г. Красноярск |
|
16 января 2020 г. |
Дело N А33-26088/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена "14" января 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен "16" января 2020 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Юдина Д.В.,
судей: Бабенко А.Н., Иванцовой О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Маланчик Д.Г.,
при участии:
от ответчика (Центрального банка Российской Федерации в лице Отделения по Красноярскому краю Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации): Фроленковой Т.А., представителя по доверенности от 25.12.2017 серии 24 АА 2907466,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Новоселовское"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "05" ноября 2019 года по делу N А33-26088/2019,
установил:
закрытое акционерное общество "Новоселовское" (ИНН 2429000805, ОГРН 1022400524420, далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Центральному банку Российской Федерации в лице Отделения по Красноярскому краю Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации (далее - ответчик, Банк России, финансовый орган) об оспаривании постановления от 01.08.2019 N 19-14768/3110-1.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 05 ноября 2019 года по делу N А33-26088/2019 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, ЗАО "Новоселовское" обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, производство по делу прекратить.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель, ссылаясь на положения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), указывает на малозначительность совершенного правонарушения.
Банк России в представленном в материалы дела отзыве на апелляционную жалобу не соглашается с ее доводами и просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества - без удовлетворения.
Ответчик, уведомлен о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (посредством размещения текста определения о принятии апелляционной жалобы к производству и публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел на официальном сайте Федеральных арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" http://kad.arbitr.ru), в судебное заседание своих уполномоченных представителей не направил. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие ответчика (его представителя).
В судебном заседании представитель ответчика изложил возражения на апелляционную жалобу, просил суд оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие, имеющие значение для дела, обстоятельства.
Закрытое акционерное общество "Новоселовское" зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1022400524420. ЗАО "Новоселовское" является непубличным акционерным обществом с числом акционеров более 50 (согласно справке АО "НРК-Р.О.С.Т" от 10.10.2019 N НРК19-62566 по состоянию на 04.04.2019 и 04.06.2019 в реестре зарегистрировано 159 акционеров).
В связи с наличием у ЗАО "Новоселовское" обязанности по раскрытию информации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах Сибирским главным управлением Центрального банка Российской Федерации проведен мониторинг страниц в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", предоставляемых распространителями информации на рынке ценных бумаг (http://disclosure.1prime.ru, http://www.disclosure.ru/index.shtml, http://www.disclosure.skrin.ru, http://e-disclosure.azipi.ru, http://www.e-disclosure.ru) (далее - страница в сети Интернет), на предмет раскрытия информации на рынке ценных бумаг ЗАО "Новоселовское".
В результате проведенной проверки по состоянию на 22.04.2019 Сибирским главным управлением Центрального банка Российской Федерации выявлены нарушения требований законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах, а именно, в сети Интернет не опубликован текст годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности акционерного общества вместе с аудиторским заключением, выражающим в установленной форме мнение аудиторской организации о ее достоверности, за 2018 год (пункт 1.1 статьи 92 Федерального закона N 208-ФЗ, пункты 69.5, 71.4, 71.7 Положения).
В целях осуществления контроля за соблюдением эмитентами ценных бумаг законодательства Российской Федерации в адрес ЗАО "Новоселовское" направлено предписание Банка России от 26.04.2019 N Т6-15/13763 (далее - предписание от 26.04.2019), согласно которому ЗАО "Новоселовское" предписано:
1. В срок не позднее 15 (пятнадцати) рабочих дней с момента получения обществом настоящего предписания в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах, в том числе Положения, устранить нарушения пункта 1.1 статьи 92 Федерального закона N 208-ФЗ, пунктов 69.5, 71.4, 71.7 Положения, а именно, опубликовать на странице в сети Интернет текст годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности акционерного общества вместе с аудиторским заключением, выражающим в установленной форме мнение аудиторской организации о ее достоверности, за 2018 год.
В случае если у ЗАО "Новоселовское" отсутствует обязанность раскрывать информацию в форме годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности акционерного общества за 2018 год, необходимо представить документ, подтверждающий данное обстоятельство, с приложением справки о количестве акционеров общества на 04.04.2019, подписанной регистратором, осуществляющим ведение реестра акционеров эмитента, и заверенной печатью такого регистратора.
