский район, ул. Охотская, (90) (т. 2 л. д. 86).
Указанное имущество на дату внесения его в уставный капитал АО "РЭС" принадлежало ОАО "Новосибирскэнерго" на праве собственности на основании плана приватизации (проспекта эмиссии) государственного предприятия Производственное объединение энергетики и электрификации "Новосибирскэнерго", утвержденного 14.01.1993 (зарегистрирован Финансовым управлением Администрации Новосибирской области N 51386-1п-223 от 06.04.1993) (т. 2 л. д. 87-103).
Согласно указанному плану приватизации Производственное объединение энергетики и электрификации "Новосибирскэнерго" представляет собой технологически и экономически объединенный комплекс предприятий и энергетических объектов, включающий в себя электрические станции, электрические и тепловые сети, оснащенные средствами автоматики_ электрические станции, магистральные тепловые сети, производственные базы и объекты предприятий электрических в г. Новосибирске, во всех районах города и области.
Распоряжением Департамента имущественных и земельных отношений Администрации Новосибирской области от 03.07.2003 N 1594-р утвержден перечень объектов недвижимости, учтенных в уставном капитале ОАО "Новосибирскэнерго", распоряжением от 03.03.2004 N 284-р в него внесены изменения (т. 1 л. д. 105-106, т. 2 л. д. 86-92).
В перечне объектов недвижимости по состоянию на 01.07.1992, учтенных при расчете уставного капитала ОАО "Новосибирскэнерго" по филиалу Новосибирские городские электрические сети, здание ТП 115 по адресу: г. Новосибирск, Заельцовский р-он, ул. Охотская, 90, указано под номером 992 (т. 2 л. д. 89).
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции считает подтвержденным, что в результате приватизации объектов, относящихся к единому комплексу электроэнергетики, в 1993 году право собственности на подстанцию ТП 115 по адресу: г. Новосибирск, Заельцовский р-он, ул. Охотская, 90, возникло у ОАО "Новосибирскэнерго".
Соответственно, право собственности ответчика возникло в результате передачи в его уставный капитал здания ТП 115 собственником - ОАО "Новосибирскэнерго" и зарегистрировано в установленном законом порядке.
Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 11.04.2019 также подтверждается принадлежность указанного объекта АО "РЭС" (т. 1 л. д. 13-14).
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции о том, что право собственности ОАО "Новосибирскэнерго" на здание ТП-115 возникло на основании сделки приватизации в 1993 году.
Указом Президента Российской Федерации "Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий" от 29.01.1992 N 66 было утверждено Временное положение о преобразовании государственных и муниципальных предприятий в открытые акционерные общества (далее - Временное положение).
В соответствии с пунктом 4.2 Временного положения со дня регистрации акционерного общества государственное или муниципальное предприятие считается преобразованным, а его имущество переданным на баланс акционерного общества.
На баланс акционерного общества передается имущество государственного, муниципального предприятия, составляющее уставный капитал акционерного общества, а также государственное, муниципальное имущество предприятия, переданное комитетом акционерному обществу по договору.
Согласно пункту 4.3 Временного положения акционерное общество становится правопреемником прав и обязанностей государственного, муниципального предприятия, имевшихся у него на момент преобразования, в том числе прав пользования землей и другими природными ресурсами.
В соответствии с пунктом 4 указа Президента Российской Федерации "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества" от 01.07.1992 N 721 преобразование предприятий в акционерные общества осуществляется в соответствии с Положением о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа.
На основании пункта 10 Положения о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа с момента регистрации акционерного общества активы и пассивы предприятия, подразделения принимаются акционерным обществом. Акционерное общество становится правопреемником прав и обязанностей преобразованного предприятия.
Также в силу пункта 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 акционерное общество, созданное в результате преобразования государственного (муниципального) предприятия в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, с момента его государственной регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц становится, как правопреемник, собственником имущества, включенного в план приватизации или передаточный акт.
ОАО "Новосибирскэнерго" было создано в порядке приватизации Производственного объединения энергетики и электрификации "Новосибирскэнерго" в соответствии с указом Президента Российской Федерации от 01.07.1992 N 721 (дата регистрации - 23.02.1993, что подтверждается свидетельством 54 N 001572674).
ПО ЭиЭ "Новосибирскэнерго" было создано с целью консолидации энергетических объектов на территории всей Новосибирской области, создаваемое на его основе ОАО "Новосибирскэнерго" являлось правопреемником прав и обязанностей указанного государственного предприятия.
