г. Пермь |
|
17 января 2020 г. |
Дело N А50-21449/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 января 2020 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борзенковой И. В.
судей Васевой Е.Е., Гуляковой Г.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кривощековой С.В.,
при участии:
от заявителя Администрации Кукуштанского сельского поселения (ОГРН 1085948002711, ИНН 5948035613) - Чернышева М.С. паспорт, по доверенности от 09.01.2020 N 2, диплом;
от заинтересованного лица Администрации Пермского муниципального района (ОГРН 1025902401910, ИНН 5948013200) - Титова Я.С. удостоверение, по доверенности от 30.12.2019 N 40, диплом;
от третьего лица Финансово-экономического управления администрации муниципального образования "Пермский муниципальный район" (ОГРН 1025902402130, ИНН 5948017117) - Титова Я.С. удостоверение, по доверенности от 09.01.2020 N 1, диплом;
от третьего лица Министерства финансов Пермского края (ОГРН 1035900070293, ИНН 5902290917) - Гаряева Н.Д. паспорт, по доверенности от 09.01.2020 N 1;
от третьего лица Правительства Пермского края в лице Аппарата Правительства Пермского края (ОГРН 1025900524980, ИНН 5902290709) - Гаряева Н.Д. паспорт, по доверенности от 16.01.2019 N СЭД-01-95-5;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя Администрации Кукуштанского сельского поселения
на решение Арбитражного суда Пермского края от 24 октября 2019 года
по делу N А50-21449/2019, принятое судьей Самаркиным В.В.,
по заявлению Администрации Кукуштанского сельского поселения (ОГРН 1085948002711, ИНН 5948035613)
к Администрации Пермского муниципального района (ОГРН 1025902401910, ИНН 5948013200)
о признании пунктов 1.4, 4 изменений, утвержденных постановлением администрации Пермского муниципального района от 01.04.2019 N 163, незаконными (с учетом уточнения заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации),
третьи лица: Финансово-экономическое управление администрации муниципального образования "Пермский муниципальный район" (ОГРН 1025902402130, ИНН 5948017117), Министерство финансов Пермского края (ОГРН 1035900070293, ИНН 5902290917), Правительство Пермского края в лице Аппарата Правительства Пермского края (ОГРН 1025900524980, ИНН 5902290709),
установил:
Администрация Кукуштанского сельского поселения (далее - заявитель, Администрация Кукуштанского поселения, Администрация поселения) обратилась в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Администрации Пермского муниципального района (далее - заинтересованное лицо, Администрации Пермского района, Администрация района) о признании незаконными пункта 1.4 полностью, пункта 4 в части дополнения раздела 5 типовой формы Соглашения пунктом 5.4, изменений, утвержденных постановлением администрации Пермского муниципального района от 01.04.2019 N 163.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 24 октября 2019 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование жалобы заявитель указывает на незаконность пунктов 1.4, 4 в оспариваемой части изменений, утвержденных постановлением администрации Пермского муниципального района от 01.04.2019 N 163, поскольку они противоречат Бюджетному кодексу Российской Федерации, вводят в качестве условий предоставления дотаций из бюджета Пермского муниципального района дополнительные обязанности Администрации поселения, не предусмотренные федеральным законодательством.
Администрацией района и Финансово-экономическим управлением администрации муниципального образования "Пермский муниципальный район" представлены письменные отзывы на апелляционную жалобу, в которых они возражают против доводов апелляционной жалобы, просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель Администрации района возражал против доводов апелляционной жалобы по доводам, изложенным в отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель третьего лица - Финансово-экономического управления администрации муниципального образования "Пермский муниципальный район", возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, решение без изменения.
Представитель третьего лица - Министерства финансов Пермского края и Правительства Пермского края в лице Аппарата Правительства Пермского края, возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, решение без изменения.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между заявителем и Администрацией Пермского муниципального района 31.01.2019 заключено Соглашение N 14 об условиях предоставления дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности из бюджета Пермского муниципального района бюджету Кукуштанского сельского поселения Пермского муниципального района (далее - Соглашение, Соглашение N 14).(л.д.134-136). Форма данного соглашения утверждена постановлением администрации Пермского муниципального района от 22.01.2019 года N24.