2. В срок не позднее 15 (пятнадцати) рабочих дней с момента получения настоящего предписания принять меры, направленные на недопущение впредь нарушений требований действующего законодательства Российской Федерации, касающегося раскрытия информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, в деятельности общества, а именно, по полному и своевременному раскрытию информации в ленте новостей и на странице в сети Интернет, в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, в том числе Положения.
3. В срок не позднее 15 (пятнадцати) рабочих дней с момента получения обществом настоящего предписания направить в Сибирское главное управление Центрального банка Российской Федерации заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или передать иным способом, позволяющим установить дату передачи, письменный отчет о выполнении пунктов 1 и 2 настоящего предписания, содержащий информацию об адресе страницы в сети Интернет, на которой опубликована информация, указанная в пункте 1 настоящего предписания, а также копии документов (приложение к отчету), подтверждающих исполнение предписанных мероприятий, а именно:
- копии документов, подтверждающих принятие обществом мер, направленных на исключение и недопущение впредь нарушений требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, указанных в настоящем предписании (приказы, распоряжения, протоколы органов управления общества и т.п.);
- при необходимости обществом могут быть представлены иные документы, подтверждающие исполнение пунктов 1 и 2 настоящего предписания.
Предписание от 26.04.2019 получено ЗАО "Новоселовское" 13.05.2019, что подтверждается уведомлением о вручении почтового отправления N 63097933183534, то есть срок выполнения требований предписания от 26.04.2019 истек 03.06.2019 включительно.
06.06.2019 Сибирским главным управлением Центрального банка Российской Федерации повторно проведен мониторинг страницы в сети Интернет.
В результате проведенной проверки выявлено, что по состоянию на 06.06.2019 нарушения, изложенные в предписании от 26.04.2019, не устранены, требования, изложенные в пункте 1 предписания от 26.04.2019, не выполнены.
ЗАО "Новоселовское" в срок до 03.06.2019 включительно не устранило нарушения пункта 1.1 статьи 92 Федерального закона N 208-ФЗ, пунктов 69.5, 71.4, 71.7 Положения, а именно: не опубликовало на странице в сети Интернет тексты документов, указанных в пункте 1 предписания от 26.04.2019. Кроме того, общество в установленный срок не представило письменный отчет о выполнении пунктов 1 и 2 предписания от 26.04.2019, содержащий информацию об адресе страницы в сети Интернет, на которой опубликована информация, указанная в пункте 1 предписания от 26.04.2019, и документы (приложение к отчету), подтверждающие исполнение предписанных мероприятий, а именно, документы, подтверждающие принятие обществом мер, направленных на исключение и недопущение впредь нарушений требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, указанных в пункте 1 предписания от 26.04.2019 (приказы, распоряжения, протоколы органов управления общества и т.п.), что является нарушением пункта 7 статьи 44 Федерального закона N 39-ФЗ, пункта 1 статьи 11 Федерального закона N 46-ФЗ.
В связи с наличием признаков административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ, 03.07.2019 в отношении общества уполномоченным должностным лицом Банка России, в отсутствие законного представителя ЗАО "Новоселовское", надлежащим образом извещенного о времени и месте составления протокола, составлен протокол об административном правонарушении N ТУ-04-ЮЛ-19-14768/1020-1. Копия протокола об административном правонарушении N ТУ-04-ЮЛ-19-14768/1020-1 направлена в адрес общества письмом от 03.07.2019 NТ604-13-8/6407, которое получено обществом 10.07.2019 (почтовое уведомление с идентификатором 66000036709942).
В результате мониторинга 01.08.2019 страницы общества в сети "Интернет" (http://disclosure.skrin.ru/disclosure/249000805) установлено, что 04.07.2019 обществом опубликована годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность за 2018 год без приложения аудиторского заключения в отношении такой отчетности, выражающего в установленной форме мнение аудиторской организации о ее достоверности. Таким образом, предписание от 26.04.2019 обществом в установленный срок не исполнено, что подтверждается, в том числе, протоколом об административном правонарушении от 03.07.2019 N ТУ-04-ЮЛ-19-14768/1020-1.
