г. Саратов |
|
17 января 2020 г. |
Дело N А06-2423/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 января 2020 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,
судей Землянниковой В.В., Смирникова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Половниковой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской области и Волгоградской областям
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 30 сентября 2019 года по делу N А06-2423/2019 (судья Плеханова Г.А.)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Чистая среда" (ИНН 3015109373, ОГРН 1163025058217, 416130, Астраханская область, район Наримановский, с. Солянка, территория МСК, здание 1)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Астраханской области (414000, г. Астрахань, ул.Бакинская, д.113, ОГРН 1043000708695, ИНН 3015066698)
о признании незаконными действий, выраженных в проведении проверки, не относящейся к деятельности регионального оператора,
заинтересованные лица:
Астраханская межрайонная природоохранная прокуратура (414040, г. Астрахань, ул. Нечаева, 12)
Служба по тарифам Астраханской области (ОГРН 1053000020204, ИНН 3015068720, 414000, г. Астрахань, ул. Кирова, д. 19),
при участии в судебном заседании:
представителя Общества с ограниченной ответственностью "Чистая среда" - Андросовой В.Н., действующей на основании доверенности от 09.01.2020,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Астраханской области обратилось Общества с ограниченной ответственностью "Чистая среда" (далее - ООО "Чистая среда", Общество) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской области (далее - Управление Росприроднадзора по Астраханской области) о признании незаконными действий, выраженных в проведении проверки, не относящейся к деятельности регионального оператора (т.1, л.д. 37).
Решением от 30 сентября 2019 года Арбитражный суд Астраханской области признал действия Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Астраханской области по проведению проверки ООО "Чистая среда", не относящиеся к деятельности регионального оператора незаконными.
Кроме того, суд взыскал с Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Астраханской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Чистая среда" расходы по госпошлине в размере 3000 руб.
Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям не согласилось с решением суда первой инстанции, обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить требования заявителя.
Участники процесса, не явившиеся в судебное заседание, извещены о времени и месте его проведения надлежащим образом, явку представителей не обеспечили.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 12.12.2019, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 АПК РФ в случае неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в его отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Судом апелляционной инстанции установлено, что Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Астраханской области реорганизовано в форме преобразования на правопреемника - Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям (далее - Межрегиональное управление Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям), что подтверждается сведениями из Единого государственного реестра юридических лиц.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для замены заинтересованного лица - Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Астраханской области на Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя заявителя, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, согласно поручению заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.В. Гордеева от 01.11.2018 N АГ-П9-24пр Росприроднадзору РФ поручено провести выборочные надзорные мероприятия в отношении региональных операторов на предмет соответствия их деятельности природоохранному законодательству.
На основании поручения N АГ-П9-24пр отобрано 47 регионов для осуществления выборочного контроля в отношении региональных операторов.
Росприроднадзор РФ во исполнение поручения N АГ-П9-24пр письмом от 31.01.2019 N СР-10-02-31/3174 поручил территориальным органам Росприроднадзора представить в срок до 07.02.2019 акты проверок в отношении региональных операторов.
Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской области был издан приказ от 01.02.2019 N 63, которым утвержден перечень юридических лиц - региональных операторов по обращению с ТКО, находящихся на территории Астраханской области, и в отношении которых следует провести внеплановые выездные проверки (т. 1 л.д. 50-53).
На основании приказа Управления от 01.02.2019 N 63 Управлением Росприроднадзора по Астраханской области был издан Приказ от 01.02.2019 N 66 о проведении внеплановой выездной проверки в отношении юридического лица - ООО "Чистая среда" сроком с 04.02.2019 по 11.02.2019.
В период с 04.02.2019 по 11.02.2019 на основании приказов от 01.02.2019 N 66, от 04.02.2019 N 75 (с изменениями), от 06.02.2019 N 93 (с изменениями), от 07.02.2019 N 98 (с изменениями), от 07.02.2019 N 102 (с изменениями) Управлением в отношении ООО "Чистая среда" проведена внеплановая выездная проверка в отношении региональных операторов на предмет соответствия их деятельности природоохранному законодательству.
По результатам проверки Управлением составлен акт от 11.02.2019 N 7.