Указанное согласуется с пунктом 11 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", согласно которому при определении пообъектного состава федеральной и муниципальной собственности и порядка оформления прав собственности следует исходить из необходимости сохранения технологического единства инженерных, учебных, лечебно-профилактических комплексов (систем), централизованного управления ими, обеспечения необходимых требований к организации их безопасной эксплуатации, а также недопущения выведения из их состава объектов, не являющихся автономными по характеру их функционирования.
Перечень объектов недвижимости по состоянию на 01.07.1992, учтенных при расчете уставного капитала ОАО "Новосибирскэнерго", был утвержден распоряжением Департамента имущества и земельных отношений администрации Новосибирской области от 03.07.2003 N 1594-р. Указанное распоряжение было вынесено во исполнение распоряжения Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 25.04.2002 N 1061-р "О подтверждении права собственности ОАО "Новосибирскэнерго" на недвижимое имущество Новосибирского производственного объединения энергетики и электрификации "Новосибирскэнерго" в связи с уточнением перечня передаточных устройств по воздушным линиям 0,4 кВ и 10 кВ.
При этом Министерством имущественных отношений Российской Федерации было указано, что утвержденный перечень объектов недвижимости является неотъемлемой частью плана приватизации по ЭиЭ "Новосибирскэнерго".
Как указано выше, здание ТП-115 по адресу: г. Новосибирск, ул. Охотская, 90 включено в указанный перечень под номером 992.
В связи с обнаружением допущенных технических ошибок указанный перечень был скорректирован в части распоряжением Территориального управления Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Новосибирской области от 03.03.2004 N 284-р "О внесении изменений в перечень объектов, учтенных в уставном капитале ОАО "Новосибирскэнерго" по филиалу Городские электрические сети". Здание ТП-115 по адресу: г. Новосибирск, ул. Охотская, 90 также включено в скорректированный перечень под номером 992.
Таким образом, Министерством имущественных отношений Российской Федерации по Новосибирской области было подтверждено, что здание ТП-115 по состоянию на 01.07.1992 уже было учтено при расчете уставного капитала ОАО "Новосибирскэнерго" для проведения государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество последнего, чем и подтверждено право собственности ОАО "Новосибирскэнерго" на спорное имущество.
В соответствии с изложенным, суд апелляционной инстанции соглашается с позицией ответчика о том, что, подписывая акт N 695-А от 03.04.1998 закрепления государственного имущества за государственным учреждением "Новосибирской психиатрической больницей/стационар/специализированного типа с интенсивным наблюдением", Комитет по управлению государственным имуществом Новосибирской области распорядился имуществом, которое уже имело собственника - ОАО "Новосибирскэнерго", что противоречит статье 209 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Вывод суда первой инстанции о том, что Учреждением не представлены бесспорные доказательства наличия у него зарегистрированного права оперативного управления на спорное здание ТП-11 и тождественности имущества АО "РЭС" и ФКУ "Новосибирская ПБСТИН" Минздрава России, суд апелляционной инстанции также считает обоснованным.
Так, по утверждению истца, право оперативного управления зданием ТП-115 закреплено за ним актом N 695-А от 03.04.1998 закрепления государственного имущества за государственным учреждением "Новосибирской психиатрической больницей/стационар/специализированного типа с интенсивным наблюдением", в котором указано на передачу трансформаторной подстанции РУ-0,46 кВ площадью 62,2 кв. м и введенной в эксплуатацию в 1975 году.
В то же время согласно представленным иным документам принадлежащее АО "РЭС" здание ТП-115 имеет площадь 49.5 кв. м и построено в 1981 году (т. 1 л. д. 109-111). При этом следует обратить внимание, что технический паспорт представлен ответчиком по состоянию на 05.11.2002, и субъектом права в нем указано ОАО "Новосибирскэнерго". Одновременно с техническим паспортом, также составлялась информация о наличии, мете нахождения, составе, техническом состоянии имущества (т. 1 л. д. 116), содержащая аналогичные данные.
Истцом представлен технический паспорт, датированный 20.02.2012 содержащий иные данные.
Соответственно, ФКУ "Новосибирская ПБСТИН" Минздрава России достоверно не доказана тождественность переданного, по его утверждению, в оперативное управление здания ТП-115 спорному имуществу, принадлежащему АО "РЭС".