Постановлением от 01.08.2019 N 19-14768/3110-1 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N ТУ-04-ЮЛ-19-14768 ЗАО "Новоселовское" привлечено к административной ответственности по части 9 статьи 19.5 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей (с учетом его снижения в два раза от минимального размера).
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд Красноярского края с рассматриваемым заявлением.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта в силу следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В силу части 1 статьи 28.3, статьи 23.74 КоАП РФ, Указаний Банка России от 27.02.2017 N 4300-У "О перечне должностных лиц Банка России, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях", пункта 1.2 приказа Банка России от 11.08.2017 NОД-2280 "О перечне должностных лиц Банка России, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях", суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что протокол об административном правонарушении составлен, дело об административном правонарушении рассмотрено и оспариваемое постановление вынесено уполномоченными должностными лицами компетентного органа.
Судом первой инстанции сделан верный вывод о том, что процедура привлечения общества к административной ответственности, установленная статьями 28.2 и 29.7 КоАП РФ для составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения дела, административным органом соблюдена, права общества, установленные статьей 25.1 КоАП РФ, обеспечены и не нарушены.
Согласно части 9 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.
Объектом данного правонарушения выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления государственного контроля (надзора).
Объективной стороной правонарушения является невыполнение в установленный срок законного предписания или отдельных пунктов законного предписания уполномоченного на контроль органа.
Субъектом административного правонарушения в данном случае выступает юридическое лицо, не выполнившее в установленный срок законное предписание.
Субъективная сторона может выражаться в форме умысла и неосторожности.
Согласно пункту 1 статьи 30 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" под раскрытием информации на рынке ценных бумаг понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации в соответствии с процедурой, гарантирующей ее нахождение и получение. Раскрытой информацией на рынке ценных бумаг признается информация, в отношении которой проведены действия по ее раскрытию.
Таким образом, целью раскрытия информации об обществе является донесение этой информации до сведения всех заинтересованных в ее получении лиц в объеме, необходимом для принятия решения об участии в обществе или совершения иных действий, способных повлиять на финансово-хозяйственную деятельность общества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 92 Закона N 208-ФЗ публичное общество обязано раскрывать годовой отчет общества, годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность; проспект ценных бумаг общества в случаях, предусмотренных правовыми актами Российской Федерации; сообщение о проведении общего собрания акционеров в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом; иные сведения, определяемые Банком России.
Непубличное общество с числом акционеров более пятидесяти обязано раскрывать годовой отчет общества, годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о ценных бумагах для раскрытия информации на рынке ценных бумаг (пункт 1.1 статьи 92 Закона N 208-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 92 Федерального закона N 208-ФЗ и пунктом 26 статьи 30 Федерального закона N 39-ФЗ состав, порядок и сроки раскрытия информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг определены Положением Банка России от 30.12.2014 N 454-П "О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг" (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 69.5 Положения непубличное акционерное общество с числом акционеров более 50, не осуществившее (не осуществляющее) публичное размещение облигаций или иных ценных бумаг, обязано раскрывать:
- годовой отчет непубличного акционерного общества;
- годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность непубличного акционерного общества вместе с аудиторским заключением, выражающим в установленной форме мнение аудиторской организации о ее достоверности;
- сведения о приобретении непубличным акционерным обществом более 20 процентов голосующих акций любого другого публичного или непубличного акционерного общества.
В соответствии с пунктом 71.4 Положения годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность акционерного общества раскрывается путем опубликования ее текста на странице в сети Интернет в срок не позднее трех дней с даты составления аудиторского заключения, выражающего в установленной форме мнение аудиторской организации о ее достоверности, но не позднее трех дней с даты истечения установленного законодательством Российской Федерации срока представления обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Согласно пункту 71.7 Положения текст годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности акционерного общества вместе с текстом аудиторского заключения, выражающего в установленной форме мнение аудиторской организации о достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, подлежащей в соответствии с федеральными законами обязательному аудиту, должен быть доступен на странице в сети Интернет в течение не менее трех лет с даты истечения срока, установленного Положением для его опубликования в сети Интернет, а если он опубликован в сети Интернет после истечения такого срока - с даты его опубликования в сети Интернет.