Полагая, что действия Управления, выраженные в проведении проверки, не относящейся к его деятельности как регионального оператора, не соответствуют положениям действующего законодательства и нарушают права и законные интересы заявителя, Общество обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 2 статьи 201 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
При этом в силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.
В соответствии с требованиями пункта 2 статьи 8.3, пункта 1 части 1 статьи 15 Федерального закона N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N294-ФЗ) проверочные мероприятия по контролю проводятся уполномоченными должностными лицами органа государственного контроля (надзора) в пределах своей компетенции.
В соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 400, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования, а также в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды, в том числе в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов) и государственной экологической экспертизы. Росприроднадзор осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона N 294-ФЗ, предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.
Основанием для проведения внеплановой проверки в силу пункта 3 части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ является приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Таким образом, в рассматриваемом случае подлежит установлению и доказыванию факт наличия поручения Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации либо требования прокурора, адресованных руководителю органа власти, обладающего контрольными полномочиями в соответствующей сфере деятельности, в которых явно и непротиворечиво выражено задание данному органу власти провести проверки определенных субъектов предпринимательской деятельности либо отдельных категорий таких субъектов в соответствии с определенными поручением критериями.
В соответствии с Методическими рекомендациями по реализации органами государственного контроля (надзора) Российской Федерации, органами государственного контроля (надзора) субъектов Российской Федерации и органами муниципального контроля мер, направленных на повышение результативности и эффективности осуществляемых ими в рамках контрольно-надзорной деятельности проверок, утвержденных протоколом заседания Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 09.06.2016 N 142 при проведении внеплановой проверки по поручениям Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации предмет такой проверки ограничен вопросами, изложенными в указанных поручениях.
Как следует из материалов дела, основанием для проведения в отношении общества внеплановой выездной проверки послужило поручение заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.В. Гордеева от 01.11.2018 N АГ-П9-24пр Росприроднадзору РФ провести выборочные надзорные мероприятия в отношении региональных операторов на предмет соответствия их деятельности природоохранному законодательству.
Как следует из материалов дела, ООО "Чистая среда" осуществляет два вида деятельности:
1. Общество в соответствии с соглашением об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Астраханской области (зона деятельности 2) от 06.02.2017, осуществляет деятельность регионального оператора на территории муниципального образования "ЗАТО Знаменск Астраханской области".
В связи с осуществлением данного вида деятельности обществом создано обособленное подразделение регионального оператора по адресу: г. Знаменск, ул.Ленина, 3.
2. Общество на основании лицензии N (30)-1903-СТ/П от 03.07.2018 осуществляет деятельность по захоронению о обезвреживанию твердых коммунальных отходов на территории Наримановского района Астраханской области (зона деятельности 1).
Согласно Постановлению Министерства ЖКХ Астраханской области от 23.09.2016 N 42-п виды деятельности юридических лиц в зонах деятельности строго регламентированы. Региональным оператором в зоне 1 является ООО ЭкоЦентр"; региональным оператором в зоне 2 является ООО "Чистая среда".
ООО "Чистая среда" в зоне 1 осуществляет вид деятельности - обезвреживание и захоронение (в брикетированном виде).
Между тем, согласно приказам Управления от 01.02.2019 N 66 (в ред. от 04.02.2019 N 75, от 06.02.2019 N 9, от 07.02.2019 N98, от 07.02.2019 N 102) в период с 04.02. - 11.02.2019 проведена внеплановая выездная проверка следующей деятельности Общества на предмет соблюдения требований природоохранного законодательства по местам осуществления деятельности:
- мусоросортировочный комплекс: Астраханская область, Наримановский р-н, в 3,7 км. севернее п. Тинаки, в 8,5 км. северо-западнее с. Солянка (далее - МСК).
- полигон: Астраханская область, Наримановский р-н, в 5 км; западнее с. Рассвет, в 10,5 км. южнее с. Волжское (далее - Полигон).
- ПВН, расположенная в Наримановском р-не Астраханской области.
Все указанные адреса относятся к зоне 1, где ООО "Чистая среда" не осуществляет деятельность регионального оператора.
При таких обстоятельствах, вывод суда о том, что Управление осуществило проверку иной коммерческой деятельности Общества, не связанной с исполнением функций регионального оператора, то есть за пределами предмета проверки, указанного в Поручении Правительства от 01.11.2018 N АГ-П9-24пр, что является нарушением требований пункта 3 статьи 15, подпункта 5 пункта 2 статьи 20 Закона N 294-ФЗ, то есть за пределами предмета проверки, указанного в Поручении Правительства от 01.11.2018 N АГ-П9-24пр, является правомерным.
Аналогичные выводы сделаны и в решении Астраханского областного суда от 04.10.2019 N 7-219/2019 в отношении спорной проверки.
Кроме того, суд первой инстанции так же обоснованно указал, что Управление уведомило Общество о проведении проверки менее чем за 24 часа до ее начала, что противоречит положениям Закона N 294-ФЗ, и является грубым нарушением законодательства при осуществлении контроля.
В части 2 статьи 20 Федерального закона N 294-ФЗ приведен исчерпывающий перечень грубых нарушений в действиях контролирующих (надзорных) органов, при установлении которых результаты проверки могут быть признаны недействительными.
Частью 2 названной статьи к грубым нарушениям отнесено неизвещение лица о предстоящем проведении проверки.
В соответствии с частью 16 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ о проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в пункте 2 части 2 настоящей статьи, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом, в том числе посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.
На основании Приказа Управления от 01.02.2019 N 63 Управлением Росприроднадзора по Астраханской области был издан Приказ от 01.02.2019 N 66 о проведении внеплановой выездной проверки в отношении юридического лица - ООО "Чистая среда" сроком с 04.02.2019 по 11.02.2019.
Данный приказ и письмо Управления от 01.02.2019 N 01-06/1019 (т. 1 л.д. 54-64) были направлены в адрес ООО "Чистая среда" 01.02.2019 в 18 час. 32 мин. по адресу электронной почты юридического лица - astrasreda@clean-rf.ru (т. 1 л.д. 65).
Исходя из информации, размещенной на сайте ООО "Чистая среда" график работы данной организации: понедельник - пятница - с 8-30 до 17-30.
01 февраля 2019 является пятницей, сообщение направлено в адрес лица, в отношении которого назначена проверка, по окончании рабочего времени, при этом проведение проверки назначено в период с 04.02.2019 (понедельник) по 11.02.2019.
При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что доказательств доставки адресату данного письма и его прочтения Обществом в понедельник - 04.02.2019 за 24 часа до начала проведения проверки, Управлением не представлено. Иным способом уведомление о предстоящей выездной внеплановой проверке в адрес Общества не направлялось.
Кроме того, судом апелляционной инстанции отмечается, что в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что уведомление о проведении внеплановой выездной проверки направлено в адрес Общества по электронной почте, посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.
Также, в Едином государственном реестре юридических лиц отсутствуют сведения об адресе электронной почты юридического лица - ООО "Чистая среда".
Довод Управления о том, что адрес электронной почты юридического лица, ранее был представлен ООО "Чистая среда" в орган государственного контроля (надзора), суд апелляционной инстанции также считает необоснованным, поскольку в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие указанные обстоятельства.
С учетом изложенного, а также учитывая, что иных доказательств своевременного уведомления Общества о проведении в отношении него соответствующей проверки в материалах дела не имеется и Управлением не представлено, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что Управлением не обеспечено соблюдение требования части 16 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ о порядке и сроке уведомления проверяемого лица о проведении в отношении него внеплановой проверки.
При таких обстоятельствах, правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Управления не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут служить основаниями для отмены принятого решения, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, а по существу сводятся к несогласию с оценкой доказательств и установленных обстоятельств по делу.
Судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции законным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 48, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
произвести замену Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской области на Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям.
Решение Арбитражного суда Астраханской области от 30 сентября 2019 года по делу N А06-2423/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий |
Ю.А. Комнатная |
Судьи |
В.В. Землянникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-2423/2019
Истец: ООО "Чистая среда"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Астраханской области
Третье лицо: АО Служба по тарифам, Астраханская межрайонная природоохранная прокуратура, Астраханская межрайонная природоохранная прокуратура Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры, Служба по тарифам Астраханской области