Ссылка истца в апелляционной жалобе на то, что инвентаризация в 1997 и 2012 годах проводилась им в отношении одного и того же объекта, что свидетельствует о тождестве имущества, на которое зарегистрировано право собственности ответчика и имущества, переданного в оперативное управление истцу, подлежит отклонению, поскольку предоставленный ответчиком в отношении принадлежащей ему ТП 115 технический паспорт содержит иные характеристики объекта.
Оценивая акт комиссионного осмотра трансформаторной подстанции от 12.09.2019, суд апелляционной инстанции соглашается с данной ему судом первой инстанции оценкой, как доказательству, которое не подтверждает бесспорно, тождественность объекта закрепленного а истцом, и объекта, право собственности на который зарегистрировано за ответчиком, поскольку из него вытекает лишь то, что на в акте осмотра указанную дату на территории ФКУ "Новосибирская ПБСТИН" Минздрава России находится одно здание трансформаторной подстанции.
Представленный акт приема-передачи с баланса АООТ НЗХК на баланс Миндздрамедпрома России комплекса психоневрологической больницы МСЧ-25 г. Новосибирска от 30.11.1995 не подтверждает оснований возникновения у истца права оперативного управления на здание ТП-115. При этом оснований считать, что право оперативного управления возникло в силу прямого указания закона (Постановление Верховного Совета Российской Федерации N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность, республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность"), у суда также не имеется, поскольку на день передачи имущества истцу спорная ТП 115 была приватизирована.
Исходя из указанного выше акта приема-передачи, АООТ НЗХК передало на баланс Минздравмедпрома России 33 объекта согласно приложению.
Из содержания данного акта усматривается лишь передача имущества с баланса на баланс.
В отсутствие сведений о договоре, во исполнение которого произведена передача имущества, или наличия обязательств одной стороны перед другой, такой акт приема-передачи нельзя оценивать иначе, чем акт безвозмездной передачи.
По общему правилу передача имущества с баланса на баланс предполагает лишь передачу в пользование, а применительно к рассматриваемой правовой ситуации в отсутствие условий в акте приема-передачи о возмездности использования, следует считать передачу спорного объекта в безвозмездное пользование Минздравмедпрома России, что не предполагает возникновения у него каких-либо прав на имущество.
Суд первой инстанции обоснованно учел наличие доказательств приватизации имущества в 1993 году АО "Новосибирскэнерго" и отсутствие материалах дела подтверждения, что перечисленные в акте приема-передачи от 30.11.1995 объекты изначально были включены в План приватизации АООТ НЗХК.
Таким образом, наличие воли собственника на передачу имущества Минздравмедпрому России на каком-либо вещном праве не доказано.
Из Акта приема-передачи от 30.11.1995 не следует передача именно здания ТП-115.
Исходя из указанного Акта и Приложения N 3 к нему, АООТ НЗХК передало со своего баланса на баланс Минздравмедпрома России 33 объекта, среди которых указана подстанция РУ-0,4 кВт.
Из Приложения N 3 не следует, что с баланса на баланс передано именно здание трансформаторной подстанции - не указаны какие-либо характеристики (год постройки, площадь и др.), из которых было бы возможно установить факт передачи недвижимого имущества.
Из акта следует, что с баланса на баланс было передано исключительно оборудование РУ-0,4 кВ.
Согласно п. 4.2.6 Правил устройства электроустановок. Седьмое издание, утв. Приказом Минэнерго РФ от 20.06.2003 N 242 (далее - ПУЭ), под трансформаторной подстанцией понимается электроустановка, предназначенная для приема, преобразования и распределения энергии и состоящая из трансформаторов, РУ (распределительных устройств), устройств управления, технологических и вспомогательных сооружений.
В соответствии с п. 4.2.4 ПУЭ распределительное устройство (РУ) - это электроустановка, служащая для приема и распределения электроэнергии и содержащая коммутационные аппараты, сборные и соединительные шины, вспомогательные устройства (компрессорные, аккумуляторные и др.), а также устройства защиты, автоматики, телемеханики, связи и измерений.
Согласно представленному паспорту ТП-115, в здании ТП-115 установлено 2 трансформатора, распределительное устройство напряжением 10 кВ, а также абонентское распределительное устройство напряжением 0,4 кВ.