Пунктом 2.13 Положения предусмотрено, что в случае если эмитент не раскрывает какую-либо информацию, раскрытие которой требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Положением, в том числе не указывает такую информацию в сообщениях, опубликование которых является обязательным в соответствии с Положением, и (или) в проспекте ценных бумаг, в отчете (уведомлении) об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, в ежеквартальном отчете, эмитент должен указать основание, в силу которого такая информация эмитентом не раскрывается. Отсутствие информации, подлежащей раскрытию в соответствии с настоящим Положением, без достаточных на то оснований является основанием для привлечения эмитента к ответственности, а также для установления ограничений на обращение ценных бумаг в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно сведениям Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации ЗАО "Новоселовское" является непубличным акционерным обществом с числом акционеров более 50, то есть надлежащим субъектом вменяемого правонарушения.
Как следует из материалов дела, в результате проведения мониторинга страниц в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", предоставляемых распространителями информации на рынке ценных бумаг (http://disclosure.1prime.ru, http://www.disclosure.ru/index.shtml, http://www.disclosure.skrin.ru, http://e-disclosure.azipi.ru, http://www.e-disclosure.ru), на предмет раскрытия информации на рынке ценных бумаг ЗАО "Новоселовское" по состоянию на 22.04.2019 Сибирским главным управлением Центрального банка Российской Федерации выявлены нарушения требований законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах, а именно, на странице в сети Интернет не опубликован текст годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности акционерного общества вместе с аудиторским заключением, выражающим в установленной форме мнение аудиторской организации о ее достоверности, за 2018 год. В целях осуществления контроля за соблюдением эмитентами ценных бумаг законодательства Российской Федерации в адрес ЗАО "Новоселовское" направлено предписание Банка России от 26.04.2019 N Т6-15/13763, согласно которому ЗАО "Новоселовское" предписано:
1. В срок не позднее 15 (пятнадцати) рабочих дней с момента получения обществом настоящего предписания в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах, в том числе Положения, устранить нарушения пункта 1.1 статьи 92 Федерального закона N 208-ФЗ, пунктов 69.5, 71.4, 71.7 Положения, а именно, опубликовать на странице в сети Интернет текст годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности акционерного общества вместе с аудиторским заключением, выражающим в установленной форме мнение аудиторской организации о ее достоверности, за 2018 год.
В случае если у ЗАО "Новоселовское" отсутствует обязанность раскрывать информацию в форме годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности акционерного общества за 2018 год, необходимо представить документ, подтверждающий данное обстоятельство, с приложением справки о количестве акционеров общества на 04.04.2019, подписанной регистратором, осуществляющим ведение реестра акционеров эмитента, и заверенной печатью такого регистратора.
2. В срок не позднее 15 (пятнадцати) рабочих дней с момента получения настоящего предписания принять меры, направленные на недопущение впредь нарушений требований действующего законодательства Российской Федерации, касающегося раскрытия информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, в деятельности общества, а именно, по полному и своевременному раскрытию информации в ленте новостей и на странице в сети Интернет, в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, в том числе Положения.
3. В срок не позднее 15 (пятнадцати) рабочих дней с момента получения обществом настоящего предписания направить в Сибирское главное управление Центрального банка Российской Федерации заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или передать иным способом, позволяющим установить дату передачи, письменный отчет о выполнении пунктов 1 и 2 настоящего предписания, содержащий информацию об адресе страницы в сети Интернет, на которой опубликована информация, указанная в пункте 1 настоящего предписания, а также копии документов (приложение к отчету), подтверждающих исполнение предписанных мероприятий, а именно:
- копии документов, подтверждающих принятие обществом мер, направленных на исключение и недопущение впредь нарушений требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, указанных в настоящем предписании (приказы, распоряжения, протоколы органов управления общества и т.п.);
- при необходимости обществом могут быть представлены иные документы, подтверждающие исполнение пунктов 1 и 2 настоящего предписания.