Постановлением администрации Пермского муниципального района от 01.04.2019 N 163 в указанное постановление N24 от 22.01.2019 внесены изменения( л.д.22-28).
Основанием для внесения данного постановления явилось вступление в силу постановления Правительства Пермского края от 07.03.2019 N 148-п, которым внесены изменения в постановление Правительства Пермского края от 16.03.2007 N 31-п "О заключении соглашений между Министерством финансов Пермского края и органами местного самоуправления муниципальных образований Пермского края", исходя из которых Перечень обязательств муниципальных образований Пермского края дополнен пунктами, содержащими обязательства по исполнению отраслевых "дорожных карт" по повышению эффективности бюджетной сети муниципальных учреждений, плана мероприятий ("дорожной карты") по централизации бюджетного (бухгалтерского), кадрового, налогового, статистического учета, планирования финансово-хозяйственной деятельности и составления отчетности в органах местного самоуправления, утверждены изменения, в том числе пункты 1.4, 4.
Полагая, что оспариваемые пункты постановления Администрации района N 163 от 01.04.2019 являются незаконными, нарушают права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, заявитель обратился в Арбитражный суд Пермского края с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований, исходил из того, что поскольку финансовая помощь из бюджета Пермского края предоставлена в рамках дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов поселений, администрация района определяет условия расходования поступивших в районный бюджет денежных средств в соответствии с условиями, определенными законодательством Пермского края и в рамках предоставленных бюджетным законодательством полномочий.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие). Вместе с тем заявитель в силу части 1 статьи 65 АПК РФ должен доказать факт нарушения его прав и законных интересов.
Согласно статье 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее также - БК РФ) бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах (далее - закон (решение) о бюджете), иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований, регулирующих правоотношения, указанные в статье 1 этого Кодекса.
Федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований, предусмотренные частью первой статьи 1 БК РФ, не могут противоречить БК РФ.
Исходя из пункта 4 статьи 3 БК РФ, органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом. В свою очередь, пунктом 5 статьи 3 БК РФ определено, что органы местного самоуправления принимают муниципальные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно статье 8 БК РФ к бюджетным полномочиям субъектов Российской Федерации относятся: - установление порядка представления в исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации утвержденных местных бюджетов, отчетов об исполнении местных бюджетов и иной бюджетной отчетности, установленной федеральными органами государственной власти; - установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации; - предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации.
На основании статьи 9 БК РФ к бюджетным полномочиям муниципальных образований относятся: - установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования; - определение порядка предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов, предоставление межбюджетных трансфертов из местных бюджетов; - иные бюджетные полномочия, отнесенные настоящим Кодексом к бюджетным полномочиям органов местного самоуправления.
Также в силу пункта 2 статьи 9 БК РФ к бюджетным полномочиям муниципальных районов помимо полномочий, перечисленных в пункте 1 статьи 9, относится установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального района бюджетам городских, сельских поселений, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального района бюджетам городских, сельских поселений.
Бюджетный кодекс определяет формы межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации, каждая из которых выступает предметом бюджетных контрольных правоотношений субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 135 Бюджетного кодекса межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются в форме: дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов); субсидий местным бюджетам; субвенций местным бюджетам и субвенций бюджетам автономных округов, входящих в состав краев, областей, для реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, передаваемых на основании договоров между органами государственной власти автономного округа и соответственно органами государственной власти края или области, заключенных в соответствии с законодательством Российской Федерации; субсидий федеральному бюджету из бюджетов субъектов Российской Федерации; иных межбюджетных трансфертов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации.
По смыслу ст. 135 Бюджетного кодекса, иные межбюджетные трансферты можно охарактеризовать как безвозмездную и безвозвратную форму предоставления бюджетных средств, поскольку из п. 4 ст. 41 Бюджетного кодекса следует, что к безвозмездным и безвозвратным перечислениям относятся перечисления в виде дотаций, субсидий и субвенций бюджетам других уровней бюджетной системы помимо тех, которые предусмотрены в порядке, закрепленном Бюджетным кодексом.
Согласно пункту 1 статьи 136 БК РФ определяющей основные условия предоставления межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации, межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам (за исключением субвенций) предоставляются при условии соблюдения соответствующими органами местного самоуправления бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 8 статьи 136 БК РФ в случае наделения органов местного самоуправления муниципальных районов (городских округов с внутригородским делением) полномочиями органов государственной власти субъектов Российской Федерации по расчету и предоставлению дотаций бюджетам поселений (внутригородских районов) межбюджетные трансферты за счет бюджетов субъектов Российской Федерации бюджетам городских, сельских поселений (внутригородских районов), за исключением субвенций, предоставляются при условии соблюдения соответствующими органами местного самоуправления городских, сельских поселений (внутригородских районов) основных условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам, предусмотренных настоящей статьей.
На основании статьи 137 БК РФ дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений (внутригородских районов) предусматриваются в бюджете субъекта Российской Федерации в целях выравнивания финансовых возможностей городских поселений (включая городские округа), сельских поселений, внутригородских районов по осуществлению органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения исходя из численности жителей и (или) бюджетной обеспеченности. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений (внутригородских районов) образуют региональный фонд финансовой поддержки поселений (внутригородских районов).
В пункте 2 статьи 137 БК РФ указано, что объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений утверждается законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год и плановый период и определяется исходя из необходимости достижения критериев выравнивания финансовых возможностей городских поселений (включая городские округа), сельских поселений, внутригородских районов по осуществлению органами местного самоуправления указанных муниципальных образований полномочий по решению вопросов местного значения, установленных законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год и плановый период.
Согласно пункту 3 вышеуказанной статьи размер дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений определяется для каждого городского поселения (включая городские округа), сельского поселения, внутригородского района субъекта РФ исходя из численности жителей городского поселения, сельского поселения, внутригородского района в расчете на одного жителя.
Право на получение указанной дотации имеют все городские поселения (включая городские округа), сельские поселения, внутригородские районы субъекта РФ, за исключением указанных в пункте 1 статьи 142.2 БК РФ.
Законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления муниципальных районов (городских округов с внутригородским делением) могут быть наделены полномочиями органов государственной власти субъектов Российской Федерации по расчету и предоставлению дотаций бюджетам городских, сельских поселений (внутригородских районов) за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (пункт 5 статьи 137 БК РФ).
Статьей 142 БК РФ установлены формы предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов, а статьей 142.1 БК РФ порядок предоставления дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений из бюджета муниципального района.
В соответствии с пунктом 5 части 17 раздела IV Положения N 376 предоставление дотации из районного фонда финансовой поддержки поселений на выравнивание бюджетной обеспеченности из бюджета Пермского муниципального района бюджету соответствующего сельского поселения осуществляется при условии заключения соглашения об условиях предоставления дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности из бюджета Пермского муниципального района бюджету соответствующего сельского поселения (далее - Соглашение), дополнительного соглашения к Соглашению.
Указанная форма соглашений носит типовой характер и применяется к поселениям, в отношении которых имеются основания для предоставления им дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности.
С администрацией Кукуштанского сельского поселения заключено данное соглашение от 31.01.2019 N 14.
Согласно пункту 9 части 17 раздела IV Положения N 376 Соглашение может быть изменено по соглашению сторон и (или) в соответствии с изменениями, внесенными в Постановление Правительства Пермского края от 16 марта 2007 г. N 31-п "О заключении соглашений между Министерством финансов Пермского края и органами местного самоуправления муниципальных образований Пермского края".
Постановлением Правительства Пермского края от 07.03.2019 N 148-п "О внесении изменений в Постановление Правительства Пермского края от 16 марта 2007 г. N 31-п "О заключении соглашений между Министерством финансов Пермского края и органами местного самоуправления муниципальных образований Пермского края" (далее - Постановление N 148-п) были внесены изменения в Постановление N 31-п, в связи с чем постановлением администрации Пермского муниципального района от 01.04.2019 N 163 "О внесении изменений в форму соглашения об условиях предоставления дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности из бюджета Пермского муниципального района бюджету соответствующего сельского поселения, утвержденную постановлением администрации Пермского муниципального района от 22.01.2019 N 24" форма Соглашения приведена в соответствие с Постановлением N 31-п (с учетом изменений от 07.03.2019).
Законом Пермского края от 01.10.2018 N 269-ПК "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов Пермского края государственными полномочиями по расчету и предоставлению дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений за счет средств бюджета Пермского края" Пермский муниципальный район наделен государственными полномочиями по расчету и предоставлению дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений за счет средств бюджета Пермского края.
Статьей 17 Закона Пермского края от 12.10.2007 N 111-П "О бюджетном процессе в Пермском крае" установлено, что стимулирование органов местного самоуправления к развитию экономического и налогового потенциала муниципальных образований и увеличению доходной базы местных бюджетов осуществляется путем установления условий предоставления дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности и иных дотаций из бюджета Пермского края бюджетам муниципальных образований Пермского края.
Муниципальные образования Пермского края, являющиеся получателями дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности и иных дотаций из бюджета Пермского края, заключают соглашения с Министерством финансов Пермского края об условиях предоставления дотации, которые предусматривают меры, направленные на стимулирование социально-экономического развития и оздоровление муниципальных финансов.
Условия, при которых заключаются данные соглашения, условия предоставления дотации, обязательства муниципальных образований Пермского края и меры ответственности за невыполнение указанных обязательств устанавливаются Правительством Пермского края.
Постановлением Правительства Пермского края от 07.03.2019 N 148-п внесены изменения в Постановление N 31-п, согласно которым Перечень обязательств муниципальных образований Пермского края дополнен пунктами следующего содержания:
-обеспечение работы в централизованных системах "Региональная информационная система мониторинга комплексного развития Пермского края (РИС МКР ПК)", "Региональная информационная система закупки Пермского края (РИС ЗАКУПКИ ПК)", "АЦК-Планирование", "АПК-Финансы", "Единая информационная система управления финансово-хозяйственной деятельностью организаций государственного сектора Пермского края (ЕИС УФХДПК)";
- исполнение отраслевых "дорожных карт" по повышению эффективности бюджетной сети муниципальных учреждений, плана мероприятий ("дорожной карты") по централизации бюджетного (бухгалтерского), кадрового, налогового, статистического учета, планирования финансово-хозяйственной деятельности и составления отчетности в органах местного самоуправления;
- заключение соглашений о предоставлении дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений или о социально-экономическом развитии поселений с органами местного самоуправления поселений, входящих в состав муниципального района.
Администрацией района в соответствии с условиями, определенными Постановлением Правительства Пермского края от 07.03.2019 N 148-п и в рамках предоставленных бюджетным законодательством полномочий тождественные условия об обязательствах поселений внесены постановлением Администрацией района в форму Соглашения на основании статьи 9 БК РФ, Положения N 376.
Вопреки доводам заявителя пункты 1.4, 4 изменений, утвержденных постановлением администрации Пермского муниципального района от 01.04.2019 N 163 не противоречат БК РФ, так как статья 136 БК содержит лишь основные условия предоставления межбюджетных трансфертов, которые могут дополняться субъекта РФ и органами муниципальных районов.
Следовательно, внесение изменений в пункты 1.4,4( подпункт 5.4) формы Соглашения не противоречит законодательству и само по себе не нарушает права заявителя.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, по сути, выражают несогласие с выводами суда, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Данные доводы, по существу, сводятся к переоценке установленных судом обстоятельств дела и подтверждающих данные обстоятельства доказательств. При этом фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Заявитель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины в доход федерального бюджета на основании 333.378 Налогового кодекса, в связи с чем, ее распределение судом не производится.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 24 октября 2019 года по делу N А50-21449/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
И.В.Борзенкова |
Судьи |
Е.Е.Васева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-21449/2019
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ КУКУШТАНСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ
Ответчик: Администрация Пермского муниципального района
Третье лицо: АППАРАТ ПРАВИТЕЛЬСТВА ПЕРМСКОГО КРАЯ, МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ ПЕРМСКОГО КРАЯ, ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ПЕРМСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН"
Хронология рассмотрения дела:
17.01.2020 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-18425/19