Указанное соответствует представленным акту разграничения электрических сетей и энергопринимающего устройства, находящихся на праве собственности или во владении на ином законном основании, и эксплуатационной ответственности от 22.01.2008, акту разграничения балансовой принадлежности сторон N АРБП/53/СРЭС/1021 от 20.05.2015, акту разграничения границ эксплуатационной ответственности N АРЭО/53/СРЭС/1021 от 20.05.2015.
Согласно перечисленным актам здание ТП-115 с расположенным внутри оборудованием РУ-10 кВ и трансформаторами принадлежит АО "РЭС" в зоне балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности истца находится лишь низковольтное оборудование РУ-0,4 кВ (движимое имущество).
Здание ТП-115 не могло быть передано истцу в оперативное управление в силу следующего.
Как отмечено выше, в соответствии с пунктом 11 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 при определении пообъектного состава федеральной и муниципальной собственности и порядка оформления прав собственности следует исходить из необходимости сохранения технологического единства инженерных, учебных, лечебно-профилактических комплексов (систем), централизованного управления ими, обеспечения необходимых требований к организации их безопасной эксплуатации, а также недопущения выведения из их состава объектов, не являющихся автономными по характеру их функционирования.
В силу статьи 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" объекты электросетевого хозяйства - линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.
ТП-115 входит в единый энергетический комплекс, относится к объектам инженерной инфраструктуры, предназначено для преобразования и распределения электрической энергии и не может существовать автономно.
ПО ЭиЭ "Новосибирскэнерго" представляло собой технологически и экономически объединенный комплекс предприятий и энергетических объектов, заключающий в себя электрические станции, электрические и тепловые сети (п. 17 Плана приватизации).
Следовательно, исходя из принципа сохранения единства энергетического комплекса при осуществлении приватизации, здание ТП-115 не могло быть передано на законных основаниях в оперативное управление ФКУ "Новосибирская ПБСТИН" Минздрава России.
Материалами дела подтверждено, что спорное имущество до приватизации находилось в фактическом владении государственного предприятия ПО ЭиЭ "Новосибирскэнерго", после приватизации - во владении ОАО "Новосибирскэнерго", а впоследствии - АО "РЭС", которое до настоящего времени эксплуатирует данное имущество, используя ег в процессе передачи электроэнергии, несет бремя содержания ТП-115.
Факт владения ПО ЭиЭ "Новосибирскэнерго" спорным имуществом до приватизации подтверждается представленным Паспортом трансформаторного пункта (ТП) N 115, который ведется с момента постройки и ввода в эксплуатацию ТП и является техническим документом объекта электросетевого хозяйства, и в котором указано, что с 1980 года именно государственное предприятие ПО ЭиЭ "Новосибирскэнерго" осуществляло эксплуатацию ТП-115.
Кроме того, подтверждением владения ТП-115 именно ПО ЭиЭ "Новосибирскэнерго" является указание на паспорте "Министерство энергетики и электрификации СССР Главвостокэнерго", "Р.Э.У. "Новосибирскэнерго", "Новосибирские городские электросети", "Северный электросетевой район".
Следует отметить, что ОАО "Новосибирскэнерго" вело паспорт ТП-115 после приватизации, а в настоящее время его ведет АО "РЭС".
Факт владения АО "РЭС" ТП-115 также подтверждается:
- актом разграничения электрических сетей и энергопринимающего устройства, находящихся на праве собственности или во владении на ином законном основании, и эксплуатационной ответственности от 22.01.2008,
- актом разграничения балансовой принадлежности сторон N АРБП/53/СРЭС/1021 от 20.05.2015,
- актом разграничения границ эксплуатационной ответственности N АРЭО/53/СРЭС/1021 от 20.05.2015.
АО "РЭС" как собственник ТП-115 поддерживает имущество в исправном, безопасном и пригодном для эксплуатации состоянии, а также несет расходы на его содержание, осуществляет техническое освидетельствование здания и оборудования ТП-115, что подтверждается:
- записью в разделе II "Эксплуатационные данные" Паспорта трансформаторного пункта (ТП) N 115 - в 2007 году по результатам проведения технического освидетельствования электрооборудования ТП замечаний не выявлено;
- актом технического освидетельствования от 21.06.2007 - комиссией филиала "Новосибирские городские электрические сети" ЗАО "РЭС" общая оценка состояния здания ТП -115 определена как удовлетворительная;
- актом технического освидетельствования от 22.06.2007 - комиссией филиала "Новосибирские городские электрические сети" ЗАО "РЭС" общая оценка состояния электрооборудования ТП-115 определена как удовлетворительная;
- актом технического освидетельствования от 15.03.2012 - комиссией филиала "Новосибирские городские электрические сети" ЗАО "РЭС" общая оценка состояния оборудования ТП-115 определена как удовлетворительная;
- актом технического освидетельствования от 03.04.2012 - комиссией филиала "Новосибирские городские электрические сети" ЗАО "РЭС" общая оценка состояния здания ТП-115 определена как удовлетворительная;
- актом технического освидетельствования от февраля 2017 года - комиссией филиала "Новосибирские городские электрические сети" АО "РЭС" с участием представителя специализированной организации АО "РЭМиС" техническое состояние здания и оборудования ТП-115 определено как работоспособное, пригодное к дальнейшей эксплуатации;
Ответчик также выполняет тепловизионное обследование оборудования ТП-115, что подтверждается записью в подразделе 6 "Дополнительные сведения" Паспорта трансформаторного пункта (ТП) N 115; производит осмотр ТП-115, что подтверждается выкопировками из журналов осмотров ТП уч. N 5.
АО "РЭС" осуществляет ремонт ТП-115, что подтверждается:
- записью в разделе II "Эксплуатационные данные" Паспорта трансформаторного пункта (ТП) N 115 - 06.06.2018 проведен капитальный ремонт, чистка оборудования, ревизия контактных соединений, покраска дверей, ячеек, брони кабелей, ревизия концевых и замков, частичная замена бирок и схем, доливка масла в трансформатор;
- актом сдачи-приемки отремонтированных объектов электрических сетей, утв. 13.06.2018 главным инженером филиала "Новосибирские городские электрические сети" АО "РЭС" Кичигиным Н.А. - 06.06.2018 произведен плановый капитальный ремонт электрооборудования ТП-115.
Ответчик уплачивает в отношении здания ТП-115 налог на имущество, что подтверждается: расчетом налога на имущество по объекту "Здание ТП-115, инв. N 344122" за период с 2013 года по 1 квартал 2019 года; налоговыми декларациями по налогу на имущество организаций за период с 2013 года по 2018 год; налоговым расчетом по авансовому платежу по налогу на имущество организаций за 1 квартал 2019 года.
В то же время истцом не представлены доказательства поддержания здания ТП-115 в технически исправном состоянии за весь период оперативного управления им, а также ежегодной уплаты в отношении него налога на имущество (с 2013 года по 2019 год).
Ссылка истца на несение расходов на содержание спорного имущества с учетом установленных выше фактических обстоятельств принадлежности ТП 115 ответчику на праве собственности, и нахождения во владении и пользовании ответчика не имеет правового значения для вывода о праве на данное имущество и на может влечь признания я права собственности ответчика на данное имущество отсутствующим.
При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что сам факт нахождения имущества на земельном участке, предоставленном истцу, и проведение им инвентаризации в отношении данного имущества с размещением таблички на здании и составлением инвентарной карточки, с учетом установленных выше обстоятельств, не свидетельствуют о нахождении имущества в его владении.
В целом доводы апелляционной жалобы являлись предметом исследования, надлежащей правовой оценки суда первой инстанции, обоснованно отклонены с указанием соответствующих мотивов. Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам; нарушений либо неправильного применения норм материального права или норм процессуального права не допущено.
Поскольку, приведенные в апелляционной жалобе доводы не нашли правового обоснования и документального подтверждения, они не могут являться основанием к отмене судебного акта.
В соответствии с изложенным суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что арбитражным судом первой инстанции всесторонне и полно исследованы материалы дела, дана надлежащая правовая оценка всем доказательствам, правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применены нормы права, подлежащие применению.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на подателя жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новосибирской области от 16.10.2019 по делу N А45-17274/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий |
Т.Е. Стасюк |
Судьи |
Ю.И. Павлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-17274/2019
Истец: федеральное казенное учреждение "Новосибирская психиатрическая больница (стационар) специализированного типа с интенсивным наблюдением" Министерства здравоохранения Российской Федерации
Ответчик: АО "РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СЕТИ"
Третье лицо: Территориальное управление Федерального агенства по управлению государственным имуществом в НСО