06.06.2019 Сибирским главным управлением Центрального банка Российской Федерации повторно проведен мониторинг страницы в сети Интернет.
В результате проведенной проверки выявлено, что по состоянию на 06.06.2019 нарушения, изложенные в предписании от 26.04.2019, не устранены, а именно не устранены нарушения пункта 1.1 статьи 92 Федерального закона N 208-ФЗ, пунктов 69.5, 71.4, 71.7 Положения, что в свою очередь свидетельствует о нарушении обществом пункта 7 статьи 44 Федерального закона N 39-ФЗ, пункта 1 статьи 11 Федерального закона N 46-ФЗ.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что административный орган доказал наличие в действиях (бездействии) общества признаков объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 1.5. КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Пунктом 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" предусмотрено, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 Кодекса. В пункте 16.1 указанного Постановления Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
По смыслу приведенных норм, с учетом предусмотренных статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации характеристик предпринимательской деятельности (осуществляется на свой риск), отсутствие вины юридического лица предполагает невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих.
Доказательств того, что обществом были приняты все зависящие от него меры, направленные на исполнение предписания, а также доказательств наличия у общества объективной невозможности исполнения законного предписания в установленный срок, в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах вина общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ, является установленной.
Таким образом, административным органом доказано наличие в действиях (бездействии) общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ.
Оспаривая постановление административного органа и решение суда первой инстанции, ЗАО "Новоселовское" ссылается на возможность применения положений о малозначительности.
В силу положений статьи 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (пункт 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
В пунктах 18, 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения; малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям; такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения; данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Таким образом, понятие малозначительности административного правонарушения является категорией оценочной и определяется судом в каждом конкретном случае с учетом выявленных обстоятельств. При этом оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
Правонарушение, предусмотренное частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ, является административным правонарушением с формальным составом, наступление общественно опасных (вредных) последствий для квалификации данного правонарушения значения не имеет.
В связи с чем, суд апелляционной инстанции отклоняет доводы общества о том, что совершенное правонарушение не повлекло существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям в рассматриваемом случае заключается в пренебрежительном отношении общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей. Объективных причин, не зависящих от общества, препятствовавших исполнению своих обязанностей, судом апелляционной инстанции не установлено.
Каких-либо исключительных обстоятельств, позволяющих признать правонарушение малозначительным, не установлено.
Срок привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.
В силу части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Исходя из части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Как следует из оспариваемого постановления, административным органом учтены конкретные обстоятельства совершенного правонарушения, а также финансовое и имущественное положение общества, в связи с чем административный орган счел возможным уменьшить обществу размер штрафа ниже низшего предела, установив его в размере 250 000 рублей.
Заявителем не приведено нормативного обоснования возможности снижения размера административного штрафа менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного частью 9 статьи 19.5 КоАП.
Апелляционный суд считает, что избранная мера наказания соответствует тяжести совершенного правонарушения и обусловлена достижением целей, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
В силу части 2 статьи 4.1.1 КоАП РФ административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.5 настоящего Кодекса.
Поскольку доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, то признаются апелляционным судом несостоятельными, в связи с чем не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения суда первой инстанции.
При изложенных обстоятельствах, судом апелляционной инстанции не установлено оснований для отмены решения суда первой инстанции и для удовлетворения апелляционной жалобы. Согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В данном случае судебные расходы по уплате государственной пошлины не подлежат распределению, поскольку в силу части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается. Следовательно, по данной категории спора государственная пошлина не уплачивается в целом по делу, в том числе при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "05" ноября 2019 года по делу N А33-26088/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Д.В. Юдин |
Судьи |
А.Н. Бабенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-26088/2019
Истец: ЗАО "Новоселовское"
Ответчик: Центральный банк Российской Федерации в лице Отделения по Красноярскому краю Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации